kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Февральская революция"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Февральская революция 1917 года».

 

Преподаватель: Новичкова Наталья Владимировна.(«Пензенский многопрофильный колледж»).

Дисциплина: История.

Возраст учащихся: 15-16 лет.

Тема: «Февральская революция 1917 года».

 

Цели урока:

 

Обучающая

  • создать у учащихся целостную картину событий Февральской революции;
  • выяснить причины падения монархии, объективные и субъективные факторы,  повлиявшие на февральские события в 1917 году,  последствия падения монархии (значение падения самодержавия), выявить случайность или закономерность падения самодержавия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Февральская революция" »

Тема урока: «Февральская революция 1917 года».


Преподаватель: Новичкова Наталья Владимировна.(«Пензенский многопрофильный колледж»).

Дисциплина: История.

Возраст учащихся: 15-16 лет.

Тема: «Февральская революция 1917 года».


Цели урока:


Обучающая

  • создать у учащихся целостную картину событий Февральской революции;

  • выяснить причины падения монархии, объективные и субъективные факторы, повлиявшие на февральские события в 1917 году, последствия падения монархии (значение падения самодержавия), выявить случайность или закономерность падения самодержавия


Развивающая:

  • Формирование навыков работы с источниками, установления причинно-следственных связей,

  • Формирование навыков изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога.

  • развить коммуникативные способности учащихся при общении в группах;

  • развить навыки самостоятельной работы в группах;

  • развитие исторического мышления

  • Формулирование собственной позиции учащихся по изучаемой проблеме.


Воспитательная:

  • воспитать чувство патриотизма и уважения к историческому прошлому нашей Родины


Основные понятия: альтернатива, Временное правительство, двоевластие, революция, самодержавие, советы, буржуазная республика.


Оборудование:

компьютер с проектором;

компьютерная презентация «Февральская революция в России.1917 год»;

раздаточный материал (документы, воспоминания современников);

термины на стендах;

учебник. История под ред. Самыгина (для ссузов).

карта « Первая мировая война»

док. Фильм «Российская империя», проект Л. Парфёнова.

Тип урока: комбинированный. План урока: I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. III. Изучение нового материала. 1. Определение причин революции. 2. Ход революции. Двоевластие.

3. Характер и итоги революции. IV. Подведение итогов. V . Домашнее задание.

.


Организация урока



Ход урока



Деятельность учителя


Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент









2.Проверка домашнего задания.
























3.Изучение нового материала.























































4.Подведение итогов урока.



















































6. Домашнее задание .

Вступительное слово учителя.

Ознакомление учащихся с целями урока, постановка проблемы :

«Февральские события – историческая закономерность, трагическая случайность?»





Вопросы:

-Россия в войне

-события 1 Мировой войны

-Отношения к войне разных политических сил

-Кризис власти в России

-Итоги войны для России

-Складывание революционной ситуации

Возможное содержание ответов:

Слабость и кризис самодержавной власти;

продовольственные трудности;

продолжение войны и невозможность её продолжать;

бездействие правительства;

революционные настроения в армии;

усиление национальных противоречий на окраинах России; нерешенный вопрос о земле;

тяжелое положение рабочих;

неудачи в Первой мировой войне;



1.Совместно формулируют причины революции.

1)нерешённый аграрный вопрос,

2)нерешённый рабочий вопрос,

3)нерешённый национальный вопрос,

4)кризис власти,

5)Первая мировая война.


2.Учитель излагает события 23 февраля – 3 марта 1917г. Одновременно высвечиваются в презентации.









3. Учащимся предлагается к изучению подборка исторических источников по данной теме, чтобы на основе изученного материала и источников сформировать собственную позицию по проблеме урока.




4.Просмотр фильма: события февраля и отречение Николая II от престола. Обсуждение манифеста об отречении.

Вопрос: Была ли у императора альтернатива 2 марта 1917 г? …



Вопросы по фильму:

-участники,

-новая власть,

-результат,

-характер революции,

-альтернативы будущего.













Учащимся предлагается назвать положительные и отрицательные результаты революции.

Вывод: Революции сами по себе не приходят. Революции совершают люди. Главный вопрос любой революции - вопрос о власти. И от того, в чьих руках она окажется, зависит будущее государства и народа. Либеральная власть в России, к сожалению, оказалась не способна обеспечить современную модернизацию управления, решить социально-экономические вопросы. Распространение радикальных взглядов в обществе крайне опасно . В истории мало примеров когда после революции наступают мирные дни. Для демократизации общества в любое время молодому поколению нужно иметь самостоятельное мышление, объективные оценки, не путать собственное мнение с общественными стереотипами. Необходимо поддерживать ту власть, которая способна сохранять стабильность в обществе.




1.Включаются в урок

Записи в тетради

Темы и плана.








2. Отвечают на вопросы. Анализируют. Формулируют на основе анализа вывод:Россия оказалась в ходе войны на грани национальной катастрофы. Революция была неизбежна.























3.Учащиесся обсуждают причины февральской революции , обосновывая свой выбор и записывают в тетрадь.

Работа с документами. Из воспоминаний члена I Думы, кадета Н.А. Бородина о событиях Февральской революции (на слайде).

Составляют таблицу: дата-событие.










Делают вывод: неожиданность и спонтанность революции для всех политических сил. Все слои населения выступали против войны и правительства. Победу определила поддержка армии.







Изложение и обоснование собственной позиции учащихся. Обсуждение документа.






Предполагаемые ответы:

-рабочие, буржуазия, солдаты и др. горожане, крестьяне.

-в России установлено двоевластие: Петроградский Совет и Временное правительство.

-Россия стала буржуазной республикой, т. к. правительство буржуазное, монархия свергнута.

-революция носила буржуазно-демократический характер (задачи буржуазного развития, движущая сила- народ).

-У России была возможность развиваться по буржуазному пути, но была возможность восстановления монархии.

Записывают в тетрадь.


Главными негативными результатами свержения Самодержавия Февральской революцией в России можно считать:

  1. Переход от эволюционного развития общества к развитию по революционному пути, что неизбежно привело к росту числа насильственных преступлений против личности и посягательств на права собственности в обществе.

  2. Существенное ослабление армии (в результате революционной агитации в армии и Приказу номер 1), падение её боеспособности и как следствие её малоэффективная дальнейшая борьба на фронтах Первой мировой войны.

  3. Дестабилизация общества, приведшая к глубокому расколу существовавшего гражданского общества в России. В результате произошло резкое усиление классовых противоречий в обществе, нарастание которых в течение 1917 года привели к переходу власти в руки радикальных сил, что в конечном итоге привело к Гражданской войне в России.

Положительные результаты падения самодержавия

Главным положительным результатом свержения Самодержавия Февральской революцией в России можно считать кратковременную консолидацию общества вследствие принятия ряда демократических законодательных актов и реальный шанс для общества на основе этой консолидации разрешить многие застарелые противоречия общественного развития страны. Однако, как показали дальнейшие события, приведшие в конечном итоге к кровопролитной гражданской войне, лидеры страны, пришедшие к власти в результате февральской революции, не смогли воспользоваться этими реальными, хотя и крайне малыми (с учетом нахождения России в тот момент в состоянии войны) шансами на это.





Материалы к уроку.


Начало революции оказалось довольно неожиданным даже д ля тех , кто ее готовил или искренне желал ,не говоря уже о других слоях общества

22 февраля 1917 г. Николай II отправился в Ставку. Дорога до Могилева заняла чуть более суток и всюду царский поезд торжественно приветствовали толпы народа .

А в столице тем временем события приобретали необычайный характер. Отмечая международный женский день 23 февраля (8 марта)тысячи работниц предприятий выборгской стороны на митингах призыва ли трудящихся города объявить забастовку против непрекращающихся перебоев в снабжении хлебом и против дороговизны. Политические требования пока не выдвигались. К забастовке присоединились в этот день рабочие заводов и фабрик Петроградской стороны и васильевского острова.(129 тыс чел, 49 предприятий). В демонстрациях принимали участие кое-где представители соц. Партий и групп – эсеры, анархисты. В ряде мест были разгромлены магазины, перевернуты трамваи.. Для разгона митингующих казаки и полиция оружие не применяли, а демонстранты агитировали солдат, были случаи разоружения полиции.

23 февраля рабочие сумев преодолеть, кордоны заграждения устремились в центр города

Дума заседала с 14 февраля . Депутаты критиковали правительство, требовали от него решительных мер по улучшению снабжения населения продовольствием , предлагали привлечь к этому делу самих рабочих . К исходу 23 февраля центр Петрограда очищен от демонстрантов . Командующий Петроградским военным округом генерал Хабалов обнародовал воззвание к жителям города, где говорилось , что хлеба в в столице достаточно и оснований для беспокойства нет .

Власти полагали , что ситуация полностью под их контролем. Даже самые радикальные революционеры придерживались выжидательной тактики . Развитие событий зависело от массовости выступлений рабочих , методов их борьбы на улицах , и только во вторую очередь от умения политиков овладеть стихией народного возмущения.

24 февраля . Войска оцепили центр города . К бастующим присоединялись новые заводы и фабрики, студенты . Восставшие все же сумели выйти к Невскому проспекту . Правительство бездействовало .

25 февраля . Царь передает в Петроград приказ «Завтра же прекратить в столице беспорядки , недопустимые в тяжелое время войны против Германии и Австрии.» , что означало разрешение на применение оружия и кавалерии .

26 февраля . Войска заняли центр города и подступы к нему. Повсюду объявления , запрещавшие уличные шествия и собрания . Демонстрантов было меньше , но среди них студенты , гимназисты , служащие . Лозунги : «Долой войну! Долой царя! Хлеба и мира!» Первые выстрелы . Первые жертвы . Социалистические партии на совместном заседании решили в случае необходимости быть готовыми к вооруженному восстанию и созданию Временного революционного правительства . Тогда же решили воссоздать Совет рабочих депутатов как центр сопротивления власти . Царь издает указ о роспуске Думы.

27 февраля . Переломный день . Восстание Петроградского гарнизона: утром 25 тыс. солдат , к вечеру – 70 тыс - более половины Петрогр.Гарнизона. ( Выбит кадровый состав гарнизона, многие с фронта, многие новобранцы не желающие идти на фронт) Солдаты громили полицейские участки, грабили магазины, склады, арсеналы с оружием, штурмом был взят дом предварительного заключения и здание окружного суда. Из тюрем выпустили заключенных . среди которых единицы революционеров, но немало уголовников.

Приказы Хабалова не выполнялись.

Лозунги «Долой самодержавие! Да здравствует демократическая республика!»

Восставшие пришли к Таврическому дворцу. По предложению социалистов сформирован Временный исполком Совета рабочих депутатов (все радикально настроенные Чхеидзе, Керенский , Скобелев и т.д.) .

Дума не желает распускаться и создает «Временный комитет членов Государственной Думы для водворения порядка в столице и сношения с лицами и учреждениями» (Родзянко – во главе, Милюков, Шульгин, Львов и др.+ Чхеидзе и Керенский от революционеров) .

Царь заменил Хабалова Ивановым .

28 февраля . Восставшие солдаты полностью овладели столицей . Царское правительство ушло в отставку. Ряд министров арестован. Протопопов (председатель правительства добровольно явился в Таврический дворец и сдался первому встречному солдату со словами « Я – Протопопов » . Родзянко постоянно на связи со Ставкой , главнокомандующими флотами и фронтами , информирует их . Алексеев склоняется к поддержке революции . Царь выезжает в столицу .

1 марта . Царь находится в Пскове . Алексеев телеграфирует ему о необходимости ему о необходимости создания ответственного перед Думой правительства , Главком Северного флота Рузский поддерживает требования , ссылаясь на мнения других гавкомов фронтов . Царь согласился.

Ночь с 1 на 2 марта в Петрограде достигнута договоренность между Временным комитетом Государственной Думы и Петросоветом об образовании Временного правительства во главе с председателем Земского союза кн. Г.Львовым.

В это же время между ген.Рузским и Родзянко по прямому проводу состоялся разговор с передачей его сути в Ставку ген.Алексееву. Алексеев посчитал , что пришло его время действовать – добиться отречения от императора . по своей инициативе он связался с командующими всех фронтов и флотов ,

Чтобы Заручиться их поддержкой, чтобы сподручнее оказывать давление на Государя . Все военочальники согласились на отречение Николая 11 в пользу цесаревича . По воспоминаниям генерала Савича Николай 11 молча ознакомился с телеграммами, выслушал мнение собравшихся генералов Рузского, Савича , Данилова , сказал « Я решился, я отказываюсь от престола» . В это время прибыли думские эмиссары Гучков и Шульгин . На встрече с ними 2 марта Н11.заявил , что будет отрекаться в пользу брата Михаила . По просьбе Гучкова назначил главой правительства князя Львова , главкомом вел. кн .Ник. Ник.

С этого момента закончился царский путь Николая Второго, началось его мученическое восхождение на Голгофу.

1 марта Вел.кн. Кирилл Владимирович привел в Думу состоявший под его командованием Гвардейский экипаж, кот. Должен был охранять царскую резиденцию, семью. Решался вопрос о власти! После Алексея и Михаила он был следующим претендентом на трон.!!!

Вел.кн . Николай Михайлович поливал грязью царя и особо царицу, а революцию воспринял с восторгом. Уверял фр. Посла , что падение самодержавия обеспечило величие и спасение России, чем несказанно удивил того.

3 марта . Делегация : Львов , Родзянко , Керенский , Некрасов , Терещенко , Ефремов , Гучков , Шульгин уговорили вел.кн.Михаила передать власть Учредительному собранию . События 3 марта фактически упразднили монархию в России , поскольку никто из династии не мог претендовать на трон в обход Михаила , передавшего власть Временному Правительству.

Невероятные амбиции и самоуверенность бывших лидеров оппозиции сменились растерянностью и беспомощностью в практических делах .

Анекдот советского времени.

1917г. Старая графиня слышит за окнами шум и просит посмотреть служанку, что там происходит на улице:

- Революция,- отвечает та.

- Революция!- воскликнула графиня.- Это прекрасно, мой дед декабрист мечтал о революции.

Душечка, а что они хотят?

- Хотят, чтобы не было богатых.

Странно. А мой дед хотел, чтобы не было бедных.

Задание 4. В чем заключается ирония анекдота?

. Работа с документами.

5. Из показаний последнего царского министра внутренних дел А.Д. Протопопова Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства (о положении в стране в конце 1916 г. – начале 1917 г.)

Финансы расстроены. Товарообмен нарушен… Пути сообщения в полном расстройстве, что чрезвычайно осложнило экономическое и военное положение. Двоевластие (Ставка и министерство) на железных дорогах привело к ужасающим беспорядкам… Поборы обезлюдели деревни, остановили землеобрабатывающую промышленность; ощутился громадный недостаток рабочей силы… Города голодали, торговля была задавлена, постоянно под страхом реквизиций… Искусство, литература, ученый труд были под гнетом; рабочих превратили в солдат, солдат в рабочих. Армия устала, недостатки понизили ее дух.

6. Из воспоминаний члена I Думы, кадета Н.А. Бородина о событиях Февральской революции

Нелепые распоряжения городских властей по части снабжения столичного населения пищевыми продуктами и их нехватка послужили первым толчком к резкому недовольству столичного населения, которое начало устраивать демонстрации на улицах. Попробовали его усмирить полицией и солдатами петроградского гарнизона; но оказалось, солдаты неохотно исполняли приказания начальства стрелять в голодную толпу, и в отдельных случаях (казаки) они стали на сторону демонстрантов против полиции. Это дало толчок к тому, чтобы толпа горожан и фабричных рабочих начала громить полицейские участки и избивать полицейских. Один из полков открыто перешел на сторону восставшего народа, и столица очутилась в руках революционной толпы и присоединившихся к ней воинских частей, которые двинулись к Таврическому дворцу, где заседала Государственная дума, и заявили о своей верности Думе. Последняя, таким образом, в силу сложившихся обстоятельств сделалась революционным центром, а председатель Думы – М.В. Родзянко, вероятно, никогда не мечтавший о такой роли, повел переговоры с царем сначала о необходимости образовать новое правительство, ответственное перед Государственной думой, а потом благословил Шульгина и Гучкова ехать в качестве депутатов к царю с требованием его отречения, которое царь и подписал в вагоне, не доезжая до своей столицы. Мартовские события в Петрограде развивались с такой быстротой, что трудно было за ними следить.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ

1. Прокомментируйте текст документа 6. Какие события явились началом Февральской революции? Подумайте, было ли неизбежным в сложившейся в стране ситуации падение самодержавия? Каковы глубинные причины революции? Отвечая на вопросы, используйте также документ 5.

Список использованной литературы:

  1. Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров История России XX-XXI века. М.»Русское слово» 2007г.

  2. В.Соловьев История России. М.Белый город.2003г.

  3. Школьная энциклопедия. История России XX век. М.»Олма- Пресс Образование, 2003г.

  4. А.П.Ненароков.1917г. Краткая история, документы, фотографии.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Февральская революция"

Автор: Новичкова Наталья Владимировна

Дата: 25.12.2014

Номер свидетельства: 147761

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Сергей Есенин. Жизнь и творчество "
    ["seo_title"] => string(39) "sierghiei-iesienin-zhizn-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "181526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425368120"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства