Закрепление знаний учащихся об общих закономерностях складывания государственности у народов Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности;
формирований представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Закрепление знаний учащихся об общих закономерностях складывания государственности у народов Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности;
формирований представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;
Задачи урока
развитие восприятия, внимания, расширение кругозора;
формирований представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;
развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию;
развитие интереса к истории, мотивации к учению;
формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты;
Воспитывать уважение к традициям и культуре народов Индии;
учебник: Т.Тулебаев, Р.Кусаинова "История Древнего мира". Алматы «Атамура», 2006 г., Политическая карта мира
компьютер, интер.доска, презентация,
схемы "Индия" для каждого ученика (формат А4, на другой стороне - контурная карта) и на доске;
таблички с надписями "Индостан", "Инд", "Ганг", "Гималаи", "Земледелие",
картинки с изображением тигра, пантеры, обезьяны, змеи, слона, коровы, ячменя, пшеницы, хлопчатника, риса, чая, сахарного тростника, перца;
сахара, чая, пряностей, хлопчатник, рис; тексты для ролевой игры;
раздаточный материал: пакетики с символами Индии для каждого ученика: пряности, вата, сахар, рис, чай, к пакетику прикреплена табличка с изображение слона и с текстом домашнего задания.
Предполагаемый результат:
Освоение программного материала по теме "Древний Индостан" учащимися класса.
Расширение кругозора.
Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Ход урока
1. Организационный этап.(2мин)
2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.(6мин)
3. Изучение новой темы: (Слайд №1-Название темы и эпиграф)(7МИН)
План урока: (Слайд №2-План урока)
Природные условия Индии;
Древнейшие города;
Образование Индийского государства;
Хозяйство Древней Индии.
Социальные отношения. Кастовая система.
4. Рефлексия. Подведение итогов
5. Объяснение домашнего задания
1.Организационный этап.(2мин)
Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется... Впрочем, что это за страна - вы назовете мне сами после подсказки.
(Исполнение индийского танца или инд.музыка).
Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают: "Индия").
2.Подготовка к активному усвоению новых знаний .(3мин)
Учитель: Тема нашего урока " Древний Индостан".(Презентация - слайд №1 ). Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
(Дети сами высказывают предположения: "Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии").
Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы: (Презентация - Слайд № 2)
Природные условия Индии
Древнейшие города;
Образование Индийского государства;
Хозяйство Древней Индии.
Социальное отношения. Кастовую систему
Разбирая эти вопросы, мы будем работать с картой, с историческим документом. По ходу изучения темы вам предстоит заполнить схему. Эта схема у каждого из вас лежит на парте. В тетрадях писать мы с вами не будем, а будем работать только на этих листах. Потом вы их свернете пополам и вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо точек необходимо вставить пропущенные слова. Задание понятно? Есть вопросы? Итак, но прежде тем, чтобы перейти к новой теме, мы с вами повторим темы прошедших уроков.
разминка.(3 мин)
1. жилище богов (храм)
2. человек, который потерял свободу и не имеет никаких прав (раб)
3. рассказы о богах и героях (мифы)
4. знатный человек в Египте (вельможа)
5. древнеегипетская гробница (пирамида)
6. значки для письма в Египте и Китае (иероглифы)
7. служители бога (жрецы)
8. значки для письма в Двуречья (клинопись)
9. правитель Египта (фараон)
10. Самая высокая пирамида в Древнем Египте (Хеопс)
3.Изучение новой темы:(5мин)
Работа в группах по маршрутным листам, там написаны задания для каждой группы. Для подготовки 7 мин, время пошло.
Учитель: Запишите тему урока. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, для исследования полуострова Индостана пятью группами и мои помощники.(Девочки раздают карточки-задания).Но сначала посмотрим слайды. (реки,горы.природа.и т.д.)
Для работы нам необходима карта. Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте.(слайд № 3) Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия?
Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. (слайд № 4). Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.
Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, (Дети отвечают: Гималаи). (Презентация, слайд №5)
Учитель: Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Как она называется? (Джомолунгма -"поднебесное жилище богов"). Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. (Презентация, слайд №6).
"Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний :, другой - летний:"
Учитель: Дожди В Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями. (Презентация, слайд №7).
Учитель: Джунгли не похожи на леса Казахстана, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии? (Ребята сами предлагают ответ: дерево для постройки жилья и костра, фрукты, ягоды и орехи, лекарственные травы).
Учитель: Человек, попавший в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность:(Презентация, слайд №8). Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон. (Презентация, слайд №9). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. (Презентация, слайд №10
Возвращение с путешествии. Ответы учащихся по заданиям. (3мин каждой команде).
Физминутка: (2мин)
Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
Игра "Чудесный сундучок": В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Учитель приглашает желающих учеников отгадать, что находится в сундучке. Ученик должен с закрытыми глазами отгадать на ощупь, по вкусу, по запаху, что ему предлагается. (В процессе отгадывания на экране меняются слайды: (Презентация, № ).
Учитель: Царица удивилась всем этим диковинкам. Она одарила путешественников подарками.
Поклон. Аплодисменты.
4.Закрепление. (5мин).
1.Учитель: Ребята, у вас для того НЕМНОГО ВРЕМЕНИ, чтобы вы успели завершить работу со схемой. (Работа со схемой слайд №11).
В истории знай даты и года.
И помни: ты без карты никуда.
- Покажите на карте Индию. Где она расположена? (индия расположена на юге Азии).
- Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан).
- Найдите и покажите реки, которые протекают в индии. (Инд, Ганг).
- Где берут начало эти реки? (Они берут начало в Гималаях).
- Итак, что же такое касты, как они появились и для чего?
2. Попытайтесь теперь с этими словами составить пятистишье про Индию
3. Заполните таблицу:
Название касты
Что имели?
Чем занимались?
Какие права имели?
Жрецы (брахманы)
Знатные воины (кшатрии)
Земледельцы (вайшьи)
Слуги (шудры)»неприкасаемые»
Заполнение схемы на доске - прикрепление табличек с надписями: "Индостан", "Инд", "Ганг", "Гималаи", "Земледелие", картинок с изображением тигра, пантеры, обезьяны, змеи, слона, коровы, ячменя, пшеницы, хлопчатника, риса, чая, сахарного тростника, перца.
5. Рефлексия. (2мин).
Учитель: (Презентация, слайд №12 ) и поставим оценки друг другу. Поднимите руку, кто получил "5", кто "4"? А есть "3"? Молодцы, все сегодня поработали хорошо. Оценочные листы сдаем.6
6. Объяснение домашнего задания.(1мин)
Домашнее задание: Параграф 18, Знать содержание текста. Приготовить доп. Материал на тему: Культура и религия в Индии. изображением слона и написано для вас домашнее задание.