kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Древнейший Рим (конспект урока)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок  предполагает расширить представление учащихся о Древнем Риме, а также изучение нового материала по истории "города на семи холмах". Осуществляется он посредством работы в группах, использования информации из учебника, дополнительного материала, просмотра видеоматериалла и наглядного подтверждения слайдами. В материале содержится так же такая интересная история, как легенда об основании Рима. Несомненно, ученики будут усидчивы и любопытны при изучении данного материала с использованием наглядного пособия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Древнейший Рим (конспект урока) »

Тема: Древнейший Рим.

Цель: формирование у обучающихся представления о местоположении и природных условиях Италии, образе жизни римлян.

Задачи:

Образовательные:

- характеризовать устройство римского общества, управлением в Древнем Риме.

Развивающие:

- продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией);

-раскрыть черты общественно-политического устройства

Воспитательные:

- способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

-познакомить с особенностями географическим положением Италии.

- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

- продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.


Тип урока: урок – исследование.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД ТОУУ

1.Актуализация знаний.

Здравствуйте ребята!

Мы сегодня будем выбирать сенаторов, а вот кто они такие и кто ими может стать, мы узнаем в течение урока. За ответы на уроке я буду давать жетончики и вам, конечно, нужно постараться получить их как можно больше.

Смотрим на экран: перед вами будут появляться исторические памятники, предметы вы должны вспомнить, в какой стране мы с ними познакомились. И после ответа -показать на карте.

(Египет, Двуречье, Вавилон, Финикия, Палестина, Ассирия, Персия, Лидия, Мидия, Индия, Китай, Греция (Афины, Спарта), Македония).


Предметные: (знания, умения, представления)

-овладение целостными представлениями об историческом пути народов человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.


Личностные:

- работать в группах, эффективно взаимодействовать с одноклассниками, брать на себя инициативу в организации совместного действия.

- выступать перед одноклассниками, представляя результаты своей познавательной и творческой деятельности

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

- способствовать определению собственной позиции в современном обществе;

- формирование уважительного отношения к другому народу, его культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям;

- готовность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания.

Метапредметные (познавательные, регулятивные,

коммуникативные УУД)

- владение умения работать с учебной и внешкольной информацией: анализировать и обобщать факты;

-формулировать и обосновывать выводы; использовать современные источники информации.


Регулятивные УУД:

- умение определять цель деятельности на уроке ( собственная целевая установка);

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;

- умение оценивать свои учебные действия



2.Формулирование темы и целей урока

Сегодня мы начинаем изучать историю еще одной удивительной страны.

На слайде вы видите факты из истории этой страны, фотографии видов природы.

Вы правы! Это Древний Рим. Попробуйте угадать, что это за страна?

Ребята, слышали, знаете ли вы что-нибудь об этой стране?

В наши дни мы с вами тоже встречаем название «Рим». Что сегодня оно означает? (столица государства Италия).

А в древности Рим был не только название города, но и государством, историю которого мы начинаем изучать.

С чего мы начинаем знакомство с историей нового для нас государства и народа?

План урока:

1.Географическое положение и природно-климатические условия Рима

2. Занятия жителей
3. Легенда о возникновении Рима

4. Город на семи холмах

5. Государственное управление Древнейшего Рима

Согласно вот этому плану мы будем с вами путешествовать по Древнему Риму.

Познакомимся с ними. (на слайде сравнительные картинки Рима и Греции)

- Что вас удивило?

- Какой вопрос у вас возникает?

.Этот вопрос и будет являться нашей проблемой:

Древнеримская цивилизация – копия древнегреческой или особая цивилизация.

Поднимите руки те, кто согласен с 1 или 2 точкой зрения

Какие гипотезы- утверждение вы бы выдвинули в сявязи с решением данной проблемы?

- о схожести цвз или

- различии древнеримской и древнегреческой цивилизаций

Итак, у нас есть гипотезы:

1.Римская цвз имеет сходство с др. Греч.

2.Римс. цвз отличается от Греческой.

Теперь нам необходимо проверить верность наших предположений.

На какие известные нам знания о цивилизациях, мы можем опереться? ( На знание признаков цивилизации.)

3. Открытие новых знаний

Проводить исследование признаков цвз мы будем в группам. Древний мир богат огромным количеством легенд и сказаний. И Рим не исключение, давайте вместе с Вами узнаем как, по легенде был основан Рим. (просмотр видеоролика)

Перед вами “Легенда об основании Рима. (Приложение 1), но она с ошибками, ее составлял пятиклассник, и он перепутал факты.(работа в парах), та пара которая быстро и правильно справится с заданием получит жетоны.

Молодцы, с заданием справились. Мы выяснили, что Ромул основал город, он же и стал первым римским царем. И произошло это в 753 году до нашей эры.  Город был основан на холме Палантин, вскоре он раскинулся на семи холмах. 

Задание : Каждой группе предлагаются источники, в которых идет речь об одном из признаков цивилизации.

1 группа – географы (географическое положение и природно-климатические условия Италии) Приложение 2.

2 группа – социологи (народы, населяющие Апеннинский полуостров) Приложение 3.

3 группа – политологи (управление в Древнем Риме) Приложение 4.

4 группа – археологи (Город на семи холмах) Приложение 5.

На работу отводиться 7 минут. Распределите обязанности в группе так, чтобы уложиться в отведенное время.

Наше сегодняшнее исследование подходит к концу.

(Физкультминутка)

Но прежде чем перейти к итогам исследования, давайте научимся приветствовать друг друга, как это делали древние римляне, Они поднимали руку с раскрытой ладонью и говорили: salve, bonum mane, te saluto, vos saluto

Вернемся к нашей гипотезе (гипотезам). Какой вывод о ее верности вы можете сделать?

-Какая из гипотез верна?

У нас нет необходимой информации еще по трем признакам цивилизации.

Но уже по тому, что у нас есть, мы видим, что древнеримская цивилизация не является копией древнегреческой.

- все географические преимущества страны, создавали условия для усиления страны

- образование государства; зарождение религии)

- строительство городов

- деление общества на группы.

На следующем уроке мы продолжим наше исследование по остальным трем признакам цивилизации, чтобы уточнить наши выводы.

4. Рефлексия

-Комфортно ли было работать?

-Какую цель ставили в начале урока?

- достигли ее?

-где могут пригодиться знания?

- Кому было трудно и почему?

. Игра «Верю», «Не верю»:

1.Лация-древняя область Италии (+)

2. На территории Апеннинского п-ва суровый, холодный климат (-)

3. «Италия переводится, как страна телят» (+)

4. Ромул и Рэм,согласно мифу – сыновья бога Марса (+)

5.Рим возник на холмах(+)

6.757г. до н.э.- основание Рима(-)(753)


В течении урока, за правильный ответ, вы получали жетончики, посчитайте ко-во жетончиков. Те у кого 5 жетонов получают оценку – «5», 4 жетона – «4».


Тот у кого наибольшее кол-во жетонов, тот и является сенатором.



5. Домашнее задание

1.Изучить материал параграфа 45.

2.Выучить новые слова.

3.Ответить на вопросы после параграфа

4. Для любознательных: реши задачу: Почему Эллада основала много колоний за морем, а города- государства Италии почти не имели заморских колоний ?















Приложение.



Легенда об основании Рима.


Древняя легенда связывает начало римской истории с потомками троянского героя Одиссея. Одним из латинских городов правил царь Навуходоносор. У него была дочь Клеопатра. Злой брат Сет сверг Навуходоносора, а его дочь заставил стать весталкой. Она в течение 30 лет не должна была вступать в брак и заводить детей. Но случилось так, что Клеопатра родила двух прекрасных близнецов, дочь и сына. Встревожено шумит Альба-Лонга весталка родила близнецов, она клянется, что их отец – бог Марс.

“Лжет и смерти не избежит! - вскричал Навуходоносор вне себя от гнева. – Эй, слуги! В волнах Нила утопите близнецов, а племянницу отправьте в путешествие”. Нил в это время разлился, чавкала вода под ногами, вязли сандалии в трясине. Нерадивые слуги бросили корзину на мелководье и возвратились домой. Корзина не утонула. На жалобный крик прибежала собака, она согрела близнецов своим телом и накормила их своим молоком. В тот же день близнецов нашел пастух, принес их домой. Пастух и его жена назвали детей Афина и Марс. Когда дети выросли, то, следуя божественному предопределению, решили основать новый город. Поссорившись с братом, убила его и назвала город своим именем. Так в 776 году был основан город Афины.




1 группа – географы

(географическое положение и природно-климатические условия Италии)


(работа с картой, в учебниках стр.116 (природа Италии) и доп. Материалом.

Природные условия Италии.Еще в глубокой древности за обилие пастбищ греки называли Аппенинский полуостров Италией - Страной телят. Удобных гаваней и прибрежных островов в Италии немного. На востоке береговая линия вообще мало изрезана и изобилует отмелями. Вдоль берега там тянется намывная полоса, так что корабли вынуждены бросать якорь на большом удалении от суши. Удобные для мореплавания бухты есть на юге полуострова. Западное побережье, напротив, имеет много глубоких бухт. Именно там были основаны самые крупные на полуострове города. Италия - страна, где покрытые лесами горы перемежаются с обширными равнинами, по которым течет множество рек. Горные цепи не создавали на полуострове замкнутых областей. Климат в Италии мягкий: суровые зимы крайне редки, а летом температура поднимается до 30 градусов. Необычайно богатой была в древности растительность полуострова. Склоны гор покрывали хвойные дер6евья, а в горных долинах их сменяли лиственные породы. Италия - страна древних земледельчиских культур.

-На каком полуострове расположен Рим?

-На что похож Апеннинский п-ов?

-Какие реки протекают на Аппенинском полуострове?

-На берегу какой реки на основан РИМ?

-Какие горы защищают п-ов с севера, отделяя его от материковой части Европы

-Какие моря его омывают?

-Назовите 3 крупных острова рядом с Италией

-Какой климат в Италии?

-Рельеф местности?

-Растительность.

- Способствовало ли мореплаванию очертание побережья?

- Каким занятиям благоприятствовали природные условия?


Ответ на проблемное задание ( наличие 1 признака цивилизации) - все географические преимущества страны, создавали условия для усиления страны?








2.Группа - социологи


Народы, населяющие Апеннинский полуостров


До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апенинском полуострове создали этруски.

До сих пор ученые не разгадали тайну их происхождения и исчезновения. Предполагают, что этруски пришли из Малой Азии в начале 1 тысячелетия до н. э. Сохранившиеся этрусские надписи свидетельствуют, что они пользовались греческим алфавитом. Однако их язык до конца не расшифрован.
Этруски были прекрасными земледельцами, но еще больше они славились как отважные и опытные мореплаватели Их корабли бороздили воды Средиземного моря, они торговали с Египтом, Финикией, Грецией, городами Пиренейского полуострова. Этрусские пираты наводили страх на все Средиземноморье. В греческом мифе повествуется, что однажды тирренские (этрусские) разбойники рискнули похитить даже бога Диониса. Захваченных людей продавали в рабство.
Этруски владели искусством обработки железа, бронзы, драгоценных металлов. Они построили много городов, окруженных мощными стенами и башнями. При закладке города этруски вспахивали плугом, запряженным белой коровой и белым быком, борозду вокруг того места, которое предназначалось для заселения.
Городами этрусков правили цари. Этрусские аристократы во главе вооруженных отрядов совершали набеги на соседние земли. Победы над врагами отмечали специальными торжествами - триумфами.
Но уже к VIII веку до н.э. на территории Апеннинского полуострова проживало достаточно много племен разных народов.

Чем же занималось население?

- Что выращивали римляне?

- Каких животных разводили?

 - Что же представляли собой дома римлян

- Что находилось возле каждого дома?

-занимались ли римляне ремеслом?

-чем еще не брезговали заниматься римляне?

- выписать в тетрадь названия племен населяющих Апеннинский полуостров
- Какое из племен занимало большую территорию?

- Какое племя заселяло территорию близ города Рима?



Сделать вывод: какой признак цивилизации вы определили?
















3.Группа – археологи.


Город на семи холмах


Прочитать пункт 2 параграфа 45 на стр. 118.


Римские холмы: Палатин; Авентин; Капитолий; Целий; Виминал; Квиринал; Эсквилин.

Год основания ст. павловская – 1822 год


1.Научное обоснование :Задание: подтвердите конкретными фактами легенду об основании на левом берегу Тибра города Рима.

2.Работа с Лентой времени (давайте проведем минутку математики.)
Дана задача. Условия задачи таковы: Сейчас 2015год. Рим основан в 753 году до н. э.
ст. Павловская была основана в 1822г..
По ленте времени надо ответить на три вопроса:

Сколько лет сейчас Риму?

Скольколет ст. Павловской?

На сколько лет Павловская младше Рима?



Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах.

Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий. На Авентине, где, по преданию, был похоронен Рем, селился простой народ.

Запишите дату основания Рима и названия холмов в тетрадь.

Сделать вывод: Какой признак цивилизации присутствует в Риме?



4. группа - политологи.

Управление Римом.

Прочитайте текст учебника на стр. 118-119 (Римские цари, римская гражданская община, патриции и плебеи), доп. материал и ответьте на вопросы.


Так же, как и в Афинах, социальная структура римского общества была неоднородной. Вы помните, что коренные жители Афин назывались гражданами.. Какие слои населения жили в Древнем Риме?

Вспомните, могли ли переселенцы принимать участие в управлении Афинами?

А как вы думаете, могли ли плебеи участвовать в управлении Римом?

Кому принадлежала высшая власть

Какая система управления существовала в Древнем Риме?(составить схему)

Какими вопросами занималось народное собрание?

Какую роль играл Сенат?

Почему римляне изгнали царя?

Кто заложил основы демократии в Афинах?


Словарная работа Найти в тесте определение новым понятиям: патриции, плебеи, сенат.


Сделать вывод: какой признак цивилизации существовал в Риме?












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Древнейший Рим (конспект урока)

Автор: Алексеева Дарья Сергеевна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 198948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект  урока «Древний Рим», презентация к уроку. "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-drievnii-rim-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "241174"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445189154"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по истории "Рабство в Древнем Риме""
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_uroka_po_istorii_rabstvo_v_drevnem_rime"
    ["file_id"] => string(6) "479185"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1538209314"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Конспект урока "Восстание Спартака""
    ["seo_title"] => string(33) "konspekt_uroka_vosstanie_spartaka"
    ["file_id"] => string(6) "602655"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1647771989"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Разработка урока по всемирной истории "Цивилизация Древнего Рима" "
    ["seo_title"] => string(70) "razrabotka-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-tsivilizatsiia-drievniegho-rima"
    ["file_id"] => string(6) "112387"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408559457"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "Конспект 3 урока элективного курса "Медицинская география" на тему: Развитие медико-географических представлений в Древнем Риме, Древнем Иране, Древнем Китае. "
    ["seo_title"] => string(182) "konspiekt-3-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia-na-tiemu-razvitiie-miediko-ghieoghrafichieskikh-priedstavlienii-v-drievniem-rimie-drievniem-iranie-drievniem-kitaie"
    ["file_id"] => string(6) "201762"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429113834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства