kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Древняя Финикия и Палестина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Древняя Финикия и Палестина». ТЦУ: 1) создать у учащихся представление о местоположении, природных условиях и основных занятиях жителей Древней Финикии и Палестины; познакомить учащихся с особенностями развития Финикии и Израильско-Иудейского государства; раскрыть особенности культуры народов Восточного Средиземноморья; 2) создать условия для формирования у учащихся: умения работать с исторической картой; составлять сравнительную таблицу; логического и образного мышления путем наводящих вопросов проблемного характера; творческого мышления - посредством выполнения творческих заданий; умения сравнивать однородные явления на примере сопоставления военного и торгового кораблей, финикийского и славянского алфавитов; 3) показать вклад финикийцев в мировую культуру; продолжить формирование ценностных ориентаций самих учащихся путем знакомства с ценностями древних финикийцев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Древняя Финикия и Палестина »

Тема: «Древняя Финикия и Палестина».

ТЦУ: 1) создать у учащихся представление о местоположении, природных условиях и основных занятиях жителей Древней Финикии и Палестины; познакомить учащихся с особенностями развития Финикии и Израильско-Иудейского государства; раскрыть особенности культуры народов Восточного Средиземноморья;

2) создать условия для формирования у учащихся: умения работать с исторической картой; составлять сравнительную таблицу; логического и образного мышления путем наводящих вопросов проблемного характера; творческого мышления - посредством выполнения творческих заданий; умения сравнивать однородные явления на примере сопоставления военного и торгового кораблей, финикийского и славянского алфавитов;

3) показать вклад финикийцев в мировую культуру; продолжить формирование ценностных ориентаций самих учащихся путем знакомства с ценностями древних финикийцев.

СО: 1) Тулебаев Т.А. История древнего мира. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы, «Атамура», 2011.

2) иллюстрации с изображением «товаров» :, папирус, вино, оливковое масло, пурпурная ткань, серебряное украшение, стеклянный сосуд, модели греческой посуды, кедровая шишка, фигурка раба, кусочек угля, веревка.

3) Атлас по истории древнего мира.

МО: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Ход урока:

I. Диагностика знаний учащихся:

1. «Да-нет».

- Были ли в Хеттском царстве крупные реки?

- Омывалось ли Хеттское государство морями?

- Было ли земледелие у хеттов основным видом хозяйства?

- Добывались ли в Хеттском царстве полезные ископаемые?

- Воевали ли хетты с египтянами?

- Были ли у хеттов законы?


2. «Верю – не верю».

- Хеттское царство расположено на полуострове Малая Азия

- Самая большая река – Хаттуса

- Хетты занимались скотоводством

- На западе страны расположены Мраморные горы

- Хеттское государство образовалось во 2 тыс. до н.э.

- Хеттское царство усилилось при Телепине

- Мирное соглашение впервые было заключено между хеттами и сирийцами

3. Соотнесите имена и утверждения:


  1. Телепин. А. Бог молнии и облаков, впоследствии покровитель государства и царя.

  2. Табарна. Б. Создатель Хеттского царства.

  3. Тешуб. В. Царь, установивший порядок передачи власти по наследству.


4. Четвёртый лишний.

  1. Мраморное море, Эгейское море, Средиземное море, Аравийское море.

  2. Соседи хеттов: Ассирия, Сирия, Египет, Урарту.

  3. Ниса, Хаттуса, Ашшур, Ганиш.

  4. Скотоводство, строительство, кораблестроение, торговля.



II. Изучение новой темы:

Учитель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое, в страну, которой уже нет на карте. Сейчас на ее месте расположены государства Сирия, Палестина и Ливан. В древности эта местность носила название Ханаан. А затем сюда прибыли греки и назвали ее Финикией. Как вы думаете, почему? "Финикийцы" в переводе с греческого - "красноватые", точнее, "красящие в багряный цвет". В ходе урока мы выясним, с чем связано это название.

1.Местоположение и природные условия Финикии и Палестины. Основные занятия жителей.

 Вся Финикия располагалась на узком клочке земли длиной в две сотни километров. Любому путешественнику, впервые прибывшему в страну, всегда интересно, как живут люди и чем они занимаются. Вспомните, от чего зависят занятия людей? (От местоположения и природных условий страны). Пользуясь картой, заполните таблицу "Природа Финикии и основные занятия ее жителей" (Учитель последовательно называет пункты первого столбика и в ходе эвристической беседы учащиеся заполняют второй столбик).

Во втором столбике подчеркните занятия, которые повторяются чаще всего (кораблестроение, мореплавание и торговля). Это и были основные занятия финикийцев.

Местоположение и природа Финикии

Занятия жителей

Финикии

Местоположение и природа Палестины

Занятия жителей Палестины

1) Расположена на восточном побережье Средиземного моря, на пересечении торговых путей.

Мореплавание

Кораблестроение

Рыболовство

1) Расположена на восточном побережье Средиземного моря, к югу от Финикии.

Скотоводство


Земледелие

2) Долины - чем могли заниматься жители? (Земледелием). Однако в Финикии земли были неплодородными - на них росли только неприхотливые деревья. Что могли выращивать финикийцы?

Финики

Оливки

Виноград

Персики


Пшеница

Ячмень

Овёс

2) Долиныкаким видам хозяйства способствовали природные условия? (скотоводство).

Климатические условия суровые: жарко и сухо. Часто ощущалась нехватка воды. Что могли выращивать жители Палестины?

Пшеница

Ячмень

Овёс

3) Горы, кедровые леса (уникальный материал - ливанский кедр). Где мог использоваться лес?

4) В горах не было полезных ископаемых

Строительство домов

Изготовление мебели

Кораблестроение

3) Горы – деревья, пригодные для строительства, не росли.




4) В горах не было полезных ископаемых

Строительство домов



5) Заливы и бухты - как они могли использоваться жителями?

Мореплавание

Кораблестроение

Добыча моллюсков (пурпурная краска)

Торговля

5) Заливы и бухты 




Главная отрасль хозяйства в Израиле – скотоводство, в Иудее – земледелие.

Торговля




Скотоводство


Земледелие





2. Финикийские города-государства. 

Главное отличие истории Финикии в том, что здесь не было крупных государств. Финикийцы не продвигались вглубь чужой для них страны и не стремились ее завоевать. Они лишь возводили города на берегу бухт, удобных для их кораблей, укрепляли свои поселения и начинали торговать с туземцами, превращая эти поселения в города-государства. Единое государство так и не было создано, так как между городами располагались горные хребты, препятствующие связям между городами. Назовите города-государства, расположенные в Восточном Средиземноморье.

Древние финикийцы жили на берегу моря, поэтому были выдающимися мореходами своего времени. Они строили разные типы кораблей - военные и торговые. Самой крупной финикийской колонией был город Карфаген в Северной Африке. Во время своих плаваний в Испанию финикийцы регулярно заходили сюда, укрываясь от непогоды. Название "Карфаген" переводится как "новый город". Там был построен искусственный порт, где корабли могли укрыться от непогоды. Порт состоял из двух частей, соединенных между собой узким каналом. В одной его части, имевшей форму круга, располагались боевые корабли. В другую, прямоугольную часть, заходили торговые суда. Внутри военного порта был насыпан искусственный остров, на котором находилась база командующего флотом. В городе находились многочисленные верфи и судоремонтные мастерские. Вскоре сам Карфаген начал основывать свои колонии в западной части Средиземного моря и превратился в главный город огромного государства.

Финикийские мореходы путешествовали не только по Средиземному морю. Давайте обратимся к карте. Во-первых, они первыми обогнули Африканский материк. Финикийские корабли отплыли из Красного моря в Индийский океан и взяли курс на юг. Это было первое в истории путешествие вдоль Восточной Африки. Оно началось в 596 году до нашей эры по заказу египетского фараона Нехо и длилось два с половиной года, пока отважные мореходы не вошли в Средиземное море через Гибралтарский пролив. Во-вторых, финикийцы знали, что где-то далеко Средиземное море зажато между двумя скалами, которые они называли "столбами Мелькарта". Определите по карте, как называется это место (Гибралтарский пролив). Там расположена удивительная страна, где есть золото и серебро. Путь туда труден, страна лежит на краю света и простирается за безбрежный океан. Финикийские мореплаватели вышли в Атлантический океан в поисках неизведанной земли, но не нашли ее и решили, что это море безбрежно. Также они совершали плавания к берегам Великобритании и Ирландии и назвали эти острова Оловянными - как вы думаете, почему? (Финикийцы привозили оттуда олово, поскольку собственных полезных ископаемых у них не было).


3. Торговля финикийцев. 

Много путешествуя, финикийские купцы торговали со всеми странами Средиземноморья. Давайте представим, что мы с вами попали на восточный базар. (звучит восточная музыка) Перед нами поднос, справа и слева две шкатулки: в одной находятся финикийские товары, а в другой - товары из других стран, с которыми вела торговлю Финикия.

К доске приглашаются два ученика: "финикийский купец" и представитель купцов из других стран. "Купцы" будут вынимать из своих шкатулок предметы, показывать их классу и ставить на общий поднос - "базар". Наша задача - выяснить, что ввозили и вывозили финикийские купцы.

Финикийские товары

Пурпурная ткань. В то время самой тонкой тканью считался лен. Но финикийцы создали более легкую ткань, которую греки стали называть "царским льном". Эту ткань окрашивали в разные цвета, самым популярным из которых стал пурпурный. Для получения пурпурного цвета добывали краску из раковин моллюсков. Если краска была более густая, то цвет ткани получался насыщенным, а если менее густая, то ткани были окрашены светлее.

Оливковое масло. Оливковое масло использовалось для употребления в пищу, в качестве косметики, для освещения, им натирались спортсмены.

Кедровая шишка - символ леса. Как финикийцы использовали древесину? (Из кедра сооружали каркасы кораблей, строили здания, изготовляли мебель). В какую страну финикийцы могли вывозить лес? (В Египет, потому что эта страна имела выход в море, но была лишена леса для строительства флота).

Сосуд из стекла. Финикийцы первыми научились изготавливать прозрачное стекло (непрозрачное стекло изобрели египтяне). Из полученного стекла выдували маленькие изящные сосуды для благовоний.

Украшения - стеклянные бусы и браслеты. Финикийцы делали особые бусы: на нить нанизывались разные украшения - шарики, цилиндры, диски, изготовленные из разных материалов и даже из плодов деревьев.

Финики, оливки, виноград

Товары из других стран

Фигурка раба. Рабов в то время называли "живым товаром". Известно, что древние финикийцы почти не вели войн. Где же они брали рабов? Приезжая в заморские страны, хитрые купцы заманивали детей на корабль, предлагая в подарок различные вещи. Как только ребенок поднимался на борт, корабль сразу же выходил в море. Где-нибудь в чужой далекой стране финикийцы продавали мальчиков в рабство.

Бутылочка вина. Его ввозили из Греции. Давайте вспомним: из чего делают вино? (из винограда). Но ведь в Финикии выращивали виноград. Неужели у них не было своего вина? (Не было, потому что они не умели его изготавливать).

Веревка что она может символизировать? (Канаты - для корабельных мачт и якорей).

Папирус. Его использовали как материал для письма. Еще одна хитрость, на которую шли финикийцы: они скупали папирус у египтян, а потом перепродавали его в другие страны, и жители этих стран думали, что папирус производят в Финикии.

Кусочек угля. В Финикии не было полезных ископаемых, поэтому уголь тоже был привозным.

Серебряное украшение. Серебро привозили из Испании

Фигурка кошки. Как вы думаете, почему финикийцы так ценили кошек? Откуда они могли их ввозить? (Кошки истребляли мышей на кораблях, поэтому финикийцы похищали кошек из Египта и тайком привозили на родину)

Порой корабли стояли по нескольку месяцев в гавани, неспешно распродавая свои товары. Центрами торговли становились многолюдные и богатые города. Самыми крупными финикийскими городами были (работа с картой) Тир, Сидон и Библ. Тир переводится с финикийского как "скала", Сидон - как "место рыбной ловли". А вот Библ (греки называли его "Библос") в переводе с греческого означает "Папирус". Какие слова с корнем "библ" употребляются до сих пор? (Библия, библиотека)


4. Израильско-иудейское государство.


Продолжаем путешествие вдоль побережья Средиземного моря на юг. (Работа картой).

- переселение евреев с Синайского полуострова в Палестину

- правление царя Давида (взятие Иерусалима, упорядочение налоговой системы, создание собственной армии)

- правление царя Соломона (Сулеймана) – работа с текстом учебника:

- бурное строительство дворцов и храмов

- развитие торговли

- административное деление на 12 районов

- восхваление Соломона как пророка


- причины распада Израильско-Иудейского государства.


5. Древняя культура народов Восточного Средиземноморья. 

Финикийским купцам для успешной торговли нужно было вести записи, в которых они отмечали количество проданных и купленных товаров, цены, расходы и доходы. Купцы познакомились с египетскими иероглифами и клинописью. Но эти системы письма показались им сложными - почему? Финикийцы стали думать над созданием более простого письма, и около 3 тысяч лет тому назад они создали древнейший алфавит.

В финикийской азбуке всего 22 знака-буквы. Они имели простую для написания форму. Запомнить 22 буквы было нетрудно, начертание их было простым: каждая буква изображала какой-то предмет и тот звук, с которого начинается слово, обозначающее этот предмет.

Давайте посмотрим на написание некоторых букв финикийского алфавита. (работа с илл-ей – стр. 67)

Еще одна особенность финикийского алфавита - отсутствие в нем гласных букв. Давайте поработаем с финикийским алфавитом .

Определите, что здесь написано: КРФГН (Карфаген). Это слово отгадать было довольно просто. Но бывает, что без гласных сложно понять, что перед нами за слово.

Определите, какие слова могут быть спрятаны за буквосочетаниями СН и ДМ. (СН - сон, сан, ясень, осень, сено, осина, сани; ДМ - Дима, Адам, дым, дом, дама, дума, идем, едем, едим).

Расшифруйте фамилии ваших одноклассников, написанные по-финикийски: ВХРВ, БНДР, ВЩНК, БЛГ, РМШ, КБЦК, ТРСТН, ЛНТХ

Как мы уже говорили ранее, финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали греки. На основе финикийского и греческого алфавитов создана наша славянская азбука. Так в чем же заключались плюсы и минусы финикийского алфавита?

Много библейских сюжетов связано с именем царя Соломона, которого считали величайшим мудрецом (привести примеры).

Наше путешествие в Древнюю Финикию подошло к концу. Несмотря на то, что этой страны уже давно нет на карте, память о ней жива до сих пор. Финикийцам мы обязаны названием нашего континента. Так звали, согласно мифу древних греков, дочь финикийского царя. Однажды Европа играла на берегу моря. Бог Зевс, восхищенный ее красотой, принял образ белого быка и склонился перед девушкой, предлагая ей прокатиться. Европа взобралась на спину животного, но внезапно бык кинулся в море и стремительно отплыл от берега. Он доплыл до острова Крит. Европа стала женой Зевса и родила ему трех сыновей. Именем Европы стали называть западную часть Средиземноморья, а затем и весь континент. Слово "Европа" переводится как "заходящее солнце"

Память об этом талантливом народе мореплавателей сохранилась и в ряде других географических названий. Страна Тунис названа в честь богини Луны Танет, "Испания" переводится как "берег кроликов". Мы часто употребляем в речи финикийские слова, например, слова "карта", "галера", "вино", "финики".


III. Закрепление:


1). Назовите особенности природно-климатических условий Финикии.

2). Почему Финикия называлась городом-государством?

3). Как образовалось Израильско-Иудейское государство?

4). Какие изменения произошли при царствовании царя Соломона?

5). Почему первый алфавит появился в Финикии?


IV. Домашнее задание: § 12.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Древняя Финикия и Палестина

Автор: Балтутин Дмитрий Евгеньевич

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187297

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок по всемирной истории "Древняя Финикия и Палестина""
    ["seo_title"] => string(59) "urok_po_vsiemirnoi_istorii_drievniaia_finikiia_i_paliestina"
    ["file_id"] => string(6) "396763"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488312813"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Разработка урока по Всемирной истории « Древняя Финикия и Палестина» "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-drievniaia-finikiia-i-paliestina"
    ["file_id"] => string(6) "143116"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418457784"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Древняя Финикия и Палестина краткосрочное планирование урока"
    ["seo_title"] => string(68) "drievniaia_finikiia_i_paliestina_kratkosrochnoie_planirovaniie_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "407545"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491577472"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "«Государство Ассирия. Хеттское царство. Древняя Финикия и Палестина»"
    ["seo_title"] => string(74) "gosudarstvo_assiriia_khiettskoie_tsarstvo_drievniaia_finikiia_i_paliestina"
    ["file_id"] => string(6) "427444"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1504712291"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока истории "Древний Восток" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-drievnii-vostok-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237090"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444231118"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства