1.Познокомить с образом жизни и обликом древнейших людей, научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных
2.Продолжить формирование умения работать с учебником и исторической картой.
3.Знать и понимать исторические термины.
Оборудование: учебник «История древнего мира», атласы, компьютер, слайды.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.
Фронтальный опрос.
Вопросы:
Дайте определение истории как науки.
Для чего нужно изучать историю?
Учитель: Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей.Ваша задача – в течение трех минут распределить найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные, и внести НОМЕРА выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. Карточки для выполнения данной работы у вас на столах(приложений №1).
(После выполнения работы карточки собираются учителем. Карточки проверяются к следующему уроку, каждому учащемуся выставляется отметка).
3.Вступительная беседа учителя.
- откуда мы знаем, как жили наши далекие- далекие предки?
-что это за доказательства?
Как вы думаете, интересно ли изучать жизнь древних людей?
Рассмотрите иллюстрации п.1 учебника, и подумайте какие исторические источники и исторические дисциплины помогают исследовать жизнь древних людей (вещественныеисточники, археология).
Запись в тетради: Археологи - ученые, восстанавливающие жизнь по вещественным историческим источникам.
Работа археологов трудна и интересна. Самим раскопкам предшествует подготовительный процесс: нужно изучать различную научную литературу, затем изучить место, где планируется провести раскопки. С найденными вещественными источниками нужно обходиться осторожно, чтобы не повредить. Инструменты археологов - лопаты, разные кисточки.
4.Работа над темой урока.
Показ слайда «Облик древнейших людей».
Более 2-х миллионов лет назад на Земле появились первые люди. Они произошли от давно вымерших обезьян.
- где появились древнейшие люди?
(Работа с картой).
- чем древние люди отличаются от современных людей?
(Походили на обезьян, выступающая вперед челюсть, скошенный назад лоб, нависающие надбровные дуги, покрыты шерстью, руки свисают ниже колен.)
Дополнительный материал: древнейшие люди не умели разговаривать, объем мозга меньше, чем у современного человека.
Древнейшие люди научились изготавливать орудия труда: палки- копалки, заостренные камни, рубило.
Запись в тетради: Орудия труда – палка - копалка, заостренные камни, рубило).
-Как можно было применить эти орудия? (Добыть себе пищу).
-Чем питался древнейший человек? (Собирал то, что выросло).
Запись в тетради: Собирательство - сбор того, что дала природа.
Чтобы все были сыты, нужно было всем собирать пропитание целыми днями.
-Достаточно ли было того, что собирали?
(Нет, так как пища малопитательна).
Показ слайда «Охота древнейших людей».
-Пофантазируйте, как мог охотиться древнейший человек?
( После рассказов детей, читаем текст учебника).
-Можно ли было в таких условиях прожить в одиночку?
Древнейшие люди жили человеческими стадами.
Запись в тетради: Человеческое стадо - коллектив древнейших людей.
В стаде было несколько десятков человек.
Родства не знали
Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было.
Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью.
Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления орудий труда из камня и дерева.
Древнейшие люди очень боялись огня. Если разряд молнии попадал в дерево и оно загоралось, начинался пожар! Тогда все живое спасалось бегством.
Но, может быть, какой- то любопытный человек, сунув ветку в огонь, понял, что огонь можно « поймать»! И тогда жизнь людей изменилась.
- Как изменилась жизнь древнейших людей с «приручением» огня?
(Огонь согревал в непогоду, отпугивал зверей, жарили мясо).
5.Закрепление изученного на уроке.
- когда появились первые люди?
- чем они отличались от животных?
- какими орудиями труда пользовались древнейшие люди?
- могли ли древнейшие люди прожить в одиночку?
-почему?
- как назывались группы людей?
-как изменилась жизнь людей с овладением огнем?
6.Подведение итогов.
7.Домашнее задание: п.1. ответы на вопросы на стр. 11 (устно).
Приложение № 1
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ РАБОТЫ
ПО ПРОВЕРКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Фамилия, имя ____________________________________________