Технологическая карта урока.
Предмет: География
Класс: 5г
Базовый учебник: География 5 класс И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. (М.: Дрофа, 2014г);
Тема урока: Как древние люди представляли себе Вселенную.
Цель урока: изучение первых представлений о строении Вселенной.
Задачи урока:
а) образовательные: - дать понятие, что такое Вселенная;
познакомить с представлениями о Вселенной – древних народов;
- древнегреческих учёных.
б) развивающие
- продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой;
- совершенствовать навыки самоконтроля;
- стимулировать любознательность.
в) воспитательные
развивать навыки: - работы в парах, группах;
- умение слушать собеседника;
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование : учебник, атлас по географии 5 класс, схемы вселенной по Аристотелю и Птолемею, рисунки. Иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной, презентация.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
Внимательно послушайте стихотворение, посмотрите на слайд и попытайтесь определить о чём идёт речь.Сл1
Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
Ребята,о чем идет речь в данном стихотворение?
Стихотворение читает ученик.
Личностные: самоопределение; « я и другие люди»
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Постановка учебной задачи, цели урока
Правильно, ребята. Всё что находится в космосе: звёзды, кометы, планеты, Солнце, Земля всё это называется одним словом – Вселенная.
И мы с вами переходим к изучению новой главы « Земля во Вселенной». Сл.2
Давайте прочитаем определение.
Посмотрите на слайд и попытайтесь определить тему урока?Сл 3.
Что общего у этих картинок?
Так в древности представляли строение Вселенной.
Какова будет тема урока?Сл.4
На какие вопросы вы бы хотели найти ответ на уроке?Сл.5.
Ответы детей. Космическое пространство.
Ученик читает определение со слайда.
Регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: постановка вопросов;
познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели урока, темы урока.
3.Открытие новых знаний
Увеличение географических сведений связано прежде всего с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений.
Работать будем в парах. Каждой паре нужно будет изучить представления древних народов о нашей Вселенной и свои результаты занести в таблицу.
- Древние Греки.Сл 6
- Древние Египтяне.Сл.7
- Древние Индийцы.
Сл. 8Жители Вавилона. Сл.9
Вам дан дополнительный материал (приложение 1), учебник стр. 41-42, Изучите, выберите, кто пойдёт отвечать.
Познавательные:
Анализируют информацию, выделяют главное, классифицируют информацию
Коммуникативные:
уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.
Коммуникативные: взаимодействуют в паре, принимают позиции другого.
Личностные:
Аргументируют, оценивают свои и чужие поступки
4.Первичное закрепление.
Физкультминутка.
Соотнесите древний народ и представления о Вселенной.
А сейчас немного отдохнём. Сл. 10
Выходят к доске и соотносят по одному.
Коммуникативные:
излагают свое мнение
Познавательные:
анализируют информацию
Трансвековое интервью. Журналист берет интервью у Пифагора, Аристотеля, Аристарха Самосского, Птолемея. Ведущий дает краткую информацию об ученых.
Ведущий.
Греки стали первыми говорить о космосе как о понятии, которое одновременно означало и красоту, и порядок. Вначале они понимали под космосом исключительно небо с его мерцающими звездами, однако вскоре это слово стало означать мир в целом – упорядоченный, гармоничный, доступный пониманию человека. Сегодня мы, используя машину времени, сможем побеседовать с греческими учеными.
Слышится стук в дверь. Ребята, к нам пожаловали гости.
Пифагор Сл.11
Аристотель Сл.12
Аристарх Самосский 13
Птолемей Сл.14
( Приложение 2)
Кто из учёных был ближе к современном представлении Вселенной?
Какие небесные тела были известны древним грекам?
С помощью каких приборов изучали Вселенную?
Уважаемые гости мы приглашаем вас на наш урок.
Аристарх Самосский, в центре Вселенной Солнце. Пифагор – форма шара.
Планеты, Луна, Солнце, звёзды.
Телескоп
Коммуникативные:
излагают свое мнение, выслушивают мнение друг друга.
Познавательные:
анализируют, обобщают.
Регулятивные:
оценивают степень и способы достижения цели.
5.Закрепление.
Откройте тетради рабочие и выполните самостоятельно номера, 1,2,3.
Самопроверка по слайду. Сл.15
Если 1 балл –«3»
2 балла –«4»
3 балла – «5»
Поднимите руку у кого оценки «3», «4», «5».
У кого оценка
А сейчас давайте посмотрим на задачи, которые мы поставили вначале урока. Сл.16
- Что такое Вселенная.
- Какие учёные изучали строение Вселенной.
- Каковы современные представления о строении Вселенной.
Выполняют номера.
Проверяют по слайду и ставят себе оценки.
Отвечают.
Личностные: осознанный выбор, анализ уровня освоения изученного.
6.Домашнее задание.
1. п. 8, прочитать, №4, стр. 23 в рабочей тетради.
На выбор:
1. Нарисовать рисунок, как древние люди себе представляли Вселенную.
2. Нарисовать рисунок как вы себе представляете строение Вселенную.
Записывают домашнее задание в дневник.
Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка.
Наклонились ну-ка, ну-ка.
Распрямились, потянулись.
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем.
Вправо – влево, раз и два.
Думай, думай голова
Хоть зарядка коротка.
Отдохнули мы слегка.
Приложение 1.
Древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершает свой путь по небу.
Мир в представлении древних египтян: внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.
Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.
Жители Вавилона Земля, по их мнению, это гора через которую не решались переходить, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо - небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Под Землей находится бездна — ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря.
Приложение2.
Трансвековое интервью.
Журналист берет интервью у Пифагора, Аристотеля, Аристарха Самосского, Птолемея.
Ведущий дает краткую информацию об ученых.
Ведущий .
Греки стали первыми говорить о космосе как о понятии, которое одновременно означало и красоту, и порядок. Вначале они понимали под космосом исключительно небо с его мерцающими звездами, однако вскоре это слово стало означать мир в целом – упорядоченный, гармоничный, доступный пониманию человека. Сегодня мы, используя машину времени, сможем побеседовать с греческими учеными.
Журналист.
Трудно поверить, но вот великий математик Пифагор, который жил в 6 веке до нашей эры. Здравствуйте, мы в школе изучаем вашу теорему, а что вы думаете об устройстве Вселенной?
Пифагор.
Я рад, что вы знаете мою теорему. Думаю, что Вселенная имеет более сложное устройство, чем представляли жители Вавилона или Египта. Наша Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара.
Ведущий.
Спасибо, но машина времени переносит нас в более поздние времена. И вы сможете взять интервью у человека «самого универсального ума» - Аристотеля. Мы в Афинах. Аристотель жил в 4 веке до нашей эры. Он был учеником знаменитого Платона, школа которого располагалась на окраине Афин и называлась Академией.
Журналист.
Ответьте нам, пожалуйста, в чем особенность вашей модели Вселенной?
Аристотель.
Я предложил свою модель Вселенной. В центре Вселенной, по моему мнению, расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются восемь небесных сфер, твердых и прозрачных. На них неподвижно закреплены небесные тела: планеты, Луна, Солнце, звезды. Девятая сфера обеспечивает движение всех остальных сфер, это – двигатель Вселенной.
Ведущий.
Устройство мира по Аристотелю хорошо отвечало наблюдаемым на небе движениям светил. Его взяла под свою защиту христианская церковь.
Журналист.
Аристотель был учителем Александра Македонского, который заложил в дельте Нила город Александрию. Александрийская библиотека не знала себе равных в ней насчитывалось более полумиллиона рукописей. Здесь работал Аристарх Самосский
Аристарх Самосский.
Я считаю, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце. Земля и другие планеты движутся вокруг него. К сожалению мои гениальные догадки были в то время отвергнуты и забыты.
Ведущий.
Во 2 веке в Александрии жил и работал величайший из астрономов древности Клавдий Птолемей. Дадим ему слово.
Птолемей.
А я разработал свою систему мира, в центр которой, как и Аристотель, поместил Землю. Вокруг неподвижной Земли движутся Луна, Солнце, 5 планет, а так же «сфера неподвижных звезд». Эта сфера и ограничивает пространство Вселенной. Моя система хорошо объяснила видимое движение небесных тел. Она позволяет определить и предсказать их расположение в тот или иной момент.
Журналист.
Книга Птолемея была настольной для многих поколений астрономов. Его система господствовала в науке на протяжении 13 веков. К сожалению. Время интервью истекло – нам пора возвращаться.
Ведущий.
Надеюсь, вы поняли, как развивалось представление о Вселенной в Древней Греции. Спасибо всем участникам интервью.