kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как древние люди представляли себе Вселенную

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока.

Предмет:  География

Класс: 5г

Базовый учебник: География 5 класс И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. (М.: Дрофа, 2014г);

Тема урока: Как древние люди представляли себе Вселенную.

Цель урока: изучение первых представлений о строении Вселенной.

Задачи урока:

а)  образовательные: - дать понятие,  что такое Вселенная;

 познакомить с представлениями о Вселенной – древних народов;

                                                                                -  древнегреческих учёных.

 б) развивающие

- продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой;

- совершенствовать навыки  самоконтроля;

- стимулировать любознательность.

в) воспитательные

 развивать навыки: - работы в парах, группах;

                                   - умение слушать собеседника;

                                   Тип урока: изучение нового материала

Оборудование : учебник, атлас по географии 5 класс, схемы вселенной по Аристотелю и Птолемею, рисунки. Иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной, презентация.
Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Мотивация к    учебной    деятельности. Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное  сообщение  учителя.

Внимательно послушайте стихотворение, посмотрите на слайд и попытайтесь определить о чём идёт речь.Сл1

 Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.

Ребята,о чем идет речь в данном стихотворение?

Стихотворение читает ученик.

Личностные: самоопределение; « я и другие люди»

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Постановка учебной задачи, цели урока

Правильно, ребята. Всё что находится в космосе: звёзды, кометы, планеты, Солнце, Земля всё это называется одним словом – Вселенная.

И мы с вами переходим к изучению новой главы « Земля во Вселенной». Сл.2

Давайте прочитаем определение.

Посмотрите на слайд и попытайтесь определить тему урока?Сл 3.

Что общего у этих картинок?

Так в древности представляли строение Вселенной.

Какова будет  тема урока?Сл.4

На какие вопросы вы бы хотели найти ответ на уроке?Сл.5.

Ответы детей. Космическое пространство.

Ученик читает определение со слайда.

Регулятивные: целеполагание;

 коммуникативные: постановка  вопросов;

познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели урока, темы урока.

3.Открытие новых знаний

Увеличение географических сведений связано прежде всего с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений.
Работать будем в парах. Каждой  паре нужно будет  изучить представления  древних народов   о нашей Вселенной  и свои результаты занести в таблицу.

  1. Древние Греки.Сл 6
  2. Древние Египтяне.Сл.7
  3. Древние Индийцы.

Сл. 8Жители Вавилона. Сл.9

Вам дан дополнительный материал (приложение 1), учебник стр. 41-42, Изучите, выберите, кто пойдёт отвечать.

Познавательные:

Анализируют информацию, выделяют главное, классифицируют информацию

Коммуникативные:

уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.

Коммуникативные: взаимодействуют в паре, принимают позиции другого.

Личностные:

Аргументируют, оценивают свои и чужие поступки

4.Первичное закрепление.

Физкультминутка.

Соотнесите древний народ и представления о Вселенной.

А сейчас немного отдохнём. Сл. 10

Выходят к доске и соотносят по одному.

Коммуникативные:

излагают свое мнение

Познавательные:

анализируют информацию

Трансвековое интервью. Журналист берет интервью у Пифагора, Аристотеля, Аристарха Самосского, Птолемея. Ведущий дает краткую информацию об ученых.


Ведущий.

Греки стали первыми говорить о космосе как о понятии, которое одновременно означало и красоту, и порядок. Вначале они понимали под космосом исключительно небо с его мерцающими звездами, однако вскоре это слово стало означать мир в целом – упорядоченный, гармоничный, доступный пониманию человека. Сегодня мы, используя машину времени, сможем побеседовать с греческими учеными.

Слышится стук в дверь. Ребята, к нам пожаловали гости.

Пифагор Сл.11

Аристотель Сл.12

Аристарх Самосский 13

Птолемей Сл.14

( Приложение 2)

Кто из учёных был ближе к современном представлении Вселенной?

Какие небесные тела были известны древним грекам?

С помощью каких приборов изучали Вселенную?

Уважаемые гости мы приглашаем вас на наш урок.

Аристарх Самосский, в центре Вселенной Солнце. Пифагор – форма шара.

Планеты, Луна, Солнце, звёзды.

Телескоп

Коммуникативные:

излагают свое мнение, выслушивают мнение друг друга.

Познавательные:

анализируют, обобщают.

Регулятивные:

оценивают степень и способы достижения цели.

5.Закрепление.

Откройте тетради рабочие и выполните самостоятельно номера, 1,2,3.

Самопроверка по слайду. Сл.15

Если 1 балл –«3»

2 балла –«4»

3 балла – «5»

Поднимите руку у кого оценки «3», «4», «5».

У кого оценка

А сейчас давайте посмотрим на задачи, которые мы поставили вначале урока. Сл.16

  1. Что такое Вселенная.
  2. Какие учёные изучали строение Вселенной.
  3. Каковы современные представления о строении Вселенной.

Выполняют номера.

Проверяют по слайду и ставят себе оценки.

Отвечают.

Личностные: осознанный выбор, анализ уровня освоения изученного.

6.Домашнее задание.

1. п. 8, прочитать, №4, стр. 23 в рабочей тетради.

 На выбор:

1. Нарисовать рисунок, как древние люди себе представляли Вселенную.

2. Нарисовать рисунок  как вы себе представляете строение Вселенную.

Записывают домашнее задание в дневник.

Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка.

Наклонились ну-ка, ну-ка.

Распрямились, потянулись.

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем.

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай голова

Хоть зарядка коротка.

Отдохнули мы слегка.

Приложение 1.

Древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос  и совершает свой путь по небу.

Мир в представлении древних египтян: внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.



Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.


Жители Вавилона Земля, по их мнению, это гора через которую  не решались переходить, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо -  небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Под Землей находится бездна — ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря.

Приложение2.
Трансвековое интервью.

Журналист берет интервью у Пифагора, Аристотеля, Аристарха Самосского, Птолемея.

Ведущий дает краткую информацию об ученых.
Ведущий .

Греки стали первыми говорить о космосе как о понятии, которое одновременно означало и красоту, и порядок. Вначале они понимали под космосом исключительно небо с его мерцающими звездами, однако вскоре это слово стало означать мир в целом – упорядоченный, гармоничный, доступный пониманию человека. Сегодня мы, используя машину времени, сможем побеседовать с греческими учеными.
Журналист.

Трудно поверить, но вот великий математик Пифагор, который жил в 6 веке до нашей эры. Здравствуйте, мы в школе изучаем вашу теорему, а что вы думаете об устройстве Вселенной?


Пифагор.

Я рад, что вы знаете мою теорему. Думаю, что Вселенная имеет более сложное устройство, чем представляли жители Вавилона или Египта. Наша Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара.

Ведущий.

Спасибо, но машина времени переносит нас в более поздние времена. И вы сможете взять интервью у человека «самого универсального ума» - Аристотеля. Мы в Афинах. Аристотель жил в 4 веке до нашей эры. Он был учеником знаменитого Платона, школа которого располагалась на окраине Афин и называлась Академией.


Журналист.

Ответьте нам, пожалуйста, в чем особенность вашей модели Вселенной?


Аристотель.

Я предложил свою модель Вселенной. В центре Вселенной, по моему мнению, расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются восемь небесных сфер, твердых и прозрачных. На них неподвижно закреплены небесные тела: планеты, Луна, Солнце, звезды. Девятая сфера обеспечивает движение всех остальных сфер, это – двигатель Вселенной.


Ведущий.

Устройство мира по Аристотелю хорошо отвечало наблюдаемым на небе движениям светил. Его взяла под свою защиту христианская церковь.


 

Журналист.

Аристотель был учителем Александра Македонского, который заложил в дельте Нила город Александрию. Александрийская библиотека не знала себе равных в ней насчитывалось более полумиллиона рукописей. Здесь работал Аристарх Самосский


 

Аристарх Самосский.

Я считаю, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце. Земля и другие планеты движутся вокруг него. К сожалению мои гениальные догадки были в то время отвергнуты и забыты.


Ведущий.

Во 2 веке в Александрии жил и работал величайший из астрономов древности Клавдий Птолемей. Дадим ему слово.


Птолемей.

А я разработал свою систему мира, в центр которой, как и Аристотель, поместил Землю. Вокруг неподвижной Земли движутся Луна, Солнце, 5 планет, а так же «сфера неподвижных звезд». Эта сфера и ограничивает пространство Вселенной. Моя система хорошо объяснила видимое движение небесных тел. Она позволяет определить и предсказать их расположение в тот или иной момент.


Журналист.

Книга Птолемея была настольной для многих поколений астрономов. Его система господствовала в науке на протяжении 13 веков. К сожалению. Время интервью истекло – нам пора возвращаться.


Ведущий.

Надеюсь, вы поняли, как развивалось представление о Вселенной в Древней Греции. Спасибо всем участникам интервью.

Просмотр содержимого документа
«Как древние люди представляли себе Вселенную»

Животные Африки

Животные Африки

Географическое положение  Африки. АФРИКА , материк, второй по величине после Евразии. 29,2 млн. км2 . С запада омывается Атлантическим ок., с севера — Средиземным м., с северо-востока — Красным м., с востока — Индийским ок.

Географическое положение Африки.

АФРИКА , материк, второй по величине после Евразии. 29,2 млн. км2 . С запада омывается Атлантическим ок., с севера — Средиземным м., с северо-востока — Красным м., с востока — Индийским ок.

Климат Африки  Среднемесячные температуры лета ок. 25-30 °С. Зимой также преобладают высокие положительные температуры (10-25 °С), но в горах бывают температуры ниже 0 °С . Наиболее крупные озера — Виктория, Танганьика, Ньяс.

Климат Африки

Среднемесячные температуры лета ок. 25-30 °С. Зимой также преобладают высокие положительные температуры (10-25 °С), но в горах бывают температуры ниже 0 °С . Наиболее крупные озера — Виктория, Танганьика, Ньяс.

Разнообразие животного мира Африки

Разнообразие животного мира Африки

  • . В тропической Африке водятся — слоны, носороги, бегемоты, зебры, антилопы, и др.; львы, гепарды, леопарды и другие крупные хищники. Многочисленны обезьяны.
Жирафы

Жирафы

  • Жирафы одно из семи
Слоны  (Африканский слон)

Слоны (Африканский слон)

  • Слоны бывают двух видов: Африканские и Индийские
Носороги

Носороги

  • Носороги живут поодиночке но в саваннах объединяться в небольшие группы. Главным отличием носорогов является рог на носу. Их может быть два рога.
Львы

Львы

  • Львы одни из самых крупных хищников в Африке.
Зебры

Зебры

  • Зебры считаются самыми интересными животными Африки
Шимпанзе

Шимпанзе


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как древние люди представляли себе Вселенную

Автор: Карымова Венера Гаяновна

Дата: 20.12.2016

Номер свидетельства: 371541

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Представление о Вселенной в древности"
    ["seo_title"] => string(43) "priedstavlieniie_o_vsieliennoi_v_drievnosti"
    ["file_id"] => string(6) "371545"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482201067"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Тест Как древние люди представляли себе Вселенную."
    ["seo_title"] => string(60) "tiest_kak_drievniie_liudi_priedstavliali_siebie_vsieliennuiu"
    ["file_id"] => string(6) "348309"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1476192340"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по географии в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "180342"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425154341"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по природоведению наша вселенная"
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt_uroka_po_prirodoviedieniiu_nasha_vsieliennaia"
    ["file_id"] => string(6) "371887"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482254025"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Древний Китай. "
    ["seo_title"] => string(14) "drievnii-kitai"
    ["file_id"] => string(6) "114203"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411370191"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства