3.Учебная цель формулируется с помощью проблемного задания. Всегда ли на Земле жили люди и как они выглядели в далёком прошлом? Сегодня мы познакомимся с тем, где располагается прародина древнейшего человека
Продолжить формирование умения работать с исторической картой, интерактивной доской
3.1. Предполагаемая прародина человека (7 мин.) Учитель: С исторической картой, как важным источником информации, мы с вами познакомились на прошлом уроке. Откройте страницу № 7 вашего учебника. Сейчас мы поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами – карта восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте). Вопросы учащимся: - На каком материке находится искомая область? - Какая часть материка включает искомую область? - Что такое, по-вашему, прародина? При обобщении ответов учитель формулирует определение: Прародина - первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места. (На интерактивной доске – физическая карта Восточного полушария интерактивного наглядного пособия. С ней начинает работать учитель) Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории). Вопросы: - Почему прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет? - По каким признакам ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека? (Учащиеся говорят об археологических раскопках, учитель акцентирует внимание учащихся на наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте) Закрепление: Учитель предлагает учащимся с помощью маркера обозначить на интерактивной доске область предполагаемой прародины человека (2-3 учащихся) с проговариванием её наименования. При необходимости данная область корректируется другими учащимися и учителем. На поверхность интерактивной доски снова проецируется презентация – слайды №№ 3 (Олдовайское ущелье) и 4 (Следы древних людей) с комментарием учителя: «В 1931 г. африканский ученый английского происхождения Луис Лики начал раскопки в ущелье Олдувай в Восточной Африке. Первые каменные орудия он нашел через семь часов после приезда в Олдувай. За десятилетия раскопок было найдено множество таких орудий. Они встречались здесь на разных глубинах: иногда у самой поверхности, иногда на глубине 100 м. Хорошо были видны 4 разноцветных слоя. В самом нижнем слое на глубине почти 100 м были орудия и кости животных. Толщина слоя и здесь была внушительной — 40 м. В слое I тоже находили орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет. Никто до сих пор нигде не находил таких древних орудий. И их назвали олдувайскими. Так в науку вошла новая культура — олдувайская». Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях (слайд № 5), и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни (слайд № 6). 3.2. Происхождение и внешний облик древнейшего человека. Первые орудия труда. (7 мин.) Учитель: Запишите в тетрадях тему урока – ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ. Существует ещё одно важное понятие – первобытные люди, то есть люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Запишем это определение в тетрадь. Посмотрим, как выглядели наши далекие предки (слайд № 6). Давайте попытаемся определить, чем древнейшие люди отличались от нас с вами, представителей современного человечества? (Обсуждение, ответы учащихся) Древнейший человек был похож на обезьяну, но он существенно отличался от представителей животного мира. В конце урока вам предстоит задание (слайд № 7) – ответ на вопрос: «Чем древнейшие люди отличались от животных?», поэтому любую информацию, полученную на уроке, старайтесь использовать для ответа на этот вопрос. Слайд № 8 – Посмотрите на эти рисунки. На первый взгляд, это обычные камни неправильной формы и осколок кости. Как вы думаете, для чего мы рассматриваем эти предметы? Какое отношение они имеют к первобытному человеку? (из ответов учащихся делаем вывод о древнейших орудиях труда: слайд № 9 – заостренный камень, слайд № 10– изготовление рубила, слайд № 11 – отщепы, слайд № 12 – иглы и шила). Помимо этого, учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации учебника на стр. 10 «Палка-копалка и дубина» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку. Закрепление: Итак, продолжите логический ряд: ОРУДИЯМИ ТРУДА ДРЕВНЕЙШЕГО ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ - … (устно) Физминутка Чтобы сильным стать и ловким, Приступаем к тренировке. (шагаем на месте) Носом- вдох, а выдох ртом (руки на поясе) Дышим глубже, (руки вверх-вдох,вниз-выдох) А потом, шаг на месте, не спеши. (шагаем на месте) Как погода хороша! (шагаем на месте) Не боимся мы пороши, (шагаем на месте) Ловим снег – хлопок в ладоши. Руки в стороны, по швам, Хватит снега нам и вам. (хлопаем в ладоши)
3.3. Занятия древнейших людей (5 мин.) Учитель: Давайте представим, что мы с вами – не 5А класс, а группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. Подумайте, какими способами мы бы обеспечивали пищей свою группу? (Ответы учащихся, приводящие к выводу, записанному в тетрадь): Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота. Демонстрация слайда № 13 с комментариями учителя. 3.4. Овладение огнем (5 мин.) Учитель: Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров? Представьте себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его? (Ответы учащихся, затем – демонстрация слайдов №№ 14, 15, 16 с комментариями учителя). Подведение итогов изучения нового материала (4 мин.) – устный ответ на проблемный вопрос «Чем древнейшие люди отличались от животных?» (слайд № 17). После ответов учащихся демонстрируется слайд № 18 с прописанными отличиями.
Эмоциональная положительная оценка; выставление отметок за формулирование правильных выводов, ответов на вопросы.
|