kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Древнейшие люди

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение условий жизни древнейших людей; подведение обучающихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Древнейшие люди»

Конспект урока.


Аттестуемый педагог Серова Любовь Алексеевна, учитель истории МБОУ СОШ №41 г. Пензы.

Предмет История


Возраст учащихся: класс 5 класс


Тема урока Древнейшие люди


Цели урока: - изучение учащимися условий жизни древнейших людей; подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей;

Задачи урока:

Образовательные: - формирование и развитие надпредметных универсальных умений и навыков учащихся: учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной и письменной речи), учебно-информационных (работа с картой, учебником, интерактивным обучающим пособием и интерактивной доской), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика внешнего вида древнейших людей);

Развивающая: - развитие познавательного интереса учащихся;

Воспитательная - воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом.

Понятия и термины: прародина, первобытные люди, орудие труда, рубило, палка-копалка, дубина, охота, собирательство.

Тип урока: комбинированный

Используемое оборудование и материалы:

● Интерактивная доска POLIVISION

● Медиапроектор

● Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта мира»

● Презентации Power Point, подготовленная к уроку (Приложение № 1)

● Раздаточный материал (карточки для проверки домашнего задания) (Приложение № 2)

● Учебник «История древнего мира» Авторы: А. Вигасин, Г. Годер, И. Свеницкая (Просвещение, 2012)



Использованные информационные ресурсы:

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

    1. в подготовленной презентации Power Point:

      1. «Олдовайское ущелье в юго-восточной Африке» (№ 194664) – слайд № 2 Презентации

      2. «Следы древнейших людей» (№ 194554) – слайд № 3 Презентации

    2. «Сцены из жизни древнейших людей» (№ 194522) (этап закрепления изученного на уроке) (Приложение № 3)

  1. История первобытного общества («Где были впервые открыты древнейшие каменные орудия?») (http://pochemuchca.ru/history.html)

  2. Энциклопедия человека («Формирование человека») (http://man.claw.ru/)




Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия);



  • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия);

  • описание методов организации работы учащихся (воспитанников) на начальном этапе урока (занятия), настроя учащихся (воспитанников) на учебную деятельность (или др. деятельность), предмет и тему урока (занятия) (с учетом реальных особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог)




  1. Сегодня мы продолжаем знакомиться с историей. Для работы вам потребуется учебник и рабочая тетрадь.

Цель данного этапа урока:

Убедиться, что класс готов к уроку, т.е. все учащиеся пришли в кабинет истории, все хорошо себя чувствуют и настроены доброжелательно.

Беседа, проверка готовности к уроку, наличия учебников, тетрадей рабочих, письменных принадлежностей.

Создается положительный психологический настой (улыбка, слова одобрения).

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала), включающий:

  • определение цели, которую педагог ставит перед учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия) (какой результат должен быть достигнут учащимися);









  • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия);



  • описание методов, способствующих решению поставленной цели;





  • описание критериев достижения цели данного этапа урока (занятия);

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленной цели;



  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог;



  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

2.Проверка домашнего задания (5 мин.)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.

Фронтальный опрос.

Вопросы:

    1. Дайте определение истории как науки.

    2. Для чего нужно изучать историю?


Учитель: Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей, перечень которых приведен на экране (поверхность интерактивной доски) (слайд № 2– зачитывается перечень). Ваша задача – в течение трех минут распределить найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные, и внести НОМЕРА выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. Карточки для выполнения данной работы у вас на столах.

Учащиеся работают в группах по 2 человека, используют карточки.

Карточка (см. приложение)



Учащиеся находят и указывают в карточках письменные и вещественные источники. После выполнения работы карточки собираются учителем, проводится устная проверка работы с ориентацией на экран. Карточки проверяются к следующему уроку, каждому учащемуся выставляется отметка.

Продолжить формирование умения работать в малой группе.

Учащиеся правильно отвечают на вопросы. Учителем проводится устная проверка работы с ориентацией на экран







Организация эвристической беседы.





Учащиеся, продемонстрировавшие лучшие знания оцениваются.






3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия));



  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия);





  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

















  • описание форм и методов изложения нового учебного материала;



описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса (группы), в котором(ой) работает педагог;



























































описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;











































  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе освоения нового учебного материала.

3.Учебная цель формулируется с помощью проблемного задания.

Всегда ли на Земле жили люди и как они выглядели в далёком прошлом?

Сегодня мы познакомимся с тем, где располагается прародина древнейшего человека







Продолжить формирование умения работать с исторической картой, интерактивной доской







3.1. Предполагаемая прародина человека (7 мин.)

Учитель: С исторической картой, как важным источником информации, мы с вами познакомились на прошлом уроке. Откройте страницу № 7 вашего учебника. Сейчас мы поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами – карта восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте).

Вопросы учащимся:

- На каком материке находится искомая область?

- Какая часть материка включает искомую область?

- Что такое, по-вашему, прародина?

При обобщении ответов учитель формулирует определение: Прародина - первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.

(На интерактивной доске – физическая карта Восточного полушария интерактивного наглядного пособия. С ней начинает работать учитель)

Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории).

Вопросы:

- Почему прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет?

- По каким признакам ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?

(Учащиеся говорят об археологических раскопках, учитель акцентирует внимание учащихся на наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте)

Закрепление:

Учитель предлагает учащимся с помощью маркера обозначить на интерактивной доске область предполагаемой прародины человека (2-3 учащихся) с проговариванием её наименования. При необходимости данная область корректируется другими учащимися и учителем.

На поверхность интерактивной доски снова проецируется презентация – слайды №№ 3 (Олдовайское ущелье) и 4 (Следы древних людей) с комментарием учителя:

«В 1931 г. африканский ученый английского происхождения Луис Лики начал раскопки в ущелье Олдувай в Восточной Африке. Первые каменные орудия он нашел через семь часов после приезда в Олдувай. За десятилетия раскопок было найдено множество таких орудий. Они встречались здесь на разных глубинах: иногда у самой поверхности, иногда на глубине 100 м. Хорошо были видны 4 разноцветных слоя. В самом нижнем слое на глубине почти 100 м были орудия и кости животных. Толщина слоя и здесь была внушительной — 40 м. В слое I тоже находили орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет. Никто до сих пор нигде не находил таких древних орудий. И их назвали олдувайскими. Так в науку вошла новая культура — олдувайская».

Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях (слайд № 5), и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни (слайд № 6).

3.2. Происхождение и внешний облик древнейшего человека. Первые орудия труда. (7 мин.)

Учитель: Запишите в тетрадях тему урока – ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ.

Существует ещё одно важное понятие – первобытные люди, то есть люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Запишем это определение в тетрадь.

Посмотрим, как выглядели наши далекие предки (слайд № 6). Давайте попытаемся определить, чем древнейшие люди отличались от нас с вами, представителей современного человечества? (Обсуждение, ответы учащихся)

Древнейший человек был похож на обезьяну, но он существенно отличался от представителей животного мира. В конце урока вам предстоит задание (слайд № 7) – ответ на вопрос: «Чем древнейшие люди отличались от животных?», поэтому любую информацию, полученную на уроке, старайтесь использовать для ответа на этот вопрос.

Слайд № 8 – Посмотрите на эти рисунки. На первый взгляд, это обычные камни неправильной формы и осколок кости.

Как вы думаете, для чего мы рассматриваем эти предметы?

Какое отношение они имеют к первобытному человеку? (из ответов учащихся делаем вывод о древнейших орудиях труда: слайд № 9 – заостренный камень, слайд № 10– изготовление рубила, слайд № 11 – отщепы, слайд № 12 – иглы и шила).

Помимо этого, учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации учебника на стр. 10 «Палка-копалка и дубина» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.

Закрепление:

Итак, продолжите логический ряд: ОРУДИЯМИ ТРУДА ДРЕВНЕЙШЕГО ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ - … (устно)

Физминутка

  • Чтобы сильным стать и ловким,
    Приступаем к тренировке.
    (шагаем на месте)
    Носом- вдох, а выдох ртом (руки на поясе)
    Дышим глубже, (руки вверх-вдох,вниз-выдох)
    А потом, шаг на месте, не спеши. (шагаем на месте)
    Как погода хороша! (шагаем на месте)
    Не боимся мы пороши,
    (шагаем на месте)
    Ловим снег – хлопок в ладоши.
    Руки в стороны, по швам,
    Хватит снега нам и вам.
    (хлопаем в ладоши)



3.3. Занятия древнейших людей (5 мин.)

Учитель: Давайте представим, что мы с вами – не 5А класс, а группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. Подумайте, какими способами мы бы обеспечивали пищей свою группу?

(Ответы учащихся, приводящие к выводу, записанному в тетрадь):

Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота.

Демонстрация слайда № 13 с комментариями учителя.

3.4. Овладение огнем (5 мин.)

Учитель: Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров? Представьте себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его?

(Ответы учащихся, затем – демонстрация слайдов №№ 14, 15, 16 с комментариями учителя).

    1. Подведение итогов изучения нового материала (4 мин.)

– устный ответ на проблемный вопрос «Чем древнейшие люди отличались от животных?» (слайд № 17). После ответов учащихся демонстрируется слайд № 18 с прописанными отличиями.



Эмоциональная положительная оценка; выставление отметок за формулирование правильных выводов, ответов на вопросы.




4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока (занятия);

  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия);



  • описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;





  • писание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися (воспитанниками) нового учебного материала;



  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся (воспитанников) не освоила новый учебный материал.

  1. Закрепление изученного на уроке (8 мин.)


Продолжить формирование навыка работать в группах. Развивать умения составлять рассказ, опираясь на опорные слова


Учитель предлагает учащимся пересесть на рабочие места группами по 4 человека (такие группы планируются заранее).

На экране – слайд № 19 с опорными словами для составления мини-рассказа о жизни древнейших людей.

На каждую парту раздаются сюжеты (рисунки) из жизни древних людей

Задание – составить рассказ о жизни древнейших людей из 6-10 предложений, используя не менее пяти опорных слов (словосочетаний), приведенных на экране, и записать на листе бумаги с указанием номера группы, находящемся на столе.

(Через 8 минут работы группы сдаются учителю, все работы оцениваются к следующему уроку).





5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку цели самостоятельной работы для учащихся (воспитанников) (что должны сделать учащиеся (воспитанники) в ходе выполнения домашнего задания);



  • определение цели, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся (воспитанникам) технологии успешного выполнения домашнего задания.



  1. Объявление и комментирование домашнего задания (2 мин.).

& 1 учебника, ответы на вопросы на стр. 11 (устно), запись отличий человека от животных в тетради, по желанию



Если вы планируете получить на следующем уроке хорошую или отличную оценку нужно:

– подготовить сообщение по теме «Как совершенствовались орудия труда первобытных людей».






Приложение

Фамилия, имя


Вещественные источники

Письменные источники












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Древнейшие люди

Автор: Серова Любовь Алексеевна

Дата: 24.08.2018

Номер свидетельства: 476314

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока по истории Казахстана 6 класс Обобщение по теме "Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники" "
    ["seo_title"] => string(140) "razrabotka-uroka-po-istorii-kazakhstana-6-klass-obobshchieniie-po-tiemie-zhizn-drievnieishikh-liudiei-drievnieishiie-sobiratieli-i-okhotniki"
    ["file_id"] => string(6) "122804"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414340780"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Занятия древнейших людей"
    ["seo_title"] => string(32) "zaniatiia-drievnieishikh-liudiei"
    ["file_id"] => string(6) "248429"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446725773"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Как древние люди представляли себе Вселенную"
    ["seo_title"] => string(54) "kak_drievniie_liudi_priedstavliali_siebie_vsieliennuiu"
    ["file_id"] => string(6) "371541"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482200536"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Презентация на тему: "Древнейшие люди" "
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiia-na-tiemu-drievnieishiie-liudi"
    ["file_id"] => string(6) "175084"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424228230"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Жизнь древнейших людей"
    ["seo_title"] => string(28) "zhizn-drievnieishikh-liudiei"
    ["file_id"] => string(6) "305729"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457974982"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства