Просмотр содержимого документа
«Деньги и их функции»
Тема :
« Деньги и их функции»
Кудря Раиса Аметовна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №1» с. Новоселицкое, Новоселицкий район, Ставропольский край.
с,Новоселицкое 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1.1. Общая характеристика занятия 4
1.2. Педагогическая характеристика занятия 6
1.3. Методическая характеристика занятия 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
ПРИЛОЖЕНИЯ 13
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы несомненна, так как современный мир без денег представить невозможно. С ними неразрывно связаны все успехи мировой цивилизации. Они создали общество таким, каким мы его видим, с его достоинствами и противоречиями. Однако деньги продолжают развиваться и видоизменяться, так что их история продолжает оставаться динамичной.
Урочное занятие предполагает изложение не только теоретических вопросов, но и формирование практических навыков обучающихся по определению функции денег. В результате проведения занятия учащиеся получат представления о «деньгах и их функциях».
Необходимость изучения данной темы заключается в том, что, деньги являются важнейшим атрибутом экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы происхождения и видов денег, их основных функций, роли денег в экономике страны, необходимо для понимания особенностей функционирования всей финансовой системы. На протяжении веков деньги постоянно изменялись и сегодняшнее их состояние, не является завершающей и окончательной фазой.
Занятие позволит систематизировать знания в области происхождения, видов и функций денег; способствовать развитию навыков обращения обучающихся с денежными знаками. Позволяет расширить знания по финансовой грамотности и их применение в дальнейшей жизни обучающихся.
Без денег немыслима жизнь современного человека. Все устремления людей в экономической сфере направлены на получение как можно большего их количества, при этом мы получаем от их использования удовлетворение.
Исходя из вышесказанного, актуальность темы обусловлена условиями рыночной экономики, которые ставят перед современным человеком задачу развивать в себе предпринимательскую жилку, становится на одну ступень с экономистами и финансистами в своей повседневной жизни.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Общая характеристика занятия
Актуальность темы обусловлена необходимостью приобретения обучающимися знаний и умений в области экономики и финансов, которые могут быть использованы в дальнейшей жизни, выступая в качестве участников экономических отношений.
Объект :
Место: с.Новоселицкое
Учреждение: МОУ СОШ № 1
Участники проекта:
Педагог: учитель
Обучающиеся: 7 класс
Название темы: «Деньги и их функции»
Вид деятельности обучающихся:урочное занятие
Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 1/1
Тип занятия: комбинированный
Оборудование и характеристика образовательной среды: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Учебно-методическое обеспечение:
Основная литература
1.Обществознание. Учебник для 7 класса. Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.-М.: «Просвещение»,2015.
2.Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
фрагмент фильма https://www.youtube.com/watch?v=_YLSJ9pgTDY
1.2. Педагогическая характеристика занятия
Цель урока: способствовать формированию представления учащихся об истории возникновения денег их ролью в жизни человека, практических навыков распознавания функций денег и их применения в современном обществе.
Предметные образовательные результаты
личностные:
осознание необходимости получения знаний по финансовой грамотности. Овладение знаниями об истории возникновения и функции денег.
познавательные:
умение осуществлять направленный поиск информации из разных источников
умение сравнивать, анализировать
умение объяснять понятия и применять знания на практике
коммуникативные:
умение работать в группе, умение строить совместную деятельность , согласовывать позиции, избегать конфликты.
регулятивные:
умение определять проблему, развитие самостоятельности, ответственности.
метапредметные:
история, литература, математика
Продолжительность занятия «Деньги и их функции» - 45 минут.
В таблице 1 представлены действия обучающихся при выполнении заданий.
Таблица 1
Этап
Продолжительность
Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся
Организационный
2 мин.
Обучающиеся занимают свои места, готовят рабочее место к занятию, совместно с учителем формулируют цель и задачи занятия, а также приходят к выводу о личном результате, который будет достигнут в итоге
Мотивационный
2 мин.
Смотрят фрагмент видеофильма https://www.youtube.com/watch?v=_YLSJ9pgTDY формулируют тему и цель урока
Представление обучающимися результатов опережающего задания
10 мин.
Обучающиеся слушают сообщения своих одноклассников об истории возникновения денег, конспектируют основные положения выступления.
Практикум групповой
15 мин.
Обучающиеся практикуют работу в группах с учебником, обучающиеся анализируют текст и соотносят с иллюстрациями учебника.
Организация самостоятельной работы
10 мин.
Обучающиеся выполняют задания из учебника стр. 109-110
Подведение итогов
3 мин
Выполняют задания с последующей взаимопроверкой
Рефлексия
3 мин.
Работа в группах. Составление синквейна.
Организационный этап предполагает включение обучающихся в образовательную деятельность, целеполагание. Продолжительность этапа составляет 2 минуты.
Деятельность учителя во время организационного этапа включает в себя: приветствие и проверку готовности обучающихся к занятию, организацию внимания и создание позитивной мотивации к работе.
Мотивационный: обучающиеся просматривают видеофрагмент, принимают участие в постановке целей и задач по теме: «Деньги и их функции». Роль преподавателя: коммуникатор. Продолжительность этапа 10 минут.
Представление обучающимися результатов опережающего задания10 минут. Используется словесный и поисковый методы. Учащиеся конспектируют основные положения выступления.
Деятельность учителя включает в себя косвенное наблюдение за выступлением обучающихся.
Роль учителя: организатор.
Роль выступающих учеников: коммутаторы.
Практикум групповой составляет 20 минут, используется практический, поисковый и проблемный метод. Обучающиеся практикуют работу в группах с учебником, обучающиеся анализируют текст и соотносят с иллюстрациями учебника.
Деятельность учителя: косвенное наблюдение учителя за ходом решений практических задач.
Действия обучающихся: активность обратной связи по включенности обучающихся в образовательный процесс.
Роль учителя: организатор, фасилитатор.
Учащиеся делятся на 5 групп. Внутри каждой группы происходит распределение ролей для более продуктивной деятельности. Каждая группа формулирует соответствующие функции денег.
На этапе подведения итогов, продолжительность которого составляет 3 минуты, используется словесный, наглядный методы обучения.
Деятельность учителя и обучающихся. Активность обратной связи по включенности обучающихся в образовательный процесс.
На этапе подведения итогов, обучающиеся выполняют задания с последующей взаимопроверкой и получают дифференцированное домашнее задание.
Последним этапом является рефлексия, которая длится 3 минуты. На этом этапе обучающиеся выполняют синквейн. Учитель является организатором.
В конце урока, учитель задаёт вопросы, отображающие достижимость поставленных целей занятия:
-Что мы хотели выяснить на уроке…
– Что нам удалось узнать….
– Хочется ли тебе поделиться полученными знаниями
– Больше всего мне понравилось…
- Что было наиболее сложным (трудным)…
В таблице 2 представлены типы заданий контрольно-измерительных процедур.
Таблица 2
Этап
Метод
Типы заданий контрольно- измерительных процедур
Организационный
Словесный
-
Мотивационный
Словесный, практический
-
Представление обучающимися результатов опережающего задания
практический, поисковый, проблемный
Практикум групповой
словесный, наглядный, иллюстративный
-
Организация самостоятельной работы
наглядный, словесный
Задачи
Подведение итогов
словесный
Вопросы, ответы на предмет достижения целей и задач занятия
Рефлексия
словесный
Составление синквейна
Данное занятие разбито на несколько этапов. В ходе занятия используются различные методы обучения. На организационном этапе словесный метод, на следующем этапе представление результатов опережающего задания. На этапе практической работы используются практический, поисковый метод обучения.
На этапах подведения итогов, и рефлексии используются словесные и наглядные методы.
Выбор данных методов обусловлен возрастными и психологическими особенностями обучающихся и позволил эффективно достигнуть поставленной цели занятия.
1.3. Методическая характеристика занятия
Этапы, регламент, деятельность участников проекта прописаны в таблице 3.
Таблица 3
Этапы
Регламент
Деятельность
Организационный
2 мин.
Пассивная
Мотивационный
2 мин.
Активная
Представление обучающимися результатов опережающего задания
10 мин.
Активная
Практикум групповой
15 мин.
Активная
Организация самостоятельной работы
10 мин.
Активная
Подведение итогов
3 мин.
Активная
Рефлексия
3 мин
Интерактивная
В ходе занятия деятельность обучающихся не сводилась к пассивному слушанию. Доминировали активные и интерактивные виды деятельности, что способствовало реализации деятельностного подхода в обучении финансовой грамотности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная разработка рассчитана на проведение урочного занятия у обучающихся 7 класса и предусматривает сочетание нескольких методов и приёмов.
Разработка состоит из введения, раздела, описывающего методику подготовки комбинированного урока, этапов проведения занятия, списка используемой литературы.
Разработка занятия раскрывает понятия: деньги, мера стоимости, цена розничная цена, оптовая цена, денежное обращение.
В результате занятия у обучающихся будет сформировано представление о деньгах и их функциях, проведена апробация полученных теоретических знаний на практике путем групповой работы с текстом, решения задач, составления синквейна.
У обучающихся будут сформированы умения осуществлять направленный поиск информации из разных источников, умения сравнивать, анализировать представленную информацию, умения работать в группе, строить совместную деятельность, согласовывать позиции, избегать конфликты.
В заключение стоит отметить важность изучения данной темы подростками, поскольку именно на данном возрастном этапе продолжают закладываться основы финансовой культуры будущего гражданина нашей страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная литература
Жданова А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 192с.
Жданова А. Финансовая грамотность: Материалы для обучающихся СПО. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014
Жданова А. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПО.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 32с.
Дополнительная литература
Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Брехова, Ю. В. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники
1. Финграмотностьвшколе.рф
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Какое суждение верно? А. Деньги усложняют обмен. Б. Деньги облегчают обмен. Свой выбор объясни.
Определи, каковы функции денег в следующих ситуациях: Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую Папа Карло выменял на свою куртку. Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке. Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрёл билет на завтрашнее представление. Оставалось ещё целое богатство — четыре гроша. «Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло денежное дерево. Вот когда денежное дерево даст плоды — гроши, лиры, доллары, фунты, тогда на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль.
Задачи (резерв)
1. Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят, одного
котёнка на 50 рыбок, а одного щенка — на двух попугаев. Сколько рыбок
надо отдать, чтобы получить щенка?
2. Один топор можно обменять на два лука, а один лук — на четы-
ре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков
лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить
топор?
Приложение 3
Если высказывание верное, поставьте знак «да», если неверное, поставьте знак «нет»
Прямой обмен одних товаров на другие – это купля-продажа (нет)
Плата за работу – это зарплата (да)
Деньги, которые откладывают на будущее, - это сбережения (да)
Оборотная сторона монеты – это гурт (нет)
Приложение 4
Составление синквейна.
1 строка – имя существительное, обозначающее тему урока
2 строка – имена прилагательные, раскрывающие признаки данного предмета
3 строка – три-четыре глагола, раскрывающие действия данного предмета
Дети в группах составляют синквейн и представляют его.
Например:
Деньги!
Бумажные и металлические.
Накопить ,заработать, потратить.
Деньги любят счет.
Сбербанк!
Приложение 5
Домашнее задание.
1.Если ты читал роман А. Дюма «Граф Монте-Кристо», то легко вспомнишь, кто такой аббат Фариа. Его деньги играют очень важную роль в сюжете романа. Представь, что тебе необходимо схематично передать приятелю самое главное в судьбе денег аббата Фариа. Составь план такого рассказа, указав, в каких ситуациях деньги меняют ход событий, какую роль они играют в жизни героев романа
2.Пользуясь дополнительной литературой и Интернетом, выясни, как называются денежные единицы государств — членов СНГ. Свой ответ оформи в виде таблицы.