Урок позволяет объяснить, в чем заключалась деятельность М.М. Сперанского, какие реформы были задуманы и осуществлены, выяснить результаты реформирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деятельность Сперанского»
УРОК 3
РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.М. СПЕРАНСКОГО.
Цель:
Объяснить, в чем заключалась деятельность М.М. Сперанского, какие реформы были задуманы и осуществлены.
Выяснить результаты реформирования.
Продолжить формирование умений работать с историческими источниками, давать характеристику процессам и явлениям, выделять главное и делать аналитические выводы.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Изучение новой темы.
План:
Начало деятельности М.М. Сперанского.
Проекты реформ и претворение их в жизнь.
Результаты политической реформы.
Последствия деятельности Сперанского.
Во внешней политике авторитет Александра I пошатнулся. Император решил вернуть свои позиции реформами. Негласный комитет не оказывал должного влияния на царя. Человеком, продолжившим реформаторскую деятельность, стал Михаил Михайлович Сперанский.
Из семьи бедного священника. Окончил Духовную академии в СПб, работал учителем. Затем секретарем к князя Куракина (генерал-прокурор Сената). Сперанский стал чиновником в Сенате. Способен, умен. «Негласный комитет» привлек талантливого чиновника к составлению проектов реформ. Приблизился к царю. С 1807 года – статс-секретарь императора, с 1808 года – зам. Минюста.
В первом проекте рассматривал переход к конституционной монархии. Цель: не допустить революцию, подобную Франции.
В октябре 1809 года предоставил проекты реформ системы государственной власти.
Документ назывался «Введение к уложению государственных законов». ПРЕДЛОЖИЛ ВВЕСТИ В ОСНОВУ ГОСУДАРСВТВАННОГО УСТРОЙСТВА ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ, ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ, СУДЕБНУЮ.
Император
Государственный совет – законодательно0совещательный орган при императоре.
Исполнительная власть:
Сенат +Министерства
Губернское управление
Окружное управление
Волостное управление
Законодательная власть:
Государственная дума
Губернская дума
Окружная дума
Волостная дума
Судебная власть:
Судебный Сенат
Губернский суд
Окружной суд
Волостной суд
Предполагалось установить деление общества на 3 сословия:
Вместо Непременного Но весь комплекс преобразований не был осуществлен.
Совета с 1.01.1810 г. Реформам сопротивлялись дворяне, император не
Учреждался Гос. Совет проявил решительности.
Состоял из 35 человек,
Назначались царем.
Конечная цель – ограничение самодержавной власти и ликвидация крепостного права.
Александр проект одобрил, но внедрение предполагалось проводить постепенно.
1 января 1810 года обнародован манифест о создании Государственного совета. Задача: подготовка и принятие законов, поддержание порядка.
1811 год – проект Сперанского «Уложение правительствующего сената». Разделить его на Правительствующий и судебный (разделение властей). Но в жизнь не претворен.
1810-1811 гг. – стремление предоставить гражданские права крепостным – протест верхнего сословия. Александр поддался требованиям дворянства.
Деятельность Сперанского, его реформы затрагивали интересы дворянства. Противников деятельности Сперанского становилось все больше.
Александр не желал чтобы критика перешла и в его адрес. Принял решение отправить Сперанского в отставку. Угроза войны с Наполеоном.
В марте 1812 года Сперанский был сослан в Нижний Новгород, затем в Пермь.
В итоге реформы практически не были осуществлены. Но разработки реформ продолжались.
Д.З.: параграф 3, понятия:
Идеолог – выразитель и защитник идеологии (совокупности взглядов, идей, в которых отражается отношение людей к существующей действительности).
Инстанция – ступень в строении подчиненных друг другу органов.
Консерватизм – течение, сторонники которого отстаивают идеи сохранения традиций, преемственности в политической и культурной жизни.
Задание по теме: «Внутренняя политика в 1801-1806 гг.».
Амнистия –
Либерализм –
Маневр –
Манифест –
Задание по теме: «Внутренняя политика в 1801-1806 гг.».
Амнистия –
Либерализм –
Маневр –
Манифест –
Задание по теме: «Внутренняя политика в 1801-1806 гг.».
Перечислите основные реформы, осуществленными «Негласным комитетом» в 1801-1804 гг.
1801:
2 апреля –
12 декабря –
1802 г.:
8 сентября –
1803 г.:
20 февраля -
1804 г.:
Задание по теме: «Внутренняя политика в 1801-1806 гг.».
Раскройте суть указа «о вольных хлебопашцах»
Задание по теме: «Внутренняя политика в 1801-1806 гг.».
Перечислите основные реформы, осуществленными «Негласным комитетом» в 1801-1804 гг.
1801:
2 апреля –
12 декабря –
1802 г.:
8 сентября –
1803 г.:
20 февраля -
1804 г.:
Задание по теме: «Внутренняя политика в 1801-1806 гг.».
Перечислите основные реформы, осуществленными «Негласным комитетом» в 1801-1804 гг.
1801:
2 апреля –
12 декабря –
1802 г.:
8 сентября –
1803 г.:
20 февраля -
1804 г.:
Задание по теме: «Внутренняя политика в 1801-1806 гг.».
Раскройте суть указа «о вольных хлебопашцах»
Задание по теме: «Внутренняя политика в 1801-1806 гг.».