kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ассирийская держава

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая разработка урока по теме "Ассирийская держава" с учетом ФГОС 3. Рекомендовано к использованию на уроках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ассирийская держава»

  Технологическая карта урока 

Учитель истории – Кравченко Л.И

МОБУ лицей №33

 Класс – 5

Дата 20. 09.2024год.

 Учебник – Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С./Под редакцией Искендерова А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. М.: Просвещение, 2023. 

Тема: «Ассирийская держава». 

Цель урока: подвести к пониманию особенностей, причин возвышения и гибели Ассирийской военной державы, показав грабительский характер ассирийских завоеваний.

  Виды деятельности: показывать на карте территорию Ассирийской державы; рассказывать об организации ассирийского войска; объяснять, как ассирийские цари управляли своей державой; представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее достопримечательностях;

 Формируемые УУД:

 Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

  Регулятивные: осуществление целеполагания, осознание конечного результата работы, соотнесение его с поставленными целями урока, осуществление самоорганизации, осуществление самоконтроля и коррекции своих ошибок.

 Познавательные: обрабатывать разные источники учебной информации, выбирать исторические факты из незнакомого текста по заданию, составлять тезисный план, определять понятия, ориентироваться по атласу и исторической карте, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

 Коммуникативные: вести дискуссию, осуществлять смысловое чтение текста, сотрудничать в парах, группах, принимать на себя роль консультантов и экспертов, выслушивать мнения других. 

 Предметные умения: показывать на карте территорию Ассирийской державы, объяснять причины возвышения Ассирии и ее гибели, описывать армию ассирийцев, сравнивать её с армиями других древних государств, характеризовать самых известных правителей Ассирии.

 Планируемый результат: научить, используя различные источники информации, характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ассирийской военной державы и определить ее сильные и слабые стороны.

 Основные понятия,  термины, даты, личности: Ассирия, ассирийцы,  держава, тараны, Ниневия, Синаххериб, Ашшур, Ашшурбанапал, VIII-VII в.в. до н.э., 612 г. до н.э.

 Межпредметные связи: география.

 Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

 Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь под редакцией Г. И. Годера, , историческая карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», дополнительные тексты «Управление Ассирийской державой»,  

 Электронные образовательные ресурсы: электронный диск «1С Образовательная коллекция. История древнего мира. 5 класс»; российская электронная школа: https://resh.edu.ru/subject/lesson/428/



Технологическая карта урока 

 

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

УУД

  1. Организацион-ный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Чем мы занимались на прошлом уроке?


Включаются в деловой ритм урока.

Личностные УУД:          – самоопределение.

Регулятивные УУД:       – организация своего рабочего места.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

1.Организует повторение домашнего материала:

(использует помощь «помощников учителя» из числа учащихся) в течение 8 минут.

Учитель во время ответов учащихся выполняет роль консультанта при возникновении спорных ситуаций (оценивание ответов учащихся: «5» – за 3 верных ответа, «4» -за 2 верных ответа при 3-х попытках, «3» не ставится т.к. в течение урока можно наработать еще баллов).

Оценивается работа и 2-х помощников учителя с помощью оценки  двух экспертов.

2. Актуализация знаний (4 мин.)

слайд 1

– Давайте по карте и атласам отправимся на восток от Древнееврейского царства:

– Какая древняя цивилизация развивалась в Междуречье? Где и когда она возникла?

– На этой территории мы уже изучили несколько небольших цивилизаций. Как называлась одна из самых загадочных цивилизаций на юге Междуречья? Что в ней было особенного?

– Как называлась другая цивилизация? Какой знаменитый правитель был в этой стране? Что особенного в этой цивилизации?

– А теперь посмотрите на север Междуречья. 

Во II – I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов.                                 – Найдите это государство. Как оно называлось? Как назывались ее жители? 

Ассирия, – древнее государство в Северном Междуречье. Ассирийская империя просуществовала почти две тысячи лет, начиная с XXIV века до н. э. и до её уничтожения в VII веке до н. э. Мидией и Вавилонией. Ассирийская держава считается первой империей в истории человечества.  Жители этой страны-ассирийцы.

слайд 2


1 .Два «помощника учителя» задают составленные дома вопросы по материалу параграфа 17 («Древнееврейское царство»),  они  поочередно задают учащимся класса вопросы (2 других эксперта на отдельном листе отмечают качество составленных вопросов,  фиксируют верные и неверные ответы учащихся класса, участвуют в оценивании ответов учащихся и экспертов

2. Работают фронтально, отвечают на вопросы, актуализируют свои знания:

– работают в парах по атласу и исторической карте;

– работают консультанты, проверяют правильность ориентирования по атласу

– работают с атласами, находят территорию Ассирии, отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные УУД:

– самоорганизация

– самооценка

Коммуникативные УУД:

– выслушивают ответы других

– коррекция ошибок одноклассников;

– взаимооценка;

3. Определение темы урока

Вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока

Ассирийцы вели войну ради войны. – Объясните, что по вашему мнению, означает это выражение?  Вероятно, за всю мировую историю не было державы столь воинственно настроенной. Их столицу                         г. Ниневия назвали «Логовищем львов и городом крови»

– Почему? Хотите узнать?

– Чему сегодня посвящаем урок?

– Что будем исследовать?

слайд 3

-Как сформулируем тему урока?

– Каковы будут сегодня цели нашего урока?

Слайд 4

-вступают в диалог с учителем;

-пытаются определить тему урока;

– вовлекаются в активную познавательную деятельность

Познавательные  УУД:

– через анализ полученного материала определяют тему урока

4. Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Если сегодня вы будете работать с интересом, дружно и оперативно – нам удастся узнать об этой воинственной стране под названием Ассирия, которая в страхе держала многие древние народы.

Личностная проблема уроказачем человеку, живущему в XXI веке, знания об Ассирийской державе?
слайд 5

– выяснить, где находилась страна Ассирия, какие она вела войны и с кем воевала?

– понять, каким образом ассирийцам удалось создать первую в мировой истории военную державу?

– узнать кто управлял державой и каким образом управлялась вся держава?

Регулятивные УУД:   – целеполагание.

Коммуникативные УУД

– постановка вопросов.

Познавательные УУД

– самостоятельное выделение  и формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

5. Осмысление и первичное усвоение новых знаний и спосо-бов усвоения

6. Первичное закрепление

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой  темы и новых источников информации

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Предлагает план урока:

  1. Освоение железа и ассирийское войско.

  2. Завоевания ассирийских царей и управление Ассирийской державой.

  3. Ниневия – «логовище львов и город крови».

слайд 6

Создает проблемную ситуацию:

«Каким образом ассирийцам удалось завоевать много стран и стать первой в мировой истории державой?»

– Что способствовало росту могущества Ассирии? Благодаря чему она набирала силу?

слайд 7

Организует работу по рядам с электронным диском «Образовательная коллекция»

Задание: составить тезисный план (работа в группах по 4 человека) «Каким было ассирийское войско?» (5 мин.)

слайд 9

Проверка задания (5 мин.) – защита по тезисному плану (по одному представителю от каждого ряда):

– оценивание: по критериям (полнота, грамотность, логичность, краткость тезисов)

– как действовала в бою колесница?

– в каких ситуациях ассирийцы использовали кожаные мешки?

– как выглядел ассирийский конный воин?

– сколько лошадей запрягали в колесницу?

– как можно определить, что в колеснице – ассирийский царь?

Организует работу с атласами (картосхема в учебнике стр. 86) и исторической картой.

слайд 10

 – Какие страны были завоеваны ассирийцами? 

Организует работу с дополни-тельными текстами об управлении Ассирийской державой, с понятием «держава»

– Как управлялись завоеванные страны?

– Почему именно этот метод управления выбрали ассирийцы?

слайд 11

Динамическая пауза: учитель напоминает учащимся о необходимости сдедать динамическую паузу и провести физкультминутку (2 минуты)

Упражнение 1. Учитель называет термины и просит детей встать-сесть (встать, если термин относится к истории Древнего Египта, сесть, если не относится). Перечень терминов: мамонт, речные пороги, фараон, клинопись, мумия, единобожие, сфинкс, шумеры, дельта, алфвит.

Упражнение 2. Гимнастика для глаз: двигать глазами влево-вправо, вверх-вниз, зажмурившись, снять напряжение, досчитав до десяти. 

Организует изучение вопроса о столице Ассирии. 

слайд 12

– что символизировали огромные крылатые быки у входа во дворец царя?

– что из себя представляла библиотека Ашшурбанапала в Ниневийском дворце?

– о чем говорит факт существования огромной библиотеки у царя?

– вспомните, какой материал для письма использовался в Древней Месопотамии. В чём преимущества и недостатки данного материала?

слайд 13

Организует работу по учебнику. Задание: «Как и почему погибла Ассирийская военная держава?» (найти ответ в учебнике, а также использовать информацию дополнительного текста №1)

– А что произошло  с библиотекой Ашшурбанапала?

Проверка  выполнения задания

Организует дискуссию:

слайд 15

– «В чем состояла сила, а в чем слабость Ассирийской державы?»

– Зачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской державе? (на чем основывалось могущество державы? К чему привело жестокое обращение с завоеванными народами? Как сегодня надо строить отношения с другими странами? Для чего?)

– самостоятельно изучают п.1 параграфа 18 стр.85-86, находят ответ на вопрос, выделяют причины успешного завоевания Ассирией окружающих стран и записывают их в тетрадь:

Причины возвышения Ассирии:

1. Горы, богатые железной рудой.

2 .Рано стали использовать железо военном деле.

3.Ослабление власти Вавилона – Ассирия независимое государство.

4.Создали самую сильную армию.

5.Использовали колесницы и впервые конницу как ударную силу.

6. Были специальные строительные войска в помощь армии.

7. Использовали военную разведку.

8. Была совершенная осадная технология.

слайд 8.

– работают самостоятельно по рядам, составляют тезисный план на основе фактов с электронного диска; затем обсуждают, используя помощь консультанта, выбирают выступающего для защиты задания от своего ряда;

-оценивают, сравнивая, чей план более соответствует лучшей оценки, дополняют свои тезисные планы в ходе прослушивания;

-закрепляют знания, комментируют слайды презентации «Ассирийская военная держава»

– работа с исторической картой;

– работа в парах (работают по дополнительным текстам)

– выполняют упражнения динамической паузы

– индивидуальное выступление учащегося  «Дворец Ашшурбанапала в Ниневии» (опережающее задание)

После выступления задает вопросы классу по своему выступлению;

Самостоятельное чтение параграф.18, п.3 стр.88

Отвечают индивидуально и записывают в тетрадь:

Причины гибели Ассирии:

огромной территорией трудно было управлять;

завоеванные страны постепенно набирали силу и отделялись от Ассирии;

жестокость ассирийцев вызывала недовольство покоренных народов и стремление освободиться.

слайд 14

– работают по рядам, обсуждают и продумывают аргументы в доказательство своей позиции

Регулятивные УУД: –  принимают учебную задачу;

– организуют себя для работы по плану

Познавательные УУД:

– выбор в тексте главного по вопросу учителя

– формулирование причин возвышения Ассирии

Познавательные УУД:

– выбор информации по поставленному вопросу

Коммуникативные УУД:

– принятие и осуществление роли консультанта;

– взаимопомощь и сотрудничество в группе;

– выслушивание ответов:

– корректировка и оценивание

Коммуникативные УУД

– оказывают помощь друг другу при работе в четверках, при определении направлений походов ассирийцев;

– осуществляют смысловое чтение;

Познавательные УУД:

– обрабатывают дополнительную информацию;

– выделяют главное, делают выводы;

– определяют понятие «держава»;

Личностные УУД:

– самоопределяются  по отношению к завоевательной политике ассирийцев.

Личностные УУД:

– самоопределяются  по отношению к здоровому образу жизни

Личностные УУД:

– высказывают собственные суждения и выражают свое отношение к изученным фактам

Познавательные УУД:

– обрабатывают дополнительную информацию и информацию учебника;

– выделяют главное, делают выводы;

Личностные УУД:

– высказывают собственные суждения и выражают свое отношение к изученным фактам

Коммуникативные УУД:

– взаимопомощь и сотрудничество в группе;

– выслушивание ответов;

– корректировка и оценивание

7. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

– Что мы изучили сегодня на уроке?

– Какие средства мы использовали для достижения поставленных целей?

– Что у нас получилось, а что не получилось?

слайд 16

Оценивается  работа отдельных учащихся

Подводят итог урока

Регулятивные УУД:   – оценка, осознание уровня и качества усвоения материала

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Домашнее задание:  

– п. 18 выписать новые понятия, личности, даты и выучить их

– вопрос №3 (письменно – по желанию)

– индивидуальное: презентация «Висячие сады Вавилона»

слайд 17

– работают с дневниками, фиксируют домашние задания

Регулятивные УУД:

– организуют себя для фиксирования домашних заданий, их уточнения и конкретизации

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоциональ-ного состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

«Меня удивило на уроке….»

«Я сумел понять, что………..»

«Я не успел на уроке……….»

«Я бы еще хотел узнать о том, что………………..»

слайд 18

Анализируют свою деятельность на уроке и содержание урока

Коммуникативные УУД: 

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные УУД

– осуществление рефлексии.



Приложение № 1

Документ № 1:

   Ассирийцы создали хорошо организованную армию, которая считалась лучшей на Востоке. Кроме пехоты и конницы в неё входили сапёрные (то есть военно-строительные) войска и отряды разведки. Ассирийцы первыми ввели железное вооружение, намного превосходящее медные и бронзовые мечи и наконечники копий.

   В ассирийской армии применялось большое количество подручных средств,
необходимых для успешного ведения военной операции.  Сапёры  имели средства для наведения переправы через реки, а каждый воин – специальный мешок из бычьей шкуры: надутый воздухом, он хорошо держал человека на воде. При взятии штурмом городов использовались осадные тараны – специальные стенобитные орудия.

 

Документ № 2: 

   Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки: селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил».

 

Документ № 3: 

   В 689 году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, дома разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город».

 

Список литературы и электронных ресурсов: 

  1. Арасланова О. В., Соловьёв К. А. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. М.: Вако, 2015. 

  1. Атлас. История Древнего мира 5 класс. М.: Дрофа, 2019.

 Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С./Под редакцией Искендерова                 А. А. Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс. М.: Просвещение, 2020. 

  1. История Древнего мира. 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой. Автор-составитель Т. В. Ковригина. Волгоград, Учитель, 2015. 

  1. Черкасова Е. А. Хрестоматия по истории Древнего мира. М.: Просвещение, 1991. 

  1. Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Н. И. Шевченко. – М.: Просвещение, 2018. 

Электронные ресурсы:

  1. История Древнего мира 5 класс. 1 С Образовательная коллекция. ООО «Кордис-Медиа», 2005. 

  2. Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/subject/lesson/428/



Приложение Армия Ассирии

Военный подъем Ассирии

Во втором тысячелетии до нашей эры, в Междуречье, в верхнем течении реки Тигр и к северу от Вавилона, появилось крупное и сильное государство — Ассирия со столицей в городе Ашшур. Значительная часть территории Ассирии занята горами, страна имеет более суровый климат, чем Вавилон. Ее жители занимались земледелием и скотоводством. Коневодство развито не было, и лошадей для войска Ассирия получала из Армении и Ирана.

В течение первых 4-5 веков существования, Ассирия не предпринимала сколь бы это было серьезных завоевательных походов и только копила силы, постепенно подчиняя слабо защищенные свободные города по-соседству. Однако к XV веку до н.э., обстоятельства сложились для воинственных ассирийцев крайне благоприятно, к тому же правителями страны была разработана, если так можно выразиться, “завоевательная концепция” Ассирии, после чего начался небывалый военный подъем государства.

С конца XV века до н. э. начался т.н. второй период возвышения ассирийского государства. IX—VII века до н. э. — третий период возвышения Ассирии. Всё это время, несмотря на ряд весьма существенных поражений и даже частичную потерю независимости, Ассирия только росла в силе, постепенно из торговой державы превращаясь в “военно-паразитическое” государство, фактически живущее постоянным грабежом соседей.


Ассирийская боевая колесница

Ассирийская военная реформа

Вооружение армии Ассирии

Во время правления царя Тиглат-Палассара III (745—727 гг. до и. э.) было реорганизовано ассирийское войско, которое раньше состояло из “обеспеченных” воинов, имевших земельные наделы. С этих пор войско стали комплектовать, главным образом, из обедневших земледельцев, вооружая их за счет государства. Так возникло постоянное войско, носившее название “царский отряд”, в который включались и пленные. Кроме того, имелся особый отряд воинов, охранявший царя. Численность постоянного войска так возросла, что некоторые походы Тиглат-Палассар осуществил, не прибегая к племенным ополчениям.

Вооружение ассирийского войска отличалось большим разнообразием и для своего времени высокими качествами. Применялись лук со стрелами, имевшими металлические наконечники, праща, короткое копье с бронзовым наконечником, меч, кинжал, палица, окованная железом.

Усовершенствовано было и защитное вооружение: шлем имел подвеску, прикрывавшую затылок и боковые части головы; воины, которые вели осадные работы под стенами осажденного города, были одеты в сплошные длинные панцири, сделанные из волокна, обшитого продолговатыми бронзовыми пластинками; щиты ассирийских воинов были разнообразны как по форме и материалу, так и по назначению — от легких круглых и четырехугольных до высоких прямоугольных с навесом, защищавшим воина сверху.

Воин имел при себе бронзовую кирку на длинной деревянной рукоятке, которая применялась при прокладке дорог, устройстве оборонительных сооружений, разрушении завоеванных крепостей, обычно уничтожавшихся до основания, а также железны

Запасы оружия и снаряжения хранились в царских арсеналах, оружие по возможности было как можно более однообразным по составу. Тоже касалось и защитного снаряжения.

Структура армии Ассирии

Характерна структура войска Ассирии: на 200 пехотинцев приходилось в среднем 10 всадников и одна боевая колесница; на одного тяжело вооруженного пехотинца — два лучника.

Совершенствовались организационные формы войска. Основной организационной единицей был кисир (отряд), насчитывавший 500—2000 воинов. Кисир делился на пятидесятки, которые подразделялись на десятки. Несколько кисир составляли эмуку (силу). Таким образом, ассирийское войско имело довольно сложные для того времени формы организации.

Ассирийская пехота делилась на тяжелую и легкую. Тяжелая пехота была вооружена копьями, мечами и имела защитное вооружение — панцири, шлемы и большие щиты. Легкая пехота состояла из лучников и пращников. Боевую единицу обычно составляли два воина: лучник и щитоносец, который прикрывал щитом своего напарника.

Наряду с этим имелись и боевые единицы, состоявшие только из тяжело вооруженных воинов. Таким образом, здесь мы видим уже непосредственное взаимодействие в бою легких и тяжелых пехотинцев. Ассирийская пехота действовала в сомкнутом строю лучников, которые вели бой под прикрытием тяжелых пехотинцев с их большими щитами. Это была наступавшая стена щитов. Пехотинцы метали в неприятеля стрелы, дротики и камни. Такой способ действий пехоты требовал правильного построения шеренг и правильного движения их, чего можно были достигнуть лишь обучением воинов.

Важную часть ассирийского войска составляли боевые колесницы, в которые были запряжены две-четыре лошади. К кузову колесницы прикреплялся колчан со стрелами. Экипаж ее обычно состоял из двух воинов — лучника и возницы, вооруженного копьем и щитом. Иногда экипаж усиливался двумя щитоносцами, которые прикрывали лучника и возницу. Боевые колесницы применялись на ровной местности и были надежным средством для действий против иррегулярных войск.

Кроме того, в ассирийском войске появились зачатки совершенно новых родов войск — конницы и “инженерных” войск.

Всадники в большом количестве впервые появились в ассирийском войске в IX веке до н. э. Вначале всадник сидел на неоседланной лошади, а затем было изобретено высокое седло без стремян. Всадники вели бой парами: один был вооружен луком, другой копьем и щитом. На вооружении всадников иногда имелись мечи и булавы. Однако конница ассирийцев была еще иррегулярной и не вытесняла боевые колесницы.

На поле боя, пехота строилась обычно в три шеренги. Лучники сражались или впереди, под прикрытием щитоносцев, или же в задней шеренге. В последнем случае первые две шеренги копьеносцев нагибались или становитесь на колено, чтобы лучники могли через них стрелять.

Всадники вели нападение беспорядочными группами, атаки которых легко отражались стойкой пехотой, но они были грозной силой для приведенного в расстройство или разбитого войска. С целью достижения тактической внезапности все начальники ассирийского войска широко применяли ночные нападения.


Пехота ассирийской армии

Военный флот и осадное мастерство Ассирии

Финикийские, а возможно, и греческие, мастера строили для Ассирии боевые корабли типа галер с острым носом для нанесения таранного удара судам противника. Гребцы в них располагались в два яруса. Корабли строились на Тигре и Евфрате и спускались в Персидский залив.

Для выполнения различного рода землекопных, дорожных, мостовых и других работ ассирийское войско имело особые отряды, положившие начало развитию инженерных войск. На вооружении войска были тараны для разрушения крепостных стен, осадные башни и штурмовые лестницы, а также переправочные средства — бурдюки (на них переправлялись через реки отдельные воины, из них же устраивали плоты и плавучие мосты). Таким образом, ассирийское войско располагало самой передовой техникой того времени.

В ассирийском войске весьма искусно проводились осада и штурм крепостей. Одна из основных задач штурма заключалась в устройстве пролома в стене или в разрушении ворот. Для этой цели применялись тараны — толстые бревна с широкими или острыми наконечниками. Таран подвешивался на цепях к деревянному каркасу, установленному на четырех- или шестиколесной повозке. Каркас обычно покрывался щитами из тростника или кожи и защищал находившихся внутри каркаса воинов. В передней части каркаса устраивалась башенка, в которой помещались лучники, оборонявшие таран.

При осаде одной горной крепости ассирийцы применили одновременно семь таранов. Оборонявшиеся вели борьбу с таранами при помощи цепей, которые набрасывались на головную часть тарана и подтягивали ее кверху, или при помощи метательных снарядов (сосудов) с горючим веществом, которым зажигались перекрытия каркаса.

Кроме того, ассирийцы применяли при осадах подвижные башни и подкопы, а также земляные приметы с тем, чтобы господствовать над стенами осажденного города и метать в осажденных факелы и зажигательные стрелы. Для прикрытия лучников от обстрела со стен осажденного города вкапывались в землю щиты.

При штурме крепости действовали следующим образом: таранами пробивали бреши; затем легкая пехота через брешь или по штурмовым лестницам шла на штурм; тяжелые пехотинцы громадными щитами прикрывали лучников и пращников, которые метанием стрел и камней обеспечивали движение штурмовых колонн.


Конные лучники ассирийской империи

Военное дело Ассирийцев

Ассирийцы воевали много и со вкусом, поэтому отказать им в навыках ведения боя было никак нельзя. Каждый военный поход был тщательно спланирован и подготовлен задолго до самого похода.

Командование ассирийского войска обычно имело подробные данные о внутреннем и внешнем политическом положении противника. Эти данные доставлялись шпионами, которые наводняли территорию соседних племен и народностей. В своих донесениях шпионы сообщали об обострении тех или иных внутренних противоречий, о военных мероприятиях, оборонительных сооружениях, продовольственных запасах, боеспособности войска, о дорогах, переправах через реки и т. д.

С системой организации агентурной разведки мы впервые встречаемся в ассирийском государстве.

Ассирийское войско, осаждавшее крепость, располагалось обычно в лагере, обнесенном круговым валом. Внутри лагеря имелись крестообразные улицы, а для выхода войск из лагеря устраивались ворота. Это были предшественники римских лагерей.

Всё это позволяло ассирийцам вести войну даже довольно далеко от родных земель. Например, найденные археологами записи сообщают, что в середине XIII века до н. э. состоялся поход ассирийского войска, состоявшего из 28 800 хеттских воинов. Войско преодолело высокие горы, труднопроходимую лесистую местность, проложив тропы в горах и прорубив бронзовыми топорами просеки в лесах. В бою “с 43 царями стран Наири”, т. е. с войском союзных племен страны Наири, расположенной в районе “моря Наири” (озера Ван), ассирийцы нанесли им поражение.

В надписях XII—XI веков до н. э. сообщается о шести больших походах ассирийского войска в районы верхнего течения реки Тигр к “морю Наири”. Судя по надписям, в этих походах важную роль играли боевые колесницы, количество которых исчислялось десятками. Ассирийское войско много раз форсировало реки Тигр и Евфрат, проходило через труднодоступные горы. Там, где не могли пройти колесницы, боевые задачи решала пехота. Укрепленные города ассирийцы брали штурмом или осадой. Численность противника, согласно надписям, не превышала 20 тысяч человек. В качестве трофеев дважды отмечаются 120 боевых колесниц.

Что касается тактики ассирийской армии, то некоторое представление о ней дают сведения о бое в 655 году до н. э. у Туллиза, который находился вблизи города Шушан (Сузы). Около 656 года до н. э. эламиты объявили войну ассирийцам. Эта была борьба за господство в Двуречье. Ассирийское войско вторглось в Элам.

Эламиты заняли оборонительную позицию за рекой Улам (приток реки Карун). В тылу у них находился густой лес. Правый фланг был прикрыт изгибом реки Улам, левый — обеспечивался укреплениями города Шушан, а в центре находился населенный пункт Туллиз. Ассирийцы располагали численным превосходством, а наличие конницы давало им значительные преимущества. Обстановка для эламитов еще более ухудшилась, когда им изменили два племенных вождя, перешедшие со своими воинами на сторону ассирийцев.
Пехота эламитов не выдержала атаки ассирийского войска и бросилась бежать, преследуемая всадниками противника. Часть пехоты искала спасения в лесу, другая, прижатая к реке, спаслась вплавь. Эламиты были разбиты. Этот бой интересен использованием местности оборонявшейся стороной и применением ассирийцами конницы при преследовании отступающего противника.

Хорошие военные дороги соединяли политический центр государства с его окраинами и завоеванными территориями. На дорогах были устроены почтовые станции и оборудована сигнализация, что обеспечивало надежную связь. Пути сообщения и связь предназначались, в первую очередь, для обеспечения боевой готовности войска с тем, чтобы оно могло быстро подавлять любое восстание, направленное против ассирийскою господства, и быстро сосредоточиваться в любом пункте для нападения на соседей.

На примере Ассирии можно проследить рост политической активности войска. В 668 году до н. э., опираясь на войско, Ассурбанипал захватил власть вопреки завещанию его отца, назначившего своим преемником другого сына. В период правления Ассурбанипала Ассирия достигла своего наивысшего внешнего могущества, основой которого было сильное войско, хорошие пути сообщения и упорядоченное административное устройство.

Однако, через некоторое время Ассирия столкнулась с проблемой, в условиях Древнего Мира неразрешимой. Дело в том, что военно-паразитическому государству, для поддержки существующего положения вещей, всегда требуется большое и хорошо обученное войско. Однако ресурсы его комплектования были жестко ограничены – пока большая часть мужчин страны была на войне или проходила военное обучение, дома кто-то должен был пахать и убирать урожай.

К тому же правящая верхушка Ассирии с целью упрочения своей власти постепенно освобождала господствующий класс от “налога кровью” и процент собственно ассирийцев в армии страны, стал неминуемо падать. Все это вело к росту удельного веса в ассирийском поиске контингентов зависимых и полузависимых племен. Число воинов, набранных в покоренных племенах, резко возросло при Ассурбанипале, и вскоре они стали составлять большую часть ассирийского войска.

Боеспособность такого войска в обстановке победоносных войн была высокой. Но когда Ассирия была ослаблена внутренними восстаниями рабов и порабощенных племен и начала терпеть поражения, ассирийское войско быстро стало терять боеспособность.

В 605 году до н. э. под ударами вавилонян и мидян ассирийское государство распалось.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Ассирийская держава

Автор: Кравченко Людмила Ивановна.

Дата: 23.11.2024

Номер свидетельства: 660120

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "план-конспект урока по истории для 5 класса на тему "Ассирийская держава" "
    ["seo_title"] => string(77) "plan-konspiekt-uroka-po-istorii-dlia-5-klassa-na-tiemu-assiriiskaia-dierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "137088"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417269308"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока "Ассирийская держава" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-assiriiskaia-dierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "137102"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417270724"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "конспект урока истории "Ассирийская держава" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-istorii-assiriiskaia-dierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "189203"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426839451"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Урок: Ассирийская держава"
    ["seo_title"] => string(25) "urokassiriiskaiadierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "264743"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449762580"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Ассирийская держава"
    ["seo_title"] => string(22) "assiriiskaia_dierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "443399"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1512911933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства