kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ассирийская держава

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии.

Задачи:

Образовательные: в результате урока ученики должны

- знать:

  • Что такое «держава»;
  • Географическое местоположение Ассирии;
  • Направления военных походов ассирийцев;

- понимать:

  • Значение открытия железа для развития хозяйства и военного дела;
  • Причины возникновения и гибели Ассирийской державы;

- представлять:

  • Что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.

Развивающие:

  • Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
  • Формирование умения делать оценочные выводы;
  • Формирование умений использовать различные источники информации;
  • Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
  • Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.
  • Продолжать развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с символами на уроке.

Воспитательные:

  • Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
  • Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
  • Воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо.
  • Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;

Оборудование урока: историческая карта, мультимедийное оборудование, презентация.  Раздаточный материал: карточки с текстами-иллюстрациями.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная с использованием элементов драматизации и путешествия.

Новые понятия: держава, железо.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ассирийская держава»













Открытый урок по теме:

«Ассирийская держава»

5класс


























Тема: «Ассирийская держава»

Цель: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии.

Задачи:

Образовательные: в результате урока ученики должны

- знать:

  • Что такое «держава»;

  • Географическое местоположение Ассирии;

  • Направления военных походов ассирийцев;

- понимать:

  • Значение открытия железа для развития хозяйства и военного дела;

  • Причины возникновения и гибели Ассирийской державы;

- представлять:

  • Что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.

Развивающие:

  • Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;

  • Формирование умения делать оценочные выводы;

  • Формирование умений использовать различные источники информации;

  • Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;

  • Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.

  • Продолжать развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с символами на уроке.

Воспитательные:

  • Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;

  • Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;

  • Воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо.

  • Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;

Оборудование урока: историческая карта, мультимедийное оборудование, презентация. Раздаточный материал: карточки с текстами-иллюстрациями.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная с использованием элементов драматизации и путешествия.

Новые понятия: держава, железо.






План изучения нового материала:

  1. Мотивация. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Построение нового знания:

  1. Местоположение и природные условия.

  2. Освоение железа.

  3. Ассирийское войско.

  4. Отношение к покоренным областям и странам.

  5. Царский дворец, столица державы

  6. Ашшурбанапал, библиотека глиняных книг.

  1. Рефлексия..

  2. Домашнее задание.




Ход урока:

Этапы урока


Деятельность учителя

Организация деятельности учащихся

Рабочие заметки

  1. Организационный момент. Мотивация.

Приветствие, проверка готовности к уроку.


Мотивационная часть: обратите внимание на слова на доске:

«… разорена Ниневия,

Кто пожалеет о ней?

… царь ассирийский,

вельможи твои, народ твой рассеян по горам и некому собрать его.

… Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать,

ибо на кого не простиралась

злоба твоя?».

В конце урока вы скажете, почему эти слова выбрала эпиграфом к новому материалу.



Эти слова д.б. записаны на меловой доске и находиться перед глазами весь урок

  1. Актуализация опорных знаний.

Вопросы:

1) Какие древние государства вы уже знаете?


2) Определите словами их месторасположение.


1)Предполагаемый ответ: Египет, Вавилон, Шумер, Аккад.

2)Учащиеся описывают местоположение словами и показывают на карте.

По настенной карте

  1. Построение нового знания.





Сегoдня на уроке мы пoзнакомимся еще с oдним государством. Дaвайте посмoтрим на карту.


Территория Аccирии к середине 7 века до н.э. превосходила другие изученные вами государства древнего мира. В исторической науке Ассирию называют державой.


Что такое держава?


Формулировка темы урока: «Тема урока: Ассирийская держава».

Ассирия прожила яркую жизнь, сегодня этого государства на карте нет, здесь находятся Ирак и Иран.

С чего мы начинаем изучать историю любого государства?

Знакомство учащихся с темой урока, целью.






Большое и сильное государство (запись в тетрадь)


Карта в учебнике.

Слайд 1.

Слайд 2.






Слайд 3.


  1. Местоположение и природные условия.

Речь пойдет о расположении государства Ассирии.

Давайте посмотрим на карту.

Кто сможет словами определить его географическое местоположение? Если вы затрудняетесь, используйте опорные слова.







Ассирия располагается в верхнем течении реки Тигр. Почти вся ее территория - предгорья и горы, богатые залежами железной руды. Запад страны омывается Средиземным морем.

Задание:

Попробуйте самостоятельно определить, насколько выгодным или невыгодным было географическое положение Ассирии.


Таким образом, мы видим, что Ассирия занимала выгодное географическое положение, поэтому мы можем судить о ее хозяйственном развитии.


Проблемное задание: Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии, писал: «Земля ассирийцев орошается дождем мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают здесь руками и с помощью насосов».

 

Сравните с природными условиями Египта и южного Междуречья.


Итак,


Факт

Аргумент: что это означает для Ассирии?

Южное Междуречье и Древний Египет

Ассирия

- Среднее и южное течение Тиграи и Евфрата; долина реки Нил



- равнина вдоль рек





-

- верхнее течение Тигра






- горная территория





- залежи горной руды

 более прохладный, чем на юге климат, дожди осенью и весной, значит, трудно обрабатывать землю;

очень мало земель, пригодных для земледелия, твердые почвы трудно обрабатывать

освоение железа


- Какие металлы были известны древним египтянам и шумерам?

- В чем особенность этих металлов?


Железо же – твердый металл, им легче обрабатывать твердую почву.


Ассирия - горная страна, скудная, с каменистыми почвами. Благодаря открытию железа с помощью железной кирки долбили самый твердый камень, проводили каналы. Железными плугами и мотыгами рыхлили твердые почвы, железными лопатами рыли глубокие колодцы. Тогда и земледелие стало процветать уже не только в речных долинах с мягкими плодородными почвами, орошаемыми разливами, но и в местностях, где не такая мягкая почва, и при обработке ее приходится прикладывать больше усилий.

Не удивительно, что в таких природно-климатических условиях главными занятиями ассирийцев становятся – охота, скотоводство, военное дело.



Опорные слова:

Восточнее

Верхнее течение

Севернее

Средиземное море

Река Тигр

Вавилон






Уч-ся находят выгоды местоположения Ассирии до начала завоеваний.

(затем самостоятельно записывают в таблицу, если на уроке не хватает времени, можно задать на дом)









Устно сравнивают, вспоминают разливы Нила, Евфрата.



Учащиеся пытаются осмыслить перечисленные факты.

- верхнее течение Тигра: более прохладный, чем на юге климат, дожди осенью и весной, значит, трудно обрабатывать землю.

- горная территория: очень мало земель, пригодных для земледелия, твердые почвы трудно обрабатывать.

- залежи горной руды: освоение железа.







Ответ уч-ся: медь и бронза.

Они мягкие.

Слайд 4.


Слайд 5













Слайд 6.







Слайд 7.

  1. Освоение железа

Железная руда похожа на рыхлую рыжую землю (слово «рудый» означает «рыхлый»). Долгое время никто и не подозревал, что из мягкой, рыхлой земли можно получить твердое и крепкое вещество. Правда, железо было знакомо людям еще в глубокой древности: время от времени на землю падают из космического пространства метеориты, которые содержат в себе железо. Поэтому многие древние народы называли железо «небесным камнем». Однако метеоритного железа было мало, и оно ценилось намного больше золота. Свое, земное железо первыми начали добывать жители Передней Азии около Х в. до н.э.


В чем преимущество железа перед другими металлами?


Открытие железа оказало очень сильное влияние на развитие народов Передней Азии.

Итак, примерно в Х веке до н.э. люди открыли для себя железо. Давайте посмотрим, к чему это привело:

Железо (прочнее и дешевле меди, олова и бронзы)

Орудия труда

Оружие

Развитие ремесла, земледелия, строительства, торговли

Усиление армии

(защита и новые завоевания)

Усиление, расцвет государства

Ассирия пошла по пути, указанному в правой части нашей таблицы


Учащиеся заслушивают рассказ учителя об освоении железа.









Встречается чаще, и поэтому значительно дешевле, а также железо тверже.

Слайд 8.













Слайд 9. 10.

  1. Ассирийское войско

Ассирия просуществовала почти 700 лет и постоянно вела войны.  Цари этой страны создали большое и могучее войско.  

А для чего им нужно было большое войско?   

 



Ассирийское войско было многочисленно и возглавлялось самим царем.

Прочитайте п. 1, абзацы 1-3 § 13 и скажите, из кого войско состояло, и чем было вооружено?

 

 

- Посмотрите, как выглядел ассирийский воин. Как он был вооружен. Что вы видите?






Предположите, почему у ассирийцев столько открытий в военном деле?

 

 

Ассирийцы первыми начали использовать конницу.

Подумайте, какими преимуществами обладает конный всадник перед боевой колесницей?

Конница становится важным родом войск.

 

 

Посмотрите на карту.

Какие страны завоевала Ассирия? 

 

Во все области своей державы и соседние страны ассирийцы посылали своих шпионов, которые следили за всем, что происходит и доносили в Ниневию. Царь вовремя узнавал о готовящемся против него восстании, о передвижении вражеских войск или строительстве крепости. Узнав о планах противников, царь Ассирии незамедлительно громил врагов поодиночке, не давал им объединиться.

 

Обратите внимание на слайд «Возвращение царя из военного похода»

В центре картины изображен ассирийский царь Ашшурбанапал. В колесницу вместо лошадей запряжены цари завоеванных стран.


Как обращаются с побежденными?


Один из воинственных ассирийских царей писал о себе: Я – Синаххериб, великий царь, могучий царь, царь обитаемого мира, царь Ассирии, царь четырех стран света, премудрый пастырь, послушный великим богам, хранитель истины, любящий справедливость, торящий добро...совершенный герой, первый из всех правителей, узда, смиряющая строптивых, испепеляющий молнией супостатов...

Силою бога...моего владыки, я осадил и взял 75 могучих городов, крепостей страны Халди, а также 420 малых городов, что в окрестностях их, и добычу их добыл...

Я оставил их кровь течь по обширной земле, словно воды половодья в сезон дождей. Горячие кони упряжки колесницы моей в кровь их погружались как в реку... Трупами бойцов их, слово травой, наполнил я землю...

Вопросы:

  • Какие качества царя описаны в тексте как его достоинства?

  • Как вы думаете, какими из них Синаххериб гордился больше всего?

  • Какие красочные детали добавляет автор в повествование?

Особенно Синаххериб прославился разрешением Вавилона. Он принял решение стереть с лица земли не покорившийся ему город и сделал это со всей основательностью. Чуть ли не все жители были перебиты: улицы были завалены трупами, дома разрушены, главный храм, и его башня обрушены в канал, соединяющий Евфрат с Тигром. В довершение всего в город были спущены воды Евфрата; они затопили улицы, площади и остатки домов. Но всего Синаххерибу этого было мало. Уничтожив город физически, он пожелал проделать это символически: по его приказу на корабли была погружена вавилонская земля, затем ее отвезли в другое место и там развеяли по ветру.


В чем причины побед ассирийской армии?




собственная территория ассирийцев была небольшой, поэтому они захватывали земли других народов.


Колесничие, конница, тяжело и легковооруженные воины, лучники, разведка,

Приспособления: тараны, катапульты


Воины-ассирийцы были вооружены железными топориками, мечами. Они имели круглые щиты, обитые металлическими бляхами, остроконечные шлемы, панцири, тугие луки.


Война стала главным занятием большого количества жителей Ассирии.



ему не страшны кочки и лужи. Он переберется через овраг и реку, перепрыгнет через канаву или лежащее на дороге бревно   


Это Двуречье, Финикия, Иудея, Египет.









































- хорошо организованная армия;

- войско вооружено оружием из железа;

- в Ассирии появилась конница;

- использовали тараны – осадные приспособления;

- ассирийцы могли в полном вооружении переплывать через реки.

Слайд 11







Слайд 12. 13




















Слайд 14.









Слайд 15.






Слайд 15.

  1. Отношение к покоренным областям и странам.

У ассирийских царей было много занятий. Но самым главным, мы должны это помнить, было ходить в завоевательные походы. Цари Ассирии отличались особой жестокостью. Ведь в покоренных землях они разрушали здания, уничтожали храмы, уводили людей в плен. Богатой добычей похвалялись цари, а художники любили изображать писцов, считающих угнанный скот и отрубленные головы. Недаром в древности столицу Ассирии – Ниневию называли логовищем львов и городом крови.

Во все области своей державы и соседние страны ассирийцы посылали своих шпионов, которые следили за всем, что происходит и доносили в Ниневию. Царь вовремя узнавал о готовящемся против него восстании, о передвижении вражеских войск или строительстве крепости. Узнав о планах противников, царь Ассирии незамедлительно громил врагов поодиночке, не давал им объединиться.


 В одном из клинописных текстов, найденных в Ассирии, сказано: «В  третьем году моего правления укрепленные города задумали мятеж. Многочисленные войска    Я мобилизовал и выступил  в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я пробил их укрепленные стены и сровнял их с землей. Людей с их имуществом я взял в плен; эти города я разрушил, снес и сжег в огне…»

- Кто может быть автором этих слов?

- Сделайте выводы по этому отрывку.




Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа – тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию».

 - Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских подходов?

 

Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь,  как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»

 - Что можно сказать о завоевателях-ассирийцах?


Проблемный вопрос: Вернемся к началу урока «Логовище льва на Тигре», «город крови». Как вы думаете, каким может быть будущее этой державы?

Казалось, могуществу Ассирии не будет конца.

Но!!! Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться.

Как вы думаете почему?

 


После смерти Ашшурбанапала от Ассирии отделился Вавилон.

Вавилоняне заключили союз с мидийцами. Союзники вторглись в Ассирию. После долгой осады Ниневия была взята, а царский дворец сожжен. Это произошло в 612году до н.э.

И всякий скажет: разорена Ниневия,

Кто пожалеет о ней?

Спят пастыри твои, царь ассирийский,

вельможи твои, народ твой рассеян по горам и некому собрать его.

Нет врачества для раны твоей, болезненна язва твоя.

Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать,

ибо на кого не простиралась злоба твоя?


- Как вы думаете, в чем причины ее падения?


Правда, сожжение Ниневии сыграло важную роль в сохранении ее источников.

“Рукописи не горят!”





















Ассирийский царь

Выводы: жестокое обращение с побежденными, ограбление и уничтожение всех.






Грабительские









Предположение уч-ся: печальным.




Нельзя бесконечно бояться, рано или поздно наступает предел страху. И тогда побежденные нападают на победителей…












Предположения уч-ся: ненависть к завоевателям…

Слайд 16












Слайд 17


































Слайд 18.

  1. Царский дворец, столица державы.

Учитель по иллюстрации описывает, как выглядела столица державы – Ниневия и царский дворец.

Столица этого государства Ниневия называлась “городом крови” и “логовищем львов”. Это был город царской резиденции около 90 лет, но еще 25 веков после этого, Ниневия считалась символом ужасных злодеяний, а ее разрушение – справедливым возмездием.

Ассирийские города были крепостями, обнесенными мощными стенами и обведенными рвом. Въездные башенные ворота представляли собой сложную систему укреплений, которые служили не только оборонным целям, но  являлись показателем богатства и могущества города. Не случайно про столицу Ассирии говорили: «Та, которая своим  ужасным сиянием отбрасывает врага». Она возвышалась на фундаменте из 4 плит, стоявших по ее углам. В ширину эта стена имела 40 кирпичей (около 10 метров), в высоту – 100 кирпичей (24 метра), в ней было проделано 15 ворот. По верху стены были украшены сверкающими на солнце голубыми глазурованными кирпичными зубцами и золотисто-желтой каймой.

Вокруг стены был ров шириной в 42 метра, через него был перекинут мост – архитектурное чудо того времени.

- Для чего такие стены строили ассирийцы?


У ворот города нас встречает страшное зрелище: в деревянных клетках сидят грязные, полуголодные, растрепанные люди с безумными глазами. Один покачивается, гремя цепями, другой плюет и рычит на прохожих, третий плачет, закрыв лицо руками, четвертый спит, забившись в угол клетки. Кто они это жуткие подобия человека? Это когда-то знаменитые цари, побежденные во времена последних ассирийских походов, недавно царь Ассирии впряг их в свою колесницу, когда ездил в храм праздновать победу.


Что поражает вас?

 

Вход во дворец обычно охраняли каменные фигуры крылатых духов, полубыков-полулюдей, защитников царя и царского дома. Стены дворцов с фризами покрывали рельефы. Рельефы представляют своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя, и часто сопровождаются пояснительными надписями. Шедевры ассирийского искусства — рельефы со сценами царской охоты на львов из «царской комнаты» во дворце Ашшурбанипала в Ниневии.

Работа с иллюстрациями.

Слайд 19. 20






Работа с иллюстрацией или слайдом





















Слайд 21.


  1. Ашшурбанапал, библиотека глиняных книг.

Ашшурбанапал – это один из последних ассирийских царей. Но Ашшурбанапал вошел в историю не только как жестокий завоеватель. Он был самым образованным из царей Ассирии.

Не он должен был стать царем, а его брат. Маленького царевича отдали учиться в писцовую школу, где долгие годы он учился клинописи. Потом царь-отец изменил свое решение. Став царем, Ашшурбанапал не утратил страсть к чтению. Во все концы Ассирийской державы он разослал писцов, которые снимали копии со старинных книг, хранившихся в храмах и дворцах. Писец должен был знак за знаком переписать текст, а затем его сверить. Поэтому на многих книгах есть надпись – «с древнего подлинника списано, а затем проверено». 

Так впервые в мире была создана библиотека.

Великая ассирийская держава погибла.

А библиотека уцелела — глиняные книги не горят, они становятся прочнее после обжига.

Археологам приходится только собирать осколки табличек и соединять их вместе.

Так из многих кусочков, найденных в развалинах дворца Ашшурбанапала, ученые и восстановили миф о потопе, сказание о Гильгамеше и множество других клинописных книг.


Слайд 22. 23









  1. Рефлексия.

Сегодня мы многое узнали об Ассирийской державе. Какие ассоциации у вас теперь возникают, когда вы слышите название этого государства, что вам больше всего запомнилось? Почему именно это старинное стихотворение я выбрала в качестве эпиграфа?

Учащиеся говорят о наиболее запомнившихся моментах.





  1. Д/з

Д/з: § 13, задания в рабочей тетради

Учащиеся записывают д/з.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ассирийская держава

Автор: Ногаева Инна Сергеевна

Дата: 10.12.2017

Номер свидетельства: 443399

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "план-конспект урока по истории для 5 класса на тему "Ассирийская держава" "
    ["seo_title"] => string(77) "plan-konspiekt-uroka-po-istorii-dlia-5-klassa-na-tiemu-assiriiskaia-dierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "137088"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417269308"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока "Ассирийская держава" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-assiriiskaia-dierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "137102"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417270724"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "конспект урока истории "Ассирийская держава" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-istorii-assiriiskaia-dierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "189203"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426839451"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Урок: Ассирийская держава"
    ["seo_title"] => string(25) "urokassiriiskaiadierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "264743"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449762580"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по истории "Ассирийская держава""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt_uroka_po_istorii_assiriiskaia_dierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "363188"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480268830"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства