Просмотр содержимого документа
«конспект урока истории "Ассирийская держава" »
АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
Цели урока: выяснить развитие и гибель ассирийской державы
Задачи урока:
Сформировать понятие «держава». Обратить особое внимание на закономерность исторического процесса, взаимосвязь исторических явлений;
Раскрыть роль завоевательной политики в развитии государства;
Уяснить, что с освоением железа ассирийцами общество сразу стало меняться и процветать;
Проанализировать основную внешнюю политику, которые вели ассирийские правители;
Продолжить формирование умений: критического анализа исторических источников, публичных выступлений и аргументации своего мнения
Оборудование к уроку: презентация, рабочий лист ( приложение 1), оценочный лист для каждого ученика ( приложение 2)
Мог ли лев расположить свое логовище на Тигре? Ответ: конечно мог. Ведь Тигр – это название одной из рек в Двуречье, а «Логовище льва» - это название столицы Ниневии, государства, куда сегодня мы с вами мы совершим путешествие.
На доске написано: ---------- держава
В течение урока ученики заполняют оценочный лист.
Опрос дом задания.
Викторина: А 1. Племена, не имевшие постоянного места жительства, основным занятием которых было скотоводство ( евреи) С 2 Страна, где долгие годы томился в рабстве еврейский народ(Египет)
С 3. Священная книга евреев (Библия) И 4. Имя знаменитого еврейского героя, вся сила которого была в его длинных волосах (Самсон) Р 5. Правила, по которым должны жить люди ( заповеди) И 6. Первые люди на Земле. (Адам и Ева) Й 7. Древний город, стены которого согласно преданию рухнули от звуков военных труб израильтян (Иерихон)
С 8Добрый и богобоязненный человек, спасшийся во время потопа(Ной)
К 9 Человеческая кость, из которой Бог создал первую женщину ( ребро)
А 10Великан, с которым вышел сразиться юный израильский пастух (Голиаф)
Я 11 Царь Израиля, славившийся богатством и мудростью (Соломон)
Конкурс: Расскажите, понравившееся вам сказание, которое описано в параграфе 17 ( Самсон и Далила, Давид и Голиаф, суд Соломона)
План-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе
Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.
Обрати внимание, по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.
Правильно ли воспроизведены в ответе названия событий, имена.
Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.
Попробуй оценить ответ. Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая. Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности. Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки. Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто
Вызов: представьте себе, что во время археологических раскопок, было найдено письмо вавилонского царя Хаммурапи: «юные сыновья и дочери. Выясните, правда ли, что могущая Ассирийская держава будет разгромлена и мы сможем стать вновь свободным государством». В конце урока вам необходимо будет сказать подлинно ли это письмо? Почему?
Вопрос: какую страну мы будем изучать сегодня на уроке? Ассирийскую державу. Раз мы с вами начинаем изучать новое государство, какие вопросы мы должны рассмотреть? Геогр. положение, занятия, культура
Запишите тему урока.
1 Географическое положение Ассирии
Карточка 1
Определите местоположение Ассирийской державы.
Охарактеризуйте особенности природно-климатических условий.
Назовите основные занятия ассирийцев. (См. стр.83, пункт 2)
1 Освоение железа
Задача:
"В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук”.
– Предположите, почему железных изделий так мало?
Предполагаемый ответ учеников: Железо было в Египте редким металлом и ценилось на вес золота.
Учитель: Обратите внимание на данные таблицы, какие выводы вы можете сделать?
На доске таблички:
Египет – медные орудия Вавилонское царство – бронза Ассирия – железо
Предполагаемый ответ учеников: В Египте главный металл – это медь, в Вавилонии в основном использовали бронзу, а в Ассирии – железо.
На доске – 10 век до н.э. – широкое применение железа– делается запись в тетради
Вопрос: почему с 10 века до н.э железо станет царем металлов.
Работа со сравнительной таблицей (задание выполняют в парах)
Цель работы: работая в парах ученики расставить знаками + и – преимущества или недостатки того или иного металла, объяснить свой выбор.
Медь, бронза
железо
Легко поддается обработке +
Прочный металл +
Мягкий металл –
Стоит дешево +
Встречается редко +
Встречается чаще в природе +
Стоит дорого –
Нужны специальные печи для обработки –
Особые навыки кузнецов –
Учитель: Ребята, из таблицы сделайте вывод, так почему именно железо можно по праву назвать царем металлов? Объясните, почему после распространения железа, земледелие станет процветать и в странах с твердой почвой, а не только вдоль берегов рек?
Физкультминутка:
Гимнастика для глаз.
Раз глаза– налево, два глаза – направо,
Три глаза– наверх, четыре глаза— вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Давайте выясним, как использовали в Ассирии железо. Работаем по группам
Задание: прочитав текст, заполните схему «Военные новшества ассирийцев». Объясните её.
Ассирийцы создали хорошо организованную армию, которая считалась лучшей на Востоке. Кроме пехоты и конницы в неё входили сапёрные ( то есть военно – строительные) войска и отряды разведки. Ассирийцы первыми ввели железное вооружение, намного превосходящее медные и бронзовые мечи и наконечники копий.
В ассирийской армии применялось большое количество подручных средств, необходимых для успешного ведения военной операции. Сапёры имели средства для наведения переправы через реки, а каждый воин – специальный мешок из бычьей шкуры: надутый воздухом, он хорошо держал человека на воде. Впервые появились своеобразные артиллерийские орудия - катапульты. Это было не сложное, но страшное для того времени оружие. При помощи рычага и толстых скрученных жгутов из воловьих жил увесистые каменные ядра метались на расстояние в пятьсот метров. Иногда вместо камней осыпали неприятельскую крепость зажигательными «снарядами» — сосудами, наполненными горящей смолой. При падении глиняные сосуды разбивались, а горящая смола растекалась и поджигала деревянные строения. Еще одна техническая новинка — ассирийский таран по принципу действия напоминает наши качели. К высоким козлам подвешивалось бревно с металлическим наконечником. Десятки рук раскачивали этот таран, который с большой силой ударялся о стену, крошил кирпич и в конце концов пробивал её насквозь. Чтобы обезопасить себя от тучи стрел и камней осажденных, над всем сооружением устраивался деревянный навес. Таран устанавливался на колесах и его могли легко передвигать.
Группа 2.
Задание: прочитав текст, заполните схему «Вооружение ассирийцев». Объясните её.
В ассирийском войске было введено однообразное вооружение. Солдаты применяли луки с металлическими наконечниками на стрелах, короткое копье,меч,кинжал. Щиты ассирийских воинов были разнообразны как по форме и материалу, так и по назначению — от легких круглых и четырёхугольных до высоких прямоугольных с навесом, защищавшим воина сверху. Воин имел при себе железный топор, а также переправочные средства — кожаные мешки (на них переправлялись через реки отдельные воины, из них же устраивали плоты) Важную часть ассирийского войска составляли боевые колесницы. В них были запряжены две-четыре лошади, а к кузову прикреплялся колчан со стрелами. Экипаж её состоял из двух воинов — лучника и возницы, вооружённого копьем и щитом
Группа 3.
Задание: Прочитайте текст. Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских походов? Подтвердите его доказательствами.
Свой ответ внесите в таблицу:
Вывод
Доказательства
1 Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа – тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию».
2 Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»
3 В 689 году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, дома разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город
Работа по карте стр 82 По карте определите, какие страны были завоеваны ассирийскими царями? ( Вавилонское царство, Сирию, Финикию, часть Палестины) Ассирия превратилась в державу. Держава – большое и сильное государство.
Индивидуальная карточка 1.
Составьте рассказ по картине «Возвращение войска в Ниневею» стр 85.
Индивидуальная карточка 2.
Прочитайте пункт «Царский дворец» и составьте описание дворца. Стр 85.
Задание. «Сколько ног у быка?»
Древний путешественник рассказывал, что видел в одной из стран быков с пятью ногами.
Шутил ли этот путешественник? (рассматривается рисунок, с. 85).
Закрепление
1)Пользуясь памяткой, расскажите об Ассирийской державе.
2)Отработка даты. Мог ли вавилонский царь Хаммурапи любоваться развалинами Ниневии? Докажите!