kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории "Ассирийская держава"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: выяснить развитие и гибель ассирийской державы

Задачи урока:

  1. Сформировать понятие «держава». Обратить особое внимание на закономерность исторического процесса, взаимосвязь исторических явлений;
  2. Раскрыть роль завоевательной политики в развитии государства;
  3. Уяснить, что с освоением железа ассирийцами общество сразу стало меняться и процветать;
  4. Проанализировать основную внешнюю политику, которые вели ассирийские правители;
  5. Продолжить формирование умений: критического анализа исторических источников, публичных выступлений и аргументации своего мнения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока истории "Ассирийская держава" »

АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА

Цели урока: выяснить развитие и гибель ассирийской державы

Задачи урока:

  1. Сформировать понятие «держава». Обратить особое внимание на закономерность исторического процесса, взаимосвязь исторических явлений;

  2. Раскрыть роль завоевательной политики в развитии государства;

  3. Уяснить, что с освоением железа ассирийцами общество сразу стало меняться и процветать;

  4. Проанализировать основную внешнюю политику, которые вели ассирийские правители;

  5. Продолжить формирование умений: критического анализа исторических источников, публичных выступлений и аргументации своего мнения

Оборудование к уроку: презентация, рабочий лист ( приложение 1), оценочный лист для каждого ученика ( приложение 2)

Мог ли лев расположить свое логовище на Тигре? Ответ: конечно мог. Ведь Тигр – это название одной из рек в Двуречье, а «Логовище льва» - это название столицы Ниневии, государства, куда сегодня мы с вами мы совершим путешествие.

На доске написано: ---------- держава

В течение урока ученики заполняют оценочный лист.

Опрос дом задания.

Викторина:
А 1. Племена, не имевшие постоянного места жительства, основным занятием которых было скотоводство ( евреи)
С 2 Страна, где долгие годы томился в рабстве еврейский народ(Египет)

С 3. Священная книга евреев (Библия)
И 4. Имя знаменитого еврейского героя, вся сила которого была в его длинных волосах (Самсон)
Р 5. Правила, по которым должны жить люди ( заповеди)
И 6. Первые люди на Земле. (Адам и Ева)
Й 7. Древний город, стены которого согласно преданию рухнули от звуков военных труб израильтян (Иерихон)

С 8Добрый и богобоязненный человек, спасшийся во время потопа(Ной)

К 9 Человеческая кость, из которой Бог создал первую женщину ( ребро)

А 10Великан, с которым вышел сразиться юный израильский пастух (Голиаф)

Я 11 Царь Израиля, славившийся богатством и мудростью (Соломон)

Конкурс: Расскажите, понравившееся вам сказание, которое описано в параграфе 17 ( Самсон и Далила, Давид и Голиаф, суд Соломона)

План-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе

      1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

      2. Обрати внимание, по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.

      3. Правильно ли воспроизведены в ответе названия событий, имена.

      4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.

      5. Попробуй оценить ответ.
        Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал из­ложен в полном объеме. Речь хорошая.
        Оценка «4» - в изложении материала допущены незначитель­ные ошибки и неточности.
        Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются су­щественные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются сущест­венные ошибки.
        Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто

Вызов: представьте себе, что во время археологических раскопок, было найдено письмо вавилонского царя Хаммурапи: «юные сыновья и дочери. Выясните, правда ли, что могущая Ассирийская держава будет разгромлена и мы сможем стать вновь свободным государством». В конце урока вам необходимо будет сказать подлинно ли это письмо? Почему?

Вопрос: какую страну мы будем изучать сегодня на уроке? Ассирийскую державу. Раз мы с вами начинаем изучать новое государство, какие вопросы мы должны рассмотреть? Геогр. положение, занятия, культура

Запишите тему урока.

1 Географическое положение Ассирии

Карточка 1

  • Определите местоположение Ассирийской державы.

  • Охарактеризуйте особенности природно-климатических условий.

  • Назовите основные занятия ассирийцев. (См. стр.83, пункт 2)

1 Освоение железа

Задача:

"В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук”.

– Предположите, почему железных изделий так мало?

Предполагаемый ответ учеников: Железо было в Египте редким металлом и ценилось на вес золота.

Учитель: Обратите внимание на данные таблицы, какие выводы вы можете сделать?

На доске таблички:

Египет – медные орудия
Вавилонское царство – бронза
Ассирия – железо

Предполагаемый ответ учеников: В Египте главный металл – это медь, в Вавилонии в основном использовали бронзу, а в Ассирии – железо.

На доске – 10 век до н.э. – широкое применение железа – делается запись в тетради

Вопрос: почему с 10 века до н.э железо станет царем металлов.

Работа со сравнительной таблицей  (задание выполняют в парах)

Цель работы: работая в парах ученики расставить знаками + и – преимущества или недостатки того или иного металла, объяснить свой выбор.

Медь, бронза

железо

Легко поддается обработке +

Прочный металл +

Мягкий металл –

Стоит дешево +

Встречается редко +

Встречается чаще в природе +

Стоит дорого –

Нужны специальные печи для обработки –

 

Особые навыки кузнецов –

Учитель: Ребята, из таблицы сделайте вывод, так почему именно железо можно по праву назвать царем металлов? Объясните, почему после распространения железа, земледелие станет процветать и в странах с твердой почвой, а не только вдоль берегов рек?

Физкультминутка:

Гимнастика для глаз.

Раз глаза– налево, два глаза – направо,

Три глаза– наверх, четыре глаза— вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

Давайте выясним, как использовали в Ассирии железо. Работаем по группам

2 Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей

Работа по группам.

Группа 1

Задание: прочитав текст, заполните схему «Военные новшества ассирийцев». Объясните её.

Ассирийцы создали хорошо организованную армию, которая считалась лучшей на Востоке. Кроме пехоты и конницы в неё входили сапёрные ( то есть военно – строительные) войска и отряды разведки. Ассирийцы первыми ввели железное вооружение, намного превосходящее медные и бронзовые мечи и наконечники копий.

В ассирийской армии применялось большое количество подручных средств, необходимых для успешного ведения военной операции. Сапёры имели средства для наведения переправы через реки, а каждый воин – специальный мешок из бычьей шкуры: надутый воздухом, он хорошо держал человека на воде. Впервые появились своеобразные артиллерийские орудия - катапульты. Это было не сложное, но страшное для того времени оружие. При помощи рычага и толстых скрученных жгутов из воловьих жил увесистые каменные ядра метались на расстояние в пятьсот метров. Иногда вместо камней осыпали неприятельскую крепость зажигательными «снарядами» — сосудами, наполненными горящей смолой. При падении глиняные сосуды разбивались, а горящая смола растекалась и поджигала деревянные строения. Еще одна техническая новинка — ассирийский таран по принципу действия напоминает наши качели. К высоким козлам подвешивалось бревно с металлическим наконечником. Десятки рук раскачивали этот таран, который с большой силой ударялся о стену, крошил кирпич и в конце концов пробивал её насквозь. Чтобы обезопасить себя от тучи стрел и камней осажденных, над всем сооружением устраивался деревянный навес. Таран устанавливался на колесах и его могли легко передвигать.

Группа 2.

Задание: прочитав текст, заполните схему «Вооружение ассирийцев». Объясните её.

В ассирийском войске было введено однообразное вооружение. Солдаты применяли луки с металлическими наконечниками на стрелах, короткое копье,меч, кинжалЩиты ассирийских воинов были разнообразны как по форме и материалу, так и по назначению — от легких круглых и четырёхугольных до высоких прямоугольных с навесом, защищавшим воина сверху. Воин имел при себе железный топор, а также переправочные средства — кожаные мешки (на них переправлялись через реки отдельные воины, из них же устраивали плоты) 
Важную часть ассирийского войска составляли боевые колесницы. В них были запряжены две-четыре лошади, а к кузову прикреплялся колчан со стрелами. Экипаж её состоял из двух воинов — лучника и возницы, вооружённого копьем и щитом

Группа 3.

Задание: Прочитайте текст. Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских походов? Подтвердите его доказательствами.

Свой ответ внесите в таблицу:

Вывод

Доказательства

1 Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа – тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию».

2 Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»

3 В 689 году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, дома разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город

Работа по карте стр 82 По карте определите, какие страны были завоеваны ассирийскими царями? ( Вавилонское царство, Сирию, Финикию, часть Палестины) Ассирия превратилась в державу. Держава – большое и сильное государство.

Индивидуальная карточка 1.

Составьте рассказ по картине «Возвращение войска в Ниневею» стр 85.

Индивидуальная карточка 2.

Прочитайте пункт «Царский дворец» и составьте описание дворца. Стр 85.

Задание. «Сколько ног у быка?»

Древний путешественник рассказывал, что видел в одной из стран быков с пятью ногами.

Шутил ли этот путешественник? (рассматривается рисунок, с. 85).

Закрепление

1)Пользуясь памяткой, расскажите об Ассирийской державе.

2)Отработка даты. Мог ли вавилонский царь Хаммурапи любоваться развалинами Ниневии? Докажите!

----------------------------------------------------------------------

1750-612 – 1138 не мог. Хаммурапи умер за 1138 лет до этого события.

- представьте себе, что вы посетили Ниневию за 5 лет до её захвата, какой это год?

- вы побывали на развалинах Ниневии спустя 1 год, какой это год?


Тест.

1. Ассирия стала великой державой благодаря открытию:

а) меди; б) железа; в) бронзы.

2. Таран - это:

а) бревно для разрушения крепостных стен;

б) кожаный мешок для преодоления реки;

в) щит с металлическими бляхами.

3. Выбери лишнее:

а) щит; б) меч; в) плуг; г) копьё; д) шлем

4. Столица Ассирии:

а) Мемфис; б) Тир; в) Ниневия.

5. Ниневия была разгромлена:

а) в 800 г. до н. э. б) в 1792; в) 612 г до н.э

Закрепление пройденного материала.

Подведение итогов работы. Рефлексия

как работал на уроке:


и помогал и понял

помогал понять

понял всё

немного понял

не работал

































Приложение 1


Рабочий лист.


Задание: расставить знаками + и – преимущества или недостатки того или иного металла, объяснить свой выбор.


Медь, бронза

железо

Легко поддается обработке

Прочный металл

Мягкий металл

Стоит дешево

Встречается редко

Встречается чаще в природе

Стоит дорого

Нужны специальные печи для обработки

 

Особые навыки кузнецов


Тест.

1. Ассирия стала великой державой благодаря открытию:

а) меди; б) железа; в) бронзы.

2. Таран - это:

а) бревно для разрушения крепостных стен;

б) кожаный мешок для преодоления реки;

в) щит с металлическими бляхами.

3. Выбери лишнее:

а) щит; б) меч; в) плуг; г) копьё; д) шлем

4. Столица Ассирии:

а) Мемфис; б) Тир; в) Ниневия.

5. Ниневия была разгромлена:

а) в 800 г. до н. э. б) в 1792; в) 612 г до н.э


























Приложение 2


Оценочный лист.

Фамилия имя-

Класс-

как работал на уроке:


и помогал и понял

помогал понять

понял всё

немного понял

не работал






Количество баллов

отметка

1викторина



2 рассказ сказаний по домашнему параграфу



3 выступление на уроке



4 работа в группе



5 тест



средний балл




Фамилия имя-

Класс-

как работал на уроке:


и помогал и понял

помогал понять

понял всё

немного понял

не работал






Количество баллов

отметка

1викторина



2 рассказ сказаний по домашнему параграфу



3 выступление на уроке



4 работа в группе



5 тест



средний балл







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
конспект урока истории "Ассирийская держава"

Автор: Колтышева Елена Николаевна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189203

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по истории "Ассирийская держава""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt_uroka_po_istorii_assiriiskaia_dierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "363188"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480268830"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока истории в 5 классе "Ассирийская держава""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt_uroka_istorii_v_5_klassie_assiriiskaia_dierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "447206"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514470942"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "план-конспект урока по истории для 5 класса на тему "Ассирийская держава" "
    ["seo_title"] => string(77) "plan-konspiekt-uroka-po-istorii-dlia-5-klassa-na-tiemu-assiriiskaia-dierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "137088"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417269308"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока "Ассирийская держава" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-assiriiskaia-dierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "137102"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417270724"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства