Цель: 1. Познакомить учащихся
-с причиной возникновения и гибели Ассирийской державы,
- географическим местоположением Ассирии;
- значением открытия железа для развития хозяйства и военного дела
- направлениями военных походов
- культурным наследием Ассирии
2. Развивать умения использования различные источники информации;
коммуникативные, хронологические. картографические умения
3. Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам, интерес к учению
Оборудование урока: Карта «Египет и Передняя Азия в древности», мультимедийное оборудование, карточки.
Тип урока: урок-изучение нового материала.
Новые понятия: железо, таран, держава
План изучения нового материала:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала:
Географическое положение Ассирии.
Освоение железа.
Ассирийское войско и его походы
Царский дворец, столица державы
Гибель Ассирийской державы
Ашшурбанапал, и его библиотека .
Закрепление изученного материала.
Рефлексия
Обсуждение домашнего задания.
Ход урока:
Этапы урока
и плана. Деятельность учителя Организация деятельности учащихся Рабочие заметки
I.Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку.
Мотивация учащихся к учебной деятельности часть
II.Актуализация опорных знаний. Вопросы:
1)Какие древние государства вы уже знаете?
2) Викторина
1)Предполагаемый ответ: Египет, Вавилон, Финикия, Сирия, Палестина.
2. Показывают на карте
Выполняют самостоятельно
Взаимопроверка По настенной карте
Слайд №1
Слайд № 2
III.Изучение нового материала.
1. Географическое местоположение Ассирии (где?) Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним государством. На какие главные вопросы мы должны отвечать? Давайте посмотрим на карту. Обратите внимание на название карты 1)Кто сможет определить его географическое местоположение? 2) Так как называется это государство? Предполагаемый ответ: где , когда образовалось это государство?
Каким было это государство?
Верхний Тигр
Карта в учебнике с. 93.
Слайд 3.
2.Формулировка темы, цели урока и проблемного вопроса. Какие территориальные изменения произошли?
Исходя из названия карты какой вывод можем сделать?
Что такое держава?
Формулировка темы урока:–«Тема урока: Ассирийская держава».
Главной задачей сегодняшнего урока будет выяснение причин создания сильного и мощного государства Ассирии.
Для этого мы должны рассмотреть вопросы:
план урока
Географическое положение Ассирии.
Освоение железа.
Ассирийское войско и его походы
Царский дворец, столица державы
Гибель Ассирийской державы
Ашшурбанапал, и его библиотека .
Предполагаемый ответ: территория
увеличилось в несколько раз
Ассирия стала державой
Записывают число и тему урока
Записывают определение державы
Держава – это большое и сильное государство)
Знакомство учащихся с планом- схемой урока (прил. 1).
Слайд №3
Слайд 4,
3. Когда образовалось это государство
4.Освоение железа Теперь мы должны уточнить время образования этого государства
работа с линией времени. сколько лет тому назад?
Вспомнить какие материалы использовались при изготовлении орудий труда?
Но со временем появился другой материал
Нам нужно сравнить этот новый материал с медью и бронзой
В чем преимущество железа перед другими металлами? Встречается чаще, и поэтому значительно дешевле, а также железо тверже.
Открытие железа оказало очень сильное влияние на развитие народов Передней Азии.
Стр . 91 определяют на линии времени, делают вывод 3500 лет тому назад
Камень, медь, бронза
Работа в 2группах
1 группа по тексту на стр 74 учебника и по признакам данными находят достоинства и недостатки меди и бронзы
2 группа по тексту на стр 91 учебника и по признакам данными на карточке находят достоинства и недостатки железа
делают вывод о достоинствах и преимуществе железа
Записывают в тетрадях время освоения железа
.
Заполняют сравнительную таблицу
Слайд № 6
5. Ассирийское войско и его походы Вооруженная железными оружиями ассирийская армия начинает захватывать другие государства
Определите по карте направления походов ассирийцев
Как такая небольшая страна победила множество стран и народов?
Что необходимо?
Какие новые виды оружия использовались ассирийцами?
Физминутка
В завоеванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям. Об этом свидетельствуют письменные находки археологов
Работа с документами
Учащиеся работают с картой на с 93 уч. и на доске записывают завоеванные государства Учащиеся приходят к выводу, что территория государства увеличилась благодаря завоевательным походам.
Армия
Опережающее задание одному ученику, который должен был подготовить рассказ об ассирийской армии
записывают в тетрадях: таран, катапульта
Изучая документы. ученики находят факты жестокости, бесчеловечности ассирийцев
Слайд № 7
Слайд №8, 9, 10, 11, 12
Слайд № 13
Документы №1, 2
Приложение
6..Царский дворец, столица державы.
7. Гибель Ассирийской державы Рассказ учителя: по иллюстрации описывает, как выглядела столица державы – Ниневия и царский дворец.
Какое отношение вызывала себе Ниневия - логовище львов
Падение Ниневии Слушают рассказ
высказывают свои мнения
612 г. до н.э. Слайд 14,15
8.Ашшурбанапал, и его библиотека . В истории Ассирии был царь который внес огромный вклад в развитии человечества Кто это?
Комментированное чтение
Вывод: Ашшурбанапале и его библиотека. Роль глиняных книг в изучении истории Ассирии
IV.Закрепление изученного материала.
V. Рефлексия
Подходить к концу наше путешествие еще на одно древнейшее государство
О чем мы узнали? Какие эмоции вызвало это государство?
Тест
Что узнал?
Что понравилось?
Что не понравилось
Как работал?
Какой урок вы взяли для себя
Оценивание Выводы учеников
Выполняют тест
Ответы учеников
Не делать другим зло
Выводы о работе учеников «президента и министра образования»
Слайд № 16
VI.Обсуждение домашнего задания. Д/з: всем параграф 18, Словарная работа
выборочно для сильных учеников ответить на вопросы с. 94
желающим написать мини- сочинение « Освоение железа – зло или добро»
записи на рабочем листе, составить рассказ об Ассирийской державе по «ОК».
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, прикрепляют рабочий лист в тетрадь. На доске
Приложение
Викторина
1. Назовите две реки Вавилонии …
2. Вавилон—столица Двуречья или Египта?
3. Древнейшее письмо Двуречья при помощи рисунков называлось …
4. Служители бога в Египте и Вавилонии – это …
5. Столица Древнего Египта называлась …
6. Кем был составлен первый свод законов, дошедший до наших дней полностью?...
7. Царя в Древнем Египте называли…
8 . Река на северо-востоке Африки.
9. Бог Солнца у древних египтян …
10. Из чего строили дома шумеры?
Для работы в группе
Заполнить таблицу, проставив лишь цифры
1 группа медь и бронзу
2 группа железо
1. Легко поддается обработке
2. Прочный металл
3.Мягкий металл
4. Стоит дешево
5. Встречается редко
6. Встречается чаще в природе
7. Стоит дорого
8. Нужны специальные печи для обработки
9. Особые навыки кузнецов
Медь и бронза Железо
Достоинства Недостатки Достоинства Недостатки
документ №1
Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»
документ №2
Надпись Синахериба. (691 год до н.э.).
В 689 году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, дома разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город».
Тест для закрепления
1 вариант
Ассирийская армия использовала оружие, изготовленное из (1)
2. Ассирийцы впервые применили для штурма крепостей (2...)
3. Для переправы через реку ассирийцы использовали (3)
4. Столица Ассирии (4...) была самым богатым городом.
Варианты ответов: (таран, железа, Ниневия, кожаные мешки, глина).
1.
2.
3.
4.
2 вариант
Ассирия находилась в (1...) течении реки Тигр.
Почва Ассирии каменистая, богата залежами (2. .).
В (3...) веке до н. э. армия Ассирии стала самой сильно в мире.
(4…) служила строительным материалом.
Варианты ответов: ( верхнем, нижнем, железа, восьмом, глина).
1.
2.
3.
4.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним государством. На какие главные вопросы мы должны отвечать? Давайте посмотрим на карту. Обратите внимание на название карты 1)Кто сможет определить его географическое местоположение? 2) Так как называется это государство?
Предполагаемый ответ: где , когда образовалось это государство?
Каким было это государство?
Верхний Тигр
Карта в учебнике с. 93.
Слайд 3.
2.Формулировка темы, цели урока и проблемного вопроса.
Какие территориальные изменения произошли?
Исходя из названия карты какой вывод можем сделать?
Что такое держава?
Формулировка темы урока:–«Тема урока: Ассирийская держава».
Главной задачей сегодняшнего урока будет выяснение причин создания сильного и мощного государства Ассирии.
Для этого мы должны рассмотреть вопросы:
план урока
Географическое положение Ассирии.
Освоение железа.
Ассирийское войско и его походы
Царский дворец, столица державы
Гибель Ассирийской державы
Ашшурбанапал, и его библиотека .
Предполагаемый ответ: территория
увеличилось в несколько раз
Ассирия стала державой
Записывают число и тему урока
Записывают определение державы
Держава – это большое и сильное государство)
Знакомство учащихся с планом- схемой урока (прил. 1).
Слайд №3
Слайд 4,
3. Когда образовалось это государство
4.Освоение железа
Теперь мы должны уточнить время образования этого государства
работа с линией времени. сколько лет тому назад?
Вспомнить какие материалы использовались при изготовлении орудий труда?
Но со временем появился другой материал
Нам нужно сравнить этот новый материал с медью и бронзой
В чем преимущество железа перед другими металлами? Встречается чаще, и поэтому значительно дешевле, а также железо тверже.
Открытие железа оказало очень сильное влияние на развитие народов Передней Азии.
Стр . 91 определяют на линии времени, делают вывод 3500 лет тому назад
Камень, медь, бронза
Работа в 2группах
1 группа по тексту на стр 74 учебника и по признакам данными находят достоинства и недостатки меди и бронзы
2 группа по тексту на стр 91 учебника и по признакам данными на карточке находят достоинства и недостатки железа
делают вывод о достоинствах и преимуществе железа
Записывают в тетрадях время освоения железа
.
Заполняют сравнительную таблицу
Слайд № 6
5. Ассирийское войско и его походы
Вооруженная железными оружиями ассирийская армия начинает захватывать другие государства
Определите по карте направления походов ассирийцев
Как такая небольшая страна победила множество стран и народов?
Что необходимо?
Какие новые виды оружия использовались ассирийцами?
Физминутка
В завоеванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям. Об этом свидетельствуют письменные находки археологов
Работа с документами
Учащиеся работают с картой на с 93 уч. и на доске записывают завоеванные государства Учащиеся приходят к выводу, что территория государства увеличилась благодаря завоевательным походам.
Армия
Опережающее задание одному ученику, который должен был подготовить рассказ об ассирийской армии
записывают в тетрадях: таран, катапульта
Изучая документы. ученики находят факты жестокости, бесчеловечности ассирийцев
Слайд № 7
Слайд №8, 9, 10, 11, 12
Слайд № 13
Документы №1, 2
Приложение
6..Царский дворец, столица державы.
7. Гибель Ассирийской державы
Рассказ учителя: по иллюстрации описывает, как выглядела столица державы – Ниневия и царский дворец.
Какое отношение вызывала себе Ниневия - логовище львов
Падение Ниневии
Слушают рассказ
высказывают свои мнения
612 г. до н.э.
Слайд 14,15
8.Ашшурбанапал, и его библиотека .
В истории Ассирии был царь который внес огромный вклад в развитии человечества Кто это?
Комментированное чтение
Вывод: Ашшурбанапале и его библиотека. Роль глиняных книг в изучении истории Ассирии
IV.Закрепление изученного материала.
V. Рефлексия
Подходить к концу наше путешествие еще на одно древнейшее государство
О чем мы узнали? Какие эмоции вызвало это государство?
Тест
Что узнал?
Что понравилось?
Что не понравилось
Как работал?
Какой урок вы взяли для себя
Оценивание
Выводы учеников
Выполняют тест
Ответы учеников
Не делать другим зло
Выводы о работе учеников «президента и министра образования»
Слайд № 16
VI.Обсуждение домашнего задания.
Д/з: всем параграф 18, Словарная работа
выборочно для сильных учеников ответить на вопросы с. 94
записи на рабочем листе, составить рассказ об Ассирийской державе по «ОК».
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, прикрепляют рабочий лист в тетрадь.
На доске
Приложение
Викторина
1. Назовите две реки Вавилонии …
2. Вавилон—столица Двуречья или Египта?
3. Древнейшее письмо Двуречья при помощи рисунков называлось …
4. Служители бога в Египте и Вавилонии – это …
5. Столица Древнего Египта называлась …
6. Кем был составлен первый свод законов, дошедший до наших дней полностью?...
7. Царя в Древнем Египте называли…
8 . Река на северо-востоке Африки.
9. Бог Солнца у древних египтян …
10. Из чего строили дома шумеры?
Для работы в группе
Заполнить таблицу, проставив лишь цифры
1 группа медь и бронзу
2 группа железо
1. Легко поддается обработке
2. Прочный металл
3.Мягкий металл
4. Стоит дешево
5. Встречается редко
6. Встречается чаще в природе
7. Стоит дорого
8. Нужны специальные печи для обработки
9. Особые навыки кузнецов
Медь и бронза
Железо
Достоинства
Недостатки
Достоинства
Недостатки
документ №1
Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»
документ №2
Надпись Синахериба. (691 год до н.э.).
В 689 году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, дома разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город».
Тест для закрепления
1 вариант
Ассирийская армия использовала оружие, изготовленное из (1)
2. Ассирийцы впервые применили для штурма крепостей (2...)
3. Для переправы через реку ассирийцы использовали (3)
4. Столица Ассирии (4...) была самым богатым городом.
Варианты ответов: (таран, железа, Ниневия, кожаные мешки, глина).
1.
2.
3.
4.
2 вариант
Ассирия находилась в (1...) течении реки Тигр.
Почва Ассирии каменистая, богата залежами (2. .).
В (3...) веке до н. э. армия Ассирии стала самой сильно в мире.
(4…) служила строительным материалом.
Варианты ответов: ( верхнем, нижнем, железа, восьмом, глина).