kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа кружка "Наше наследие" 7-9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Содержание представлено интегрированным материалом по истории, географии и основам православной культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Наше наследие" 7-9 классы»



Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе учебной программы доктора исторических наук А.В. Камкина и доктора педагогических наук И.А. Кузмина «Истоки», с учетом возрастных особенностей учащихся, в соответствии с требованиями ФГОС и носит культурологический аспект.

Цель занятий: освоение социокультурного и духовного контекста пространства и времени как феномена Российской цивилизации.

Задачи:

  • Формировать осознание и ощущения укорененности в отечественной этносоциальной и этнокультурной среде.

  • Дать понятие о исторических корнях Русской земли.

  • продолжить укреплять в ребенке ощущения этнического и социокультурного стержня личности через обогащение духовного опыта подростка.;

  • посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;

  • Воспитание патриотизма;

  • Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.

  • Творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуре.

Характеристика курса

Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.

Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.

Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.

Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.

Специфика заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов православной культуры.

Данный курс является одним из вариантов изучения духовно – нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно – нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области.

Место курса в учебном плане

Учебным планом МОУ СОШ с.Идолга выделен 1 час на ведение кружка «Наше наследие».

Количество часов – 35; в неделю –1 час.






























ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе «Истоки» должно быть направлено на достиже­ние следующих личностных, метапредметных и предметных ре­зультатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти;

  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.






























Содержание курса

Слово и образ Отечества (8 часов)

Отечество (2 часа)

Отечество – земля отцов. Родина –общая Родина-мать многих народов. Соотечественники – дети одной Родины, братья. Отечество – связь времен. Служение Отечеству – нравственный долг каждого.

Место России на карте мировых цивилизаций. Беспредельные просторы. Диалог культур и цивилизаций. Самобытность.

Образы Отечества – единство разнообразия. Признаки единства – вера, язык, культура, образ жизни, общая история, столица, иерархия земель и городов, святые и памятные места. Образы земледельца и ремесленника, князя и воина, мудреца и монаха.

Святая Русь – хранительница Православной веры.

Цвета Родины – белый как символ чистоты и открытости помыслов; красный как символ красоты и жизнелюбия; голубой как символ устремленности к горнему миру; золотой как символ благодати Божией.

Колокольный звон – слово о единении в делах и помышлениях.

Столица, края и земли (4 часа)

Стольный град. Москва Первопрестольная. Москва как Собор земель российских. Москва – «Третий Рим», Москва – «Новый Иерусалим». Кремль – Слово в камне.

Междуречье Волги и Оки – ядро Земли Русской. Среднерусская равнина. Образы великого воина-заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого молитвенника и печальника о Земле Русской (преподобный Сергий Радонежский), великого мудреца (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери.

Вологодско-Белозерский край. Северная Фиваида. Образы святых и нестяжателей: преподобные Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сорский, Павел Обнорский.

Лен и прялка. Кружево. Поморье. Русский север – заповедник народной культуры. Образ северорусской триады (волость – община – приход). Образы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святителя Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяная туеса. Тихие протяжные песни Севера. Северное сияние. Полярная ночь.

Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол-памятник тысячелетию России. Образ храма-воина. Тихвинский образ Божией Матери.

Урал-Камень. Путь «встречь Солнцу». Сибирь – «златокипящая государева вотчина». Образ землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы на кулак мотает, далеко бросает. Остроги. Сибирские морозы и сибирский характер. Абалацкая икона Божией Матери.

Поволжье многоликое и разноязыкое. Волга-Матушка. Бурлаки. Казанский образ Божией Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмарка), людей, Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин). Юг России – степи и просторы, ковыль, звонкие песни.


Рубежи и пределы ( 2 часа)

Граница государства. Рубежи и пределы Отечества. Образы северных рубежей. Белое море. Город Архангела Михаила.

Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения.

Образы западных рубежей. Смоленский край – «ожерелье» Земли Русской. Смоленская крепость. Старая смоленская дорога. Смоленский образ Божией Матери.

Образы южных рубежей. Дикое Поле. Один в поле не воин. От былинных богатырей к удалому казачеству. Донской образ Божией Матери.

Образы восточных пределов. Байкал-батюшка – Камчатка – Великий океан: этапы продвижения “встречь Солнцу».

Легенды о запредельном – «тридевятом царстве», «тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы Беловодья и памяти народной.

Мир – триединство волости – общины – прихода. Мир – «демократия малых пространств».

Город (4 часа)

Семья русских городов.

Не стоит город без праведника. Небесные покровители городов.

Назначение города – торгово-ремесленный, промышленный, информационный и коммуникативный центр, творец и хранитель отечественной культуры, хранитель веры.

Городская среда. Кремль: крепостные укрепления, Золотые и Святые врата, символика стен и башен, общественное значение Кремля.

Посад: концы и слободы, малые миры большого города.

Собор: людей, святых и святынь, Соборная горка и «Иорданы».

Площади: Соборная, Торговая, Сенная, Парадная.

Храмы: приходские, домовые, всеградские, обетные и др. Православная топонимия русского города.

Улица: правила застройки, названия , мир улицы, соседи. Переулки и дворы, дворовое братство.

Памятные места: набережная, мосты, сады. Поклонная гора и др.

Города легендарные – град Китеж.

Памятные и приметные места (3 часа)

Гора. Горы в Библии и истории. Гора как место молитвы и духовного прозрения. Горы памятники.

Дерево жизни. Древо познания добра и зла. Образы деревьев в Библии, фольклоре и искусстве. Священные рощи.

Камень. Камни-следовики. Памятные камни. Метафоры и аллегории, связанные с камнем.

Родник. Легенды о родниках. Святой источник.

Остров. Остров как знак иного мира. Острова мертвых. Остров Буян. Острова спасения. Островные монастыри.

Озеро. Великие озера. Святое озеро.

Излучина. Лука. Лукоморье.

Слово и образ времени. (12 часов)

Жизненный круг времени (4 часа)


Век-вечность. Век-жизнь. Жизненный круг.

Первое семилетие: младенчество и детство. Имя наречение. Крещение – второе рождение, введение в мир духовный. Крестины – введение в мир земной. Крестные родители. Колыбельные песни. Любовь и нежность близких. Познание родного очага.

Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту – третье рождение. Покаяние и чаша.

Участие в делах семьи. Обязанности по дому. Дружба. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Походы по малой Родине.

Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение трудовыми навыками. Сердечная привязанность. Сватовство. Помолвка, родительское благословение и венчание. Свадьба.

Семилетие зрелости. Новая родня и новые заботы. Отцовство и материнство. Мастерство. Дела и заботы мужчины. Дела и заботы женщины. Житейские опыт и мудрость. Забота о ближнем.

Пожилые и старые. Завет о почитании родителей. Хранители устоев семейного очага. Сила духа и немощи совершается. Наказы стариков.

Годичный круг времени (6 часов)

Год и лето. От Рождества Христова до Воздвижения Креста; центральный образ – Образ Христа-Спасителя. От Рождества Богородицы до Успения; центральный образ – образ Богородицы-Заступницы. От весны до весны, центральный образ – образ Земли-Матери. Трудовые ритмы года. Праздники. Народный месяцеслов.

Зима: «умирание» природы; Рождество как символ выхода из тьмы «застывшего» мира, рождественская елка; Новый год, святки – детский характер праздников; Крещение и великое водосвятие – время духовного очищения и внутренней сосредоточенности.

Весна: пробуждение природы и масленица; распускающаяся верба; Великий пост и великое обновление; Пасха и ликование весны духовной.

Лето: полнота возрождений природы; молодая березка; Троица и полнота жизни духовной; три Спаса как знак преображения природы и человека.

Осень: угасание природы; Рождество Богородицы и Воздвижение Креста – знаки надежды на новое возрождение; Покров как символ защиты и покровительства.

Всему свое время. У Бога живы все – дни поминовения предков.

Каждому времени своя пища: будничная и праздничная, постная и скоромная, ритуальная.


Малые круги (2 часа)


Символика седмичного круга: воскресенье и будни, труд земной и труд души. Трудовой ритм недели. Особые седмицы: Масляная, Страстная, Светлая.

День и час. День красный, черный, белый, пестрый. Полдень и полночь. Час и мгновенье.











































Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

1

Введение

1


Тема 1. Слово и образ Отечества

8

2

Отечество

2

3

Столица, края, земли

4

4

Рубежи и пределы

2


Тема 2.Слово и образ малой родины

10

5

Деревня

3

5

Город

4

7

Памятные и приметные места

3


Тема 3. Слово и образ времени

12

8

Жизненный круг времени

4

9

Годичный круг времени

6

10

Малые круги: седмица и день

2

Календарно-тематический план


Тема

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

1

Введение

1




Тема 1. Слово и образ Отечества (8 часов)

2-3

Отечество

2








4-5

Стольный град. Москва Первопрестольная

2



5

Междуречье Волги и Оки – ядро Земли Русской. Вологодско-Белозерский край

1



6

Поморье. Новгородская земля

1



7

Новгородская земля

1



8

Урал-Камень. Поволжье

1



Тема 2. Слово и образ малой Родины (10 часов)

9

Образы деревни

1



10

Поселения. Деревенские угодья, сельская околица

1



11

Сельский храм и часовня. Трудовые будни и праздники

1



12

Назначение города. Городская среда

1



13

Посады, соборы, площади

1



14

Православная топонимия русского города

1



15

Улицы, памятные места. Города легендарные

1



16

Памятные и приметные места. Гора, дерево, камень

1



17

Родники, святые источники

1



18

Островные монастыри. Святые озера.

1



Тема 3. Слово и образ времени (12 часов)

19

Жизненный круг. Первое и второе семилетие

1



20

Третье семилетие. Семилетие зрелости

1



21-22

Хранители устоев семейного очага

2



23

Годичный круг времени. Год и лето.

1



24

Зима. Крещение и великое водосвятие

1



25

Весна. Великий пост и великое обновление

1



26

Лето. Троица и полнота духовной жизни

1



27

Осень. Рождество Богородицы, Воздвижение Креста. Покров.

1



28

Русская Православная кухня

1



29-30

Символика седмичного круга

2



31-32

Экскурсия по окрестностям села

2



33-34

Проект «Моя малая Родина»

2



35

Итоговое занятие

1













Планируемые результаты

Ученик научится:

  • выделять основные понятия и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;

  • излагать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;

  • определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;

  • использовать тексты исторических, краеведческих, в том числе православных, источников;

  • выделять особенности русской православной культуры;

  • объяснять свое отношение к событиям и личностям;

Ученик получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, публично защищать свою позицию;

  • участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

  • участвовать в диспутах.

10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа кружка "Наше наследие" 7-9 классы

Автор: Чумакова Елена Алексеевна

Дата: 31.08.2018

Номер свидетельства: 476836

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Пояснительная записка к рабочей программе кружка "Память", работающего на базе школьного музея"
    ["seo_title"] => string(80) "poiasnitiel_naia_zapiska_k_rabochiei_proghrammie_kruzhka_pamiat_rabotaiushchiegh"
    ["file_id"] => string(6) "385197"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1485699768"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "рабочая программа внеурочной деятельности по изо. искусству в 1-2 классах "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-izo-iskusstvu-v-1-2-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "122070"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414147633"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Проект "Дни воинской славы" "
    ["seo_title"] => string(26) "proiekt-dni-voinskoi-slavy"
    ["file_id"] => string(6) "118113"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413040533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства