Рабочая программа кружка "Наше наследие" 7-9 классы
Рабочая программа кружка "Наше наследие" 7-9 классы
Программа кружка по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Содержание представлено интегрированным материалом по истории, географии и основам православной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Наше наследие" 7-9 классы»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе учебной программы доктора исторических наук А.В. Камкина и доктора педагогических наук И.А. Кузмина «Истоки», с учетом возрастных особенностей учащихся, в соответствии с требованиями ФГОС и носит культурологический аспект.
Цель занятий: освоение социокультурного и духовного контекста пространства и времени как феномена Российской цивилизации.
Задачи:
Формировать осознание и ощущения укорененности в отечественной этносоциальной и этнокультурной среде.
Дать понятие о исторических корнях Русской земли.
продолжить укреплять в ребенке ощущения этнического и социокультурного стержня личности через обогащение духовного опыта подростка.;
посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
Воспитание патриотизма;
Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.
Творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуре.
Характеристика курса
Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.
Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.
Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.
Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
Специфика заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов православной культуры.
Данный курс является одним из вариантов изучения духовно – нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно – нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области.
Место курса в учебном плане
Учебным планом МОУ СОШ с.Идолга выделен 1 час на ведение кружка «Наше наследие».
Количество часов – 35; в неделю –1 час.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе «Истоки» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание курса
Слово и образ Отечества (8 часов)
Отечество (2 часа)
Отечество – земля отцов. Родина –общая Родина-мать многих народов. Соотечественники – дети одной Родины, братья. Отечество – связь времен. Служение Отечеству – нравственный долг каждого.
Место России на карте мировых цивилизаций. Беспредельные просторы. Диалог культур и цивилизаций. Самобытность.
Образы Отечества – единство разнообразия. Признаки единства – вера, язык, культура, образ жизни, общая история, столица, иерархия земель и городов, святые и памятные места. Образы земледельца и ремесленника, князя и воина, мудреца и монаха.
Святая Русь – хранительница Православной веры.
Цвета Родины – белый как символ чистоты и открытости помыслов; красный как символ красоты и жизнелюбия; голубой как символ устремленности к горнему миру; золотой как символ благодати Божией.
Колокольный звон – слово о единении в делах и помышлениях.
Столица, края и земли (4 часа)
Стольный град. Москва Первопрестольная. Москва как Собор земель российских. Москва – «Третий Рим», Москва – «Новый Иерусалим». Кремль – Слово в камне.
Междуречье Волги и Оки – ядро Земли Русской. Среднерусская равнина. Образы великого воина-заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого молитвенника и печальника о Земле Русской (преподобный Сергий Радонежский), великого мудреца (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери.
Вологодско-Белозерский край. Северная Фиваида. Образы святых и нестяжателей: преподобные Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сорский, Павел Обнорский.
Лен и прялка. Кружево. Поморье. Русский север – заповедник народной культуры. Образ северорусской триады (волость – община – приход). Образы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святителя Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяная туеса. Тихие протяжные песни Севера. Северное сияние. Полярная ночь.
Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол-памятник тысячелетию России. Образ храма-воина. Тихвинский образ Божией Матери.
Урал-Камень. Путь «встречь Солнцу». Сибирь – «златокипящая государева вотчина». Образ землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы на кулак мотает, далеко бросает. Остроги. Сибирские морозы и сибирский характер. Абалацкая икона Божией Матери.
Поволжье многоликое и разноязыкое. Волга-Матушка. Бурлаки. Казанский образ Божией Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмарка), людей, Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин). Юг России – степи и просторы, ковыль, звонкие песни.
Рубежи и пределы ( 2 часа)
Граница государства. Рубежи и пределы Отечества. Образы северных рубежей. Белое море. Город Архангела Михаила.
Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения.
Образы западных рубежей. Смоленский край – «ожерелье» Земли Русской. Смоленская крепость. Старая смоленская дорога. Смоленский образ Божией Матери.
Образы южных рубежей. Дикое Поле. Один в поле не воин. От былинных богатырей к удалому казачеству. Донской образ Божией Матери.
Образы восточных пределов. Байкал-батюшка – Камчатка – Великий океан: этапы продвижения “встречь Солнцу».
Легенды о запредельном – «тридевятом царстве», «тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы Беловодья и памяти народной.
Мир – триединство волости – общины – прихода. Мир – «демократия малых пространств».
Город (4 часа)
Семья русских городов.
Не стоит город без праведника. Небесные покровители городов.
Назначение города – торгово-ремесленный, промышленный, информационный и коммуникативный центр, творец и хранитель отечественной культуры, хранитель веры.
Городская среда. Кремль: крепостные укрепления, Золотые и Святые врата, символика стен и башен, общественное значение Кремля.
Посад: концы и слободы, малые миры большого города.
Собор: людей, святых и святынь, Соборная горка и «Иорданы».
Площади: Соборная, Торговая, Сенная, Парадная.
Храмы: приходские, домовые, всеградские, обетные и др. Православная топонимия русского города.
Улица: правила застройки, названия , мир улицы, соседи. Переулки и дворы, дворовое братство.
Памятные места: набережная, мосты, сады. Поклонная гора и др.
Города легендарные – град Китеж.
Памятные и приметные места (3 часа)
Гора. Горы в Библии и истории. Гора как место молитвы и духовного прозрения. Горы памятники.
Дерево жизни. Древо познания добра и зла. Образы деревьев в Библии, фольклоре и искусстве. Священные рощи.
Камень. Камни-следовики. Памятные камни. Метафоры и аллегории, связанные с камнем.
Родник. Легенды о родниках. Святой источник.
Остров. Остров как знак иного мира. Острова мертвых. Остров Буян. Острова спасения. Островные монастыри.
Озеро. Великие озера. Святое озеро.
Излучина. Лука. Лукоморье.
Слово и образ времени. (12 часов)
Жизненный круг времени (4 часа)
Век-вечность. Век-жизнь. Жизненный круг.
Первое семилетие: младенчество и детство. Имя наречение. Крещение – второе рождение, введение в мир духовный. Крестины – введение в мир земной. Крестные родители. Колыбельные песни. Любовь и нежность близких. Познание родного очага.
Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту – третье рождение. Покаяние и чаша.
Участие в делах семьи. Обязанности по дому. Дружба. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Походы по малой Родине.
Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение трудовыми навыками. Сердечная привязанность. Сватовство. Помолвка, родительское благословение и венчание. Свадьба.
Семилетие зрелости. Новая родня и новые заботы. Отцовство и материнство. Мастерство. Дела и заботы мужчины. Дела и заботы женщины. Житейские опыт и мудрость. Забота о ближнем.
Пожилые и старые. Завет о почитании родителей. Хранители устоев семейного очага. Сила духа и немощи совершается. Наказы стариков.
Годичный круг времени (6 часов)
Год и лето. От Рождества Христова до Воздвижения Креста; центральный образ – Образ Христа-Спасителя. От Рождества Богородицы до Успения; центральный образ – образ Богородицы-Заступницы. От весны до весны, центральный образ – образ Земли-Матери. Трудовые ритмы года. Праздники. Народный месяцеслов.
Зима: «умирание» природы; Рождество как символ выхода из тьмы «застывшего» мира, рождественская елка; Новый год, святки – детский характер праздников; Крещение и великое водосвятие – время духовного очищения и внутренней сосредоточенности.
Весна: пробуждение природы и масленица; распускающаяся верба; Великий пост и великое обновление; Пасха и ликование весны духовной.
Лето: полнота возрождений природы; молодая березка; Троица и полнота жизни духовной; три Спаса как знак преображения природы и человека.
Осень: угасание природы; Рождество Богородицы и Воздвижение Креста – знаки надежды на новое возрождение; Покров как символ защиты и покровительства.
Всему свое время. У Бога живы все – дни поминовения предков.
Каждому времени своя пища: будничная и праздничная, постная и скоромная, ритуальная.
Малые круги (2 часа)
Символика седмичного круга: воскресенье и будни, труд земной и труд души. Трудовой ритм недели. Особые седмицы: Масляная, Страстная, Светлая.
День и час. День красный, черный, белый, пестрый. Полдень и полночь. Час и мгновенье.
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
1
Введение
1
Тема 1. Слово и образ Отечества
8
2
Отечество
2
3
Столица, края, земли
4
4
Рубежи и пределы
2
Тема 2.Слово и образ малой родины
10
5
Деревня
3
5
Город
4
7
Памятные и приметные места
3
Тема 3. Слово и образ времени
12
8
Жизненный круг времени
4
9
Годичный круг времени
6
10
Малые круги: седмица и день
2
Календарно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
По плану
Фактически
1
Введение
1
Тема 1. Слово и образ Отечества (8 часов)
2-3
Отечество
2
4-5
Стольный град. Москва Первопрестольная
2
5
Междуречье Волги и Оки – ядро Земли Русской. Вологодско-Белозерский край
1
6
Поморье. Новгородская земля
1
7
Новгородская земля
1
8
Урал-Камень. Поволжье
1
Тема 2. Слово и образ малой Родины (10 часов)
9
Образы деревни
1
10
Поселения. Деревенские угодья, сельская околица
1
11
Сельский храм и часовня. Трудовые будни и праздники