а) было постоянным, в него забирали каждого десятого юношу;
б) создавалось на время войны;
в) было единственным родом войск в Египте.
3. Во внутреннее помещение храма, где стояла статуя бога, могли войти:
а) жрецы; б) фараон; в) только фараон.
4. Египтяне верили, что будут жить вечно в царстве мертвых. Они заботились о сохранении тела умершего: в него должна, думали они, вернуться душа. Тело высушивали, обматывали тонкими бинтами, изготавливали:
а) саркофаг; б) мумию; в) гробницу
5. Рассказывая о египетской письменности, мы обязательно назовем эти слова:
а) иероглифы; б) бумага; в) папирус; г) чернила.
6. Приведите в соответствие:
а) бог Солнца 1. Тутмос III
б) фараон, при котором Египет достиг наивысшего могущества 2. Тутанхамон
в) фараон, чья гробница сохранилась до наших дней в первозданном виде 3. Амон-Ра
8. Высший правитель, главный судья, живой бог, высший военачальник:
а) это названия государственных должностей в Египте;
б) это титулы фараона;
в) это обязанности верховного жреца.
9. Вставьте вместо пропусков.
Земледельцам приходилось много трудиться. Особых усилий требовало строительство каналов и земляных насыпей, необходимых для __________________ полей. Поля, куда вода не доходила, поливали при помощи специальных приспособлений - ________________. Земледельцы отдавали в казну часть урожая и скота – платили ____________.
10.Для государства Египет характерны признаки:
а) власть в Египте принадлежала фараону; в) появились земледелие и ремесло;
б) писцы по приказу вельмож собирали налоги в казну; г) египтяне верили в многочисленных богов;
11.Строй, при котором одни люди владели другими людьми, эксплуатировали их и распоряжались не только их трудом, но и жизнью называется: а) рабовладельческим; в) первобытнообщинным.
12.В чём заключались отличия в положении рабов и крестьян: а) они эксплуатировались рабовладельцами; б) крестьяне имели больше имущества; в) рабы отдавали все продукты своего труда, а крестьяне – часть.
1) за воровство 2) за плохое владение грамотой 3) чтобы приучить переносить страдания
А5. Слова матери «Со щитом или на щите!» требовали от сына
1) уцелеть в бою и вернуться живым 2) сохранить в бою и жизнь, и доспехи 3) достойно победить в бою или достойно погибнуть
Часть В
В1. Укажите три верных положения из перечисленных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) спартанцам не запрещалось заниматься торговлей и ремеслами 2) в честь военных побед в Спарте возводили красивые здания и статуи 3) Совет старейшин обладал огромной властью 4) Спарта была одним из самых могущественных полисов Греции 5) Спарта не имела крепостных стен
Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. э. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н. э.
1 вариант
1. Какое событие из перечисленных произошло раньше остальных?
1) избрание Перикла первым стратегом 2) первые победы Александра Македонского 3) создание Гомером поэм «Илиада» и «Одиссея» 4) реформы Солона
2. Незадолго до похода в Персию Александр Македонский совершил путешествие в город Кранию (близ Коринфа), чтобы повидать жившего там философа. Философ отказался от богатства, жил в бочке на рыночной площади и считал себя совершенно независимым. Это
1) Диоген 2) Перикл 3) Софокл 4) Фемистокл
3. Ниже приведены названия мест сражений. Все они, за исключением одного, связаны с походами Александра Македонского.
1) Фермопильское ущелье 2) река Граник 3) город Исс 4) селение Гавгамелы
Найдите и запишите порядковый номер названия места сражения, относящегося к другой исторической эпохе.
4. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) распад державы Александра Македонского 2) создание афинского Акрополя 3) основание Александрии Египетской
5. Запишите имя, дважды пропущенное в тексте.
Одним из самых страстных и непримиримых противников македонского царя Филиппа был афинский оратор __________. Гневные речи против Филиппа и призывы сплотиться для борьбы с ним сделали имя __________ необычайно популярным.
Установление Империи в Риме
1 вариант
Часть А
А1. Заговорщики совершили убийство Цезаря, потому что
1) завидовали его полководческим способностям 2) сводили с Цезарем личные счёты 3) стремились восстановить республиканское управление
А2. Сражение у мыса Акций завершилось
1) примирением Антония и Октавиана 2) установлением единовластия Антония 3) вступлением в Египет римских войск
А3. Человека, помогающего поэтам, художникам, артистам, в наши дни называют
1) меценатом 2) преторианцем 3) Августом
А4. Почётного прозвания Август, ставшего ещё одним именем, был удостоен
1) Антоний 2) Октавиан 3) Цезарь
Часть В
В1. Установите соответствие между понятиями и их значением.
Понятия
А) императоры Б) преторианцы В) провинции
Значение
1) завоёванные области 2) единоличные правители Рима 3) личная стража правителя
Соседи Римской империи
1 вариант
Часть А
А1. Великим поэтом и актёром считал себя император
1) Октавиан 2) Клавдий 3) Нерон
А2. Вольноотпущенники в Риме — это
1) воины, завершившие службу 2) рабы, получившие свободу и гражданские права 3) разорившиеся земледельцы
А3. К деятельности императора Октавиана Августа относится
1) установление мира с Парфией 2) завоевание Галлии 3) войны с Карфагеном
А4. Кого римляне называли венедами?
1) предков славян 2) германцев 3) парфян
Часть В
В1. Какие три события из перечисленных произошли в правление императора Нерона? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сражение у мыса Акций 2) запрет долгового рабства 3) пожар в Риме 4) казнь сотен рабов 5) расправа с христианами