««Если человек не любит хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохенькие, значит, у него нет любви к своему городу, селу, деревне. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к свой стране» Д.С. Лихачёв.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взгляд в прошлое »
Содержание
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 7
Список литературы 8
Введение
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохенькие, значит, у него нет любви к своему городу, селу, деревне. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к свой стране» Д.С. Лихачёв.
Край мой родной, село моё – Райково... Село Райково большое и многолюдное. Городские жители и представить себе не могут, до чего здесь, в селе, красивая природа. Неяркие и неброские ландшафты вокруг села таят в себе скромную, неповторимую красоту и потому особенно любимы нами. Они вдохновляли поэтов и художников на создание замечательных произведений литературы и искусства, они остаются в сознании людей, родившихся и выросших здесь, как символы нашего прекрасного Отечества.
Многие поколения наших предков жили на этой земле. Долгие годы проживания в суровых, экстремальных условиях выработали у нашего народа, у моих земляков, особый характер. Добрые и отзывчивые к чужой беде и страданиям, суровые и непреклонные к врагам, долготерпеливые в испытаниях и бедствиях. В его истории, как в зеркале, отразилась история страны.
И вот здесь проходит мое счастливое детство, за которое я должна быть благодарна своим предкам.
А как жили они - люди прошлых веков? О чем они мечтали, на что надеялись? Эти вопросы интересуют меня и моих современников до сих пор.
Поэтому для исследовательской работы я выбрала тему:
« Взгляд в прошлое», где основной целью считаю:
- изучение истории села Райково с момента заселения местности до сегодняшних дней, его прошлого и настоящего.
Задачи исследовательской деятельности:
встретиться со старожила села и записать их воспоминания;
изучить и проанализировать исторические документы;
познакомить учащихся школы с результатами выполненной работы
Методы исследования:
Сбор и запись информации об истории села Райково.
Отбор фотографий и фотографирование сохранившихся объектов.
Анализ и отбор необходимого материла.
Основная часть
Первое упоминание о нашем селе относится к началу XIX века. Впервые Райковы поселились на левом берегу Абакана в XIX веке, перебрались сюда с берегов Енисея, примерно из села Очуры. Написали царю прошение с просьбой закрепить выбранное место за их родом. Построили юрты, выбрав место по душе. Затем, по мере возможности, стали возводить избы, а потом и крестовые дома. Через несколько десятков лет, в 1910 – 1920 годах, по причине наводнений переселились на место повыше. Практически целая улица из крепких пятистенных и крестовых домов, построенных, в те годы стоит и сейчас. Это улица Ленина. Им, как и селу, в 2012 году исполнилось 100 лет. Цела и старая юрта, правда, уже 30 лет в ней никто не живет, но держится она за землю цепко, и только крыша, покрытая вековыми лишайниками всех мастей, выдает её возраст.Хозяин юрты Райков Ачол.
Из воспоминаний Райкова Ивана Федоровича.
До 1916 года школы в селе не было. Богатые отправляли своих детей учиться в Минусинск, Абакан. Первые попытки обучения детей грамоте предпринимались здесь еще в 1916 году. Старожилы помнят взявшегося за обучение их детей русского дедушку.Нас было четыре человека : Райков Апчи, Баинов Торба, Баинов Сергей, ДоможаковАнчи.Первый класс учил Иван Иванович, приехал он из Минусинска. Бумаги не было, учебников не было, обучал всех по единственному букварю.писали на грифельных досках, грифелем похожим на карандаш. Стирали мокрой тряпочкой.
В 1920 – 21 году в Усть – Уйбате( так назывался тогда Райков) открылась трехклассная школа. Учитель Григорий Алексеевич Аткнин был приезжий. Мы учились в третьем классе: Апчи Райков, Григорий Райков,Шурышев Афанасий, Райков Герасим и я Райков Иван. У меня плохо получалось с математикой, никак не мог решать задачи.. В это время приезжал на побывку гимназист Колмаков Чебал. Он учился в гимназии города Красноярска. Приехал в форме, в фуражке. Нам форма сильно нравилась, а задачи он хорошо решал. Потом он уехал на учебу в Красноярск. В нашем селе сохранилось здание первой школы. Это дом Пиксена Райкова. В настоящее время это продуктовый магазин. Учителем с 1924 по 1930 год был Тодышев Кирилл Семенович, он прибыл в Райково из Усть – Чульской школы. Кирилл Семенович закончил Красноярскую учительскую гимназию. В гимназии учили красиво писать, рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах. После окончания он прибыл в Усть – Чульскую школу. Молодой учитель Тодышев окунулся в жизнь школы. Кроме уроков он организовывал экскурсии, учил пению, игре на музыкальных инструментах. На Новый год дети впервые увидели Новогоднюю елку, до этого про такой праздник деревенские дети не знали. Удивлял жителей Усть – Чуля молодой учитель своей неугомонностью и этим завоевал любовь детей и уважение селян. Ставил спектакли, организовал хор и давал концерты к праздникам. В 1915 году в Минусинске был поставлен спектакль «Свадебные обряды хакасского народа» Театр был полон, представление всем понравилось. Кирилл Семенович – автор первого букваря на хакасском языке для учащихся младших классов национальных школ. Жители Усть – Чуля проводили своего учителя с большими почестями и огромным сожалением. Во время проживания в селе Райково по его сценарию и режиссуре был снят документальный фильм « Хакасская свадьба». В настоящее время в селе проживают потомки Тодышева К.С.
В 1929 году учились, ставшие впоследствии известными люди: писатель Николай Доможаков, адвокат Ефим Райков, учительница Таисия Райкова, первый летчик Райков Гавриил Федорович, учитель Тодышев Кирилл Семенович, М.И. Райков – летчик, Крючков Пантелей Петрович – стрелок – радист самолета Ил – 2,участник битвы на Курской дуге, награжден орденом Боевого Красного знамени, орденом Трудовой Красной Звезды, Лукьянов Василий Александрович родился в 1931 году, пенсионер, работал учителем в школе.
Нам удалось собрать сведения о нескольких знаменитых представителях рода Райковых. В семье Апчи Райкова родился сын Гавриил. Рос он необыкновенным мальчиком, и время было такое: все бредили небом и самолётами. Сирот (хакасское имя Гавриила) поступает в Черногорский аэроклуб. Отсюда из аэроклуба началась летная жизнь летчика Райкова. В 1939 году за Халкин Гол Гавриил Федорович награждается орденом Ленина. После Монгольских событий Гавриил приезжал В Райково. В 1941 году летчик Райков Гавриил Федорович погиб в бою смертью храбрых, за что был награжден орденом Красной звезды посмертно.
В Райково жила Мария Райкова, которая девочкой ездила на конкурс в Москву. Сын Марии Федоровны Аевой (Райковой) призёр чемпионата по самбо. Это одна из веточек рода Райковых.
Райкова Агния Ильинична мастерица художественной вышивки. Её работы хранятся в музее этнографии в Москве.
Михаил Иванович Райков из аала Райков. Его отец ЧелбакАзан после крещения получил имя Иван. Он имел большое хозяйство и, как человек состоятельный, мог отправить своего сына на учебу в Минусинск. В 1895 году Михаил Федорович поступает в Петербургский университет.возвратился в Хакасию в 1903 году. Оставил след в Хакасии как учитель, учёный адвокат..
С 1932 года началось массовое заселение в Райково русскоязычного населения. Первые семьи: это Суздалевы, Кирьяновы,Захаровы, Пономаревы, Гоманковы. Их потомки и сейчас живут в Райково.С 1932 года начинается образование колхоза имени Ленина. Было построено новое здание школы. Это деревянное, одноэтажное здание по улице Ленина. При школе был открыт интернат, который давал возможность обучаться детям из соседних деревень.
Мирный труд нашего народа был прерван вероломным нападением 22 июня 1941 года фашистской Германией. Как и вся страна, жители нашего села перестраиваются на военный лад. Село стало трудиться на оборону.
В первый же день войны лучшие сыны нашего села ушли на фронт. Женщины и подростки стали работать в колхозах села. Готовили теплые вещи фронтовикам. Жители нашего села геройски сражались на фронтах Великой Отечественной войны, за что были многие удостоены правительственных наград. Крючков Пантелей Петрович – стрелок – радист самолета Ил – 2,участник битвы на Курской дуге, награжден орденом Боевого Красного знамени, орденом Трудовой Красной Звезды.
Сергей Филиппович Колесников – ветеран войны, житель аала Райков, награжден орденом Боевого Красного Знамени, орденом Красной звезды, медалью за отвагу.
В Райково установлен памятник.Сорок девять имен погибших высечено на памятнике славы, памяти и скорби.Изпятеро из рода Райковых.
После окончания войны неузнаваемо изменилось наше село. Были открыты – библиотека, больница на 15 коек, амбулатория, аптека. В 1964 году построен клуб на 70 мест. В период перестройки тяжело было людям нашего села.был кризис, безработица, долги по зарплате. Но и тогда наши жители смогли выстоять и не пасть духом.
Отрадно, что и сегодня, жители села добросовестно трудятся в сельском хозяйстве и в сферах образования, медицины, культуры, делая все возможное для сохранения и развития нашего как села и района.
В 1970 году была построена новая кирпичная школа, которая распахнула свои двери для ребятишек села Райково и окрестных сёл.Райково и окрестных сёл.
Заключение
Таким образом, в ходе исследования все задачи решены, поставленная цель достигнута, что позволяет сделать следующие выводы.
Для исследования истории села я встретилась со старожилами села Пономаревой Ниной и Герольд Марией и записала их воспоминания.
Изучила записи со слов очевидцев того времени. (Райков Иван Фёдорович).
Познакомила учащихся своего класса с результатами своей работы.
Для дальнейшего исследования истории возникновения и развития села необходимо найти других родственников рода Райковых и результаты исследования передать в музей нашей школы.
Полученный мной материал я использовала в работе районной конференции « Живи и помни» и в создании исследовательской работы «Взгляд в прошлое».
Перспектива развития исследования:
1. Использовать собранный материал во внеклассных мероприятиях, на классных часах; в музее.
2. продолжить исследование обозначенного в работе периода истории нашего села, так как оно недостаточно исследовано;
3. пополнить школьный музей собранным материалом.
Список литературы
Записи со слов очевидцев (Райкова Ивана Фёдоровича).
Газета «Хакасия» №108 от 14 июня 2001года.
Записи со слов старожилов: Пономарёва Н. А., Герольд М.С.
Записи со слов из сельской библиотеки.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Райковская средняя общеобразовательная школа им.Н.И.Носова»