Тема урока: презентация творческого проекта по литературе на тему: «Литература, ушедшая в прошлое: Аркадий Гайдар и его произведения».
Цели.
- Дать представление о «забытых» произведениях А. П. Гайдара, показать их актуальность.
- Вызвать интерес к изучаемому материалу. Показать возможность практического применения полученных знаний.
- Формировать умение работать в группе, доказывать свою точку зрения.
- Развивать творческие способности учащихся, познавательную активность.
- Воспитывать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
Оборудование:
- стенды с результатами анкетирования;
- стенд с фотографиями А. П Гайдара;
- проектор
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Время бежит очень быстро, многое уходит из нашей памяти, остается в прошлом. Но, оказывается, в этом забытом много полезного, умного, доброго. Мы с вами попытались воскресить маленькую частичку того, что, на наш взгляд, забывать нельзя. Доброта, желание заботится о других, любовь к Родине – эти качества старается воспитать в своих детях родители и учителя. Разве не этому учат книги А. П. Гайдара? Сейчас они не изучаются в школе. Справедливо ли это? На этот вопрос искали ответ ребята, работавшие над проектом: «Литература, ушедшая в прошлое: Аркадий Гайдар и его произведения».
4. Защита проекта «Литература, ушедшая в прошлое: Аркадий Гайдар и его произведения».
- Тема. Цель. Задачи работы. Краткое изложение проекта. (Выступление ученика.)
- Авторы проекта. Учитель русского языка и литературы Махнутина В.А. и ученики 6А класса.
- Цель. Показать, что произведения А. П. Гайдара не устарели и не содержат пропаганды социалистического строя.
- Задачи проекта.
- Выяснить, знают ли ученики 5-8 классов произведения А. П. Гайдара.
- Познакомиться с книгами писателя и его биографией. Выяснить, какие темы поднимаются в повестях А. П. Гайдара и чему они учат.
- Узнать в книжных магазинах, продаются ли сейчас книги Гайдара.
- Выяснить среди учителей литературы и родителей, почему, на их взгляд, сейчас произведения не изучаются в школе.
- Сделать вывод, справедливо ли это.
- Пропагандировать творчество А. П. Гайдара.
4) Краткое изложение проекта. Имя А. П. Гайдара было широко известно в эпоху социализма. С разрушением старого строя произведения писателя оказались забыты. Мы познакомились с книгами писателя и пришли к выводу, что это несправедливо. Произведения Гайдара, на наш взгляд, учат патриотизму, честности, справедливости, воспитывают чувства доброты, взаимовыручки. Недопустимо, чтобы книги Гайдара были забыты. Мы обращаемся к учителям и взрослым с рекомендацией знакомить детей с творчеством А. П. Гайдара и его удивительной биографией.
2. Результаты анкетирования учеников 6-8 классов. (Выступления учащихся).
Было опрошено 60 человек. 31 из них не читали книги Гайдара. 9 человек назвали его поэтом. Только 12 учеников смогли вспомнить название книг писателя ( «Чук и Гек», «Тимур и его команда»). Анкетирование показало, что учащиеся плохо знают творчество А. П. Гайдара и не знакомы с его биографией.
- Результаты опроса среди взрослых и учителей.
Все опрошенные назвали разные книги А. П. Гайдара. Взрослым задавались и такие вопросы: «Вы согласны с тем, что произведения Гайдара пропагандируют старый режим? Справедливо ли, что книги писателя исключены из школьной программы?»
Все взрослые признались, что любят книги Гайдара. По их мнению, эти произведения учат быть добрыми, справедливыми, верными друзьями и просто хорошими людьми. В них нет пропаганды социалистического режима, поэтому забывать эти книги нельзя.
- Результаты посещения книжных магазинов.
В книжных магазинах мы узнали, что в продаже книг Гайдара нет. Только в одном из магазинов оказалось 2 экземпляра. «Книги Гайдара почти не спрашивают, да и других авторов покупают редко»,- посетовали продавцы.
4. Рассказ ученика о биографии А. П. Гайдара ( презентация, выполненная учениками)
Впечатления учащихся от прочитанных произведений Гайдара. (Выступления учеников по плану:
- Какая книга прочитана?
- О чем она? Кто является главными героями?
- Интересно ли было читать? Что особенно понравилось?
- Чему учит эта книга?
Были прочитаны книги: «Школа», «Голубая чашка», «Чук и Гек». «Тимур и его команда». Ребята прочитали книги по своему выбору и пришли к выводу, что произведения А. П. Гайдара учат добру, преданности, отзывчивости и любви к ближним и к своей Родине.
Опрос учеников после урока:
- А. П. Гайдар написал много книг для детей: «Голубая чашка», «Чук и Гек» и др.
- В 14 лет он руководил ротой.
-Во время Великой Отечественной войны Гайдар был в партизанском отряде, погиб, спасая своих товарищей.
- Я хочу быть похожим на Тимура.
Мы убедились, что наш рассказ запомнился и понравился. Надеемся, что ребята прочитают книги Гайдара и полюбят их.
7. Заключение.
Вот таким мы увидели А. П. Гайдара и его произведения. Работать по этой теме очень интересно, мы открыли для себя много новых книг, познакомились с разными героями. Книги этого писателя интересны для детей, независимо от того, при каком строе мы живем. Произведения Гайдара рассказывают о добре и зле, показывают, как взрослеют дети, как меняется их внутренний мир, учат дружить, сопереживать, учат любить Родину. В современной жизни эти качества очень нужны. Поэтому мы обращаемся ко всем взрослым: «Не дайте книгам А. П. Гайдара уйти в прошлое безвозвратно!»
5. Подведение итогов.
Слово учителя. Как много их, произведений, ушедших в прошлое, забытых временем и людьми. Но воскресить хотя бы некоторые из них в наших силах.
Формировать читательские вкусы, рекомендовать добрые, интересные книги – задача каждого учителя. Ребята с удовольствием занимались исследовательской деятельностью, самостоятельно знакомились с произведениями, потом делились впечатлениями. Работали они увлеченно, с огоньком, а теперь готовы ответить на вопросы друг друга. (Группы задают друг другу вопросы.)
- Что было самым трудным в работе?
- Что вам особенно запомнилось во время работы над проектом?
- Как вы думаете, пригодятся ли вам те знания, которые вы получили во время работы?
- Для кого будут полезны ваши проекты? Какие результаты они принесли?
- Хотели бы вы и дальше продолжать работу по созданию и внедрению творческих проектов по другим темам? Над какими темами вы хотели бы работать?