Просмотр содержимого документа
«Выступление " Виды информационных умений и информационной деятельности в основной и средней школе."»
РАЙОННОЕ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ
И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯВ 2021-2022 УЧЕБНОМ ГОДУ
ВЫСТУПЛЕНИЕ
«Виды информационных умений и информационной деятельности в основной и средней школе. Приемы, задания, направленные на развитие у школьников умений работать с информацией, представленной в различных видах»
ВЫПОЛНИЛА: ПАВЛОВА О.В.
учитель истории и обществознания
«МКОУ Коровинская СОШ»
Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…
Л.Н. Толстой
В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание”.
Основная цель преподавания истории в школе - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие же личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. Урок истории должен ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Важная цель уроков истории - способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Что делает учитель: спрашивает, раздает, наблюдает, организует, помогает.
Что делает ученик: записывает, слушает, читает, решает, исследует, делает выводы.
Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.
Компетенция – это то, что порождает умение, действие.
Компетентностей достаточно много, но среди них выделяют ключевые (основные).
Ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
К ключевым компетентностям относятся:
Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.
Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения.
Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.
Но независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила.
1.Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
4. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
5. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы,
6. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
7. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
В результате изучения истории ученик должен:
Уметь:
работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников);
работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий);
описывать исторические события и памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников.
Учебно-информационные умения – это общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
Умение работать с информацией- это общеучебное умение, сложное по своей структуре, представляющее совокупность взаимосвязанных частных умений.
Компоненты умения работать с информацией: Поиск (ориентирование в предметной области для функционального поиска, поиск объекта по известному названию, отбор релевантной информации); Анализ (определение главного и существенного, выделение смысловых частей, выявление причинно-следственных связей в информации), интерпретация информации (объяснение связей и зависимостей, выявленных в информации)
Переформатирование информации (перевод информации из одного вида представления в другой) Обобщение информации (формулирование выводов на основе проведенного анализа информации)
Создание информации (создание информационных продуктов на бумажных и электронных носителях),
представление информации (представление информационного продукта аудитории, создание электронных презентаций)
хранение информации (накопление, структурирование, систематизация информации)
передача информации (использование различных каналов и способов передачи информации).
Методика поэтапного формирования информационных умений.
1-й этап.
Формирование экспертных информационных умений
2-этап формирование технологических информационных умений.
упражнение, разъяснение, демонстрация наглядных пособий, использование видеокурсов, обучение по электронным учебникам, интерактивное обучение, домашние творческие задания.
формы организации процесса обучения: ролевая игра, семинар, конференция, дидактический проект, лабораторная работа, учебно-производственное задание, практикум, контрольные домашние задания.
методы обучения:
обсуждения, беседы, проигрывание
ролевых ситуаций,
задания на создание дидактических
пособий.
Формирования информационных умений школьников
К информационным умениям относят способы деятельности, связанные с поиском, приобретением информации из различных видов источников знаний (письменных, изобразительных, вещественных и т.д.), ее воспроизведением (рассказ, описание, изложение и т.д.) и письменной фиксацией (составление плана, опорного конспекта, тезисов и т.д.).
Этапы работы по формированию информационных умений:
1. Создание у учащихся мотивационной основы для формирования умения, т. е, такой ситуации, когда школьник сам захочет осознанно овладевать теми или иными способами учебной деятельности, допустим, научиться изучать первоисточник (не следует путать это с мотивацией к овладению знаниями).
2. Изложение знаний о способах учебной деятельности. Это может быть правило (как правильно сформулировать пункты плана по тексту источника и т.д.) или памятка, алгоритм, описывающий последовательность целой совокупности действий (как работать с первоисточником). При введении правила действий учитель одновременно сам показывает образец верного его выполнения (дает, к примеру, правильную формулировку пункта плана).
З. Выполнение новых действий учениками с опорой на правило, памятку, под руководством учителя. Этот этап длится, обычно, не один урок. И ученики, если затрудняются в выполнении задания, вновь и вновь проговаривают то правило, которым следует руководствоваться в своей работе. На этом этапе правильность действий учащихся анализирует учитель.
4. Самостоятельное выполнение учениками соответствующего задания. На этом этапе от школьников уже требуется самоанализ результатов своих действий.
5. Перенос умения в новые условия (например, переход от самостоятельной работы учащихся с адаптированными источниками к изучению подлинных текстов документов). Умение считается сформированным, если ученик осознанно выполняет все входящие в него действия в любых ситуациях.
Задание №1
Схема-памятка формирования информационных умений школьников по истории.
Поиск информации.
Где взять?
Какой информацией обладаю и где взять другую.
Планирование информационного поиска.
Поиск источников информации.
Выделение важной и второстепенной информации.
Определение необходимой и достаточной информации.
Получение информации.
Наблюдение.
Опрос.
Работа с источниками (литература).
Видеоматериал.
Цифровые информационные ресурсы, интернет.
Обработка информации.
Использование информации.
Постановка вопросов.
Установка аналогий.
Выбор критериев для классификации.
Анализ информации.
Выдвижение гипотезы.
Определение понятий.
Обобщение.
Реферат.
Таблица.
Схема.
Доклад.
Устный ответ.
Письменный ответ.
Презентация.
Видеоролик.
Задание №3
Таблица №1. «Виды заданий, методы и приемы, направленные на формирование информационных умений школьников на уроках истории».
Информационный блок
умение
Виды заданий для учащихся
Методы и приёмы
1.Текст
Создание вторичной информации
- составить структурный конспект параграфа или его части;
- составить тезисы;
-Составить план(простой, сложный);
- составить список вопросов сформулированных таким образом, что на часть из них учащиеся не найдут прямого ответа в тексте:
-Таксономия Блума,
- РКМЧП
- СДО,
2.Таблица (информация, представленная в свернутом виде)
Максимально разворачивать информацию и преобразовывать ее.
- анализ таблицы;
-решение задач;
- составление своих задач.
1.Как называется таблица?
2.Что представлено в таблице?
3.В каких единицах измеряются табличные данные?
4.Какую закономерность (закономерности) Вы наблюдаете?
5.Предложите свое объяснение выявленной закономерности
6.Есть ли исключения и с чем они связаны?
7.Какое практическое значение имеют данные таблицы?
1.Сформулируйте общее представление о документе. Выясните название, автора и дату написания документа.
2.Определите причины побудившие написать этот документ. Выясните, с каким историческим событием связано его появление.
3.Внимательно прочитайте текст документа, выдели непонятные места, сними неясности, используя словари и справочную литературу.
4.Разделите текст на смысловые части. Выясните основные мысли документа, составьте структурный план и подготовьте тезисы или конспект. Оформите соответствующие записи в тетради.
5.Сделайте сообщение перед классом. Умейте отвечать на вопросы учителя.
1.Чтение и анализ.
2.Выписки определений, понятий, основных положений, выделение главной идеи.
3.Комментированное чтение.
4.Коллективный разбор текста.
5.Формулирование вопросов к тексту.
6.Обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений.
7.Выявление различных подходов к общественно-историческому развитию.
8.Анализ аргументации авторов.
9.Нахождение разных способов решения проблемы на основе сопоставления нескольких источников.
10.Формулирование обобщенных выводов.
11.Выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений.
12.Составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов, тезисов, конспектов.
Изучить иллюстрацию. Выяснить к какому историческому событию относится. Сопоставить с текстом учебника. Проанализировать и сделать соответствующие выводы.
Работа по использованию иллюстративного материала в дополнение к тексту учебника. Тренировка зрительной памяти. Анализ увиденного с последующим выводом.
5. Историческая карта.
Извлечение первичной информации. +
Извлечение вторичной информации.
Определение того или иного объекта на исторической карте. Рассказ об историческом событии изображённом на карте с использованием обозначений. Работа со знаково-символической системой представленной на карте.
Локализация исторических событий на карте,
«Оживление» карты наглядными средствами, Чтение и составление легенды карты,
Вычерчивание объектов на карте.
Умение ориентироваться в легенде карты, локализировать исторические события на карте друг от друга. Использование географических названий и привязка к ним искомых объектов с помощью «розы ветров».
Покажите объект на карте и определите словами его местоположение
Прикрепите значки, символы и аппликации для маршрута путешествия по карте,
Придумайте условные знаки для игрового сюжета по карте,
Нарисуйте и подпишите объекты на контурной карте по предлагаемым ориентирам.
6. Видеоматериал.
Извлечение вторичной информации.
Просмотр видеоматериала. Анализ сюжета. Отношение к сюжету автора и собственное. Сравнивать, анализировать, пересказывать
Развитие критического мышления. Сравнительная характеристика видеоматериала с другими источниками информации на заданную тему.
сравнить содержание фильма с содержанием текста учебника;
выделить причинно-следственные связи;
отобрать факты, доказывающие тезис;
просмотрев фильм, рассказать о своих впечатлениях.
Придумать название. Вести наблюдение по вопросам учителя. Строить рассказ по содержанию. Написать сочинение. Инценировка сюжета. Описать отдельные сюжеты. Придумать за действующих лиц слова. Сделать вывод.
9Хронология
Извлечение информации.
Установление синхронных
временных связей, Установление временных связей, Определение длительности исторических событий,
Показать последовательность исторических событий, определить, какое событие было раньше, какое позже или оба события произошли одновременно(синхронно). длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников
10Литературный источник
Первичная обработка информации
Беседа, цитирование, рецензирование.
Содержание отрывка, подготовка к сочинению, Разработка рассказа на основе художественного произведения.
11Опорный конспект
отработка навыков осуществления поиска социальной информации
Анализ, сопоставление, описание.
Проанализируйте диаграмму и ответьте на вопросы. Какая форма представления представлена на рисунке? С помощью диаграммы определите содержание…
12Презентация
Первичная обработка информации
критическое осмысление информации,
выделение главного в информационном сообщении,
систематизирование и обобщение материала,
грамотное представление имеющейся информации
Проанализируйте предложенную информацию, составьте вопросы, дополните информацию из дополнительных источников.
13Интерактивный плакат
Первичная обработка информации
критическое осмысление информации,
выделение главного в информационном сообщении,
систематизирование и обобщение материала,
грамотное представление имеющейся информации
Проанализируйте предложенную информацию, составьте вопросы
Задание №2
Таблица 2.Формирование информационных умений у учащихся на уроках истории
Класс
Вид умения
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10-11 класс
Учебно-информационные умения
— работать с учебником и дополнительной литературой;
— различать повествование, описание, рассуждение;
— составлять на основании текста таблицы, схемы, графики;
— осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом;
— владеть различными видами пересказа.
— различать научный, художественный и публицистический тексты;
— создавать тексты различных типов: описание, повествование, рассуждение;
— составлять на основе текста графики, схемы, таблицы;
— осуществлять цитирование;
— задавать вопросы разного вида;
— определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;
— наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях..
— подбирать и группировать материал по определенной теме;
— создавать тексты различных типов;
— владеть различными способами изложения текста;
— составлять сложный план;
— комментировать текст;
— формулировать проблемные вопросы;
— качественно и количественно описывать объект
владеть навыком аналитического чтения;
— составлять сложный и тезисный планы;
— владеть различными видами изложения текста;
— составлять аннотации;
— готовить доклады, рефераты;
— планировать и проводить наблюдения за объектом;
— составлять программы эксперимента;
— создавать модели изучаемого объекта.
составлять конспект текста, выступления;
— составлять рецензию на ответ;
— выполнять реферативные работы;
— выбирать стиль изложения в соответствии с задачами текста;
— использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования
самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
2.сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
3.преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
4.представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Примеры (виды
заданий)
Выделить главное в тексте параграфа; сравнивать на основе различных источников, табличных данных, диаграмм.
проводить анализ и сравнение учебного материала на основе готовых логических схем; работать с нетекстовыми материалами по заданиям, вопросам учебников; использовать таблицы, схемы для систематизации знаний по теме.
Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы учащихся, выделяя мысли, фиксируя их в виде плана, определять стили звучащего текста (разговорный, художественный, научный), анализировать ответы учеников по определенному плану; слушать и исправлять свою речь. Слушать учебные передачи по радио, сопоставляя их содержание с изучаемым учебным материалом.
Подбирать дополнительную литературу к урокам, необходимую литературу к другим внеклассным мероприятиям; собирать текущий материал к определенным темам; постоянно обращаться к словарям, детской энциклопедии, участвовать в оформлении стендов, монтажей типа «Прочти! Это интересно!». Ориентироваться в каталожной карточке, правильно записывать на карточку нужную книгу, статью из газеты, журнала.
выделять главное (основные положения, понятия) пользоваться планами как средством систематизации знаний по теме; использовать сравнение с целью выявления общего и особенного в событиях, процессах, явлениях; осуществлять сравнение на основе текстов и иллюстраций, карт, схем, таблиц; самостоятельно работать с внетекстовыми материалами по вопросам, заданиям учебников; учиться делать выводы по теме.
Использовать форму простого и сложного планов для передач содержания прослушанного текста, объяснения учителя, ответов, сообщения учащихся; воспроизводить основные мысли в беседе, пересказе, анализировать ответы учащихся в соответствии с установленной схемой анализа Слушать учебные и юношеские радиопередачи, грамзаписи, использовать их содержание в учебном процессе.
Систематически работать со словарями, энциклопедиями универсального характера и по отраслям знаний, справочной литературой различного характера. Делать выписки из книг и журналов, правильно оформлять, систематизировать и хранить их, использовать в учебной и общественной работе. Активно участвовать в подготовке и проведении обсуждения коллективно прочитанной книги.
выделять главное в тексте учебника; работать с основными понятиями темы; выявить логическую тему текста отдельных параграфов, пользоваться простым и сложным планом, выполнять задания на уровне преобразующего воспроизведения (переконструировать текст в процессе подготовки ответа, при конспектировании материала); осуществлять частично-поисковую деятельность при выполнении учебных заданий; использовать таблицы, схемы, графики для систематизации знаний; делать обобщающие выводы по теме. анализировать прослушанный текст со стороны содержания и формы. В учебных и самообразовательных целях использовать циклы радиопередач, телелекций, грам- и магнитозаписей. Регулярно работать с периодическими изданиями, адресованными учащимся старшего школьного возраста. Самостоятельно составлять индивидуальный план.
задания воспроизводяще-творческого характера, выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа на несложном учебном материале; обнаруживать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях, в процессе подготовки домашних заданий, пользоваться сформированным приемом, выделяя главное – передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации; самостоятельно составлять логические схемы,. Слушать лекцию учителя, доклад ученика с опорой на план и без него; соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями основных положений в виде плана или конспекта, воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии, аналитически воспринимать радиопередачи и литературную форму своей речи; регулярно обращаться к радиопередачам, грам- и магнитофонным записям, используя их содержание в учебном процессе.
Учиться работать с критической литературой, составлять план, делать записи в виде выписок, таблиц, диаграмм, графиков; самостоятельно подбирать материалы по интересующим проблемам, руководствуясь индивидуальным планом.
задания воспроизводяще-творческого характера, выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа на несложном учебном материале; обнаруживать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях, в процессе подготовки домашних заданий, пользоваться сформированным приемом, выделяя главное – передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации; самостоятельно составлять логические схемы,. Слушать лекцию учителя, доклад ученика с опорой на план и без него; соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями основных положений в виде плана или конспекта, воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии, аналитически воспринимать радиопередачи и литературную форму своей речи; регулярно обращаться к радиопередачам, грам- и магнитофонным записям, используя их содержание в учебном процессе.
задания воспроизводяще-творческого характера, выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа на несложном учебном материале; обнаруживать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях, в процессе подготовки домашних заданий, пользоваться сформированным приемом, выделяя главное – передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации; самостоятельно составлять логические схемы,. Слушать лекцию учителя, доклад ученика с опорой на план и без него; соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями основных положений в виде плана или конспекта, воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии, аналитически воспринимать радиопередачи и литературную форму своей речи; регулярно обращаться к радиопередачам, грам- и магнитофонным записям, используя их содержание в учебном процессе.
Задание №4
Таблица 3
«Демоверсия ЕГЭ по истории и необходимые информационные умения учащихся для успешного выполнения»
№ задания
Вид информации
Необходимые информационные умения
Виды заданий, формирующие информационные умения
А1-А21
Текстовая.
Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа.
Задания на выявление причины и следствия исторических событий.
Производить поиск информации в источнике.
Анализ информации, классификация и систематизация фактов, работа с исторической картой или схемой, работа с иллюстративным материалом.
Осуществлять анализ исторического источника ( проведение атрибуции источника, извлечение информации, привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника).
В1-В13
Текстовая, иллюстративная, картографическая.
Умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (таблица, историческая карта (схема), иллюстрация)
С1-С3
Текстовая.
Умение осуществлять внутреннюю и внешнюю критику источника.
С4-С6
Текстовая.
Умение систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса.