В данном докладе речь идет о поликультурном образовании, как о процессе освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание в полиэтничном обществе.»
Воспитание в полиэтничном обществе.
Копбаева Д.Е.,
преподаватель истории
Карагандинского Медико-
технического колледжа
В современном мире с его национальным многообразием особое место занимает проблема поликультурного воспитания. Особенно актуальна эта проблема в современном Казахстане, где живут и работают люди разных национальностей и вероисповеданий.
Поликультурное воспитание - педагогический демократический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией. Поликультурное образование понимается как процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития глобализма и планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде.
Поликультурное воспитание фокусируется на утверждении человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; устранении противоречий между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций и этнических меньшинств, их взаимной конвергенции и отказе этнического большинства от культурного диктата.
Специфическими целями поликультурного образования являются:
- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей казахстанской и мировой культуры;
- воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов Казахстана как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования казахстанского народа;
- эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни;
- развитие образовательного и профессионального потенциала Казахстана, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном мире.
Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации социальной жизни, стремление создать общество, в котором культивируется уважительное отношение личности, защита достоинства и прав каждого человека.
Поликультурное воспитание является средством сохранения и развития современного мира, этнических культур. Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.
Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:
- воспитание человеческого достоинства;
- воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов;
- воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение»:
- уважение и сохранение культурного многообразия;
- поддержка равных прав на образование и воспитание;
- формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей.
Наличие поликультурного компонента в учебных заведениях позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир.
Одним из главных способов организации поликультурного воспитания является обеспечение культурологической направленности филологического образования и введение поликультурного компонента в различные учебные дисциплины. Ведущим при этом становится трёхязычное обучение, которое не только служит коммуникации, но и позволяет приобщаться к различным способам мышления, чувствования, поведения.
Воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире и привить ему уважение, ценностное отношение к другим культурам.
Эра приоритета этноцентрических государств проходит, уступая место государствам полиэтническим. Мы живем в условиях усиливающихся процессов глобализации. Глобальными являются абсолютно все системы: экономика, политика, рынки, миграция населения Земли. Былая одномерность политического мышления, вмещающая лишь внутригосударственные политические и культурные ценности нации, сменяется феноменом многоступенчатого национального политического мышления.
Как бы ни были правы во многих вопросах антиглобалисты, попытки противостоять этому феномену вряд ли увенчаются успехом, поскольку от качества укрепления межкультурного и межполитического общения, составляющего основу данной многомерности, зависят благополучие, безопасность и экономическая стабильность наций, населяющих нашу планету.
В нашей стране есть опыт межнационального сотрудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях и в труде в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.
В настоящее время одной из главных задач в общественной жизни нашей страны является стабилизация межнациональных отношений и учета этнических особенностей, интересов каждого народа. В Послании народу Казахстана Н.А. Назарбаев подчеркнул, что одним из важнейших факторов динамического развития республики стало то, что «мы сохраняем и развиваем многовековые традиции, язык и культуру казахского народа, обеспечивая при этом межнациональное и межкультурное согласие, прогресс единого народа Казахстана». Неоспоримо, что состояние общества зависит от того, какие духовные ценности преобладают в личности мировоззрении каждого конкретного человека.
Известный психолог Ж. Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентификации. Первый приходится на возрастной отрезок 6-7 лет, когда ребенок приобретает первые знания о своей культурной принадлежности. На втором этапе – в возрасте 8-9 лет у ребенка развиваются национальные чувства, и идет четкая идентификация с членами своей этнической общности. На третьем этапе – в возрасте 10-11 лет этническая идентификация происходит в полном объеме, ребенок осознает этнические особенности своего народа и получает определенные знания о культуре других народов, проживающих рядом.
Известный писатель и общественный деятель Ч. Айтматов считал: «..человек без памяти прошлого, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем».
Изучение с первого класса русского, казахского и английского языков очень важно для формирования этнокультурной компетенции. Дети должны научиться осмысливать социальные процессы, анализировать и систематизировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них общее и различное.
С целью последовательного обогащения учащихся знаниями о различных этнокультурах, расширения кругозора и налаживания комфортного существования в полиэтнической среде, нужно разрабатывать новые курсы и программы, направленные на достижение грамотности в области собственной этнической культуры и этнических культур людей, проживающих рядом, а также на освоение минимума знаний, умений, навыков и моделей поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Это позволит сформировать личность с полиэтнической культурой, осознающей и принимающей общечеловеческие ценности, умеющего строить свои отношения на принципах ненасилия в поликультурном мировом пространстве.