kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по истории 6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                                                                                                                                                       6 класс

 

                                                                                                                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ

                                                                                                               Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:

1Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы: проект. - М. Просвещение,2011г. (Стандарты второго поколения)

2)  Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - .С. Сороко-Цюпы. 5-9 класс  Москва «Просвещение», 2011

 2) Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников Данилова А.А., Л.Г. Косулинаой. Программа по истории 6 – 11 классы , М.: Просвещение, 2014г.

 

       Цели изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

 

         Задачи изучения истории в основной школе:

 · формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

 

 · овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

 

 · воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

 

 · развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

 

 · формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

 

 

      Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

 

Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

 

 К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

 

 · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 

 · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

 

 · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 

 · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

 

 

 

 

 Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

 

 · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

 

 · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

 

 · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

 

 · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 6 класс. »

 




























































































































































































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ


6 класс



Автор: Коршунова Елена Александровна

учитель истории и обществознания

г. Ульяновск

МБОУ СОШ№50
























6 класс


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:

1) Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы: проект. - М. Просвещение,2011г. (Стандарты второго поколения)

2) Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - .С. Сороко-Цюпы. 5-9 класс Москва «Просвещение», 2011

2) Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников Данилова А.А., Л.Г. Косулинаой. Программа по истории 6 – 11 классы , М.: Просвещение, 2014г.


Цели изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.


Задачи изучения истории в основной школе:

· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;


· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;


· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;


· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;


· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.



Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории


Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.


К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:


· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;


· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;


· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;


· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.





Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:


· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;


· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;


· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);


· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.



Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:


· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;


· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;


· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;


· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;


· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.



В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:


1. Знание хронологии, работа с хронологией:


· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.


2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.


3. Работа с историческими источниками:

· читать историческую карту с опорой на легенду;

· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.


4. Описание (реконструкция):

· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов,

памятников






5. Анализ, объяснение:

· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

· соотносить единичные исторические факты и общие явления;

· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.


6. Работа с версиями, оценками:

· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.


7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу

диалога в поликультурной среде;

· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных

мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).


Основу курса составляют следующие содержательные линии:


1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.


2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.


3. Историческое движение:


· эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;


· формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);


· образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;


· история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;


· развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.


Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.








Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.


Содержание учебного предмета «История» для 5—6классов изложено в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».


Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.


При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется для отдельных регионов в связи с наиболее значимыми этапами их истории). Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.


В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.


























Количество учебных часов в соответствии с рабочей программой

Программа рассчитана на 1 час в неделю в соответствии с БУП -2014/2015 г.

34 учебных недели -- 2 часа в неделю = 68часов в год

  • 1 полугодие — 16 недель - 32 урока

  • 2 полугодие — 18 недель - 36 уроков

( История Средних веков – 30 часов, История Отечества-38 часов)


Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

  • содержания;

  • обучающих средств;

  • методов обучения.


Виды учебных занятий: урок, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность, дистанционное обучение.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.


Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, презентация проектов.






















Содержание тем учебного курса


История Средних веков.

Введение

Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.

Раздел I. Раннее Средневековье

Западная и Центральная Европа в VIXI вв.

Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.

Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.

Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.

Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.

Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.

Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.

Византийская империя.

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.

Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.

Арабы в VIXI вв.

Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.


Раздел II. Расцвет Средневековья.

Средневековый город в Западной и Центральной Европы.

Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Католическая церковь в XIXIII вв. Крестовые походы.

Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.

Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.

Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.

Образование централизованных государств в Западной Европе.

Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.

Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.







Феодальная раздробленность в Центральной Европе.

Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.

Гуситское движение в Чехии.

Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.

Османская империя в XIVXVI вв.

Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.

Культура Западной Европы в XIXV вв.

Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.



Народы Азии, Америки и Африки в средние века.

Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.

Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян.

Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.

Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.

История России с древнейших времён до конца XVI века.

Введение (1час)


Древняя Русь.

Происхождение восточных славян. Влияние природной среды на и их хозяйство и образ жизни. Языческие верования. Родоплеменная организация восточных славян и её эволюция. Крупнейшие племенные союзы и территория их расселения. Формирование общности восточнославянских племён и их ближайших соседей.

Предпосылки создания Древнерусского государства: общественное расслоение, появление княжеской власти. Развитие ремесла и торговли. Города. Варяги в Восточной Европе. Путь «из варяг в греки». Новгород и Киев. Утверждение династии Рюриковичей. Эволюция внутриполитической организации и рост международного влияния Руси при Игоре, Ольге и Святославе. Военные походы князей. Русско-византийские отношения.

Личность князя Владимира. Борьба за киевский престол. Приход Владимира к власти. Походы князя Владимира. Расширение территории государства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Борьба за власть сыновей Владимира. Личность князя Ярослава. Внутренняя и внешняя политика Ярослава. Развитие просвещения. Начало русского законодательства, Русская Правда.

Русь при Ярославичах. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Княжеские съезды. Владимир Мономах – последний правитель единого государства. Военные походы князя. Борьба с половцами. Устав Владимира Мономаха.

Основные социальные слои древнерусского общества: князья, дружинники, бояре, духовенство, горожане и землепашцы-общинники. Княжеская власть, городское вече. Занятия и образ жизни землевладельцев и земледельцев. Зависимые категории населения. Развитие городов, ремесла и торговли. Быт и образ жизни знатных и простых горожан.

Русь в орбите восточнохристианского мира. Легенды, былины и сказания. Письменность, образование и грамотность на Руси. Летописание. «Повесть временных лет». Жанры и произведения древнерусской литературы. Художественная культура: деревянная и каменная архитектура, живопись, ювелирное и прикладное искусство. Вклад древнерусской культуры в мировую культуру.

Политическая раздробленность на Руси (XIIXIII века).

Экономические и политические причины раздробленности. Окончательный распад Древнерусского государства, взаимоотношения русских земель и княжеств, их отношения со степью в период раздробленности. Последствия раздробленности.

Территория и население Владимиро-суздальского княжества. Природные и хозяйственные особенности северо-восточных земель. Политическая история княжества: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. Начало истории Москвы. Рост политического влияния владимирских князей в русских землях. Своеобразие культуры Владимиро-Суздальской земли. Памятники письменности, архитектуры и живописи.




Природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Территория и население. Общественно-политический строй Новгородской земли: социальные слои и система государственного управления. Внешняя политика. Своеобразие культуры Новгородской земли. Берестяные грамоты, памятники архитектуры.

Русь под ордынским игом.

Создание державы Чингисхана. Первое столкновение русских войск с монголами – битва на Калке. Хан Батый и его походы. Героическая оборона русских городов. Образование Золотой Орды. Последствия нашествия для русских земель и всей Восточной Европы.

Обособление Юго-Западной Руси. Угроза для русских земель с Запада. Невская битва. Ледовое побоище. Александр невский.

Социально-экономический строй и система государственного управления Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от орды. Антиордынские восстания. Культурные и экономические связи Орды и Руси.



Положение Северо-Восточной Руси первой половине XIV века. Борьба за великое княжение. Возвышение Московского княжества и его причины. Первые московские князья. Иван Калита. Московские князья и церковь.

Москва – центр собирания русских земель. Усиление авторитета московского князя. Рост национального самосознания. Борьба с Ордой. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Нашествие Тохтамыша. Ослабление политической зависимости от Орды.

Упадок культуры после монгольского нашествия. Начало культурного возрождения в северо-восточных землях в XIV веке. Литература. Возобновление каменного строительства. Иконописное искусство. Феофан Грек.

Русь Московская (XIVXVI века).

Экономическое развитие: вотчинное, монастырское и дворянское землевладение, развитие ремесла и торговли. Расширение экономических связей между отдельными территориями. Политическая история Московского княжества: Василий I и отношения с Ордой, правление Василия II и междуособная война. Самостоятельность Московской митрополии. Итоги политического развития Руси к середине XV века.

Образование Большой Орды, Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств. Великий князь Иван III и его внешняя политика: продолжение собирания земель, ликвидация зависимости от Орды. Великий князь Василий III. Завершение объединения русских земель. Централизация политического строя. Система органов государственной власти: Боярская дума и обычай местничества, казна, появление приказов. Система кормлений. Судебник 1497 г. Государство и церковь. Геральдические символы Российского государства.

Боярское правление. Венчание на царство Ивана IV. Московское восстание 1547 г. Реформы Избранной рады. Укрепление центральной власти. Судебник 1550 г. Организация стрелецкого войска. Начало созыва Земских соборов, их состав и полномочия. Стоглавый собор. Отмена кормлений.

Присоединение Казанского и Астраханского ханств, успешное начало Ливонской войны. Походы Ермака. Присоединение Сибирского ханства. Значение расширения Российского государства для России.

Личность Ивана Грозного. Опричнина. Цели опричной политики, методы её проведения и результаты. Окончание Ливонской войны и её итоги. Разорение страны.

Развитие общественной мысли. Литературные памятники. Развитие летописания и его политическое значение. Развитие географических знаний. Русская художественная культура. Новые черты в архитектуре. Московский кремль. Андрей Рублёв. Дионисий. Отражение в искусстве процессов укрепления государства.





















Основное содержание курса:



История Средних веков


1

Введение. Живое средневековье.

1

2

Становление средневековой Европы (VI–XI века)

5

3

Византийская империя и славяне в VI – XI веках.

2

4

Арабы в VI – XI веках.

2

5

Феодалы и крестьяне.

2


Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

6

Католическая церковь в XI – XIII веках.

2

7

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века).

6

8

Славянские государства и Византия в XIV-XV веках.

2

9

Культура Западной Европы в XI – XV веках.

3

10

Народы Азии. Америки и Африки в Средние века.

3


Итого

30


История России


1

Введение. Что изучает история Отечества.

1

2

Русь Древняя.

11

3

Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII века).

10

4

Русь Московская (XIV – XVI века).

16


Итого

38


























Приложение №1

Программно-тематическое планирование курса «История Средних веков» (30час) и

«История России с древнейших времён до конца XVI века» (38 час) . 6 класс (68 часов)


Дата проведения


План Факт

Тема урока
 

Кол-во

часов

Тип урока

Планируемые результаты

Учебные действия

Д/З

Оборудование ЭОР


Предметные

Метапредметные

Личностные


1


 


1 четверть Введение. Живое средневековье.

1

Урок изучения нового

Определят понятие «средние века». Научатся определят хронологические рамки средневековья. Исторические источники.

Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам


 Работа с аппликациями у доски

Введение

Презентация


Становление средневековой Европы (VIXI века)

5


 


 


 


 


 


 




2



Образование варварских королевств.

Государство франков вVI-VIII веках.



1

Комбинированный

Определят причины великого переселениея народов. Кельты, германцы, славяне. Определят занятия германцев. Выделение знати. Определят причины падения Западной Римской империи. Гунны. Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Определят признаки появления государства. Король Хлодвиг.

Работают с контурной картой, выявлятют сходства и отличия обществ германцев и римлян.

Выявляют отличия власти короля от власти вождя



Умение слушать учителя и одноклассников; высказываться в свое время и по теме

Работа в группах по заданиям

§ 1

Электронное приложение к учебнику «История средних веков 6 класс»


3



Христианская церковь в ранее Средневековье

1

Комбинированный

Определяют роль христианской церкви. Монастыри.

Учатся анализировать организацию христианской церкви, давать оценку деятельности христианской церкви.

ответственное отношение к учению

- осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию


Составление плана ответа

§ 2

Раздаточный материал для групповой работы


4



Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

Комбинированный

Дают характеристику личности Карла Великого. Опредекляют причины войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны.

Оценивают деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.

- уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога;

- осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

-навыки сотрудничества в разных ситуациях

Письменное индивидуальное задание на соотнесение разновидности древних религиозных верований и его проявления

§ 3

Учебник (текст параграфа)

Иллюстрации


5



Феодальная раздроблен-ность.

Западная Европа в IX – XI веках.

1


Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Определяют слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя.

Учатся выделять причины феодальной

раздробленности, давать оценку этому явлению.

Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам

Письменная работа (закрытые и открытые тесты, найди лишнее, закончи предложение, по какому принципу построен ряд)

§ 4



Учебник (текст параграфа)

Иллюстрации



6



Англия в раннее Средневековье

1

Комбинированный

Определяют темп развития Англии в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание.

Определяют на контурной карте завоеванные норманнами земли и образованные государства

Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам

Выполнение письменных и устных заданий в группе

§ 5



Византийская империя и славяне в VIXI веках.

3


 


 


 


 



 


7



Византия в

VI – XI веках.

2

Комбинированный

Дают характеристику территории, хозяйства, государственного устройства Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов.

Составляют описание произведений искусства; сравнивают управление государством (Византии и империи Карла Великого).

Овладение навыками индивидуальной работы

Индивидуальная работа по контурной карте.

§ 6,7


Электронное приложение к учебнику «История древнего мира 5 класс»/ А.А. Вигасина,


8



Образование славянских государств.

1

Комбинированный

Определяют территорию расселения славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Знакомятся с Великоморавской державой и создателями славянской письменности – Кириллом и Мефодием. Образование Чехии и Польши.

Сравнивают образ жизни народов (славян и германцев); оценивают деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).

Умение слушать учителя и одноклассников; высказываться в свое время и по теме

Устный опрос по схеме и тексту параграфа

§ 8

Раздаточный материал для групповой работы


Арабы в VIXI веках.

2


 


 


 


 



 




Учебник (текст параграфа)

Иллюстрации

9



Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

Комбинированный

Определяют расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Определяют причины распространения ислама. Культура арабов.

Работают с контурной картой, составляют описание произведений искусства.

- уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога;

- осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

-навыки сотрудничества в разных ситуациях

Индивидуальная работа по составлению плана

§ 9


Презентация


10



Культура стран халифата

1

Комбинированный

Знакомятся с культурой арабов, определяют её значение. Влияние и роль мусульманского искусства на архитектуру, моду и обычаи других народов.

Учатся составлять описание произведений искусства,

выявлять вклад учёного в развитие научных знаний






Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам

Устный опрос на карте.


§ 10,

презентации

Учебник (текст параграфа)

Иллюстрации


Феодалы и крестьяне.

2


 


 


 


 


 


 


11



Средневековая деревня и её обитатели.

1

Комбинированный

Определяют понятия феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Осуществляют поиск информации о роли крестьянской общины.

Называют существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам

Устный опрос по иллюстрациям
 

§ 11,

Электронное приложение к учебнику «История средних веков 6 класс»


12



В рыцарском замке.

1

Комбинированный

Самостоятельно определяют значение замка для феодала. Дают характеристику снаряжения рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей.

Самостоятельно выдвигают версии с опорой на иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

- мотивация учебной деятельности;

- уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога


 Письменная и устная работа с раздаточным материалом

§ 12

Раздаточный материал для групповой работы


Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2








13



Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

1

Комбинированный

Определяют причины возникновения городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.

Устанавливают причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).

Получение навыков сотрудничества и вежливого отношения к оппоненту

Устный опрос по карте и тексту параграфа
 

§ 13

Учебник (текст параграфа)

Иллюстрации


14



Торговля в Средние века.

Горожане и их образ жизни.

1














Комбинированный

Определяют значение городского сословия. Городское управления. Дают характеристику жизни и быта горожан. Средневековые города – республики.


 

Получение навыков индивидуальной работы

ответственное отношение к учению;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

Блиц - опрос по карте и тексту параграфа
 

15



Презентация


Католическая церковь в XIXIII веках. Крестовые походы.

2


 


 


 


 


 


 


15



Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

Комбинированный

Выдвигают версии о разделении христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.

Выявляют различия католической и православной церквей.

Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам; интерес и уважение к чужой культуре; понимание ее значимости для человечества и стремление ее сохранить.

Работа в группах с документом


Тест

§ 16,

Электронное приложение к учебнику «История средних веков 6 класс»


16



Крестовые походы.

1

Комбинированный

Определяют назначение крестовых походов феодалов, их последствия. Сущность крестовых походов бедноты. Характеристика Духовно-рыцарских орденов. Борьба народов Востока против крестоносцев.

Наносят на контурную карту походы крестоносцев, обозначают государства крестоносцев.

Получение навыков сотрудничества и вежливого отношения к оппоненту

Решение исторических задач (работа в парах)

§ 17


Раздаточный материал для групповой работы


Образование централизованных государств в Западной Европе (XIXV века).

6


 


 


 


 


 


 


17



Как происходило

объединение Франции.

1

Комбинированный

Определяют роль усиления королевской власти. Дают характеристику сословно-представительной монархия; Генеральным Штатам. Первые успехи объединения.

Выявляют изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап).

Получение опыта совместной работы; приобщение к ценностям мировой культуры через знакомство с ее артефактами.

Индивидуальная работа с контурной картой и учебником

§ 17

Презентация


18



Что англичане считают началом своих свобод.

1

Комбинированный

Определяют суть Нормандского завоевания. Дают характеристику Генрих II и его реформам. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.

Сравнивают причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.

Получение навыков сотрудничества и вежливого отношения к оппоненту

Работа в парах по маршруту







Письменная работа «Восстанови документ»

Устный опрос по карте и тексту учебника






§ 18

Электронное приложение к учебнику «История средних веков 6 класс»


19



Столетняя война.

1

Комбинированный

Определяют причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.

Наносят на контурную карту ход боевых действий.

Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам.


Подготовка сообщений «Столетняя война»




§ 19

Раздаточный материал для групповой работы


20



Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.

1

Комбинированный

Определяют процесс завершения объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.

Дают самостоятельную оценку историческим явлениям.

Овладение навыками индивидуальной работы

Работа с раздаточным материалом (устно и письменно)

§ 21

Электронное приложение к учебнику «История средних веков 6 класс»


21



Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

Комбинированный

Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.

Работют с контурной картой (на примере Реконкисты).

Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений;

умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру

Устный опрос по карте и вопросам к параграфу

§ 22

Раздаточный материал для групповой работы




22



Государства,

оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках.


1

Комбинированный

Определяют территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

Сравнивают особенности развития Германии и Италии; дают самостоятельную оценку историческим событиям.

Понимание значимости чужой культуры в общечеловеческой истории.

Устный опрос (выявление разницы между причиной и поводом)

§ 23



Презентация




Славянские государства и Византия в XIV-XV веках.

2


 


 


 


 


 


 



23



Гуситское движение в Чехии.





1

Комбинированный

Определяют темп развития Чехии в XIV веке. Дают характеристику деятельности Яну Гусу. Определяют Гуситские войны, их значение. Народное войско.

Работают с картой; оценивают деятельность исторических личностей (Ян Гус).

Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений ответственное отношение к учению;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

Работа с раздаточным материалом (устно и письменно)

§ 24

Электронное приложение к учебнику «История средних веков 6 класс»


24



Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1













Комбинированный

Дают характеристику Балканских стран перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Работают с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).

умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр-примеры;

- коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской деятельности

Устный опрос по карте и вопросам к параграфу

§ 25

Раздаточный материал для групповой работы


Культура Западной Европы в Средние века


3










25



Образование, научные открытия и изобретения.

1

Комбинированный

Дают представления средневекового человека о мире. Определяют место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь.

Составляют описание достижений культуры; работают с дополнительной литературой.

. - мотивация учебной деятельности;

- уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога;

Письменная работа

§ 27, 28

Электронное приложение к учебнику «История средних веков 6 класс»


26


 

Средневековая литература и искусство.

1

Комбинированный

Определяют значение Возрождения античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.

Выявляют новые черты в искусстве; сравнивая идеи гуманистов.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Заполнение схемы

§ 29

Раздаточный материал для групповой работы


27



Культура раннего Возрождения в Италии.










1

Комбинированный

Дают характеристику развития науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

Используют иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.

Освоение гуманистических ценностей

- коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности












Индивидуаль-

ные

творческие

задания

практическая

работа

§ 30


Презентация


Народы Азии. Америки и Африки в Средние века.

2


 


 


 


 


 


 



28




Средневековая

Азия: Китай, Индия, Япония




1


Комбинированный


Определяют форму управления в Средневековой Азии: Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.

Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.

Составляют описание достижений культуры стран.

Сравнивают особенности развития Китая и Индии.

Понимание значимости чужой культуры в общечеловеческой истории.

Устный опрос по карте

§ 31


Электронное приложение к учебнику «История средних веков 6 класс»


29



Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

1


 

Комбинированный

Определяют уровень развития народов Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки.

Составляют развернутый план параграфа; выявляют особенности развития стран.





- коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности

Письменная работа по иллюстрациям

§ 32

Раздаточный материал для групповой работы


30



Повторение. Наследие Средних веков в истории человечества.

1

Урок обобщения

Определяют роль Средних веков в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.


 

Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам;

осмысление нравственного опыта предшествующих поколений;

умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру

Устный опрос

Тест

Заключение

С.277-279

Презентация











Приложение №2

История России с древнейших времён до конца XVI века». 6 класс (38 часов)



Дата проведения



Тема урока
 

Кол-во

часов

Тип урока

Планируемые результаты

Учебные действия

Д/З

Оборудование ЭОР


Предметные

Метапредметные

Личностные


План

Факт


1


 


Введение. Что изучает история Отечества.

1

Урок изучения нового

Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Вопросы.

Заполнение схемы
 

Введение

С.4-6



Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.

11




 


 


 


 


 


 




2-3



Древнейшие народы на территории России

2


Древние люди на территории нашей страны.

Использовать карту при рассказе о народах проживающих на территории России

Вопросы.

Устный опрос по иллюстрациям
 




4



Восточные славяне.

1

Комбинированный

Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.

Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с истор. документами

Задания с кратким ответом


 Письменная и устная работа с раздаточным материалом

§ 1



5



Формирование Древнерусского государства.

1

Комбинированный

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.

Задания с развёрнутым ответом.

Письменная работа «Восстанови документ»

§ 3



6



Защита исследовательского проекта. Первые киевские князья.

1

Комбинированный

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.

Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей.

Вопросы.

Устный опрос по карте и тексту учебника

§ 4



7



Князь Владимир. Принятие христианства.

1

Комбинированный

Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы.

Задания с развёрнутым ответом.


 

Работа с раздаточным материалом (устно и письменно)

§ 5



8



Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

Комбинированный

Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.

Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.


 

Таблица, тест.

Устный опрос по карте и вопросам к параграфу

§ 6



9-10



Культура Древней Руси.

2

Комбинированный

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.


 

Задания с кратким ответом.

Устный опрос по вопросам к параграфу

§ 7



11



Защита проекта. Быт и нравы Древней Руси.

1

Комбинированный

Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.

Сравнивать образ жизни разных групп населения.

Задания с развёрнутым ответом.

Составление плана ответа
 

§ 8



12



Повторение. «Древняя Русь в 8 пер. половине 12 века»




1

Урок обобщения

Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей.

Сравнивать исторические явления.

Задания с кратким ответом.

Тест

Повтор.



Русь Удельная в XIIXIII веках.

10


 


 


 


 


 


 


13



Начало раздробления Древнерусского государства.

1

Урок изучения нового

Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.

Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).

Задания с развёрнутым ответом.

Устный опрос (выявление разницы между причиной и поводом)
 

§ 9



14-15



Главные политические центры Руси.

2

Комбинированный

Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.

Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.


 

Задания с кратким ответом.

Работа с раздаточным материалом (устно и письменно)

§ 10, 11



16



Нашествие с Востока.

1

Комбинированный

Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.

Задания с развёрнутым ответом.

Устный опрос по карте и вопросам к параграфу

§ 12



17



Борьба Руси с западными завоевателями.

1

Комбинированный

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский).

Тест.

Работа в группах по заданиям

§ 13



18



Русь и Золотая Орда.

1

Комбинированный

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.

Задания с кратким ответом.

Составление плана ответа

§ 14



19



Русь и Литва.

1

Комбинированный

Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.




Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства).

Задания с кратким ответом

Письменное индивидуальное задание на соотнесение разновидности древних религиозных верований и его проявления

§ 15


20-21



Культура русских земель в XII – XIII веках.

2

Комбинированный

Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.


 

Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.

Задания с кратким ответом.

Письменная работа (закрытые и открытые тесты, найди лишнее, закончи предложение, по какому принципу построен ряд)

§ 16



22



Повторение по теме: Русь Удельная в XIIXIII веках.

1

Урок обобщения

Причины и последствия

раздробленности Руси.

Главные политические центры Руси и их особенности.

Обобщать исторические события и явления; делать выводы.

Вопросы.

Выполнение письменных и устных заданий в группе

Повтор.



Русь Московская (XIVXVI века).


16



23-24



Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

2

Урок изучения нового

Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).

Таблица, тест.

Устный опрос по вопросам к параграфу

§ 17



25-26



Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.









2

Комбинированный

Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.


 

Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).

Задания с кратким ответом.

Составление плана ответа
 

§18



27



Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века.

1

Комбинированный

Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.


 




Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель.

Задания с развёрнутым ответом.


 

Устный опрос по карте и вопросам к параграфу

§ 19



28



Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

Комбинированный

Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.

Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы.

Задания с кратким ответом.

Работа в группах по заданиям

§ 20



29-30



Московское государство в конце XV – начале XVI века.

2

Комбинированный

Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.

Тест.

Составление плана ответа

§ 21



31



Церковь и государство в конце XIV – начале XVI века.

1

Комбинированный

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».

Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы.

Задания с развёрнутым ответом.

Письменное индивидуальное задание на соотнесение разновидности религиозных верований и его проявления

§ 22



32



Реформы Избранной рады.

1

Комбинированный

Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы.

Задания с кратким ответом.

Письменная работа (закрытые и открытые тесты, найди лишнее, закончи предложение, по какому принципу построен ряд)

§ 23



33



Внешняя политика

Ивана IV.

1

Комбинированный

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.

Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).

Задания с развёрнутым ответом.

Выполнение письменных и устных заданий в группе

§ 24



34



Опричнина.

1

Комбинированный

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.



Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства.

Тест, вопросы.

Работа с раздаточным материалом (устно и письменно)

§ 25



35



Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках.

1

Комбинированный

Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература

Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории.

Задания с кратким ответом.

Устный опрос по карте и вопросам к параграфу

§ 26



36



Архитектура и живопись в XIV – XVI веках. Подготовка проекта.

1

Комбинированный

Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.


 

Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства.

Таблица

Работа в группах по заданиям

§ 27



37



Защита творческого проекта. Быт XV – XVI веков.

1

Комбинированный

Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.

Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей.

Задания с развёрнутым ответом.

Работа в группах

§ 28



38



Итоговое повторение по курсу.

1

Урок обобщения

Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Обобщать и систематизировать изученный материал.

Вопросы.

Тест

повт.





 














 


































Учебно-методический комплект:

Е. В. Агибалова, Г.М.Донской. «История средних веков» 6 класс, М., Просвещение, 2013 г.

Атлас и контурные карты по истории средних веков 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2011 г.

Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М., Просвещение, 2014г.

Атлас и контурные карты по Истории России с древнейших времён до конца XVI века; 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2013 г.

Учебное электронное издание «История Средних веков»

Учебное электронное издание «История России с древнейших времен до конца XVI века»



Методическая литература:

1) О.В. Арасланова, К.А. Соловьёв. Поурочные разработки по истории Средних веков. 6класс, М:»ВАКО»,2004г.

2) Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. С древнейших

времён до конца XVI века», М. :»Экзамен», 2011г. (по новому образовательному стандарту второго поколения)

3) В.В.Шапова .Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVI века. к учебнику А.А.Данилова,

Л.Г.Косулиной «История России. С древнейших времён до конца XVI века», М. :»Экзамен», 2011г.

Оборудование:

Картины, альбомы, раздаточный материал

Настенные исторические карты

Мультимедийный компьютер

Настенные исторические карты

Всеобщая история:

Византийская империя и славяне в VI – XI веках.

Франкское государство в V – середине IX века.

Арабы в VII – XI веках.

Западная Европа в XI – XIII веках. Крестовые походы.

Индия и Китай в средние века.

Европа в XIV – XV вв. Гуситские войны.

Европа в XIV – XV вв. Столетняя война.

Киевская Русь в IX – XI веках.

Древнерусское государство в IX - XI веках.

История России:

Раздробленность Руси в XII – первой четверти XIII века.

Русские княжества в XII – начале XIII века.

Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII век

Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке.

Российское государство в XVI веке. Сибирь в XVII веке. Ливонская война.

Присоединение Поволжья и Западной Сибири.

Образование Российского централизованного государства. Куликовская битва.

Образование русского централизованного государства.

Русское государство в XVI веке.

Российское государство в XVI веке.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по истории 6 класс.

Автор: Коршунова Елена Александровна

Дата: 02.01.2015

Номер свидетельства: 149569

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "ИСТОРИЯ Рабочая программа 6 класс."
    ["seo_title"] => string(37) "istoriia-rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255136"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447866695"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 6 класс."
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia_programma_istoriia_rossii_vseobshchaia_istoriia_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "569543"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610122495"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по истории (8 класс) "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-istorii-8-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "194341"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427761981"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "История. Рабочая программа. 7 класс(ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(42) "istoriia-rabochaia-proghramma-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "117018"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412685375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства