kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг по истории России 1917-1921

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг по истории России. Период 1917-1921 гг подойдет для повторитель-обобщающего урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг по истории России 1917-1921»

17


Тренинг


1. Работа с хронологией.

Заполните таблицу. Если в графе «Дата» стоит цифра «1» – необходимо знать и указать год(ы), если цифра «2» – год и месяц(ы) (или только месяц), цифра «3» – точную дату. (Таблица дается с ответами).




Событие

Дата (до 1.02.1918 по юлианскому календарю, после – по григорианскому)

Порядковый номер

Путь большевиков к власти

Взятие большевиками власти в Петрограде

(3) 25–26 октября 1917

8

Возвращение В.И. Ленина в Россию

(2) апрель 1917

3

Второй кризис ВП

(2) июнь 1917

5

Корниловский мятеж

(2) август 1917

7

Первый кризис ВП

(2) апрель 1917

4

Свержение монархии

(2) февраль 1917

1

Третий кризис ВП

(2) июль 1917

6

Формирование ВП

(2) март 1917

2

«Триумфальное шествие» и гражданская война

II съезд Советов

(2) октябрь 1917

1

Борьба большевиков с «демократической контрреволюцией»

(1) 1918

7

Брестский мир, начало интервенции Антанты

(2) март 1918

4

Германское наступление на Петроград

(2) февраль 1918

3

Заседание Учредительного собрания

(3) 5-6 января 1918

2

Кронштадтский мятеж

(2) февраль 1918

10

Мятеж Чехословацкого корпуса

(2) май 1918

5

Принятие Конституции РСФСР

(2) июль 1918

6

Решающие сражения между белыми и красными

(1) 1919

8

Советско-польская война

(1) 1920

9

Экономическая политика большевиков

Введение проддиктатуры, создание комбедов

(2) май–июнь 1918

3

Введение продразверстки

(2) январь 1919

4

«Декрет о земле»

(2) октябрь 1917

1

«Красногвардейская атака на капитал»

(1) конец 1917 – начало 1918

2

Отмена продразверстки

(2) март 1921

6

Принятие плана ГОЭЛРО

(1) 1920

5


2. Работа с персоналиями.

Заполните таблицу (дается с ответами).

Исторический

деятель

Кто такой?


Важные факты биографии (1917–1921 гг.)

А.И. Гучков

Лидер октябристов

Военный министр в первом составе ВП, ушел в отставку после первого кризиса ВП

А.Ф. Керенский

Эсер

Министр юстиции в первом составе ВП, затем – военный министр, в июле-октябре 1917 г. – премьер министр

В.И. Ленин

Лидер партии большевиков

1. Вернувшись в Россию, провозгласил курс на социалистическую революцию.

2. Настоял на вооруженном восстании в Петрограде

3. Председатель СНК с октября 1917 г.

В.И. Чапаев

Герой гражданской войны

Погиб в бою с белыми

В.М. Чернов

Один из лидеров эсеров

1. Министр земледелия в ВП

2. Председатель УС

Г.Е. Львов

Князь, общественный деятель

1. Первый премьер-министр ВП

Деникин, Колчак, Юденич, Врангель

«Белые генералы»


Каледин, Дутов, Краснов, Семенов

Казачьи атаманы, боровшиеся против большевиков


Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев

Видные большевики

В октябре 1917 г. выступили против курса на вооруженное восстание

Л.Г. Корнилов

Генерал

1. Поднял неудачный мятеж против ВП.

2. Один из организаторов Добровольческой армии

Л.Д. Троцкий

Один из лидеров социал-демократов, затем большевиков

1. Один из руководителей восстания в Петрограде, председатель Петросовета.

2. Первый нарком иностранных дел, вел переговоры о мире в Бресте, отказался заключать мир.

3. Председатель Реввоенсовета, один из создателей Красной Армии.

М.А Спиридонова

Лидер левых эсеров


Н.И. Бухарин

Лидер левых коммунистов

Выступал за революционную войну с Германией

Н.И. Махно

Лидер анархического повстанческого движения на Украине


П.Н. Милюков

Лидер кадетов

Министр иностранных дел в первом составе ВП, ушел в отставку после первого кризиса ВП

Петлюра, Пилсудский, Маннергейм

Лидеры национальных движений на окраинах бывшей Российской империи


Ф.Э. Дзержинский

Руководитель ВЧК


Фрунзе, Буденный, Тухачевский

Военачальники Красной Армии


Я.М. Свердлов

Видный большевик

Председатель ВЦИК в 1917–1919 гг.



3. Работа со схемой и графиком.

А. Определите, что обозначено цифрами на схеме «Органы Советской власти в РСФСР в 1918–1921 гг.». Укажите руководителей органов власти, номера которых выделены жирным шрифтом. Какой орган власти на схеме не указан, но играл в период гражданской войны руководящую роль? Почему его нет на схеме?

Б. Определите, результаты каких партий обозначены цифрами на графике итогов выборов в Учредительное собрание.













4. Работа с картой.

Найдите на карте (или плане Петрограда):

1) Смольный институт, Зимний дворец, Таврический дворец;

2) территории, отторгнутые Германией по Брестскому миру;

3) театры боевых действий Красной Армии против войск Комуча, Колчака, Деникина, Юденича, Врангеля, в советско-польской войне;

4) территории, на которых к весне 1921 г. установилась власть большевиков.


5. Работа с понятиями и аббревиатурами.

А. Дайте определение понятий и терминов.

1. Двоевластие —

2. Рабочий контроль —

3. Национализация —

4. Гражданская война —

5. Проддиктатура —

6. Белое движение —

7. Военный коммунизм —

8. Продразверстка —

9. Зеленые (в гражданской войне в России) —

10. Милитаризация труда —

Б. Расшифруйте аббревиатуры и сокращения.

1. РКП(б) —

2. ВЦИК —

3. ЦК —

4. ВРК —

5. СНК —

6. ВСНХ —

7. ВЧК —

8. Комбеды —

9. Коминтерн —

10. РВС —

11. РСФСР —

12. ДВР —

13. ГОЭЛРО —

6. Работа с источниками.

Определите последовательность появления документов, дайте их названия.

А. Хозяйственная политика большевиков.

А1. «Теперь настал момент уменьшить тяготы крестьянства без риска потерять наиболее ценные завоевания рабоче-крестьянской революции. Отныне постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров… вводится натуральный налог на продукты сельского хозяйства».

А2. «Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена».

А3. «Повсеместно учреждаются волостные и сельские комитеты деревенской бедноты, организуемые местными Совдепами, при непременном участии продовольственных органов и под общим руководством Народного комиссариата продовольствия и Центрального Исполнительного Комитета. Всем Совдепам предлагается немедленно приступить к проведению в жизнь настоящего декрета».

А4. «Задачей ВСНХ является организация народного хозяйства и государственных финансов. С этой целью ВСНХ вырабатывает общие нормы и план регулирования экономической жизни страны… Образуется из Всероссийского совета рабочего контроля; из представителей от всех народных комиссариатов».

Б. Внешняя и внутренняя политика большевиков.

Б1. «Россия незамедлительно произведет полную демобилизацию своей армии, включая и войсковые части, вновь образованные ее теперешним правительством. Кроме того, свои военные суда Россия либо переведет в русские порты и оставит там до заключения всеобщего мира, либо немедленно разоружит».

Б2. «Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракции большевиков и левых эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен».

Б3. «Убийство Володарского, убийство Урицкого, покушение на убийство и ранение председателя Совета Народных Комиссаров Владимира Ильича Ленина, массовые, десятками тысяч расстрелы наших товарищей, постоянные открываемые заговоры в тылу наших армий, открытое признание правых эсеров и прочей контрреволюционной сволочи в этих заговорах, и в то же время чрезвычайно ничтожное количество серьезных репрессий и массовых расстрелов белогвардейцев и буржуазии со стороны Советов, показывают, что, несмотря на постоянные слова о массовом терроре против эсеров, белогвардейцев и буржуазии, этого террора на деле нет. С таким положением должно быть решительно покончено».

Б4. «Рабочее и крестьянское правительство… предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленные переговоры о справедливом демократическом мире».


проверочный контроль

Часть А

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по вашему мнению, является правильным.

A1. В период «двоевластия»:

  1. были приняты «Декрет о земле» и «Декрет о мире»;

  2. большевики выдвинули лозунг «Вся власть Советам!»;

  3. произошел разгон Учредительного собрания;

  4. произошел Корниловский мятеж.

A2. Период с ноября 1917 г. по февраль 1918 г. характеризует:

  1. установление власти большевиков на большей части территории страны;

  2. масштабное изъятие хлеба у крестьян в рамках продовольственной диктатуры;

  3. создание военно-политического союза советских республик;

  4. развертывание интервенции Антанты.

A3. Причина победы большевиков в 1917 г.:

  1. последовательное выступление большевиков за продолжение «войны до победного конца»;

  2. привлекательность и доступность большевистских лозунгов и призывов для большинства населения;

  3. мощная поддержка со стороны основной массы населения – крестьянства;

  4. помощь (финансовая и моральная) со стороны Антанты.

A4. С военными действиями на Восточном фронте в годы гражданской войны связана борьба большевиков с:

  1. генералом Врангелем;

  2. петлюровцами;

  3. наступлением чехословаков;

  4. Нестором Махно.

A5. Обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды в годы военного коммунизма называлась:

  1. трудовая повинность;

  2. национализация;

  3. продразверстка;

  4. продналог.

A6. Советский государственный и партийный деятель, первый руководитель ВЧК:

  1. А.Ф. Керенский;

  2. Ф.Э. Дзержинский;

  3. Л.Д. Троцкий;

  4. Н.И. Бухарин.

A7. К периоду с марта по июль 1917 г. имеет отношение термин:

  1. милитаризация труда;

  2. третьеиюньская система;

  3. Белое движение;

  4. аграрный вопрос.

A8. В течение всей гражданской войны противникам большевиков не удавалось занять город:

  1. Нижний Новгород;

  2. Екатеринбург;

  3. Казань;

  4. Архангельск.

A9. Народные комиссары – это аналог в дореволюционной системе управления:

  1. губернаторов;

  2. министров;

  3. сенаторов;

  4. депутатов Государственной Думы.

A10. Прочтите отрывок из обращения и укажите год, в котором оно было принято.

«Всероссийское Временное правительство распалось. Совет Министров принял всю полноту власти и передал ее мне, адмиралу русского флота Александру Колчаку. Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях гражданской войны и полного расстройства государственной жизни, объявляю: Я не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности».

  1. 1917 г.;

  2. 1918 г.;

  3. 1919 г.;

  4. 1920 г.

A11. В апреле 1917 г. В.И. Ленин провозгласил курс на:

  1. защиту социалистического Отечества;

  2. электрификацию России;

  3. борьбу с голодом;

  4. социалистическую революцию.

A12. По Брестскому миру Россия утратила:

  1. государственный суверенитет;

  2. значительные территории;

  3. золотой запас;

  4. все вышеназванное.

A13. Л.Д. Троцкий в разное время занимал должности:

  1. наркома иностранных дел;

  2. главы Реввоенсовета;

  3. председателя Петросовета;

  4. все вышеназванные.

A14. Первая Конституция РСФСР была принята в:

  1. 1917 г.;

  2. 1918 г.;

  3. 1919 г.;

  4. 1921 г.

A15. Политику «военного коммунизма» характеризует:

  1. введение самоокупаемости и самофинансирования;

  2. национализация промышленности;

  3. поощрение свободной торговли;

  4. быстрый экономический рост.

A16. Революционные события в Петрограде в 1917 г. связаны с такими объектами, как:

А. Таврический дворец.

Б. Зимний дворец.

В. Училище Фидлера.

Г. Дом купца Ипатьева.

Д. Смольный институт.

Е. Здание Ставки Верховного Главнокомандования.

Укажите верный ответ:

  1. АБД;

  2. АДЕ;

  3. АВД;

  4. ВГЕ.

A17. Прочтите отрывок из декрета и укажите дату события, о котором идет речь.

«В круг деятельности волостных и сельских комитетов бедноты входит следующее: 1) распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий; 2) оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев».

  1. 1917 г.;

  2. 1918 г.;

  3. 1919 г.;

  4. 1920 г.

A18. Период с осени 1918 г. по конец 1920 г. характеризует:

  1. борьба в партии большевиков между ленинцами и троцкистами;

  2. политика изъятия продовольствия у крестьян;

  3. укрепление и развитие многопартийности;

  4. союз большевиков с левыми эсерами.

A19. Один из лидеров Белого движения, контролировавший в годы гражданской войны юг России:

  1. М.Н. Тухачевский;

  2. А.И. Деникин;

  3. Н.Н. Юденич;

  4. А.В. Колчак.

A20. Причина неудач меньшевиков и эсеров в 1917 г.:

  1. борьба за власть между этими двумя партиями;

  2. подозрения в финансовой поддержке со стороны Германии;

  3. непоследовательность в вопросе войны и мира;

  4. отсутствие ярких лидеров, хороших ораторов.


Часть В

Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр.

B1. Расположите в хронологическом порядке факты истории России. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: АБВГ.

А. Кронштадтский мятеж.

Б. Мятеж Чехословацкого корпуса.

В. Левоэсеровский мятеж.

Г. Корниловский мятеж.

B2. Установите соответствие между политическими деятелями и местами их смерти (гибели) в годы Гражданской войны. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1А2Б3В4Г.

Деятель

Место смерти (гибели)

1. А.В. Колчак

А. Екатеринбург

2. Николай II

Б. Москва

3. Л.Г. Корнилов

В. Париж

4. Я.М. Свердлов

Г. Иркутск


Д. Екатеринодар


B3. Прочтите отрывок из воззвания и напишите фамилию его автора.

«Русские люди, великая Родина наша умирает! Вынужденный выступать открыто, я… заявляю, что Временное правительство под давлением большевистского большинства Советов действует в полном согласии с планами германского Генерального штаба…».

B4. Установите соответствие между политическими деятелями и политическими течениями, к которым они принадлежали (возглавляли). При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1А2Б3В4Г.

Деятель

Политическое течение

1. Н.И. Махно

А. Левые эсеры

2. Н.И. Бухарин

Б. Правые эсеры

3. В.М. Чернов

В. Анархисты

4. М.А. Спиридонова

Г. Монархисты


Д. Левые коммунисты


B5. Прочтите отрывок из стихотворения В.В. Маяковского и напишите фамилию человека, о котором идет речь.

Царям дворец построил Растрелли.

Цари рождались, жили, старели.

Дворец не думал о вертлявом постреле,

не гадал, что в кровати, царицам вверенной,

раскинется какой-то присяжный поверенный.

От орлов, от власти, одеял и кружевца

голова присяжного поверенного кружится.


Часть С

Прочтите цитату из официального документа и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

«Вся земля по ее отчуждению поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные органы самоуправления… Земельный фонд подвергается периодическим переделам».

C1. Определите время принятия документа, его общепринятое название и орган власти, принявший документ.

C2. Программные положения какой партии отразил документ, и какая партия настояла на его принятии?

C3. Какие последствия имело принятие документа?

Задание С4 проверяет умение сравнивать.

С4. Сравните первую российскую (1905-1907 гг.) и февральскую (1917 г.) революции. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).


ОТВЕТЫ

Ответы по заданиям 1—2 см. в ТРЕНИНГЕ.

3. Работа со схемой.

А. 1 – губернские и городские съезды Советов; 2 – Всероссийский съезд Советов; 3 – ВЦИК (Каменев, Свердлов, Калинин); 4 – СНК (Ленин); 5 – ВСНХ; 6 – ВЧК (Дзержинский).

Б. 1 – правые эсеры; 2 – большевики; 3 – левые эсеры; 4 – кадеты; 5 – меньшевики.

5. Работа с понятиями.

1. Двоевластие — традиционное название периода с февраля по май 1917 г., характеризующегося существованием двух основных центров власти и влияния (Временное правительство и Петроградский совет).

2. Рабочий контроль — система надзора рабочих над владельцами предприятий, установленная в ноябре 1917 г.

3. Национализация — переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам.

4. Гражданская война — война между политическими силами внутри одного государства, которая охватывает значительную часть населения.

5. Проддиктатура — политика большевиков по насильственному изъятию хлеба у крестьян через систему продотрядов и комбедов.

6. Белое движение — собирательное наименование политических движений, организаций и воинских формирований, противостоявших большевикам в годы Гражданской войны на общей платформе русского патриотизма.

7. Военный коммунизм — название экономической политики Советского государства в годы Гражданской войны.

8. Продразверстка — система заготовок сельскохозяйственной продукции, заключавшаяся в обязательной сдаче крестьянами государству по твердым (значительно ниже рыночных) ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов.

9. Зеленые (в гражданской войне в России) — крестьянские повстанческие отряды, выступавшие против белых и красных.

10. Милитаризация труда — придание рабочим статуса солдат с обязательным соблюдением на производстве воинской дисциплины.

Аббревиатуры:

1. РКП(б) — Российская коммунистическая партия (большевиков).

2. ВЦИК — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.

3. ЦК — Центральный Комитет.

4. ВРК — Военно-революционный комитет.

5. СНК — Совет Народных Комиссаров.

6. ВСНХ — Высший совет народного хозяйства.

7. ВЧК — Всероссийская чрезвычайная комиссия (по борьбе с контрреволюцией и саботажем).

8. Комбеды — комитеты бедноты.

9. Коминтерн — Коммунистический интернационал.

10. РВС — Революционный военный совет (Реввоенсовет).

11. РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.

12. ДВР — Дальневосточная республика.

13. ГОЭЛРО — Государственная комиссия по электрификации России.


6. Работа с источниками.

А2 (Декрет о земле) → А4 (декрет о создании ВСНХ) → А3 (декрет о создании комбедов) → А1 (декрет о замене продразверстки продналогом).

Б4 (Декрет о мире) → Б2 (декрет о роспуске Учредительного собрания) → Б1 (Брестский мир) → Б3 (декрет о красном терроре).


проверочный контроль

Часть А

А1–2

А2–1

А3–2

А4–3

А5–3

А6–2

А7–4

А8–1

А9–2

А10–2

А11–4

А12–2

А13–4

А14–2

А15–2

А16–1

А17–2

А18–2

А19–2

А20–3


Часть В

В1. ГБВА

В2. 1Г2А3Д4Б

В3. Корнилов

В4. 1В2Д3Б4А

В5. Керенский.


Часть С

Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развернутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.

С1

Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Может быть указано, что:

  • время принятия – октябрь 1917 г.;

  • это «Декрет о земле»;

  • принят II Всероссийским съездом Советов


Приведены 3 элемента ответа

2

Приведены 1–2 элемента ответа

1

Все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

2


С2

Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Может быть указано, что:

  • документ отражал программные положения партии эсеров;

  • принят по инициативе руководства партии большевиков


Приведены 2 элемента ответа

2

Приведен 1 элемент ответа

1

Все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

2


С3

Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть названы последствия:

  • всеобщий земельный передел, ликвидация помещичьего землевладения;

  • усиление влияния большевиков в деревне


Приведены 2 элемента ответа

2

Приведен 1 элемент ответа

1

Все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

2

С4

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Могут быть названы следующие общие черты:

– причины: аграрный вопрос, рабочий вопрос, национальный вопрос, проблема демократизации общественного строя;

– воздействие «военного фактора» на радикализацию народных масс;

– революционные выступления широких народных масс (демонстрации, забастовки и пр.) сыграли главную роль в развитии революции; имело место противодействие полиции этим выступлениям;

– обе революции могут быть охарактеризованы как демократические (буржуазно-демократические);

– в ходе революций возникли Советы как новые органы власти, руководившие выступлениями трудящихся; в работе Советов и революционных выступлениях активно участвовали радикальные политические партии


Названы 2 или более элементов ответа

2

Назван 1 элемент

1

Элементы не названы или все названы неверно

0

2. Различия


Первая революция

Февральская революция


Не привела к падению царизма и коренной ломке существовавших в России отношений, хотя и ускорила их эволюцию

Привела к гибели существовавшего в России строя и формированию новой социально-политической реальности


Продолжалась 2,5 года, переживая подъемы и спады

Продолжалась менее недели, развиваясь по нарастающей


Охватила всю страну

Почти все основные события произошли в Петрограде


Огромное воздействие на ход революции оказали выступления крестьян

Непосредственно в революции крестьяне приняли участие лишь опосредованно (как солдаты)


Часть населения активно выступила за незыблемость старого политического строя (черносотенное движение)

В поддержку старого строя не было никаких выступлений


Верно названы 3 или более парных и непарных элементов ответа

2

Верно названы 1–2 парных элемента ответа

1

Назван 1 непарный элемент, элементы не названы или названы неверно

0

Максимальный балл

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тренинг по истории России 1917-1921

Автор: Скоморощенкова Елена Викторовна

Дата: 24.11.2020

Номер свидетельства: 564382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Статья на тему: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания» "
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-tvorchieskikh-i-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "151828"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420749744"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Элективный курс по истории России.   Система подготовки к  ГИА по истории "
    ["seo_title"] => string(72) "eliektivnyi-kurs-po-istorii-rossii-sistiema-podghotovki-k-gia-po-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "108495"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403713810"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Методическая разработка с использованием тренинга "День флага России""
    ["seo_title"] => string(67) "metodicheskaia_razrabotka_s_ispolzovaniem_treninga_den_flaga_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "556162"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1597979189"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "ЕГЭ 2014 ИСТОРИЯ.  ТРЕНИНГ ЗАДАНИЕ  С4 "
    ["seo_title"] => string(39) "iege-2014-istoriia-triening-zadaniie-s4"
    ["file_id"] => string(6) "110130"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405582519"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства