Задание С4 предполагает анализ исторической ситуации. Оно проверяет умения выпускников анализировать историческую ситуацию, выявлять существенные для понимания ситуации исторические факты и явления, интерпретировать исторический материал, выявлять альтернативы развития событий, явлений, процессов, определять их причинно-следственные связи.
Для экзаменационных испытаний предложены ситуации, в которых решались вопросы, связанные с историческим выбором пути дальнейшего развития.
Максимальный балл за работу – 4.
Оцениваются следующие элементы ответа:
1. Влияние альтернативности исторических ситуаций, разных позиций участников событий. Другими словами оцениваются характеристики позиций участников сложных поворотных исторических событий; разные возможности (альтернативы) развития исторической ситуации.
2. Указание, чем завершились события, и объяснение того, почему они завершились именно таким образом.
Как правило, в заданиях такого типа надо назвать:
• несколько общих положений (направлений внутренней или внешней политики, задач или проблем, стоящих перед страной, и т.д.);
• привести несколько конкретных фактов или позиций, относящихся к этой политике или какому-то одному направлению, задаче и т.д.
Часто абитуриент даёт ответ только на какой-то один момент – либо называет общие положения (направления, задачи и т.д.), либо ограничивается конкретными фактами и так далее, т. е. обычная невнимательность.
Как правильно построить ответ:
- Надо очень внимательно прочитать задание и понять, что от Вас хотят.
- Вспомнить период, деятелей, важные события и результаты.
- Дать ответ на обе части задания.
Ответ по структуре должен соответствовать вопросу.
То есть, если сначала требуется назвать, например, основные направления (стороны) политики военного коммунизма – то Вы начинаете именно с них, а затем приводите факты (примеры), относящиеся к одному (если так требуется) или всем направлениям.
Например,
Основные стороны:
- централизация управления,
- продовольственная диктатура и социалистическое землеустройство в деревне,
- милитаризация труда,
- свёртывание товарно-денежных отношений
- огосударствление народного хозяйства.
Факты (примеры):
• относящиеся к централизации управления – создание главков (главных комитетов) для управления народным хозяйством («главкизм»),
• ревкомы вместо советов на местах и комбеды в деревне,
• свёртывание рабочей демократии на предприятиях (принцип единоначалия).
Обратите внимание – если надо привести 3 позиции или факта – Вы должны привести не менее трёх (можно больше). Даже если Вы вспомнили только 2 задачи или только 2 факта (примера мероприятий) – постарайтесь сформулировать и 3-ю позицию. Пусть она, эта задача, окажется похожей на 1-ю или 2-ю – главное избежать буквального повторения.
ВЫВОД:
• Задание С4 – задание на понимание исторического контекста
• В нем могут быть 2-3 элемента ответа
• Ответ должен соответствовать структуре вопроса
• Допускаются ответы в виде тезисов или развернутые ответы
• ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАТЬ ЗАДАНИЕ !!!
Разберём пример
С4. Назовите два декрета, принятые на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. Приведите не менее трёх положений, содержащихся в каждом из них.
Пошаговые действия:
- Надо очень внимательно прочитать задание и понять, что от Вас хотят.
Назовите два декрета, принятые на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. Приведите не менее трёх положений, содержащихся в каждом из них.
2. Вспомнить период, деятелей, важные события и результаты.
Назовите два декрета, принятые на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. Приведите не менее трёх положений, содержащихся в каждом из них.
Что же происходило в страна в октябре 1917 года?
1.Первая мировая война, голод, разруха, кризисы Временного правительства, демонстрации, требования народа «Хлеба!», «Долой, войну!», октябрьская революция, большевики взяли власть под демократическими лозунгами, «Фабрики-рабочим, землю – крестьянам!», программа эсеров «социализация земли» и т.д.
2.Персоналии: В.И. Ленин, А.Ф. Керенский, Л.Д. Троцкий и т.д.
3.Политические партии: РСДРП(б), ПСР (эсеры), кадеты, меньшевики, монархисты, анархисты и т.д.
4.Нищая деревня, безземельные крестьяне – основная масса населения страны (солдаты).
- Дать ответ на обе части задания. При этом ПОМНИМ:
- ответ по структуре должен соответствовать вопросу.
- надо привести 2 декрета и 3 положения по каждому декрету.
Ответ записываем аккуратным и чётким подчерком, выделяя элементы ответа
ОТВЕТ
- Декреты:
– Декрет о мире
- Декрет о земле
2. Основные положения
Декрет о мире:
а) немедленно начать переговоры о справедливом демократическом мире, т.е. о немедленном мире без аннексий и контрибуций;
б) отмена тайной дипломатии;
в) немедленное перемирие в I мировой войне.
Декрет о земле:
а) конфискация помещичьих земель и имений;
б) переход конфискованных земель и имений в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов;
в) отмена права частной собственности;
г) запрет применения наемного труда.
В результате принятия этих декретов:
а) большевики смогли удержаться у власти, получив поддержку у солдат и крестьян;
б) земля перешла в руки крестьян;
в) помещики потеряли землю.
Комментарии
Ответ оценен в 4 балла.
Во - первых, он структурирован.
Во - вторых, выполнены все требования задания:
названы 2 декрета,
названы по 3 основные положения каждого из них.
И, наконец, хотя этого и не требовалось, охарактеризовано значение декретов.
Попробуйте выполнить задание самостоятельно
С4. В ходе тяжелой для России Первой мировой войны возникла идея заключения с немцами сепаратного мира. Николай II наотрез отказался вести об этом переговоры. Но пришедшие во главе с В.И. Лениным большевики в марте 1918 года заключили с Германией тяжелый и позорный Брестский мир, хотя даже внутри самой большевистской партии было много противников этого.
Почему В.И. Ленин пошел на то, на что не согласился Николай II? (Приведите три объяснения). Каковы были последствия подписания Брестского мира? (Укажите не менее трёх последствий).
ОТВЕТ
- Объяснения:
Ленин и большевики, в отличие от Николая II, не несли ответственности за начало войны и были более свободны в отношении условий её завершения.
Большевики должны были выполнить своё обещание о заключении мира, данное в 1917 г., иначе, как и Временное правительство могли бы потерять власть.
К 1918 году произошел полный развал армии, которая не способна была воевать дальше.
Нарастала усталость населения от войны.
Ленин ожидал, что в Германии вскоре произойдет социалистическая революция, в результате которой несправедливые условия мира будут отменены.
2. Последствия подписания Брестского мира:
Потеряны большие экономически развитые территории (Украина, Прибалтика, часть Белоруссии и т.д.).
Резкая критика всех политических сил как справа, так и слева. Выход левых эсеров из состава правительства. Восстание левых эсеров в июле 1918 года в Москве.
Брестский мир стал одной из причин Гражданской войны
Падение международного авторитета Советской России.
Далее идет тренинг и самопроверка.