kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс по истории России. Система подготовки к ГИА по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Элективный курс “Система подготовки к  ГИА по истории” раз­работан в рамках реализации концепции предпрофильного обучения и на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструирование отдельных заданий и курса  в целом определяются с учетом требований к уровню подготовки выпускников основной школы и включают требования как к содержанию исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть выпускник.

При разработке данной программы учитывалось то, что элек­тивный курс как компонент образования должен быть направ­лен на  восполнение пробелов знаний,  удовлетворение познавательных потребностей и инте­ресов учащихся, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые неха­рактерны для традиционных учебных курсов.

Разный уровень подготовки имеет место и у учащихся одного и того же  класса, в частности, зависит и от того, намерен ли ученик продолжать обу­чение, и будет ли его обучение связано с историей. Все эти различия требуют разной методики подготовки учащихся к экза­мену.

Контрольные измерительные материалы государственной аттестации имеют довольно сложную структуру. В работу входят задания трех типов.

Задания А — задания с выбором ответа (из четырех предложенных вариантов только один является верным); задания В — с кратким отве­том; задания С — с развернутым ответом

Экзамен не должен стать для выпускника испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к эк­замену, тем легче пройдет сдача экзамена. Под­готовка к экзамену — это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные задани­ям прошлых лет.

Предмет курса: подготовка учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.

Цель:  создание условий и развития практических умений, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации учащимися 9 классов.

Задачи:  элек­тивный курс как компонент образования должен быть направ­лен на  восполнение пробелов знаний,  удовлетворение познавательных потребностей и инте­ресов учащихся, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые неха­рактерны для традиционных учебных курсов.

Объём курса:  Основное содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса истории, углубления и расширения знаний учащихся.  Объём курса составляет 34 часа.  Структура курса представляет собой 23 логически закон­ченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение кото­рых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический ма­териал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки.   Каждая тема включает в себя: лекцию - краткий спра­вочник по теме (основные определения, понятия, даты, события  и пр.), тренинг и трениро­вочные (на базовом и повышенном уровнях) тесты. Два занятия предназначены для ознакомления со структурой КИМ по истории, а также для выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса. Курс  рекомендован учащимся 9 классов.

Формы и методы работы: Под­готовка к экзамену — это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные задани­ям прошлых лет. Слушание лекций, работа с историческими источниками, выполнение заданий по датам, эпохам. Программа курса предполагает проведение довольно большого числа практических занятий, на которых учащимся представится возможность на практике применить полученные знания и проявить себя. Большую роль в обучении с помощью элективных курсов играет самообразование, которое выходит на новый уровень: школьник с большей ответственностью подходит к подготовке, поскольку он сам выбрал данный предмет, и он ему действительно интересен. Кроме того, элективные курсы дают отличную возможность использовать новейшие технологии для улучшения усвоения материала.  И, наконец, ученики, изучающие определенное направление в небольшой группе, всегда могут попросить учителя заострить внимание на том пункте программы элективных курсов, в котором у них возникли наибольшие трудности.

Умения и навыки, которые необходимо получить учащимся.

По окончанию курса, ученики должны  быть готовы к выполнению экзаменационной работы. Готовность ученика к экзамену включает и собственно умение выполнять предложенные задания, и выбор заданий, которые решить под силу, и способность к самоконтролю, и умение правильно распредилить  отведенное  время на выполнение тестовых заданий,  и психологический настрой,  и концентра­ция внимания.

Контроль знаний.

Для текущего контро­ля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия зада­ний, часть которых выполняется в классе, а часть - дома са­мостоятельно.

   Изучение данного курса заканчивается 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по истории России. Система подготовки к ГИА по истории »









Элективный курс по истории России

Система подготовки к ГИА по истории





Автор: Горбунова Н.И.

Учитель МОУ «МОШ № 61»

Г. Саратов















Пояснительная записка

Элективный курс “Система подготовки к ГИА по истории” раз­работан в рамках реализации концепции предпрофильного обучения и на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструирование отдельных заданий и курса в целом определяются с учетом требований к уровню подготовки выпускников основной школы и включают требования как к содержанию исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть выпускник.

При разработке данной программы учитывалось то, что элек­тивный курс как компонент образования должен быть направ­лен на восполнение пробелов знаний, удовлетворение познавательных потребностей и инте­ресов учащихся, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые неха­рактерны для традиционных учебных курсов.

Разный уровень подготовки имеет место и у учащихся одного и того же класса, в частности, зависит и от того, намерен ли ученик продолжать обу­чение, и будет ли его обучение связано с историей. Все эти различия требуют разной методики подготовки учащихся к экза­мену.

Контрольные измерительные материалы государственной аттестации имеют довольно сложную структуру. В работу входят задания трех типов.

Задания А — задания с выбором ответа (из четырех предложенных вариантов только один является верным); задания В — с кратким отве­том; задания С — с развернутым ответом

Экзамен не должен стать для выпускника испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к эк­замену, тем легче пройдет сдача экзамена. Под­готовка к экзамену — это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные задани­ям прошлых лет.

Предмет курса: подготовка учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.

Цель: создание условий и развития практических умений, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации учащимися 9 классов.

Задачи: элек­тивный курс как компонент образования должен быть направ­лен на восполнение пробелов знаний, удовлетворение познавательных потребностей и инте­ресов учащихся, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые неха­рактерны для традиционных учебных курсов.

Объём курса: Основное содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса истории, углубления и расширения знаний учащихся. Объём курса составляет 34 часа. Структура курса представляет собой 23 логически закон­ченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение кото­рых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический ма­териал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Каждая тема включает в себя: лекцию - краткий спра­вочник по теме (основные определения, понятия, даты, события и пр.), тренинг и трениро­вочные (на базовом и повышенном уровнях) тесты. Два занятия предназначены для ознакомления со структурой КИМ по истории, а также для выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса. Курс рекомендован учащимся 9 классов.

Формы и методы работы: Под­готовка к экзамену — это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные задани­ям прошлых лет. Слушание лекций, работа с историческими источниками, выполнение заданий по датам, эпохам. Программа курса предполагает проведение довольно большого числа практических занятий, на которых учащимся представится возможность на практике применить полученные знания и проявить себя. Большую роль в обучении с помощью элективных курсов играет самообразование, которое выходит на новый уровень: школьник с большей ответственностью подходит к подготовке, поскольку он сам выбрал данный предмет, и он ему действительно интересен. Кроме того, элективные курсы дают отличную возможность использовать новейшие технологии для улучшения усвоения материала. И, наконец, ученики, изучающие определенное направление в небольшой группе, всегда могут попросить учителя заострить внимание на том пункте программы элективных курсов, в котором у них возникли наибольшие трудности.

Умения и навыки, которые необходимо получить учащимся.

По окончанию курса, ученики должны быть готовы к выполнению экзаменационной работы. Готовность ученика к экзамену включает и собственно умение выполнять предложенные задания, и выбор заданий, которые решить под силу, и способность к самоконтролю, и умение правильно распредилить отведенное время на выполнение тестовых заданий, и психологический настрой, и концентра­ция внимания.

Контроль знаний.

Для текущего контро­ля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия зада­ний, часть которых выполняется в классе, а часть - дома са­мостоятельно.

Изучение данного курса заканчивается прове­дением теста в формате ГИА.

Особенности оборудования занятий

  1. Комплект учебных карт по истории

  2. Тренинги по темам

  3. Тематические тесты

  4. Тесты в системе он-лайн

  5. Компьютер


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Кол-во часов

Тема занятия

Форма занятий

Виды деятельности

дата

1



1

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Мини-лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.


2



1

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Мини-лекция, практикум

Работа в группах, анализ заполнения тестов


3



2

Киевская Русь



Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг,


4

практикум

тренинг, тест


5




1

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало X I I - первая половина X I I I в.)

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


6



1

Борьба с внешней опасностью в XIII в.

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


7



1

Практикум

по темам 3 и 4

практикум

Работа в группах, анализ заполнения тестов, тестирование в формате ГИА


8



2

Складывание предпосылок образование Российского государства (вторая половина XIII - середина XV вв.)


Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


9


Работа в группах, анализ заполнения тестов


10



2

Российское государство в XVI в.

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


11

практикум

Работа в группах, анализ заполнения тестов


12



2

Россия в XVII в.

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


13

практикум

Работа в группах, анализ заполнения тестов


14



2

Россия при Петре I.

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


15

практикум

Работа в группах, анализ заполнения тестов


16



1

Россия в 1725-1762 гг.

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


17


1

Практикум

по темам 5-9

практикум

тестирование в формате ГИА


18



1

Россия в начале XIX в. Александр I.

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


19



1

Россия в середине XIX в. Николай I

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


20

1

Практикум

по темам 10-11

практикум

тестирование в формате ГИА


21


1

Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


22


1

Россия конце XIX в.

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


23


1

Практикум

по темам 12-13

практикум

тестирование в формате ГИА


24


1

Россия на рубеже XIX –XX вв.

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


25


1

Первая мировая война 1914 – 1918 гг.


Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


26


1

Россия в годы революции и Гражданской войны.

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


27


1

Россия и в 20-е – 30-е годы XX века

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


28


1

Вторая мировая война

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


29


1

Советский Союз в послевоенный период 1945 – 1953 гг.


Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


30


1

«Оттепель» в СССР.

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


31


1

Период «Застоя» в СССР


Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


32


1

Перестройка в СССР 1985 – 1991 гг.

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


33


1

Российская Федерация на рубеже XX- XXI вв .

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг


34

1

Итоговое занятие

практикум

Тестирование в формате ЕГЭ




III. Содержание программы

Программа лекционных занятий

Тема 1 Структура экзаменационной работы в формате ГИА.

Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Тема 2 Киевская Русь

История России – часть всеобщей истории. Россия – многонациональное государство. Заселение Евразии. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования.

Восточные славяне в древности (VI – IX в.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племён

Древнерусское государство (IX - начало X I I в.)

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Тема 3 Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало X I I - первая половина X I I I в.)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское ,Владимиро –Суздальское, Галицко –Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Тема 4 Борьба с внешней опасностью в XIII в.

Чингис-хан и объединение монгольских племён. Монгольские завоевания. Походы хана Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией с Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Тема 5 Складывание предпосылок образование Российского государства (вторая половина XIII - середина XV вв.)

Русские земли во второй половине XIII - середине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV - начале XVIвв.

предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII – XVвв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская битва и подъём русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. « Задонщина». Теория «Москва- третий Рим» . Феофан Грек. Строительство Московского кремля. Андрей Рублев.

Тема 6 Российское государство в XVI в.

Условия развития страны в в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50 – 60-х гг. XVI в. земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонска война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.

Культура Руси в XVI в.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских» . Летописные своды. Начало русского книгопечатания Иван Фёдоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

Тема 7 Смутное время.

Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Ограничение крестьянской свободы.. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Иностранная интервенция. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. Первое и Второе ополчение. К.Минин. Д.Пожарский. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых.

Тема 8 Россия в XVII в.

Ликвидация последствий Смуты. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.

Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руковод­ством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

Тема 9 Россия при Петре I.

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.

Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

Тема 10 Россия в 1725-1762 гг.

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Россия в 1762-1801 гг.

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.

Тема 11 Россия в начале XIX в. Александр I.

Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в.

Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в.

Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.

Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.

Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения.

Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.

Тема 12 Россия в середине XIX в. Николай I

Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в.

Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг.

Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.

Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Русская культура первой половины XIX в.

Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).

Тема 13 Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.

Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России.

Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в.

Тема 14 Россия конце XIX в.

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в.

Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.

Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.

Тема 15 Россия на рубеже XIXXX вв.

Место и роль России в мире. Геостратегическое положение Российской империи; территориальная и социальная структуры; этническая характеристика; политическое и экономическое развитие страны. Классификация политических партий: Российская социал-демократия, партия социалистов-революционеров.

Международные отношения в начале XX в. Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Внешнеполитические приоритеты России. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Русско-японская война 1904-1905 гг. Ход военных действий. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.

Революция 1905 – 1907 гг. Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы. Итоги революции.

Реформы политической и экономической системы страны и их результаты. Альтернативы общественного развития России в 1906 г. Деятельность 1 Государственной думы. Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Вторая Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Промышленный подъем 1910-х гг. Итоги аграрной реформы. Третья Государственная дума. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.

Тема 16 Первая мировая война 1914 – 1918 гг.

Первая мировая война: причины, цели, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Военные действия на Восточном фронте. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Дискредитация царизма и государственной власти в России. «Распутинщина». Итоги Первой мировой войны.

Культура и искусство конца XIX – первой четверти XX века. «Серебряный век» русской культуры. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация культуры. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи.

Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Научные открытия российских ученых. «Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.

Тема 17 Россия в годы революции и Гражданской войны.

Кризис власти. Февраль 1917 года Начало двоевластия. Назревание революционного кризиса в Российской империи. Февральская революция 1917 г. Двоевластие: суть и причины его появления. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Приоритеты новой власти. Рождение новой власти на местах.

Политика Временного правительства и русское общество в 1917 году. Альтернативы развития страны после Февраля. «Апрельские тезисы». Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б). Апрельский и июньский кризисы власти. Июльские события в Петрограде. Выступление генерала Л.Г. Корнилова и его последствия.

Провозглашение Советской власти. Второй съезд Советов. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Октябрьский переворот в Петрограде. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты.

Брестский мир и установление однопартийной диктатуры. Образование РСФСР. Создание коалиционного советского правительства. Становление советской системы управления. Судьба Учредительного собрания. Отношение большевиков к продолжающейся войне. Брест - Литовский мирный договор; его условия, экономические и политические последствия. Первые мероприятия советской власти в промышленности и сельском хозяйстве. Принятие конституции РСФСР.

Начало Гражданской войны. Причины Гражданской войны и основные этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии.

Советская Россия в годы Гражданской войны. Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. Уфимская директория. «Мятеж» адмирала А.В. Колчака. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаковского режима. Формирование Южного фронта. Характер белогвардейской власти на юге. Махновское движение. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина. Северный фронт. Походы генерала Н.Н. Юденича на Петроград. Падение Белого режима на севере. Белый Крым. Разгром Врангеля. Война с Польшей. Окончание Гражданской войны.

Социально-экономическая политика Советского государства в годы войны. «Военный коммунизм». Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений. Сельское хозяйство в период «военного коммунизма». Экономическая политика белых. Причины победы красных.

Тема 18 Россия и в 20-е – 30-е годы XX века

Россия после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система, ее основные положения. Лига наций. Международные последствия революции в России.

СССР в системе новых международных отношений в 20-е годы. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.

Социально-экономический и политический кризис 1920 – 1921 гг. Переход к НЭПу. Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.

Индустриализация в СССР. Советская модель модернизации. Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки и их итоги. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование.

Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Раскулачивание. Результаты форсированного развития и его цена.

Политическая система СССР в 30-е годы. Формирование культа личности И.В. Сталина. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.

СССР в системе международных отношений в 30-е годы. СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.

Коренные изменения в духовной жизни советского общества в 20-е – 30-е годы. Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Творцы Серебряного века в советской России. Большевики и церковь. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.

Тема 19 Вторая мировая война

Начало Второй мировой войны. Причины, характер, участники, основные этапы Второй мировой войны. Военные действия в 1939 – 1941 гг.

Великая Отечественная война. СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Битва под Москвой. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Приказ № 227. Создание антигитлеровской коалиции.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Итоги летне-осенней кампании 1943 г. Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение Украины и Крыма.

Освобождение советской территории. Завершающий этап войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

Советский тыл в годы войны. Советский народ в годы Великой Отечественной войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Борьба в тылу врага, партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.

Тема 20 Советский Союз в послевоенный период 1945 – 1953 гг.

Послевоенное восстановление экономики СССР. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945 – 1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Изменения в структурах власти. Национальная политика.

Внешняя политика СССР в начальный период «Холодной войны». Создание системы союзов. СССР в системе послевоенных международных отношений. Предпосылки и условия формирования двухполюсного мира. Создание системы союзов. «Холодная война». Этапы и основные события. Противостояние двух сверхдержав: этапы и основные события «Холодной войны». Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Войьна в Юго-Восточной Азии. Гонка вооружений. «Железный занавес».

Тема 21 «Оттепель» в СССР.

«Оттепел» в СССР. XX съезд КПСС. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.

Противоречия развития советского общества 50 – 60 – х гг. Выработка новых подходов во внешней политике. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. «Третий мир» во внешней политике СССР. Противоречивый характер «оттепели».

Тема 22 Период «Застоя» в СССР

Социально-экономическое развитие СССР второй половины 60–70–х гг. Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.

Консервация политического режима СССР в 70-80-е гг. Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе.

Особенности духовной жизни СССР и мира в 60 – 70-е годы. Основные направления развития науки и культуры. Концепция «развитого социализма» в СССР. Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.

Тема 23 Перестройка в СССР 1985 – 1991 гг.

Реформы политической системы: цели, этапы, итоги. Смерть Л.И. Брежнева. Ю.В. Андропов. М.С. Горбачев. Переход к политике перестройки. Реформа политической системы. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений.

Экономические реформы 1985 – 1991 гг. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Программа «500 дней». Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ. Экономическая политика союзных республик.

Политика гласности: достижения и издержки. Пересмотр партийной идеологии. Политика гласности. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности.

Тема 24 Российская Федерация на рубеже XX- XXI веков .

1991 год. От СССР к Российской Федерации. Августовский политический кризис 1991 г. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ. Провозглашение суверенной России. Конституция 1993 г. Возрождение российской многопартийности. Российский парламентаризм. Б.Н. Ельцин.

Начало перехода к рыночной экономике. Программа радикальных экономических реформ. Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике.

Социально-экономические и политические проблемы развития РФ в 90-х годах. Переходный характер экономики страны в 90-е годы. Президентские выборы 1996 г. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Итоги и результаты социально-экономического и политического развития страны в 90-е годы.

Россия на рубеже XX- XXI веков. Начало стабилизации. Президент В.В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономика и социальная сфера страны. Усиление борьбы с терроризмом.

Современная Россия в системе международных отношений. Становление современного международного порядка. Новое геополитическое положение России, ее место в мире. Приоритеты внешней политики РФ. Разработка новой концепции. Борьба с международным терроризмом.

Культурная жизнь современной России. Исторические условия развития культуры. Основные направления и тенденции. Религия в современной России. Духовное состояние общества.



Литература к курсу

Для учащихся:

  1. Учебник

    1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М., Просвещение, 2006 г.

    2. Данилов А.А.,Косулина Л.Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. 7 класс.-М.: Просвещение, 2008.

    3. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России, XIXвек. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2007г.

    4. История России XX-начала XXI века. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2008


  1. Энциклопедии

    1. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1997

    2. Хронология российской истории: энциклопедический справочник. М., 1997.

  2. Карты

1). Атлас Отечественная история с древнейших времен до конца XVIII в. с комплектом контурным карт. - М.: «Картография»,2008.

  1. Образовательные диски

  1. Мультимедийный учебник. История России XX век. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г., М., «Клио Софт», 2008

  2. "Медиа СD от "Кирилла и Мефодия"

  3. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

  4. Витязь на распутье. Интерактивный задачник по истории России IX-XIX вв.-М.: «а -Ди-Арт», 2007.

  5. Энциклопедия истории России 862-1917г.г. – Москва, АО «Коминфо», 2004г.

  6. «История. Шпаргалки для старшеклассников» - Москва, «Новая школа», 2006г.

  7. «Репетитор по истории 2008».- Москва, ООО «Кирилл и Мефодий», 2008г.


Для учителя:

программы

  1. Государственный стандарт (основного) общего образования по предмету «История»

  2. Примерная Программа основного общего образования по истории

  3. Приказ министра образования и науки А.А. Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2012/13учебный год»

  4. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. 6-9 классы. Авторская программа. – Москва. Просвещение., 2006г.

Учебники

    1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М., Просвещение, 2006 г.

    2. Данилов А.А.,Косулина Л.Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. 7 класс.-М.: Просвещение, 2008.

    3. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России, XIXвек. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2007г.

    4. История России XX-начала XXI века. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2008

Карты

  1. Атлас Отечественная история с древнейших времен до конца XVIII в. с комплектом контурным карт. - М.: «Картография»,2008.


пособия:

  1. Агафонов С.В. Схемы по истории России. 6 класс, 2007 г.

  2. Кадневский В. Тесты по истории России с древнейших времен до XVIII века. 6-7 кл.-М.: Рольф, 2001.

  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Тюляева Т.И. Контрольные и проверочные работы по истории России XX век, М., «Дрофа», 2002

  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Тюляева Т.И. Тесты по истории России XX век, М., «Дрофа», 2004

  5. Алексашкина Л.Н. История. Государственная итоговая аттестация по новой форме, 9 класс, М., «Экзамен», 2008


























Лист прохождения и контроля учебного материала по элективному курсу по истории ученика __________________ 9 «А» класса

2014-2015 учебный год



темы

понятия

даты

имена

карты

культуры

В

С

Наличие, знание конспекта

Общая отметка

Дата, роспись

1











2











3











4











5











6











7











8











9











10











11











12











13











14











15











16











17











18











19











20











21











22











23











24















Тренировочные тесты и диагностические работы в формате ГИА

дата

Тема,

№ теста

Количество баллов


Общее количество баллов

оценка

роспись

А

Б

С













































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Элективный курс по истории России. Система подготовки к ГИА по истории

Автор: Горбунова Нина Ивановна

Дата: 25.06.2014

Номер свидетельства: 108495


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства