Технология критического мышления на уроках истории
Технология критического мышления на уроках истории
?Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю
?Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана в конце XX века и представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность.
Б.Шоу
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Технология развития критического мышления позволяет реализовать системно - деятельностный подход в условиях внедрения ФГОС
.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю
Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана в конце XX века и представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией
Цель технологии РКМ
Воспитание личности, которая способна использовать приобретаемые в течение жизни знания в различных сферах деятельности в соответствии с общественными ценностями.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
Развитие умения анализировать полученную информацию
Через ТРКМ формируются:
ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ –ТРЕХФАЗОВАЯ СТРУКТУРА УРОКА:ВЫЗОВ, ОСМЫСЛЕНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ:
1-я стадия
2-я стадия
Вызов:
3-я стадия
Реализация смысла:
актуализация имеющихся знаний
пробуждение интереса к получению новой информации
постановка учеником собственных целей обучения
Рефлексия:
получение новой информации
умение соотносить старые знания с новыми
размышление, рождение нового знания
постановка учеником новых целей обучения
СТАДИИТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы
Возможные приемы и методы
Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ
Составление списка известной информации, рассказ- предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): понятийное колесо, стратегия ЗХУ, таблицы
Стадия «Вызов»Приём «ПОНЯТИЙНОЕ КОЛЕСО»
Урок обществознания, 8 классТема «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО»
Стадия «Вызов»Приём ЗХУ
«З» знаем
«Х» хотим узнать
Узнали
Прием ЗХУ на уроке историидревнего мира в 5 классе
«З» знаем
«Х» хотим узнать
Кто такие археологи
Узнали
Как работают археологи
Что такое исторические источники
Как находят археологические памятники
Какие существуют виды исторических источников
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ (реализации)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Сохранение интереса к теме при работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
Возможные приемы и методы
Чтение текста с использованием предложенных учителем активных методов чтения с ведением записей по мере осмысления новой информации
Методы активного чтения:
маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?»
ведение различных записей типа двойных дневников
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
СТАДИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА
Приём INSERT
I
interactive
N
noting
S
самоактивизирующая
system
Е
«V» - уже знал
effective
R
системная разметка
Т
reading and
«+» - новое
для эффективного
«-» - думал иначе
thinking
чтения и
«?» - не понял, есть вопросы
размышления
Урок истории, 7 классТЕМА:«Великие географические открытия и их последствия»
Значки
Ключевые слова
Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию
+
Конкиста – завоевание
–
Колония – территория, потерявшая независимость
Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов
?
Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары
Прием «Фишбоун»(РЫБНАЯ КОСТЬ)
причина
причина
ПРОБЛЕМА
ВЫВОД
факты
факты
Урок истории, 6 классТема: «Феодальная раздробленность на Руси»
Междоусобные войны и борьба за киевский престол
Усиление экономической мощи отдельных земель
Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами
Начало распада Древней Руси
Раздробленность на Руси была неизбежна
Различия территорий по природным и хозяйственным условиям
Не был определен порядок наследования киевского престола
Натуральное хозяйство
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ТВОРЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА
АНАЛИЗ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИЗУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Возможные приемы и методы
Умение соотносить «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления
возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
Мой опыт работы может использоваться в каждой школе, в каждом коллективе. Он доступен по форме и средствам воплощения. Надеюсь, мои знания, мой опыт поможет моим коллегам расширить свои педагогические возможности.