kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология критического мышления на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

?Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю

?Технология развития критического мышления через чтение и письмо  была разработана в конце XX века и представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология критического мышления на уроках истории »

МБОУ СОШ № 8 г. Чехов Московская область МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ  (представление опыта работы) БЕСПАЛОВА ОКСАНА ВИКТОРОВНА учитель истории и обществознания I квалификационная категория 2014 год

МБОУ СОШ № 8

г. Чехов Московская область

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (представление опыта работы)

БЕСПАЛОВА ОКСАНА ВИКТОРОВНА

учитель истории и обществознания

I квалификационная категория

2014 год

Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность.   Б.Шоу

Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность.  

Б.Шоу

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ   Технология развития критического мышления позволяет реализовать системно - деятельностный подход в условиях внедрения ФГОС   .

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Технология развития критического мышления позволяет реализовать системно - деятельностный подход в условиях внедрения ФГОС  

.

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

  • Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю
  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана в конце XX века и представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией
Цель технологии РКМ Воспитание личности, которая способна использовать приобретаемые в течение жизни знания в различных сферах деятельности в соответствии с общественными ценностями.

Цель технологии РКМ

Воспитание личности, которая способна использовать приобретаемые в течение жизни знания в различных сферах деятельности в соответствии с общественными ценностями.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

  • Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу
  • Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления
  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
  • Развитие умения анализировать полученную информацию
Через ТРКМ формируются:

Через ТРКМ формируются:

ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ –  ТРЕХФАЗОВАЯ СТРУКТУРА УРОКА:  ВЫЗОВ, ОСМЫСЛЕНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ: 1-я стадия 2-я стадия Вызов: 3-я стадия Реализация смысла: актуализация имеющихся знаний пробуждение интереса к получению новой информации постановка учеником собственных целей обучения Рефлексия:

ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ – ТРЕХФАЗОВАЯ СТРУКТУРА УРОКА: ВЫЗОВ, ОСМЫСЛЕНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ:

1-я стадия

2-я стадия

Вызов:

3-я стадия

Реализация смысла:

  • актуализация имеющихся знаний
  • пробуждение интереса к получению новой информации
  • постановка учеником собственных целей обучения

Рефлексия:

  • получение новой информации
  • умение соотносить старые знания с новыми
  • размышление, рождение нового знания
  • постановка учеником новых целей обучения
СТАДИИ  ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

СТАДИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

СТАДИЯ ВЫЗОВА Деятельность учителя Деятельность учащихся Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы Возможные приемы и методы Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ Составление списка известной информации, рассказ-  предположение по ключевым словам;  систематизация материала (графическая): понятийное колесо, стратегия ЗХУ, таблицы

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Возможные приемы и методы

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Составление списка известной информации, рассказ- предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): понятийное колесо, стратегия ЗХУ, таблицы

Стадия «Вызов»  Приём «ПОНЯТИЙНОЕ КОЛЕСО»

Стадия «Вызов» Приём «ПОНЯТИЙНОЕ КОЛЕСО»

Урок обществознания, 8 класс  Тема «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО»

Урок обществознания, 8 класс Тема «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО»

Стадия «Вызов»  Приём ЗХУ «З» знаем «Х» хотим узнать Узнали

Стадия «Вызов» Приём ЗХУ

«З» знаем

«Х» хотим узнать

Узнали

Прием ЗХУ на уроке истории  древнего мира в 5 классе «З» знаем «Х» хотим узнать Кто такие археологи Узнали Как работают археологи Что такое исторические источники Как находят археологические памятники Какие существуют виды исторических источников

Прием ЗХУ на уроке истории древнего мира в 5 классе

«З» знаем

«Х» хотим узнать

Кто такие археологи

Узнали

Как работают археологи

Что такое исторические источники

Как находят археологические памятники

Какие существуют виды исторических источников

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ (реализации) Деятельность учителя Деятельность учащихся Сохранение интереса к теме при работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Возможные приемы и методы Чтение текста с использованием предложенных учителем активных методов чтения с ведением записей по мере осмысления новой информации Методы активного чтения:

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ (реализации)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сохранение интереса к теме при работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Возможные приемы и методы

Чтение текста с использованием предложенных учителем активных методов чтения с ведением записей по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

  •   маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?»
  • ведение различных записей типа двойных дневников
  • поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
СТАДИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА   Приём INSERT I interactive N noting S самоактивизирующая system Е «V» - уже знал effective R системная разметка Т reading and «+» - новое для эффективного «-» - думал иначе thinking чтения и «?» - не понял, есть вопросы размышления

СТАДИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА

Приём INSERT

I

interactive

N

noting

S

самоактивизирующая

system

Е

«V» - уже знал

effective

R

системная разметка

Т

reading and

«+» - новое

для эффективного

«-» - думал иначе

thinking

чтения и

«?» - не понял, есть вопросы

размышления

Урок истории, 7 класс  ТЕМА:  «Великие географические открытия и их последствия» Значки Ключевые слова  Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию + Конкиста – завоевание – Колония – территория, потерявшая независимость Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

Урок истории, 7 класс ТЕМА: «Великие географические открытия и их последствия»

Значки

Ключевые слова

Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию

+

Конкиста – завоевание

Колония – территория, потерявшая независимость

Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов

?

Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

Прием «Фишбоун»  (РЫБНАЯ КОСТЬ) причина причина  ПРОБЛЕМА ВЫВОД факты факты

Прием «Фишбоун» (РЫБНАЯ КОСТЬ)

причина

причина

ПРОБЛЕМА

ВЫВОД

факты

факты

Урок истории, 6 класс  Тема: «Феодальная раздробленность на Руси» Междоусобные войны и борьба за киевский престол Усиление экономической мощи отдельных земель Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Начало распада Древней Руси Раздробленность на Руси была неизбежна Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Не был определен порядок наследования киевского престола Натуральное хозяйство

Урок истории, 6 класс Тема: «Феодальная раздробленность на Руси»

Междоусобные войны и борьба за киевский престол

Усиление экономической мощи отдельных земель

Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами

Начало распада Древней Руси

Раздробленность на Руси была неизбежна

Различия территорий по природным и хозяйственным условиям

Не был определен порядок наследования киевского престола

Натуральное хозяйство

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • ТВОРЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА
  • АНАЛИЗ
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ  ИЗУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ Деятельность учителя Деятельность учащихся Вернуть учащихся к первоначальным записям-  предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Возможные приемы и методы Умение соотносить «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Возможные приемы и методы

Умение соотносить «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления

  •   возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • организация различных видов дискуссий;
  • написание творческих работ: синквейны, эссе ; т.д.
Синквейн на уроке обществознания 8 кл. Тема: БОГАТЫЕ 1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) богатство 2 строка: Описание темы (два прилагательных) материальное, нематериальное 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) получать, выиграть, заработать 4 строка:  Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов) богатство – вода, пришла и ушла 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы) изобилие

Синквейн на уроке обществознания 8 кл. Тема: БОГАТЫЕ

1 строка:

Тема одним словом (обычно существительное)

богатство

2 строка:

Описание темы (два прилагательных)

материальное, нематериальное

3 строка:

Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)

получать, выиграть, заработать

4 строка:

Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)

богатство – вода, пришла и ушла

5 строка:

Повторение сути темы одним словом (синоним темы)

изобилие

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • РОЖДЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ

МУЗЕЙ ПАМЯТИ  ВСТРЕЧИ С ВЕТЕРАНАМИ

МУЗЕЙ ПАМЯТИ ВСТРЕЧИ С ВЕТЕРАНАМИ

СОТРУДНИЧЕСТВО  С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ  ЧЕХОВСКОГО БЛАГОЧИНИЯ

СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЧЕХОВСКОГО БЛАГОЧИНИЯ

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ Я ЗНАЮ Я УМЕЮ Я МОГУ Я ДЕЛАЮ Я ХОЧУ СЧАСТЛИВЫЙ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ

Я ЗНАЮ

Я УМЕЮ

Я МОГУ

Я ДЕЛАЮ

Я ХОЧУ

СЧАСТЛИВЫЙ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Мой опыт работы может использоваться в каждой школе, в каждом коллективе. Он доступен по форме и средствам воплощения. Надеюсь, мои знания, мой опыт поможет моим коллегам расширить свои педагогические возможности.

Мой опыт работы может использоваться в каждой школе, в каждом коллективе. Он доступен по форме и средствам воплощения. Надеюсь, мои знания, мой опыт поможет моим коллегам расширить свои педагогические возможности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Технология критического мышления на уроках истории

Автор: Беспалова Оксана Викторовна

Дата: 22.08.2015

Номер свидетельства: 226395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Разработка урока в рамках технологии критического мышления по теме «Опасные вещества. Средства бытовой химии». "
    ["seo_title"] => string(126) "razrabotka-uroka-v-ramkakh-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-po-tiemie-opasnyie-vieshchiestva-sriedstva-bytovoi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "152279"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420820233"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Урок литературы по технологии "Критическое мышление": "Подвиг любви бескорыстной" в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины""
    ["seo_title"] => string(135) "urok-litieratury-po-tiekhnologhii-kritichieskoie-myshlieniie-podvigh-liubvi-bieskorystnoi-v-poemie-n-a-niekrasova-russkiie-zhienshchiny"
    ["file_id"] => string(6) "301624"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456946098"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок в рамках технологии критического мышления -Культура Древней Руси "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-v-ramkakh-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-kul-tura-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "173546"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424006646"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Конспект урока по истории древнего Казахстана  "Обобщающий урок по теме эпоха бронзы" по технологии критического мышления через чтение и письмо""
    ["seo_title"] => string(150) "konspiekturokapoistoriidrievnieghokazakhstanaobobshchaiushchiiurokpotiemieepokhabronzypotiekhnologhiikritichieskoghomyshlieniiachieriezchtieniieipismo"
    ["file_id"] => string(6) "255814"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448005681"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(303) "Педагогический проект Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания через использование технологии критического мышления"
    ["seo_title"] => string(80) "pedagogicheskii_proekt_aktivizatsiia_myslitelnoi_deiatelnosti_obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "539273"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1581458117"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства