Верхне –Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
Педагогический проект
Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания через использование технологии критического мышления
Автор:
Богданова Ольга Станиславовна
учитель истории и обществознания
Верхне-Гуторовского филиала
МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
2020 г.
Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания через использование технологии критического мышления
1.Анализ ситуации
В соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша Новая школа» главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Новая система школьного исторического и обществоведческого образования, которая создается в России, формируется на основе ряда важнейших принципов:
-направленность на гражданское образование и воспитание школьников;
-учёт как потребностей общества, так и интересов обучающихся в формировании содержания курса;
-органическое соединение научных знаний о личности и обществе с рассмотрением вопросов их практического использования;
-комплексность в рассмотрении проблем личности и общества.
Эти принципы отражают новые теоретические и прикладные задачи, стоящие перед школьным гуманитарным образованием. Возникает необходимость в изменении сущности, типа образовательного процесса. Ведь для обучающихся сегодня становится всё более актуальным не просто процесс научения, не только знания, а учение и самообразование, при котором знания и умения являются средствами развития и саморазвития личности.
Наряду с обновлением содержания курсов истории и обществознания требуется и поиск наиболее эффективных методик и форм работы учителя. Современные технологии обучения и воспитания должны не просто способствовать усвоению новой информации, но и формировать интеллектуальные умения, активизировать мыслительную деятельность, помогать обучающимся «конструировать собственные знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». А значит, основной упор должен быть сделан на свободном развитии вместо попытки формировать каждую личность по заданному стандарту.
Актуальность проблемы
Всё сказанное выше позволяет признать опыт по активизации мыслительной деятельности не только актуальным и значимым на сегодняшний день, но и представляющим практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе. Ведь общеизвестно, что знания, полученные репродуктивным путем, с использованием объяснительно-иллюстративных методов, очень быстро забываются, тогда как критическое мышление, понимаемое не негативно, а позитивно, служит толчком к самостоятельной работе, к рассмотрению самой сути изучаемого события, процесса или явления. А знания, добытые путём умственных усилий, путём поиска и разрешения противоречий не только становятся интеллектуальной собственностью, но и дают возможность для формирования личности в целом. Таким образом, существует противоречие между необходимостью воспитания хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к анализу общественной проблематики, поиску и использованию решений проблем, стоящих перед обществом и всё больше нарастающая инфантильность современной молодежи;
Выявление проблемы
Поэтому, работая над проектом, я выделила следующую проблему: как воспитать критически мыслящего человека, готового жить в мире неоднозначном, мире меняющемся и способного «воспринимать как само собой разумеющееся то, что люди расходятся во мнениях и убеждениях, и относиться к этому обстоятельству не как к досадной человеческой слабости, а как к возможности для познания.
Таким образом, активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания через использование технологии критического мышления является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Новизна опыта заключается в адаптации технологии критического мышления в условиях сельской школы.
Цель и задачи
Цель моего проекта - способствовать развитию мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни формировать стремление к сотрудничеству, умение слушать и слышать других.
Для достижения данной цели я определила ряд задач:
Развивать умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны событий и явлений;
Формировать у обучающихся понимание закономерностей общественного развития;
Ориентировать школьников не только на усвоение фактов, но и на постижение связей между ними, на логическое познание истории, на связь событий прошлого с современностью;
Способствовать становлению важных навыков поведения и черт личности, в том числе любознательности, толерантности, способности сопереживать другим людям, активной гражданской позиции.
Можно предположить, что реализация данного проекта приведёт к повышению уровня качества знаний, к созданию условий для разностороннего развития личности, формированию способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности, активизации мотивации к обучению.
Реализация проекта
Когда я решила работать над данной темой, я обращалась к публикациям американских и российских педагогов, работающих в рамках проекта Института «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Этот проект разработали американские педагоги Дж. Стил, К. Меридит, Ч. Темпл и С. Уолтер. Он реализуется более чем в 16 странах мира с 1997 года, а с 2000 года и в пяти российских регионах: Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске при поддержке Консорциума Демократической педагогики и Международной читательской Ассоциации.
Ольга Громова, преподаватель из Москвы, в статье «Критическое мышление - как это по-русски?» показывает родственную связь технологии критического мышления с основами российской системы развивающего обучения, которая базируется на идеях Л. Выготского, М. Гальперина, П. Лейбенгруба и многих других ведущих советских педагогов и психологов. Главная цель этой технологии, по мнению автора, обучение «общению и сотрудничеству со всеми людьми, подготовка граждан открытого общества».
Прежде чем начать использовать данный проект в работе я выяснила, что особенностями критического мышления являются:
1.Индивидуальный характер и самостоятельность. Ученики должны иметь достаточно свободы, думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы, формулируя свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.
2.Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически, традиционный процесс мышления благодаря критическому мышлению становится не только осмысленным, но и непрерывным и продуктивным.
3.Постановка вопросов, уяснение проблем, которые нужно решить. Подлинный познавательный процесс характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. «Благодаря критическому мышлению учение из рутинной школярской работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой обучающиеся проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем» .
4.Убедительная аргументация. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также осознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
5.Критическое мышление есть мышление социальное. «Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию» Любой критический мыслитель должен обладать качествами, необходимыми для продуктивного обмена мнениями: терпимостью, умением слушать других, ответственностью за собственную точку зрения.
За счёт использования на занятиях всевозможных видов парной и групповой работы, проведения дебатов и дискуссий, других методов обучения можно значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.
Основы методики критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление).
Стадию вызова называют пробуждением, потому что она способствует актуализации имеющихся знаний и пробуждению интереса к получению новой информации. На стадии вызова у обучающихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке, что создает необходимый внутренний мотив к процессу учения.
Вторая стадия - осмысление - дает возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Я считаю, что в процессе реализации этой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность обучающихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле большое значение имеет качество отобранного материала. На этой стадии обучающиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при её наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. А также они готовятся к анализу и обсуждению услышанного и прочитанного.
Третья стадия- рефлексия – позволяет обучающимся осмыслить всё то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами. Этот анализ будет полезен, если он будет обращён в словесную или письменную форму.
В технологии критического мышления я использую как традиционные способы и приёмы, позволяющие активизировать познавательную деятельность обучающихся, так и специфические, разработанные авторами данной технологии.
Так, на стадии вызова, когда обучающиеся вспоминает уже известную ему информацию по изучаемой теме или делает предположения по неизвестному вопросу, а также определяет цели и задачи своей деятельности, обретая мотивацию для дальнейшей работы, целесообразно использовать такие приёмы и методы, как: мозговой штурм, ассоциативная таблица, составление кластера, рассказ-предположение по ключевым словам, верные и неверные утверждения и др.
Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. На этой стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа, лекция), работа ведется индивидуально или в парах. Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. В процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам. Чтобы сохранить интерес к теме нужно использовать приёмы стимулирования внимания и активности: проблемные вопросы по ходу объяснения или рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии. Интерес представляет такой приём, как «лови ошибку». Его суть в том, что учитель, объясняя материал, намеренно допускает ошибки, а ученики должны их обнаружить в ходе слушания. Либо можно предложить учащимся текст со специально допущенными ошибками и по ходу работы они должны их исправить.
На стадии рефлексии идёт творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. На данном этапе целесообразно вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания. У учащихся появляется возможность соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Работа ведётся индивидуально - в парах- группах. На стадии рефлексии « работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы, кластеры способствуют установлению причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям становится основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, написания эссе, синквейнов - пятистиший, организации круглых столов, дискуссий, деловых игр.
Ожидаемые результаты
Результатами применения данного проекта являются:
-Перевод организации учебно-воспитательного процесса из субъектно-объектных отношений в плоскость субъектно-субъектного сотрудничества учителя и ученика.
- Решительные шаги к открытости, вариативности, деполитизации учебных занятий.
- Отказ от механического усвоения учебного материала, ориентированность обучения и воспитания на конкретную личность ученика, что способствует приобретению школьниками прочных знаний и практических умений и навыков, умению самостоятельно приобретать знания.
-Повышение интереса учащихся к изучению истории и обществознания, что выражается в их желании участвовать в олимпиадах, различных конкурсах
Мой проект рассчитан на 5 лет. Он может быть использован учителями – предметниками гуманитарного цикла при условии знакомства с основами технологии критического мышления и при условии принятия личностных целей, запросов и интересов учащихся, уважения их личности и достоинства.
В реализации данного проекта мне помогают следующие ресурсы
Нормативно-правовое обеспечение федерального и регионального значения.
Устав лицея
Моё педагогическое образование
Курсы повышения квалификации на базе КИНПО, КГУ.
Стаж моей педагогической деятельности.
Нам, преподавателям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологии развития критического мышления.
Список литературы:
Бондаренко С.М. Урок - творчество учителя. - М., 1985.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? - М, 1991.
Ворожейкина Н.И. Активизация учебной деятельности. – М., 1988.
Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории. – М.,1978.
Иванова А.Ф. Нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. - № 8, 1994.
Курочкина Н.А. Развитие познавательных интересов школьников на уроках истории. - Великий Новгород, 2007.
Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. – М., 1982
Манданова Е.С. Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников // История и обществознание в школе. - № 10, 2006.
Методика обучения истории в средней школе / Под ред. Дайри Н.Г. – М., 1978.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000. - с. 272.
Челышева И.В. Развитие познавательных интересов школьников в условиях компьютеризации современного образования. - Таганрог, 2006.