Просмотр содержимого документа
«Суммативное оценивание по истории Казахстана 7 класс за 4 четверть»
Характеристика заданий суммативного оценивания за IV четверть
Раздел
Проверяемая цель
Уровень мыслительных навыков
Кол. заданий*
№ задания*
Тип задания*
Время на выполнение, мин*
Балл*
Балл за раздел
Культура Казахстана в
XIX- начале XX веков
+7.2.3.1 Определять историческое значение научного наследия Ш.Уалиханова
Навыки высокого порядка
1
1
КО
10
4
25
+7.2.2.2 Оценивать деятельность А. Кунанбаева как акына, мыслителя, общественного деятеля
Навыки высокого порядка
1
2
РО
13
5
+7.2.3.3 Оценивать вклад Ы. Алтынсарина в развитие просвещения
Навыки высокого порядка
1
3
РО
6
6
+7.2.2.1 оценивать ценность народного фольклора и музыкальных произведений как исторических источников;
Применение
1
4
КО
8
4
+7.2.2.3 Описывать особенности национальных музыкальных инструментов
Знание и понимание
11
5
МВО
8
6
ИТОГО
5
-
-
45
25
25
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
Примечание
СОЧ составлен согласно спецификации от 2020 г., актуален с 2021-2022 уч года.
Все цели соответствуют Приказу 399
КОД: 7_ИК_4___
Класс: 7 «____»
Дата
Балл________/25
Задания суммативного оцениванияза IV четверть по предмету «История Казахстана»
1 вариант
Задание 1. Оцените историческое значение научного наследия Ш.Уалиханова, используя цитату академика Н. И. Веселовского. Согласны ли вы с мнением академика. Выскажите свою позициюПриведите три примера в подтверждение своей позиции. (4 б)
«Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь».
Академик Н. И. Веселовский
Ваша позиция _____ 1 пример===== 2 пример__________ 3 пример ______
Задание 2. Проанализировать деятельность А.Кунанбаева как акына, мыслителя, общественного деятеля (не менее 3 аргументов). Сделай вывод (4 б)
Задание 5. Соотнесите название музыкальных инструментов с их характеристикой (7 бал)
1
двухструнный смычковый инструмент
A
асатаяк
2
духовой инструмент пастухов
B
дангыла
3
инструмент из древесины, с металлическими колокольчиками
C
домбыра
4
семиструнный инструмент
D
дыбыл
5
ударно-шумовой инструмент
E
жетыген
6
ударный музыкальный инструмент с цилиндрическим корпусом
F
кылкобыз
7
щипковый струнный инструмент
H
сыбызгы
1
2
3
4
5
6
7
КОД: 7_ИК_4___
Класс: 7 «____»
Дата
Балл ______/25
Задания суммативного оценивания за IV четверть по предмету «История Казахстана»
2 вариант
Задание 1. Опишите значимость наследия Шокана Уалиханова в деле изучения культуры тюркских народов. (4 бал)
А) Укажите не менее 3-х аргументов о значимости наследия Шокана Уалиханова.
В) Приводите факты о влиянии трудов Шокана Уалиханова на изучение культуры тюркских народов.
Задание 2. Оцените деятельность А. Кунанбаева как акына, мыслителя, общественного деятеля, используя ПОПС формулу (5 бал)
П – позиция , «Я считаю…» О – обоснование, «Потому что
П – примеры , «Я могу доказать это на примере…», Например , в трудах …..» (не менее 2-х)
С – следствие(суждение или умозаключение): «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…»
Задание 3. Проанализируйте исторические источники и используя полученные знания, выполните предложенные задания (6 бал) «Школы – это главные пружины образования»
«На нашу долю теперь выпало самое тяжёлое, ответственное время, когда всё надо еще создавать, вводить эти нововведения в тёмную среду и освещать всё, насколько хватит у нас сил и уменья... Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных уездных и областных волостей». « Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей …. мальчики эти за какие-то три месяца выучились читать и писать»
(Ы. Алтынсарин)
1.Почему Ыбырай Алтынсарин является просветителем? (приведите не менее 2-х примеров)1.____2.__
2. В чем вы видите ценность деятельности Ыбырая Алтынсарина, приведите и обоснуйте
не менее 4 аргументов 1._________2.________3.__________4.______
Задание 4. Прочитайте фрагменты из песен о восстании Кенесары Касымова. и выполните предложенные задания (4 б)
А) «Сколько пушки в крепость ни стреляли,
Ядра падали с горы обратно
И самих стрелявших убивали».
В) «Кенесары был убежищем для бездомных,
Приютом для бескровных»
С) «Говорит всего лишь два слова:
Первое — гремело железом,
А второе — огнем полыхало».
D) «Баи предавали казахскую свободу,
Баи с генералами братались,
Царские подарки принимали».
1.Приведите два аргумента, раскрывающих значение данных фрагментов как исторического источника.
2.Подтвердите их двумя примерами из песен.
Задание 5. Напишите название инструмента и область применения(6 б)
Национальный инструмент
Название
Применение
Схема выставления баллов 1 вариант
№ задания
ответ
балл
Дополнителинформац
1
Позиция
Идеи Уалиханова о необходимости просвещения, образования, науки для развития народа, его активная деятельность в этом направлении были прогрессивными и имели благотворное влияние на развитие общественной мысли в Казахстане. Труды Уалиханова печатались и в Лондоне, и в Берлине.
Примеры
«Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды», «Киргизское (казахское — Ш. С.) родословие», «О формах казахской народной поэзии», «Исторические предания о батырах XVIII века»
«Дневник поездки на Иссык-Куль», «Заметки по истории южно-сибирских племен», «Дневник поездки в Кульджу», «Очерки Джунгарии», «Записки о судебной реформе», «Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи» и другие
4
Принимаются альтернативные ответы соответствующие содержанию
2
Ақын
Писал стихи с детства
Мыслитель:
1.Беспокоило массовое обнищании казахов.
2. Призывал общество к труду
Общественный деятель :
1. Призывал казахов к знаниям и образованию.
2. Желал стремиться быть людьми благими, разумно мыслящими и справедливым.
Вывод
4
Принимаются альтернативные ответы соответствующие содержанию
3.
ПОЗИЦИЯ – Я считаю, что Ибрай Алтынсарин внес вклад в сфере женского образования, в сфере обеспечения учительскими кадрами в сфере методического обеспечения учебной литературой, в сфере руководства отделом просвещения.
ОБОСНОВАНИЕ – так как, потому, что просветитель первым вопрос об организации женского образования в Казахстане.
ПРИМЕРЫ- могу привести факт о том, что Ы.Алтынсарин в 1883 году добился открытия казахской учительской семинарии в Орске, придавал огромное значение подбору кадров из коренного населения. При поддержке Ы.Алтынсарина были открыты женские училища в Иргизе, Тургае ,Костанае,Актюбинске в 1891-1896 гг.
СЛЕДСТВИЕ – в связи с этим, таким образом Ы.Алтынсарин был выдающимся общественным деятелем, просветителем ,педагогом, писателем и поэтом, основоположником профессионального народного образования и просвещения в Казахстане. Казахский народ признал в нем «Учителя учителей».
6
Принимаются альтернативные ответы соответствующие содержанию
4
Допускаются различные верные ответы
4
1F)кылкобыз
2H)сыбызгы
3A)асатаяк
4E)жетыген
5B)дангыла
6D)дыбыл
7C)домбыра
7
1 балл за каждый правильный
Итого
25
Схема выставления баллов 2 вариант
№ задания
ответ
балл
Дополнительная информация
1
Научное наследие Ш. Ш. Уалиханова — «Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды», «Киргизское (казахское — Ш. С.) родословие», «О формах казахской народной поэзии», «Исторические предания о батырах XVIII века»
«Дневник поездки на Иссык-Куль», «Заметки по истории южно-сибирских племен», «Дневник поездки в Кульджу», «Очерки Джунгарии», «Записки о судебной реформе», «Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи» и другие
Факты
4
Учащийся приводит любые 3 из произведен ий Ш.Уалихан ова.
2
Позиция Приводит свою позицию
Значительным вкладом Абая в развитие общественной мысли явились «Слова назидания» — «Гаклия». Важную роль эти заветы сыграли в приобщении молодежи к духовным истокам народной мудрости. Центральная идея «Слов назидания» — вера в торжество гуманистических идеалов, в безграничные возможности родного народа. В 1880-е гг. появляются стихи Абая Кунанбаева. Он занимался переводами стихотворений И. А. Крылова, А. С. Пушкина, Иоганна Гёте и Джорджа Байрона. Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии. Он ввёл в казахское стихосложение новые размеры и рифмы. Им было создано около 170 стихотворений и 56 переводов. Музыкальный дар поэта нашел свое отражение в лирических песнях: «Айттым сәлем, Каламкас», «Қор болды жаным», «Сұрғылт тұман», «Ата-анаға көз қуаныш», «Татьянаның хаты» и др
5
1 балл за правильный ответ
3.
1) -способствовал развитию светского образования
- особое внимание уделял подготовке педагогов
-придавал большое значение методики преподавания
2) - открыл школы для казахских детей
- основоположник женского образования, открыл школы-интернаты для девушек
- способствовал профессиональному образованию молодежи, открыл ремесленные, сельскохозяйственные школы
- создавал методическую литературу, написал два пособия
- внес вклад в литературу, переводил произведения на казахский язык, был поэтом
6
1 балл за верный ответ. Принимаются альтернативные ответы соответствующие содержанию
4
Допускаются различные верные ответы
4
5
1-Дауылпаз
2-Кобыз
3-Дудыга
Дауылпаз- применялся во время военных походов, как метод психологической атаки.
Кобыз- в древности знахари использовали во время лечения созывая духов
Дудыга- использовали военноначальники и батыры. Считался священным инструментом