В наше время наиболее важной задачей является воспитание духа патриотизма, который начинается с изучения родного края. Эта задача актуальна, так как у молодого поколения наблюдается равнодушие к истории своей родной земли. Я уделяю большое внимание воспитанию патриотизма через краеведческую работу. В рамках этой работы я использую потенциал музеев как городских, так и школьных.
Музей как хранитель памяти обладает неограниченными возможностями - познавательными и творческими - для организации краеведческой работы
Проживая рядом с историческими местами, школьники не проявляют интереса к прошлому. И моя задача как учителя истории — разбудить этот интерес. Историко-краеведческую работу я веду на уроках, на внеурочных и внеклассных мероприятиях, а также в тесном сотрудничестве с мемориально-историческим музеем Волгограда. Мим расположен в бывшем особняке известных царицынских купцов и меценатов Репниковых. Является образцом «русского стиля». Здание музея – памятник архитектуры и истории. У входа в музей установлены памятники жителям Царицына - участникам первой мировой войны и памятник полному георгиевскому кавалеру, герою Советского Союза Константину Иосифовичу Недорубову. Ведущая тема музея - история Гражданской войны 1917-1920 на юге России. В пяти музейных залах в постоянной экспозиции выставлено более 1000 экспонатов. Также демонстрируются и сменные выставки по тематике музея.
Почему я выбрала тему гражданской войны?
Пожалуй, самая жестокая и кровопролитная гражданская война была в России. И если мы часто вспоминаем страшные страницы Великой Отечественной войны, то о событиях Гражданской войны замалчиваем.
Работа с музеем ведется по плану. Мои ученики с удовольствием посещают экскурсии в музее. Экскурсии носят интерактивный характер.
В сотрудничестве с музеем на протяжении ряда лет ведется исследовательская работа по изучению событий Гражданской войны. После посещения экскурсий
среди моих учеников всегда находятся те, кому интересно открывать новые страницы в истории родного края.
Ежегодно мои воспитанники успешно участвуют в областных конкурсах «Трагедию и легенду творила история» и « Нет оправдания войне и никогда не будет», которые организует и проводит музей.
Написать действительно интересную исследовательскую работу непросто. При этом ребята получают новые знания, навыки накопления информационного сбора материала и его систематизации, учатся выступать перед аудиторией, защищать свое мнение.
Самыми интересными работами для меня и для ребят стали следующие краеведческие исследования:
- Сталин в окопах Воропоново. Воропоново – так назывался наш поселок им. Максима Горького до середины 20 века. Политическая карьера Сталина, как известно, начиналась в Царицыне. Исследование посвящено пребыванию Сталина на позициях в районе станции Воропоново
- История одного боя за станцию Воропоново
- Солдат революции Булаткин (о взлетах и падениях в жизни командарма Константина Булаткина)
- Открытка с аукциона (реконструкция судьбы казачьего офицера Персидского по фотографии, выставленной на аукцион)
Участвовали в проектной деятельности, посвященной 100- летию Первой мировой войны.
Занимаются распространением своего краеведческого опыта работы не только мои учащиеся, но и я как руководитель этой работы. В 20018 — 2019 учебном году обобщала уже свой опыт работы по краеведению, когда принимала участие в региональном турнире учительских клубов « Лучшее от лучших: на пути к педагогическому успеху». Я провела мастер -класс для учителей волгоградской области по краеведению.
И самое важное, что даёт краеведческая работа: духовное, нравственное воспитание, чего так не хватает сегодня, учит не быть «Иванами, родства не помнящими», любить свои корни, свою Родину, гордиться подвигами своих земляков и брать с них пример во всём.