kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник работы по истории Казахстана

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВВЕДЕНИЕ

«История - это проявление души народа, его золотой запас» (Т.И.Гончаров).  Обращение к истории – средство познания действительности. «Народ умирает, когда становится населением, а населением он становится тогда, когда забывает свою историю» (Ф.Абрамов).

История нашего народа – это уникальный духовный опыт,  богатейшие интеллектуальные и нравственно – эстетические силы, неисчерпаемые душевные россыпи и энергия творческого ума.

Однако прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни предшествующих поколений было немало негативного. Изучение истории призвано помочь нам преодолеть то, что было отрицательно в прошлом. Следовательно, изучать историю – это не значит запоминать прошедшее и пересказывать содержание исторического материала. Изучать историю – значит осмысливать прошедшее, делать выводы, познавать законы общественного бытия.

Предлагаемое методическое пособие начинается с уроков, в основу которых положен метод структурирования изучаемого материала на основе системного подхода.

Школьники, как и все люди вообще, мыслят по – разному: у одних абстрактное, словесно – логическое мышление преобладает над образным.  Например, для школьника с преимущественным развитием наглядно – образного типа мышления трудности возникают там, где им приходится работать без наглядной опоры.

Настоящий сборник заданий  разработан с целью расширения и углубления знаний учащихся по истории Казахстана. По своей структуре данный сборник отражает главные вехи истории нашего Отечества с древнейших времен до современности. Для успешной сдачи тестов Единого Национального тестирования учащиеся должны показать достаточно глубокие и целостные знания по трём основным содержательным линиям исторического образования:

Историческое время – знание хронологий событий, умение прослеживать развитие событий во времени, цикличность в истории, синхронность и асинхронность (a — отрицание + греч. synchronos — одновременный) исторического движения;

Историческое движение – умение анализировать эволюцию трудовой деятельности человека, культуры, условия жизни и быта, социальные, демографические характеристики общества, важнейшие статистические данные, дающие характеристику событию, личности, процессу;

Историческое пространство – умение локализовать (ограничивать) события на карте, прослеживать динамику развития человечества, оценивать перспективу его развития.

Данный сборник заданий рекомендуется использовать при подготовке учащихся к ЕНТ по истории Казахстана.

Подготовка класса к ЕНТ по истории предполагает:

  • лекция учителя по теме с опорой на таблицу или краткий конспект;
  • домашняя подготовка школьников по учебникам «История Казахстана» (6-9 классы), а также учебно – методическому пособию для поступающих в ВУЗы «История Казахстана», - А.: Шын – китап,2012.
  • Проработка тестовых заданий прошлых лет по сборникам тестов.
  • Проверка в классе знаний учащихся по тематическим тестам, а также с использованием других заданий: «ассоциации», «сопоставьте» и др.

Автор не ставил целью подготовить таблицы и задания по всем изучаемым темам, а выделила узловые проблемы или темы, изучение которых представляет определённые трудности.

Надеюсь, что данное пособие окажет учителю истории помощь при подготовке школьников к ЕНТ по истории Казахстана.

Удачи вам и вашим ученикам!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«история Казахстана подготовка к ЕНТ»









ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

(сборник творческой работы по подготовки ЕНТ 10-11 классов)

методическая помощь для учителей общеобразовательных школ













редактор Игисенова Гаухар Жангирхановна

учитель истории I категории




























ВВЕДЕНИЕ

«История - это проявление души народа, его золотой запас» (Т.И.Гончаров). Обращение к истории – средство познания действительности. «Народ умирает, когда становится населением, а населением он становится тогда, когда забывает свою историю» (Ф.Абрамов).

История нашего народа – это уникальный духовный опыт, богатейшие интеллектуальные и нравственно – эстетические силы, неисчерпаемые душевные россыпи и энергия творческого ума.

Однако прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни предшествующих поколений было немало негативного. Изучение истории призвано помочь нам преодолеть то, что было отрицательно в прошлом. Следовательно, изучать историю – это не значит запоминать прошедшее и пересказывать содержание исторического материала. Изучать историю – значит осмысливать прошедшее, делать выводы, познавать законы общественного бытия.

Предлагаемое методическое пособие начинается с уроков, в основу которых положен метод структурирования изучаемого материала на основе системного подхода.

Школьники, как и все люди вообще, мыслят по – разному: у одних абстрактное, словесно – логическое мышление преобладает над образным. Например, для школьника с преимущественным развитием наглядно – образного типа мышления трудности возникают там, где им приходится работать без наглядной опоры.

Настоящий сборник заданий разработан с целью расширения и углубления знаний учащихся по истории Казахстана. По своей структуре данный сборник отражает главные вехи истории нашего Отечества с древнейших времен до современности. Для успешной сдачи тестов Единого Национального тестирования учащиеся должны показать достаточно глубокие и целостные знания по трём основным содержательным линиям исторического образования:

Историческое время – знание хронологий событий, умение прослеживать развитие событий во времени, цикличность в истории, синхронность и асинхронность (a — отрицание + греч. synchronos — одновременный) исторического движения;

Историческое движение – умение анализировать эволюцию трудовой деятельности человека, культуры, условия жизни и быта, социальные, демографические характеристики общества, важнейшие статистические данные, дающие характеристику событию, личности, процессу;

Историческое пространство – умение локализовать (ограничивать) события на карте, прослеживать динамику развития человечества, оценивать перспективу его развития.

Данный сборник заданий рекомендуется использовать при подготовке учащихся к ЕНТ по истории Казахстана.

Подготовка класса к ЕНТ по истории предполагает:

  • лекция учителя по теме с опорой на таблицу или краткий конспект;

  • домашняя подготовка школьников по учебникам «История Казахстана» (6-9 классы), а также учебно – методическому пособию для поступающих в ВУЗы «История Казахстана», - А.: Шын – китап,2012.

  • Проработка тестовых заданий прошлых лет по сборникам тестов.

  • Проверка в классе знаний учащихся по тематическим тестам, а также с использованием других заданий: «ассоциации», «сопоставьте» и др.

Автор не ставил целью подготовить таблицы и задания по всем изучаемым темам, а выделила узловые проблемы или темы, изучение которых представляет определённые трудности.

Надеюсь, что данное пособие окажет учителю истории помощь при подготовке школьников к ЕНТ по истории Казахстана.

Удачи вам и вашим ученикам!


Запиши и запомни



Казахстан в древности.

По археологической периодизации история делится на 4 эпохи:

1.Камня(Палеолит, Мезолит, Неолит)

2.Бронзы

3.Железа

4.Средневековья



I Эпоха камня

Палеолит:

1.Ранний (нижний) – 800-140 тыс. лет до н.э.

•В это время люди появились на территории Казахстана

•Самые ранние останки человека обнаружены в Кении (Африка), где проживал древнейший человек («человек умелый»)

•Древнейшие люди Казахстана – современник питекантропа (найден на острове Ява) и синантроп (найден в Китае)

•Древнейшие люди схожи с обезьянами – собирательством

•Главную информацию о культуре древнейших людей дают каменные орудия труда (речная галька)

•Орудия труда: чапер, рубило, отщепы

•В раннем палеолите возникло первобытное стадо – объединение для совместной защиты, нападения, охоты и собирательства

•Первые стоянки на территории Казахстана обнаружены в районе хребта Каратау (Южный Казахстан): Борыказган, Казангап, Шабакты, Карасу.



2.Средний палеолит (мустье) – 140-40 тыс. лет до н.э.

•Люди этого периода - современники неондертальца – который обнаружен в Германии

•Орудия труда: остроконечник, скребло

•Стоянки: Южный Казахстан: Токталы, Кзылрысбек, Умбулак. Центральный Казахстан: Обалысай, Музбель.

•Зародились религиозные верования



3.Поздний (верхний) палеолит – 40-12 тыс. лет до н.э.

•Появился человек современного вида – «человек разумный». Ископаемые останки «человека разумного» (кроманьонца) найден во Франции.

•Орудия труда: скребки, резцы, скобели, гарпуны, дротики, проколки

•Животные: мамонт

•Зародилась родовая община

•Появилось искусство

•Стоянки: Южный Казахстан: Ачисайская стоянка. Центральный Казахстан: Батпак, Карабас, Ангренсор.





Мезолит (12-5 тыс. лет до н.э.):

•Появились вкладышевые орудия, лук, стрелы. С изобретением лука и стрел охота стала под силу небольшим группам и отдельным охотникам.

•Для охоты на пушного зверя использовались наконечники в виде шариков

•Человек освоил большие пространства благодаря передвижению животных

•Появились: Ловушки и силки, Рыболовные снасти и лодка, Бумеранг



Неолит (5-3 тыс. лет до н.э.)

•В этот период сложилась техника изготовления микролитов.

•Орудия труда: матыги, ступки-зернотерки

•В северо-восточном Прибалхашье орудия изготовлялись из яшмы и кварцитов

•Важная черта – возникновение производящего хозяйства (скотоводство и земледелие)

•Конец 3 тысячелетия до н.э. – земледелие перешло в горные и степные районы Казахстана.

•Зародилось горное дело, ткачество, гончарство (керамика с геометрическим орнаментом)

•Стоянки: Южный Казахстан: Саксаульская, Каракудук, Караунгурк. Западный Казахстан: Коктубек, Жагабулак. Восточный Казахстан: Усть-Нарын, Северный Казахстан, Иман- Бурлук, Батай

•Для погребения у села Железинка характерна кремация трупа



II Эпоха бронзы (2 – начало 1 тыс. до н.э.)

1.Ранняя бронза (XIIX – XVI в. до н.э.)

2.Средняя бронза (XV – XIII в. до н.э.)

3.Поздняя бронза (XIII – XII в. до н.э.)

•От Урала до Енисея сложилась Андроновская культура – одна из самых крупных для Европы и Азии, памятники культуры обнаружены у г. Ачинск

•В Центральном Казахстане найдено 30 поселений, 150 могильников

•В позднюю бронзу сложилась Бегазы Дандыбаевская культура.

•Технология получения бронзы изобретена во II-м тыс. до н.э.

•Центры древней металлургии: Центральный Казахстан, Восточный Казахстан

•В долине реки Атасу найдены плавильные печи

•При добычи руды в рыхлых породах использовался метод кайлования, а в плотных породах метод огневой проходки

•До начала I тыс. до н.э. «андроновцы» вели оседлый образ жизни и смешанное хозяйство (скотоводство и земледелие)

•Ведущая отрасль хозяйства – скотоводство

•Земледелие играло вспомогательную роль

•Земля обрабатывалась каменными мотыгами.

•Первую борозду у андроновцев проводил «царь».

•При косьбе применялся серп.

•В конце эпохи бронзы появилось кочевое и полукочевое скотоводство – существенный признак андроновской культуры.

•Отделение скотоводства от земледелия – первое общее разделение труда.

•Полукочевое скотоводство требовало постоянных жилишь на зимних стоянках.

•С переходом к кочевому скотоводству увеличилось количество животных в стадах (лошадей и овец).

•С переходом к скотоводству переходит семейная, а затем частная собственность и зарождается имущественная неравенство.

•Зарождаются жрецы – хранители древней культуры и знаний.

•На смену материнскому роду приходит отцовский род (патриархат)

•Керамика имела геометрический орнамент.

•Стоянки: Канай

•Появились поселения – предшественники (прототипы) городов – Аркаим (расположен на границе Костанайской и Челябенской областей)

•Жилища: землянки, полуземлянки, круглое жилище андроновцев считают прототипом юрты

•Для поздней бронзы характерен обряд сожжения, с мавзолеем.

•Сожжение покойника связано с культом огня.

•Археологический символ: серьги и подвески

•Крупное скопление наскальных рисунков найдены в Семиречье.

•В районе Каратау найдены рисунки изображающие 50 колесниц.

•Самый распространенный рисунок андроновцев – дикий бык (тур). Излюбленный сюжет – двугорбый верблюд (бактериан)

•Племена эпохи бронзы говорили на индоиранских языках.



III Эпоха железа (Саки, Сарматы)

Саки:

•Эпоха открытия и использования железа началась в IIX-VII в до н.э.

•В эпоху железа жили первые племенные объединения заселявшие основную часть Казахстана.

•Саки (VII-IV(III) века до н.э.): Тиграхауда – носящие остроконечные шапки (Семиречье). Хаомаварга – (долина р. Мургаб). Парадарайя – заморские (заречные) саки (Приаралье)

•Сведения о Саках содержаться в священной книге Иранцев «Авеста» и греческого историка Геродонца.

•В греческих источниках саки называются «азиатскими скифами», в иранских источниках – туры с быстрыми конями. Термин саки обозначен – могучие мужи.

•Форма хозяйства – оседлокочевой образ жизни.

•У саков широко распространено кочевое скотоводство, но наряду с ними существовало пастушеское (отгонное) скотоводство.

•Важное направление скотоводства саков – коневодство.

•В западном и южном Казахстане развивалось верблюдоводство.

•С середины первого тысячелетия функционировал «степной путь». Лазурит добывавшийся на Помире вывозился в Иран и Месапотамию.

•Сакское общество делилось на 3 группы: войны, жрецы, общинники

•Женщины наряду с мужчинами участвовали в войнах.

•Верховный правитель саков – «Царь». Избирался всем племенем.

•Саки обожествляли царя с солнечным божеством.

•Известна сакская царица Зарина. В VI веке до н.э. саки воевали с Персами. 530 г. до н.э. – поход против саков – массагетов персидского (ахеменидского) царя Кира, который был разбит саками возглавляемые царицей Томерис.

•519-518 гг. до н.э. персидский царь Дарий I предпринял поход против саков и подчинил их.

•490 г. до н.э. Саки в союзе с Персами воевали с Греками в Марофонской битве.

•IV в. – против саков боролся Александр Македонский по приказу которого на Сырдарье построен город Александрия Эсхата.

•Восстание сырдарьинских саков вызвано жестокостью Греко-македонских завоевателей.

•Памятник саков – «Золотой Человек» из кургана Исык (V–IV в. До н.э.).

•Могильник Бешатыр (середина I тыс. до н.э.) – расположен в урочье Шийбыр.

•О сакских памятниках Чирик – рабат, Байанды сообщал греческий ученый Страбон.

•У саков Семиречье существовали храмы огня.

•Предметы найденные в сакских курганах относятся к звериным стилям.

•На искусство саков повлияло искусство ахеменидского Ирана.

•В сакской мифологии конь связывался с солнцем и огнем, а кабан с громом.


Сарматы:

•Жили в Западном Казахстане.

•Термин сарматы известен с III в. До н.э.

•В сарматских племенной союз входили: Роксаланы, Аланы, Сираки

•О сарматах Диодор сказал: «Они опусташили значительную часть Скифии…»

•I в до н.э. – сарматы в союзе с Митридатом вели войну с Римом.

•Основной вид хозяйства – кочевое вкотоводство.

•Сарматские мастера склеивали луки рыбим клеем.

•В сарматских погребениях имеются греческие предметы.

•До прихода Хуннов сарматы были ираноязычны.


IV Ранние государства:


  1. Усуни:

•II в. (160 г. до н.э.) – земли саков-тигрохауда в Семиречье подчинили Усуни.

•Об Уснях писал китайский историк Сыма Цянь.

•Усуни достигли уровня государственности.

•Столица: Чигучен (на берегу озера Исыкуль)

•Титул верховного правителя: гуньмо.

•Большинство Усуней занималось скотоводством.

•Памятник искусства: Каргалинская диодема (I в. до н.э. – II в н.э.). Крылатые кони изображенные на ней символизируют солнце.

•В VI в. – вошли в состав тюркского каганата.

  1. Кангюи (канглы):

•С III в. до н.э. в Южном Казахстане (басеин Сырдарьи, предгорье Каратау) жили племенные объединения Канглы, т.е. государство Кангуи.

•Столица: Битянь. Один из городов кангюев – Кокмардан.

•Власть переходила по наследству, от отца к сыну.

•Существовало скотоводство и земледелие.

•Конгюи хранили зерно в в хумах.

•Распространен культ природы и предков.

  1. Хунны (Гунны):

•Государство Хуннов сложилось в III в. до н.э. в Центральной Азии.

•Верховный правитель: Шаньюй.

•Ему подчинялись князья – темники, из близких родственников.

•В хунском обществе было 24 рода.

•3 раза в год собиралось народное собрание.

•55 г. до н.э. – хунны распались на северных и южных после чего они впервые появились на территории Казахстана во главе с Чжи Чжи, который построил город на реке Талас.

•При обороне города от Китайцев использовали римских воинов М. Красса.

•Передвижение хуннов в 93 г. н.э. положило начало великому переселению народов – 2-5 века.

•В IV в н.э. дошли до реки Дунай и поселились в Венгрии.

•Во время набегов гуннов на Европу их возглавлял Аттила.

•Основа войск – конница.

•Гунны способствовали падению римской империи.

•В искусстве гуннов распространен полихромный стиль: зернь – напаивание золотых шариков на основу. Инхрустация – вставки из цветных камней. Скань – напаивание золотой проволоки.

•Проникновение хуннов положило начало тюркизации восточных племен.

! Усуни, конгюи, хунны – говорили на древнетюркском языке !


Казахстан в период раннего и развитого средневековья.

VI-XII века – Тюркский период

VI-XI века – в Казахстане существовали раннефеодальные государства.


I. Тюркский, Заподнотюркский каганаты:

•Термин «тюрк» вперве упоминается в 542 г. в Китайских источниках.

•Самое многочисленное тюркоязычное племя расселявшиеся от Северной Монголии до Восточной Европы – Теле.

•552 г. – Образование Тюркского каганата, основатель которого Булын выступил против Аваров.

•Политического господства в Центральной Азии каганат достиг при Мукан-кагане.

• Хозяйство – кочевое скотоводство (лошади и овцы).

•Тюркские луки были составные.

•С VI века тюрки испытали влияние буддизма.

•В VI в. каганат подчинил территорию Казахстана.

•Общественная черта этногенеза тюрков – смещение тюркоязычных народов с востока на запад и зарождение феодальных государств.

•561-563 годов – турки заключили союз с Ираном против Эфталитов, основные силы которой разбиты тюрками под Гоухарой в 587 году.

•Тюрки захватили Маверанахр (между реками Амударьи и Сырдарьи)

•После завоевания средней Азии тюрки стали хозяевами «Шелкового пути»

•Важную роль в распространение городской культуры в юго-западном Семиречье сыграли согдийцы.

•Тюрки и согдийцы были заинтересованы в торговых связях с Византией. В 568 году посольство тюрков в Константинополе во главе с Манихом заключило военное соглашение против Ирана. В 568 году тюркский Коган Дизабул принимал посольство от Византийского императора Юстина.

•Иран обязан выплачивать тюркам дань 40,000 золотых.

•Главная цель набегов тюрков – захват рабов.

•603 год – тюркский каганат разделился на западный и восточный.

•Центр западного каганата Семиречье, столица Суяб – «в нем смешанно живут торговцы из разных стран, половина города купцы»

•Летняя резиденция кагана - Минабулаг.

•В западно-тюрксий каганат входили: Усуни, Канглы, Тюргеши

Каган – верховный правитель, военачальник.

Тудуны – контролирующие сбор дани.

Буйруки – судебные функции

Тарханы – осуществляли высшую судебную власть.

Карабудун – рядовые общинники, скотоводы.

•В первой половине каган достиг могущества при власти Джегуй.

•В VII веке попал под власть Китая, династия Тан.

•В начале IIX века борьба за освобождение привела к возвышению тюргеший.


II. Тюргешский каганат (704-756 годы):

•В 704 году к власти пришли тюргеши.

•Родоначальник – Ветиши, с начала IIX века борьбу с арабами вел – Уч-Элик.

•В 705-706 годах – тюргеши и сагдийцы нанесли поражение арабам.

•Приемник Уч-Элика его сын.

•Столица – Суяб.

•Вторая ставка - Кунгут.

•Город Навакент («Новгород») существовал.

•Укрепление тюргешского кагана Сурлук, прозванное арабами «бодливый».

•Пастбища находились в руках аристократии.

•Крупный центр торговли – Тараз.

•Наиболее ценный продукт – Мускус.

•Причина распада тюргешского каганата – Арабо-Китайские нашествия.

•Китай захватил город Суяб.


III. Карлукский каганат (756-940 годы):

•В V в. карлуки известны под именем булак.

•В карлукскую конфигурацию входили племена: Тухси, Чичили, Ягма

•Чтобы пройти земли карлуков требовалось пройти 30 дней пути по словам Ибн Хаткаль.

•В IIX-IX веке в Семиречье сложился центр производства серебряных изделий.

•У карлуков распространена мусульманская религия.

•Карлуки господствовали в Семиречье около 200 лет.

•На смену карлукам пришло государство Караханидов.


IV. Караханиды (942-1210 годы):

•Возникло в Семиречье, родоначальник – Сатук Богра – хан.

•Началу государству положило племя Ягмы.

•Столица караханидов – Боласагун, крупный город – Кашгар.

•В конце X века Караханиды захватили государство Самонидов.

•В конце 30-х годов XI века государство распалось на 2 ханства: Восточная (столица Баласагун), Западная (столица Бухара)

•На юге Казахстана развивалось поливное земледелие.

•В X-XII веках в пограничных с кочевым миром городах развивалась ярмарочная торговля.

•Самый богатый город – Тараз (город купцов)

•Город Испиджаб (с XIII века Сайрам) – «Источник ископаемых для торговцев всего мира»

•Испаджаб самый крупный город по численности населения в X-XII веках.

•В Таразе и Испиджабе чеканились все виды дирхемов.

•В XI-XII веках произошел серебряный кризис, дирхемы стали медные и покрыты серебром.

Ихкта – право на сбор налогов.

Иктар – сборщик налогов.

•В 960 г. – у кара


Образование Казахского ханства.

I. "Золотая Орда"

•1243 г. – Батый основал «Золотую Орду»

•Монголы составляли наименьшую часть в «Золотой Орде»

•Наиболее распространен кыпчакский язык.

•Столица "Золотой Орды" – Сарай-Бату и Сарай-Берке.

•1260 г. – "Золотая Орда" стала независима от монгольской империи.

•При Менгу Хане "Золотая Орда" стала чеканить свою монету.

•"Золотая Орда" считалась собственностью рода Джучидов.

•Ханом мог быть лишь потомок Чингиз Хана.

•Для решения важных дел созывался курултай.

Беклербек – ведал армией и дипломатией.

Сайургал – удельные земли феодала.

Вакф, мильк – форма земельной собственности духовной знати.

•В XIV в. население "Золотой Орды" стало называться татары.

•Русские княжества признали зависимость от "Золотой Орды", выплачивали ей дань.

•В первой половине XIV в. при ханах Узбеке и Джанибеке наблюдался расцвет "Золотой Орды".

•Узбек правил в «монгольский» период.

•В 1313 г. при узбеке государственной религией стал ислам.

•1359-1379 года – период «Великой смуты».


II. Ак Орда.

•Ак Орда – первое крупное государство на территории Казахстана в послемонгольское время.

•Во главе Ак Орды стоял хан из рода Ордан – Еджен.

•В середине XIV века – Ак Орда стала самостоятельным государством выделившись из "Золотой Орды", а при Урус Хане Ак Орда укрепилась и повела борьбу с Эмиром Тимуром.

•Столица Ак Орды – Сыгнак.

•Ак Орду населяли тюркоязычные племена.

•1379 г. – власть в Ак Орде захватил ставенник Тимура – Тактамыш, который воспользовался поражением войска "Золотой Орды" под руководством Мамая от Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380 г. и захватил влость в "Золотой Орде"

•1382 г. – Тактамыш сжег Москву.

•1389, 1391, 1395 гг. – походы Тимура против "Золотой Орды"

•Борьба Тимура и Тактамыша отображена а произведение – «Сыпыра-жырау»

•Причины ослабления Ак Орды – походы Тамерлана.

•Последний хан Ак Орды – арак (1423-28 гг. – правления)

•В первой половине XV века Ак Орда распалась на: Ногайскую Орду, Ханство Абулхаира

• К середине XV века перестала существовать "Золотая Орда"

III. Ханство Абулхаира (Ханство кочевых узбеков)

•1428 г. – ханом избран потомок Джучи – Шайбонид Абулхаир.

•Первая столица Абулхаира – город Тура.

•1442 г. – завоевал Сыгнак ставший новой столицей.

•Завоевавшие города раздавал подержавших его вождям племен.

•Территория: от Яика (на западе) до Балхаша (на востоке)

•История ханства рассказана в произведение Кухитани «Тарихи Аулхаир Хани»

•В 1457 г. – Абулхаир потоерпел поражение от ойраков и его ханство пришло в упадок.

•1468 г. – Абулхаир умер (правил 40 лет). Похоронен в некрополе шайбонидов «Кок-Кесене»

•Власть шайбонидов из рода Абулхаира прекратилась с образованием Казахского ханства.


IV. Ногайская Орда.

•Основатель Ногайской Орды – Едыге. Держал власть около 15 лет. Едыге погиб в 1419 г.

•К середине XV в. Ногайская Орда окончательно обособилась.

•Самое многочисленное племя – шангыты (территория между Уралом и Волгой), столица – Сарайчик.

•К концу XV в. сложилась ногайская народность.

•Верховный правитель – хан (бий)

•Во главе улусов – мурзы.

•В XVI в. Ногайская орда распалась.

•Часть Ногайской Орды вошла в состав Младшего жуза.


V. Государство Чогатайдов. Могулистан.

•В XIII веке образовалось государство потомков Чаготая.

•В первой половине XIII века – против монголов произошло восстание Тараби.

•В середине XIV века государство Чаготая (Хайду) – распалось, и возник Могулистан (1348 г.) в Семиречье.

•Основал Могулистан племя Дуглатов во главе с Эмиром Куладчи.

•Первый хан Могулистана – Тоглуг Тимур.

Хан – политический глава и верховный собственник замель. Хану помогал улусбек.

•Столица Могулистана – Амшалык.

•Информация об истории Могулистана содержится в труде Мухаммеда Тайдара «Тарихи Рашади»

•После победы над Ак Ордой Тамирлан отправился в Могулистан, после чего Могулистан ослаб.

•В первой четверти XV века при Мухаммед Хане Могулистан стал независим от Тимуридов.

•Правитель Могулистана Вайс Хан вел борьбу с ойратами.

•В начале XVI в. (1514 г.) – Могулистан распался.


VI. Государство Тимура. Маверанахр.

•Государство Тимура – самое крупное в XIV в. на территории средней Азии и Казахстана.

•Тимур правил в Маверанахре 35 лет (1370-1405 гг.)

•Столица Маверанахра – Саморканд.

•Прежде чем сломить "Золотую Орду" Тимур обрушился на Ак Орду и Могулистан.

•По приказу Тимура построен мавзолей Ахмеда Йасаби.

•Тимур умер в 1405 г. в городе Отрар.

•В XIV-XV в. территория Кипчака, Семиречья и Южного Казахстана – называлась Туркестан.


VII. Хозяйство и культура.

•В XII-XIV вв. – в Отраре выпускали динары и дерхесы.

•Отрар – стал памятником городской культуры в XV в.

•Архетектурные памятники XIV-XV веков – мавзолеи Алаш Хана и Джучи (центральный Казахстан)

•В XIII-XV веков – усное народное творчество и литература развивалась на кыпчакском языке.


IIX. Этнические процессы.

•II-I тыс. до н.э. – начало образования казахской народности.

•XIV-XV веках – из кипчакско-ногайской подгруппы вылился казахский язык.

•XV-XVI – завершилось образование казахской народности, что связано с возникновением Казахского ханства.

•В образование казахской народности не участвовало Сибирское ханство.

•Народность делилась на 3 жуза: 1.Старший жуз (Семиречье): дулаты, албаны, джанаиры. 2.Средний жуз (центральный, северо-восточный Казахстан): найманы, кыпчаки, айыны. 3.Младший жуз (западный Казахстан)


Казахское ханство.

•Образование Казахского ханства связано с соединением ханства Абулхаира и Могулистана.

•Джанибек и Керей – основатели казахского ханства.

1. Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI в. в период правления хана Касыма.

2. В 1480-1511 гг. правителем Казахского ханства был сын Керея Бурундук.

3. Численность населения, под властью хана Касыма, составляла миллион человек.

4. Численность населения Казахского ханства впервые достигла одного миллиона человек в период правления хана Касыма.

5. Главное направление внешней политики хана Касыма – борьба за присоединение

присырдарьинских городов.

6. Борьба за присоединение присырдарьинских городов было главным направлением внешней политики хана Касыма.

7. Единая этническая территория казахов формируется в период правления хана Касыма.

8. В начальный период образования Казахского ханства политическим центром государства становится город Сыгнак.

9. Казахское ханство как независимое государство стало известно в Европе и Азии в период правления хана Касыма.

10. В 1510 году под Сыгнаком Мухаммад Шайбани потерпел сокрушительное поражение от войск казахов.

11. В 1510 году казахи нанесли сокрушительное поражение войскам Мухаммада Шайбани под городом Сыгнак.

12. В 1510 году под Сыгнаком казахи нанесли сокрушительное поражение войскам

Мухаммада Шайбани.

13. Под Сыгнаком Мухаммад Шайбани потерпел сокрушительное поражение от войск казахов в 1510 году

14. После поражение от войск казахов под Сыгнаком, Мухаммад Шайбани погиб в 1510 году в сражении с шахом Ирана.

15. При Касым хане границы Казахского ханства на северо-западе расширились до бассейна реки Урал.

16. При Касым хане границы Казахского ханства на севере и северо-востоке простирались за

озером Балхаш.

17. В первой половине XVI в., в результате кризиса и распада Ногайской Орды, часть племен откочевывают в Казахское ханство.

20.В первой половине XVI в., откочевывают в Казахское ханство часть племен из переживавший кризис Ногайской Орды.

21. После смерти хана Касыма Казахское государство переживало политический кризис.

22. Казахское государство переживало политический кризис в первой половине XVI в. после смерти хана Касыма.

23. Восстановлением и расширением территории Казахского ханства в 1538-1580 гг. занимался сын Касыма Хакназар.

24. Восстановлением и расширением территории ханства после правления Касыма занимался видный казахский правитель Хакназар с 1538 по 1580 гг.

25. В XVI в. Хакназар расширяя границы Казахского ханства на запад, присоединил большинство племен Ногайской Орды.

26. В XVI в. расширяя границы Казахского ханства на запад, присоединил большинство племен Ногайской Орды хан Хакназар.

27. Распад Ногайской Орды придвинуло к границам Казахского ханства Русское государство.

28. Границы Русского государства придвинулись к Казахскому ханству в связи с распадом

Ногайской Орды.

29. Используя распри среднеазиатских государств, Хакназар заключил с Бухарским ханом

«клятвенный союз».

30. В 1582-1598 гг. правителем Казахского ханства был Тауекел.

31. Правитель Казахского ханства Тауекел умер в 1598 г. от ран полученных при осаде города

Бухары.

32. В 1598 г. от ран полученных при осаде города Бухары умер правитель Казахского ханства

Тауекел.

33. В 1582 году отряды Тимофея Ермака нанесли поражение хану Кучуму правителю

Сибирского ханства.

34. В 1598 году Сибирское ханство попало под власть Русского государства.

35. После поражения, которое нанесли отряды Ермака хану Кучуму, казахские племена, находившиеся в составе Сибирского ханства, вошли в Казахское ханство.


36. После смерти хана Тауекеля ханский титул перешел к его младшему брату Есиму, который правил в 1598-1628 гг.

37. В 1598-1628 гг. Казахским государством правил хан Есим.

38. В начале XVII в. во внутриполитическом положении Казахского государства происходят изменения - усилились феодальные междоусобицы.

39. Изменения во внутриполитическом положении Казахского государства - усиление феодальных междоусобиц, наблюдается с начала XVII в.

40. В годы правления Есима, воспользовавшись междоусобицами среди казахов, Бухарский хан начал новые походы с целью вернуть город Ташкент.

41. В годы правления Есима Бухарский хан, расторгнув договор, начал новые походы с целью изгнать казахов за Сырдарью.

42. В годы правления Есима Бухарский хан, расторгнув договор начал новые походы, начавшаяся казахско-бухарская война длилась более 20 лет.

43. Проходившая в годы правления хана Есима казахско-бухарская война длилась более 20 лет и закончилась тем, что бухарский хан признал свое поражение.

44. Правовые вопросы, нормы взаимоотношений между людьми и пользования пастбищами нашли отражение в документе конца XVI-начала XVII вв. «Исконный путь хана Есима».

45. Город Ташкент вошел в состав Казахского ханства в результате успешной внешней политики хана Есима.

46. В первой половине XVII в. опасность потери казахских земель на востоке возросла в связи с образованием Джунгарского ханства.

47. Опасность потери казахских земель на востоке возросла в связи с образованием Джунгарского ханства в первой половине XVII в.


II. Отечественная война.

•Январь 1920 г. – ликвидирован Уральский фронт.

•Март 1920 г. – ликвидирован последний Семиречинский фронт.

•Май 1920 г. – В Красную Армию призвано 25 тыс. трудящихся нерусской национальности от 19 до 35 лет.

•1920 г. – Гражданская война закончилась.

•В годы войны погибло 8 млн. человек.


III. Социально-экономическое положение Казахстана в годы гражданской войны.

•Весна 1918 г. – Декреты о национализации крупных предприятий.

•17 мая 1918 г. – Декрет «Об ассигнование 50 млн. рублей на оросительные работы в Туркестане»

•1918 г. В Семиречье по инициативе Маречека создана коммуна «Новая эра».

•В грожданскую войну проводилась политика «Военного коммунизма»: Национализация промышленности, Централизация, Распределение товаров, Продразверстка (введена в январе 1919 г.)

•Декабрь 1919 г. решение о строительстве железной дороги «Александров Гай – Эмба»


IV. Образование Киргизкой (Казахской) АССР.

•Созданию КАССР помешало начало гражданской войны.

•10 июня 1919 г. – создан КазРевКом – осуществлявший военногражданскую власть.

•Сентябрь 1919 г. – решение о включение Оренбурга в Казахский край.

•26 августа 1920 г. – декрет об образование КАССР.

•4-12 октября 1920 г. – первый съезд (курултай) образования КАССР в Оренбурге.

Оренбург – первая столица КАССР в 1920-24 годах.

Первые руководители:

Первый председатель ЦИК – С. Мендешев

Первый председатель СНК – В.П. Радус-Зенькович


Казахстан в 1920-1930 годах.

Новая Экономическая Политика (НЭП) в Казахстане.

•Одна из причин перехода к НЭПу – крестьянские выступления против «военного коммунизма».

•Март 1921 г. – X съезд РКПб принял решение о переходе к НЭПу.


НЭП: Продналог, Кооперация, Аренда, Наемный труд


•24 мая 1921 г. - декрет «Об обмене» усилил значение товарооборота и товарообращения.

•1922 г. – Казахстану выделили 25 млн. руб. на закупку сельхозмашин и орудий, и 2 млн. руб. на приобретение скота.

•1922 г. – отклонен договор с Урквартом о сдачи в концессию Ридера и Экибастуза.

•С 1 января 1024 г. – налог вносился только деньгами.


Итоги НЭПа: В 1925 г. поголовье скота увеличилось в 2 раза, а в 1929 г. на кануне коллективизации составил 40,5 млн. голов. В 1028 г. посевные площади достигли уровня 1913 г. (4,4 млн. га.) В 1928 г. ? от общего количества крестьян составили середняки. В 1027-1928 годах завершилось восстановление промышленности.


Земельная реформа (1921-1922 года).

Цель: 1.Вернуть земли отобранные царизмом. 2.Наделение бедноты землей.


В проведение реформ участвовали: Асылбеков, Барибаев


•Населению Семиречья возвращено 460 тыс. десятин земли.

•В апреле 1921 г. – казахи получили 208 тыс. десятин по левому берегу Урала.

•Некоторое обострение межнациональных реформ – вызвано неправильными действиями местных органов.


Индустриализация.

Индустриализация – оснащение машинной техникой всех отраслей народного хозяйства…

•Индустриализация началась с изучения природных богатств.

•Губкин – изучал Урало-Эмбинский район.

•Сатпаев – изучал месторождение меди в Джезказгане.

•В 1920-е годы на 1 тыс. км2 территории приходилось 1 км. железных дорог.

•Первый объект индустриализации – ТуркСиб (началось строительство в 1927 г.)

•Среди руководителей строительства ТуркСиба был Рыскулов.

•Начальник ТуркСиба – Омаров.

•ТуркСиб строили 100 тыс. человек, в сутки укладывалось 1,500 метров.

•В апреле 1930 г. завершилось строительство на станции Айна-Мулак.

•Создана нефтяная база – нефтяная Эмба.

•Декабрь 1935 г. – первый слет передовиков цветной промышленности.

•1935 г. – доля казахов в составе рабочего класса равна 43%.
















«Эпоха бронзы»

Хронология: 2800 – 900 лет до н. э.

1. Эпоха бронзы на территории Казахстана делится на три исторических периода:

А) нуринский; В) атасуский; С) бегазы – дандыбаевский.

2. Название культур: андроновская – от реки Урал до реки Енисей (18- 8 века до н. э.), поздняя бронза - бегазы – дандыбаевская (10 - 8 века до н. э.), атасуская, майэмирская (Восточный Казахстан) культуры.

3. Три особенности (достижения) эпохи бронзы: А) развитие цветной металлургии; В) пастушеское скотоводство; С) одновременное развитие мотыжного земледелия; скотоводство и земледелие становятся основными занятиями у племён ариев, туров, киянов, населяющих территорию древнего Казахстана.

4. Определяющий момент эпохи бронзы – орудия труда из металла (медь и бронза) вытесняют каменные.

5. Добавляя к медной руде олово, люди получали сплав – бронзу, которая была значительно прочнее меди (технология получения бронзы была изобретена во II тыс. до н.э.).

6. Во II тысячелетии до н. э. (4 тыс. лет назад) бронзовая металлургия получает широкое распространение - на территории Казахстана, что связано с обилием месторождений медной руды.

7. При добыче руды в рыхлых породах использовался - метод кайлования (вырубка кусков породы при помощи кирки – кайла), в плотных – огневой проходки.

8. При изготовлении изделий в металлургии использовались такие технологии, как ковка, литье, тиснение и чеканка.

9. Земледелие в горные и степные районы Казахстана пришло – в конце IV тысячелетия до н. э., а утвердилось как вид хозяйственной деятельности в III тысячелетии до н. э. (при уборке урожая применялся серп).

10. Важным праздником в день весеннего равноденствия (начало сельскохозяйственных работ)- был обряд проведения первой борозды, считавшийся залогом богатого урожая.

11. Главное изменение в хозяйстве Казахстана в эпоху бронзы - основной отраслью хозяйства становится скотоводство, а в период поздней бронзы (бегазы – дандыбаевская культура) и раннего железа (тасмолинская культура) преобладающим становится кочевое скотоводство.

12. В связи с тем, что климат становился засушливее, основными породами скота становятся - лошади и овцы, которые были способны к значительным передвижениям и тебенёвке, количество крупного рогатого скота (КРС) значительно уменьшается.

13. Тебенёвка – добывание скотом корма (травы) из-под небольшого слоя снега.

14. Развитие производящего хозяйства (скотоводство и земледелие) в эпоху бронзы - способствовало увеличению численности населения.

15. Родовая община сменяется соседской, возрастает роль мужчины в обществе, окончательно утверждается патриархат, материнский род терпит крушение.









ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ

1.Что из нижеперечисленного относится к письменным источникам?

А. законы Б. эпос В. загадки Г. одежда

2.Какой древний город был найден благодаря поэме Гомера «Илиада»?

А. Баласагун Б. Троя В. Афины Г. Александрия

3. Отрасль науки, изучающая быт и традиции народов, их духовную культуру?

А. археология Б. этнография В. антропология Г. топонимика

4. Какой алфавит был усовершенствован Ахметом Байтурсыновым?

А. латинский Б. кириллица В. арабский Г. иероглифы

5. Кто первый придумал летоисчисление?

А. казахи Б. египтяне В. римляне Г. шумеры

6. Из скольких областей состоит Республика Казахстан?

А. 14 Б. 16 В. 15 Г. 17

7. Какова общая площадь Республики Казахстана?

А. 15 000 кв.км Б. 2 миллиона 700 тыс.кв.км В. 51 тыс. кв.км Г. 80 тыс. кв.км

8. Какой город считается духовной столицей всех тюркских народов?

А. Туркестан Б. Актау В. Алматы Г. Атырау

9. Когда появились первые люди на территории Казахстана?

А. 40 тыс. лет назад Б. 2 млн.лет назад В. 1 млн.лет назад Г. 5 тыс. лет назад

10. Каким орудием пользовались древние люди для обработки кожи?

А. камнем Б. скреблом В. дротиком Г. гарпуном

11. Из сплава каких металлов изготовлялась бронза?

А. свинца и олова Б. меди и железа В. олова и меди Г. олова и железа

12. Кто из сакских правителей победил в 530 г.до н.э. персидского царя Кира?

А. Спаргапис Б. Таргытай В. Колаксай Г. Томирис

13. Какова главная особенность сакской культуры?

А. кочевое скотоводство Б. поклонение солнцу В. «звериный стиль» Г. курганы

14. Какое племя начало «Великое переселение народов»?

А. гунны Б. аланы В. остготы Г. вестготы

15. Кто основал Тюркский каганат?

А. Аттила Б. Бумын В. Моде Г. Туман

16. В каком году русская царица Анна Иоанновна подписала грамоту о принятии Младшего жуза в российское подданство?

А. 1718 г. Б. 1731 г. В. 1715 г. Г. 1726 г.

17. Кто из казахских ханов первым принял присягу Российской империи?

А. Тауке хан Б. Кайып хан В. Абулхаир хан Г. Абылай хан

18. Укажите годы жизни Шокана Валиханова.

А. 1802-1847 гг. Б. 1835-1865 гг. В. 1835-1861 гг. Г. 1830-1865 гг.

19. Укажите годы жизни Абая Кунанбаева.

А. 1845-1904 гг. Б. 1845-1905 гг. В. 1844-1904 гг. Г. 1836-1904 гг.

20. Назовите самую древнюю религию, распространившуюся на территории Казахстана.

А. буддизм Б. христианство В. зороастризм г. ислам

21.Найдите лишнее. Археологи делят историю человечества на эпохи:

А. эпоха камня Б. эпоха бронзы В. эпоха дерева Г. эпоха железа

22. Какая письменность использовалась 5 тысяч лет назад?

А. уйгурская Б. руническая В. иероглифы Г. пиктография

23. По площади Казахстан находится на:

А. 8 месте Б. 9 месте В. 10 месте Г. 6 месте

24. С какого события ведет начало наша эра?

А. с рождения пророка Мухаммеда Б. с переселения пророка Мухаммеда в Медину В. С рождения Иисуса Христа

25. Каким орудием пользовались древние люди для обработки кожи?

А. камнем Б. скреблом В. дротиком Г. гарпуном

Входной контроль

1 вариант


1.Что из нижеперечисленного относится к письменным источникам?

А. законы Б. эпос В. загадки Г. одежда

2.Какой древний город был найден благодаря поэме Гомера «Илиада»?

А. Баласагун Б. Троя В. Афины Г. Александрия

3. Отрасль науки, изучающая быт и традиции народов, их духовную культуру?

А. археология Б. этнография В. антропология Г. топонимика

4. Какой алфавит был усовершенствован Ахметом Байтурсыновым?

А. латинский Б. кириллица В. арабский Г. иероглифы

5. Кто первый придумал летоисчисление?

А. казахи Б. египтяне В. римляне Г. шумеры

6. Из скольких областей состоит Республика Казахстан?

А. 14 Б. 16 В. 15 Г. 17

7. Какова общая площадь РеспубликиКазахстана?

А. 15 000 кв.км Б. 2 миллиона 700 тыс.кв.км В. 51 тыс. кв.км Г. 80 тыс. кв.км

8. Какой город считается духовной столицей всех тюркских народов?

А. Туркестан Б. Актау В. Алматы Г. Атырау

9. Когда появились первые люди на территории Казахстана?

А. 40 тыс. лет назад Б. 2 млн.лет назад В. 1 млн.лет назад Г. 5 тыс. лет назад

10. Каким орудием пользовались древние люди для обработки кожи?

А. камнем Б. скреблом В. дротиком Г. гарпуном

11. Из сплава каких металлов изготовлялась бронза?

А. свинца и олова Б. меди и железа В. олова и меди Г. олова и железа

12. Кто из сакских правителей победил в 530 г.до н.э. персидского царя Кира?

А. Спаргапис Б. Таргытай В. Колаксай Г. Томирис

13. Какова главная особенность сакской культуры?

А. кочевое скотоводство Б. поклонение солнцу В. «звериный стиль» Г. курганы

14. Какое племя начало «Великое переселение народов»?

А. гунны Б. аланы В. остготы Г. вестготы

15. Кто основал Тюркский каганат?

А. Аттила Б. Бумын В. Моде Г. Туман

16. В каком году русская царица Анна Иоанновна подписала грамоту о принятии Младшего жуза в российское подданство?

А. 1718 г. Б. 1731 г. В. 1715 г. Г. 1726 г.

17. Кто из казахских ханов первым принял присягу Российской империи?

А. Тауке хан Б. Кайып хан В. Абулхаир хан Г. Абылай хан

18. Укажите годы жизни Шокана Валиханова.

А. 1802-1847 гг. Б. 1835-1865 гг. В. 1835-1861 гг. Г. 1830-1865 гг.

19. Укажите годы жизни Абая Кунанбаева.

А. 1845-1904 гг. Б. 1845-1905 гг. В. 1844-1904 гг. Г. 1836-1904 гг.

20. Назовите самую древнюю религию, распространившуюся на территории Казахстана.

А. Буддизм Б. Христианство В. Зороастризм г. Ислам










Входной контроль

2 вариант


1.Найдите лишнее. Археологи делят историю человечества на эпохи:

А. эпоха камня Б. эпоха бронзы В. эпоха дерева Г. эпоха железа

2. Какая письменность использовалась 5 тысяч лет назад?

А. уйгурская Б. руническая В. иероглифы Г. пиктография

3. По площади Казахстан находится на:

А. 8 месте Б. 9 месте В. 10 месте Г. 6 месте

4. С какого события ведет начало наша эра?

А. с рождения пророка Мухаммеда Б. с переселения пророка Мухаммеда в Медину В. С рождения Иисуса Христа

5. Каким орудием пользовались древние люди для обработки кожи?

А. камнем Б. скреблом В. дротиком Г. гарпуном

6. Из сплава каких металлов изготовлялась бронза?

А. свинца и олова Б. меди и железа В. олова и меди Г. олова и железа

7. Кто из сакских правителей победил в 530 г.до н.э. персидского царя Кира?

А. Спаргапис Б. Таргытай В. Колаксай Г. Томирис

8. Какова главная особенность сакской культуры?

А. кочевое скотоводство Б. поклонение солнцу В. «звериный стиль» Г. курганы

9. Какое племя начало «Великое переселение народов»?

А. гунны Б. аланы В. остготы Г. вестготы

10. Кто основал Тюркский каганат?

А. Аттила Б. Бумын В. Моде Г. Туман

11. В каком году русская царица Анна Иоанновна подписала грамоту о принятии Младшего жуза в российское подданство?

А. 1718 г. Б. 1731 г. В. 1715 г. Г. 1726 г.

12. Кто из казахских ханов первым принял присягу Российской империи?

А. Тауке хан Б. Кайып хан В. Абулхаир хан Г. Абылай хан

13. Укажите годы жизни Шокана Валиханова.

А. 1802-1847 гг. Б. 1835-1865 гг. В. 1835-1861 гг. Г. 1830-1865 гг.

14. Укажите годы жизни Абая Кунанбаева.

А. 1845-1904 гг. Б. 1845-1905 гг. В. 1844-1904 гг. Г. 1836-1904 гг.

15. Назовите самую древнюю религию, распространившуюся на территории Казахстана.

А. буддизм Б. христианство В. зороастризм г. ислам

16.Что из нижеперечисленного относится к письменным источникам?

А. законы Б. эпос В. загадки Г. одежда

17.Какой древний город был найден благодаря поэме Гомера «Илиада»?

А. Баласагун Б. Троя В. Афины Г. Александрия

18. Отрасль науки, изучающая быт и традиции народов, их духовную культуру?

А. археология Б. этнография В. антропология Г. топонимика

19. Какой алфавит был усовершенствован Ахметом Байтурсыновым?

А. латинский Б. кириллица В. арабский Г. иероглифы

20. Кто первый придумал летоисчисление?

А. казахи Б. египтяне В. римляне Г. Шумеры











ИГРА «ПО ОДНОМУ СЛОВУ».

  1. ПАЛЕОЛИТ: ………, ………, …….

  2. МЕЗОЛИТ: ……, ………, …………..

  3. НЕОЛИТ: ………, ……….., ………..

  4. БРОНЗОВЫЙ ВЕК: ……...., ………..

ОТВЕТЫ:

Питекантроп, лук и стрелы, производить, добывать, чоппер, лодка, шлифовать, полировать, металлургия, Атасу, Каратау, кроманьонец, Герасимов, Алпысбаев, резцы, Бегазы – Дандыбай, патриархат, появление древнего человека на территории Казахстана….


…………………………………………………………………………………………………………….


Реши вордингворд:


1. Какое животное имело вес около 350 кг и рост 120 см?

2. У андроновцев были высоко развиты рудное дело и …

3. Какое животное играло огромную хозяйственную роль в эпоху бронзы?

4. Круглый год находиться на подножном корму, т.е….

5. По словам академика В.П. Алексеева, лица андроновцев «…напоминали лица ….»

6. Вид скотоводства.

7. Племена, жившие на территории Казахстана в эпоху бронзы.

8. Как называли особых служителей культа, которые были хранителями древних традиций и знаний?

9. Одно из погребений эпохи бронзы, найденное археологами в Центральном Казахстане.





СХЕМАМЕТРИЯ


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ И ЕГО

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ





















































КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ IX - НАЧАЛЕ ХШ ВЕКОВ

Виды ремесел

Изготовляемые изделия

Местонахождение в ходе археологи­ческих раскопок

Гончарное производство

Керамические сосуды, кувшины, чаши, миски, блюда

Отрар, Тараз, Туркестан, Куйрыктобе, Талгар

Производство стекла

Стеклянная посуда разных видов, оконное стекло

Отрар, Тараз, Туркестан

Кузнечное дело

Ножи, шилья, ножницы, кетмени, лемехи плугов, оружие

Алматы, Талгар

Ювелирное ремесло

Серебряные браслеты, золотые серьги, кольца, бусы, украшенные драго­ценными камнями

Отрар, Тараз, Талгар

Обработка кости

Костяные булавки, шахматные фигурки, стрелы, лук, отделан­ный костяными пластинками

Талгар, Куйруктобе


РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ



















Имя, даты рождения и смерти

Труды

О чем написаны

1. Махмуд Кашгари (1030-1090 гг.)

«Диуани-лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»)

В этом труде ученый проводит сравнитель­ный анализ сходства и различий в тюркских языках. В книге мно­го сведений по истории тюркской эпохи, исто­рической этнографии, тюркским названиям различных местностей (топонимам), устном народном творчестве тюрков.

2. Юсуф Баласагуни (1021-1075гг.)

«Кутадгу билик» («Благодатное знание»)

В книге содержится много сведений об истории и общественно-политической жизни, обычаях и традициях, религиоз­ных верованиях тюрко-язычных народов. В своем труде ученый останавливается на вопросах философии, астрономии, алгебры и других отраслей науки.

КАЗАХСТАН В ХIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВЕКОВ


ЗАВОЕВАНИЕ МОНГОЛАМИ ЗЕМЕЛЬ КАЗАХСТАНА


Время (годы)

Произошедшие события

В 1207-1208 гг.

Старший сын Чингисхана Жошы (Джучи) подчинил себе енисейских кыргызов и северные сибирские народности, племена.

В 1207-1209 гг.

Чингисхан захватил Тангутское госу­дарство, Турфанское княжество уйгур.

В1211-1215гг.

Напав на Китай, монголы захватили и переняли у китайцев производство осадных стенобитных и огнеметных орудий.

В 1217 г.

Направленное Чингисханом монголь­ское войско под командованием Джебе-нойона овладело Жетысу, в котором правил хан Кучлук.

В 1218 г.

Монголы вновь вторглись в Жетысу.

1} 1219 г.

Чингисхан со 1 50-тысячным войском направился от берегов Иртыша к Сырдарье.

В 1219-1220 гг

Все присырдарьинские города попали в полную зависимость от монголов.











ЗОЛОТАЯ ОРДА (СЕРЕДИНА XIII - СЕРЕДИНА XV ВЕКОВ)

Правители Золотой Орды

Основные события в период их правления


Хан Бату (Батый; (1227-1255 гг.)

Совершил семилетний поход (1236-1242 гг.) на Запад, в ходе которого завоевал многие западные страны и границы Золотой Орды расширились в западном направлении, были захвачены Северный Кав­каз, побережье Крыма, русские кня­жества, страны, которые признали свою зависимость и выплачивали дань Золотой Орде.

Хан Берке (1256-1266гг.)

Рост могущества Золотой Орды повлек за собой отказ хана Берке от подчинения Монгольской импе­рии и нежелание его принимать участие в общемонгольских курул­таях. В политическом и экономи­ческом отношениях Золотая Орда бурно развивалась, усилились свя­зи между Золотой Ордой и султа­ном Египта Бейбарысом. В целях дальнейшего усиления Золотой Орды хан Берке принял мусуль­манскую религию. Он использовал ислам для укрепления связей с мусульманскими странами.

Хан Менгу-Темир (1266-1280 гг.)

В 1271 г. предпринял поход против Византии, которая пре­пятствовала укреплению отноше­ний Золотой Орды с Египтом, им­ператор Византии, боясь пораже­ния, заключил с монголами мир­ный договор. Расширились торго­вые отношения Золотой Орды с городами Средиземноморья.

Хан Тохты (1290-1312 гг.)

Оживил торговые связи с Ира­ном и странами Кавказа. Укрепил связи с египетским Мамлюкским государством.

Хан Узбек (1312-1342 гг.)

Большое внимание уделял развитию городов. В этот пери­од мусульманская религия была объявлена государственной.

Хан Жаныбек (1342-1357 гг.)

В период его правления в го­сударстве повсеместно возводи­лись мечети, медресе, другие об­щественные здания, бурно раз­вивалась торговля.

В борьбе за власть с 1357 по 1380 год погибло более 20 ханов.

В 1380 г. войско Золотой Орды под командованием Ма­мая потерпело поражение от русских дружин князя Дмит­рия Донского в битве на Кули­ковском поле. После этого по­ражения Золотая Орда уже не смогла вновь укрепиться.

Хан Тохтамыш (г. рожд. неизв. -1406 г.)

Совершал походы на русские земли, в 1382 г. сжег Москву, втор­гся в Мавераннахр и Закавказье.





БЕЛАЯ ОРДА (XIII - НАЧАЛО XV ВЕКОВ)

Со второй четверти XIV века

Белая Орда окончательно отделя­ется от Золотой Орды (при ханах Ерзене и Мубараке она постепенно отделяется, а при хане Урусе - уже окончательно).

В 1327-1328 гг.

Хан Мубарак от своего имени вы­пускал в Сыганаке собственные мо­неты, хотя правители Золотой Орды противились этому.

Со второй половины XIV века

В Золотой Орде начинается смута. В 60-е годы в результате заговора трон занял потомок Орда-Ежена хан Урус, который отделяется от Золотой Орды.

В 1368-1369 гг.

Хан Урус чеканил в Сыгнаке свои монеты.

В 1374-1375 гг.

Хан Урус совершил поход в По­волжье и захватил столицу Золотой Орды Сарай-Берке, затем город Хад­жи-Тархан и подчинил себе камских булгар.

В 1379 г.

Хан Тохтамыш, одержав победу над сыном хана Уруса Тимур-Мали­ком, окончательно подчинил себе го­род Сыгнак.

В 1380 г.

Хан Тохтамыш завоевал подавля­ющую часть территории Золотой Орды и ставку хана Мамая.

В 1395 г.

Эмир Тимур возвел на ханский трон Белой Орды сына хана Уруса -Койричака-оглана.

В 1428 г.

Власть в восточном Дешт-и-Кып-чаке взял в свои руки Абулхаир-хан из династии Шайбанидов. Он завое­вал многие земли Белой Орды и со­здал свое ханство. Так прекратила свое существование Белая Орда.



ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ ЭМИРА ТИМУРА

Время (годы)

Произошедшие события

Последствия походов

В 1370 г.

Захватил Мавераннахр, кото­рым правил 35 лет.

Пришло в упадок хо­зяйство завоеванных регионов.

В 1371-72 гг.

Посланное Ти­муром войско воевало с Могулистаном.

Было захвачено много пленных и добычи, мно­готысячные стада ско­та. Была нарушена тор­говля между городами Средней Азии.

В 1371-1390 гг.

Тимур неоднок­ратно совершал походы на Могулистан.

Разрушал и сжигал города.

В 1376 г.

Тимур разбил войско сына хана Уруса Малика-оглана.

Были прерваны межгосударствен­ные связи.

В 1376 г.

Тимур направил 30-тысячное войско против правителя Могулистана, извест­ного полководца Камар ад-Дина.

Были расширены захваченные терри­тории, сюда пересе­лялись другие тюркоязычные племена.

В 1377 г.

Камар ад-Дин был разбит два­жды Тимуром: в предгорьях Каратау и Бугымском ущелье.

Была разрушена ос­нова для формиро­вания народов Сред­ней Азии.

В 1384-91 гг.

Тимур совершил ряд походов про­тив Золотой Орды и Могулистана. Для поко­рения Могулистана он напра­вил 120-тысяч­ное войско.

Завоевательные по­ходы эмира Тимура тяжело сказались на экономическом и культурном разви­тии казахских зе­мель.

В 1390-е гг.

Полностью под­чинил себе

Мо­гулистан.



СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА В XVIII в. ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСКИХ ХАНСТВ

В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в.

Тема

Внутреннее и внешнее положение казахских ханств в первой четверти XVIII в.

Основное содержание

Строительство военно-опорных пунктов в Верхнем Прииртышье. Заинтересованность России в природ­ных ресурсах Казахстана. Строительство укреплен­ных пунктов на границе с Казахстаном. Развитие транзитной торговли России, проходящей через казахские степи.

Анализ данных

1. Социально-экономические и политические пред­посылки присоединения казахских земель. 2. Внутреннее положение казахских ханств. 3. Роль Абулхаир хана в консолидации казахского общества.

Влияющие факторы

1. Стремление России к расширению границ на Востоке. 2. Установление и расширение экономических и дипломатических связей между Россией и средне­азиатскими странами. 3. Русско-шведская война 1701—1721 гг. 4. Борьба казахских ханств с ойратскими завое­вателями.

Проблемы

Военно-колонизационные мотивы России. Осень 1715 г.— смерть Тауке хана, обособление трех жузов. Вражда между влиятельными султанами, старшина­ми и независимыми ханами трех жузов.









БОРЬБА КАЗАХСКОГО НАРОДА ПРОТИВ ДЖУНГАРСКОГО НАШЕСТВИЯ

Тема

Борьба казахского народа против джунгарского нашествия

Основное содержание

20 гг. XVIII в. — усиление Джунгарии, угроза казахским землям и интересам России. 1710, 1715, 1717, 1718, 1719 гг. — походы джунгар-ских войск в Казахстан, оккупация части Жетысу. 1710 г. — первый курултай в районе Каракума. 1711 г. — отпор врагу, джунгары отступили к востоку. 1713 г. — провал похода джунгарских хунтайши. 1714 г. — внезапное вторжение джунгар в Казахстан. 1718 г. — поражение казахского ополчения на р.Аягуз. 1723—1725 гг. — "Годы Великого бедствия". 1725 г. — джунгары захватили Туркестан и Ташкент. 1726 г. — сражение на р.Буланты, победа казахских объединенных войск. Весна 1729 г. — сражение в местности Анракай, разгром джунгар. Новый виток разногласий в среде аристократической верхушки. Угроза порабощения казахского народа джунгарами. Необходимость дать России юридическое основание для открытого вмешательства в джунгаро-казахский конфликт.

Анализ данных

1. Усиление агрессии против казахских земель в первой четверти XVIII в. 2. Политическая обстановка в Казахстане в период джунгарского нашествия. 3. Освободительная борьба казахского народа против джунгарской агрессии.

Влияющие факторы

Первые плоды совместной борьбы не закреплены; набеги на казахские земли башкир, сибирских казаков, узбекских отрядов, каракалпаков; 1722 г. — смерть пинского богдыхана Канси, затишье на границе Джунгарии и Китая; народные массы выдвинули крупных предводителей ополчения; возложение командования объединенными войсками на Абулхаира; смерть Болат хана — новый виток разногласий.

Проблемы

Родоплеменные распри, внутрифеодальные раздоры-политическая нестабильность в казахских жузах; превосходство джунгарской армии в вооружении и численности.

Исследова­ния

Документ, работа с проблемными заданиями.























ПРИСОЕДИНЕНИЯ МЛАДШЕГО ЖУЗА К РОССИИ

Тема

Предпосылки и ход присоединения Младшего жуза к Российской империи

Основное содержание

Ход присоединения: 30-е гг. XVIII в. — неоднократные обращения казахов к Сибирской администрации; май 1730 г. — переговоры Боши Тулеева с предста­вителями императрицы; 7 июля 1730 г. — начало посольской миссии Млад­шего жуза в Россию; февраль 1731 — подписан указ императрицей Анной Иоанновной о принятии Младшего жуза в состав Российской империи; 30 апреля 1731 г.— начало посольской миссии А.Тевкелева в Казахстан; 10 октября 1731 г.— принятие ханом Абулхаиром и его сторонниками российского подданства; 1734 г. — создание специальной Киргиз-Кайсац-кой (Оренбургской) комиссии; август 1738 г. — съезд казахских султанов и родоправителей в Оренбурге; 1740 г. - - второе восстание башкир, меры по усилению позиций России в казахской степи.

Анализ данных

1. Предпосылки вхождения Младшего жуза в состав Российской империи. 2. Ход присоединения. 3. Укрепление позиций России в казахской степи.

Влияющие факторы

Обострение внешнеполитической ситуации; Россия — реальная сила; стремление Абулхаира оградить казахские земли от набегов калмыков и башкир; личные мотивы Абулхаира; экономичес­кие проблемы; военная помощь России в борьбе с джунгарами.

Проблемы

Выступление значительной части биев и старшин Младшего жуза против принятия российского подданства; вхождение незначительной части Младшего жуза в состав империи; начало проведения политики колонизации казахских земель; углубление противоречий между ханской партией и ее противниками.

Исследование

документ к параграфу.

























КАЗАХСТАН В СЕРЕДИНЕ XVIII в.

Тема

Казахстан в середине XVIII в.

Основное содержание

Смерть Абулхаира. Младший жуз: Нуралы (Северо-Западная часть) — противоборство — Султан Батыр (Юго-Восточная часть); Нарушение единства; Укрепление позиций России; 1747 г. — Демидовские заводы и рудники объявлены собственностью династии Романовых; Прекращение набегов джунгар; Середина 40— 50-х гг. — строительство погранич­ной линии в Северо-Восточном Казахстане. Горь­кая линия (1553 версты). Иртышская линия (1684

версты). Колыванская линия (1723 версты), 50-е гг. — возведение крепостей от Звериноголовского редута до Омской крепости (Ишимская линия). 1756 — 1758 гг. — окончательный разгром Джунгарии; 1761 г. — создание пинского наместничества Синь-цзян. Развитие торговли: внешняя, внутренняя. Казахстан: скот, продукты, животноводство, ков­ры. Китай, Средняя Азия: металлические изделия, ювелирные изделия, текстиль, чай, сахар, табак, шелк, ковры.

Анализ данных

Через Казахстан. Россия: металлоизделия, текстиль, хлеб, скот, продукты животноводства, соль. Казахстан: возникновение центров торговли — Оренбург, Верхне- Иртышские крепости, Петропавловск. 50— 60-е годы — проведение последовательной коло­ниальной политики России в земельном вопросе. Изъятие кочевий коренного населения. 2 окт.1756 г. — запрет на кочевку и пастьбу скота на правобережье Яика. Раздел нижнего течения Урала между казачьим населением, начало переселенческой политики. Начало аграрного завоевания Казахстана.

Влияющие факторы

1. Ситуация после смерти Абулхаира. 2. Продолжение строительства военно-оборони­тельных линий. 3. Развитие торговли. 4. Колониальная политика России в земельном

Проблемы

События в Башкирии, ослабление и ликвидация Джунгарии как самостоятельного государства; обострение джунгаро-китайских и джунгаро-казахских отношений в начале 50-х гг; политическая ситуация в Казахстане, развитие торговли; политика правительственного покровительства в области торговли.

Колонизаторская политика России; линии укреп­ления, нарушающие жизнь казахов и подрывающие экономику края; односторонне выгодный характер торговли; меновый характер торговли; Синьцзян закрыт для торговли; разногласия среди степной аристократии; необоснованность решений царских властей 1756 г.

Исследование

документы к параграфу.











ВОССТАНИЕ КАЗАХОВ МЛАДШЕГО ЖУЗА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ

СЫРЫМА ДАТОВА (1783-1797 гг.)


Основное содержание

Предпосылки и причины восстания: — административно-колониальные нововведения царизма; — насильственный захват казахских земель; — усиление политического давления; джут 1782— 1783 гг. — обострение политической ситуации и напряжен­ности во взаимоотношениях казахов и казаков. Движущие силы: казахские шаруа, некоторая часть старшин, родоправителей, биев. Цель: возвращение земель, ограничение произвола ханского семейства и приближенных хана Нуралы. Руководитель восстания — Сырым Датов. Характер: антиколониальный, национально-освободительный, антифеодальный. Основные даты: осень 1783 г. — начало открытой борьбы Датова; весна 1784 г.— освобождение Сырыма из плена; июнь 1784 г.— первое крупное столкновение отрядов Сырыма с казаками; ноябрь 1784 г. — откочевка хана Нуралы к Уральской казачьей линии; весна 1785 г. — активизация действий восстания; лето 1785 г. — отстранение Нуралы от власти; 1791 г.— избрание ханом Младшего жуза Ералы; 1794 г. — смерть хана Ералы, избрание Есима; 17 марта 1797 г. — нападение Сырыма на ханскую ставку; 1797 г. — уход Сырыма в пределы Хивы; 1802 г.— смерть Датова. Причины поражения: - разногласия среди феодальной верхушки; - разнородность требований шаруа; — зависимость руководителя от политических

обстоятельств; - слабая организация восстания; - межродовые противоречия. Значение восстания — самое крупное антиколониально* восстание на юго-восточной окраине империи.

Анализ данных

1. Предпосылки, причины, движущие силы восстания. 2. Начало восстания. 3. Внутренняя борьба в Младшем жузе. 4. 90-е годы XVIII в. — новый этап восстания. 5. Ослабление, поражение и значение восстания. Портрет Сырыма Датова

Влияющие факторы

Поддержка ханом Нуралы царской политики; стремле­ние царизма ликвидировать ханскую власть в Млад­шем жузе; непоследовательность Сырыма Датова; жестокость казачьих отрядов; предательство интере­сов народа частью крупных феодалов; джут 1796— 1797 гг.


37



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
сборник работы по истории Казахстана

Автор: Игисенова Гаухар Жангирхановна

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115471

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Программа по краеведению "Малая Родина, истории и судьбы" "
    ["seo_title"] => string(60) "proghramma-po-kraieviedieniiu-malaia-rodina-istorii-i-sud-by"
    ["file_id"] => string(6) "134064"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416660725"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Исследование территории Казахстана в  начале и середине ХХ века "
    ["seo_title"] => string(74) "issliedovaniie-tierritorii-kazakhstana-v-nachalie-i-sieriedinie-khkh-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "246338"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446358584"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему "Северный Казахстан в эпоху железа" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sieviernyi-kazakhstan-v-epokhu-zhielieza"
    ["file_id"] => string(6) "215282"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432637693"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Исследовательские работы учащихся.Из опыта работы учителя литературы "
    ["seo_title"] => string(81) "issliedovatiel-skiie-raboty-uchashchikhsia-iz-opyta-raboty-uchitielia-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "193925"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427712088"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Ф.И.Голощекин и его политика «Малого октября» "
    ["seo_title"] => string(52) "f-i-goloshchiekin-i-iegho-politika-malogho-oktiabria"
    ["file_id"] => string(6) "174537"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424153062"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства