Конспект урока на тему "Северный Казахстан в эпоху железа"
Конспект урока на тему "Северный Казахстан в эпоху железа"
Урок по истории Казахстана в 6 классе
Тема: «Северный Казахстан в эпоху железа»
Цель: характеристика развития Северного Казахстана в эпоху раннего железа.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть улыбай-тасмолинскую культуру в Центральном Казахстане, основные отличия и сходства культуры Северного Казахстана от других регионах.
Развивающая: продолжить работу по развитию памяти, картографических способностей, умению находить в учебнике информацию.
Воспитательная: воспитывать уважение и интерес к древней истории Казахстана.
а) фронтальный опрос по теме домашнего задания «Центральный Казахстан в эпоху раннего железа» (сборник Никулина);
б) Письменная работа: Вопросы:
1. Главный признак тасмолинской культуры?
2. Перечислите области, входящие в Центральный Казахстан.
3. Какая холмистая местность находится в Центральном Казахстане?
4. Перечислите, какие племена жили на территории Центрального Казахстана?
5. Какой ученый указывал, что основное население Центрального Казахстана - исседоны, аргиппеи, аримаспы?
6. Какой ученый проводил раскопки в Центральном Казахстане?
7. Сколько видов курганов в тасмолинской культуре?
Актуализация темы: Покажите на карте центральный Казахстан.
С какими регионами и областями он граничит?
4. Сегодня наша тема - «Северный Казахстан в эпоху раннего железа». Как вы думаете, что мы должны рассмотреть на уроке?
Учащиеся самостоятельно выделяют цели урока.
5. Изучение нового материала.
Работа по карте: показать регион Северного Казахстана.
К Северному Казахстану относятся территории современных Костанайской, Северо-Казахстанской, Акмолинской и северной части Павлодарской областей. На памятники раннего железного века Северного Казахстана сильное влияние оказали культуры Центрального Казахстана и Западной Сибири.
Объяснение учителя: Письменных источников очень мало. Геродот писал, что соседями савроматов были аргиппеи, которые жили «у подножия высоких гор» (Уральских). Слово «аргиппеи» переводят с латинского как «обладатели белогривых, быстроногих коней». Далее на восток от них расселялись исседоны. Сведения Геродота и Страбона подтверждаются археологами. Некоторые историки считают, что аргиппеи, сарматы, савроматы – название одного народа.
Проблемное задание. Работа с учебником. Ответьте на вопрос: Почему в Северном Казахстане было развито земледелие и рыболовство?
В регионе много рек и пресных озер, поэтому население с древности занималось рыболовством и земледелием.
Объяснение учителя: Особенностью структуры стада было наличие крупного рогатого скота. В I тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни. Господствующим типом хозяйства было кочевое и полукочевое скотоводство. В стадах преобладали лошади и овцы. Периодически были джуты.
Работа с термином. Найдите определение:
Джут – массовый падеж скота от бескормицы и голода.
Проблемный вопрос: Что такое звериный стиль? У каких племен он был развит? Когда распространился?
Объяснение учителя: Предметы искусства жителей Северного Казахстана относятся к «звериному стилю». Культура племён Северного Казахстана в I тысячелетии до н.э. имела много общего с культурой сакских племён юга Казахстана.
Проблемный вопрос:Какая культура распространена в Центральном Казахстане?
Объяснение учителя: На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала Тасмолинская культура. Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру.
Задание. Составить кластер:
Хорошо исследованы курганы Бирлик, Алыпкаш, Покровка, Бектениз, Карлыга, Борки, Кеноткел, а также остатки городища на правом берегу Есиля (Ишима) Актау. Обнаруженные в Северном Казахстане железные изделия датируются III-I вв. до н.э., что на два-три века ранее, чем аналогичные металлические предметы, изготовленные в соседних регионах: Западной Сибири, Урала. Предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной Европе, на Кавказе и датируются III-I вв. до н.э. Таким образом, в период раннего железа Северный Казахстан стал связующим звеном между металлургическими центрами Казахстана и Сибири с Восточной Европой.
Подведение итогов. Учащиеся на оценку учатся делать вывод.
6. Закрепление: Составление теста по параграфу.
7. Домашнее задание: § 26, читать, отвечать на вопросы после параграфа, записи выучить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Северный Казахстан в эпоху железа" »
Урок по истории Казахстана в 6 классе
Тема: «Северный Казахстан в эпоху железа»
Цель: характеристика развития Северного Казахстана в эпоху раннего железа.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть улыбай-тасмолинскую культуру в Центральном Казахстане, основные отличия и сходства культуры Северного Казахстана от других регионах.
Развивающая: продолжить работу по развитию памяти, картографических способностей, умению находить в учебнике информацию.
Воспитательная: воспитывать уважение и интерес к древней истории Казахстана.
а) фронтальный опрос по теме домашнего задания «Центральный Казахстан в эпоху раннего железа» (сборник Никулина);
б) Письменная работа: Вопросы:
1. Главный признак тасмолинской культуры?
2. Перечислите области, входящие в Центральный Казахстан.
3. Какая холмистая местность находится в Центральном Казахстане?
4. Перечислите, какие племена жили на территории Центрального Казахстана?
5. Какой ученый указывал, что основное население Центрального Казахстана - исседоны, аргиппеи, аримаспы?
6. Какой ученый проводил раскопки в Центральном Казахстане?
7. Сколько видов курганов в тасмолинской культуре?
Актуализация темы: Покажите на карте центральный Казахстан.
С какими регионами и областями он граничит?
4. Сегодня наша тема - «Северный Казахстан в эпоху раннего железа». Как вы думаете, что мы должны рассмотреть на уроке?
Учащиеся самостоятельно выделяют цели урока.
5. Изучение нового материала.
Работа по карте: показать регион Северного Казахстана.
К Северному Казахстану относятся территории современных Костанайской, Северо-Казахстанской, Акмолинской и северной части Павлодарской областей. На памятники раннего железного века Северного Казахстана сильное влияние оказали культуры Центрального Казахстана и Западной Сибири.
Объяснение учителя: Письменных источников очень мало. Геродот писал, что соседями савроматов были аргиппеи, которые жили «у подножия высоких гор» (Уральских). Слово «аргиппеи» переводят с латинского как «обладатели белогривых, быстроногих коней». Далее на восток от них расселялись исседоны. Сведения Геродота и Страбона подтверждаются археологами. Некоторые историки считают, что аргиппеи, сарматы, савроматы – название одного народа.
Проблемное задание. Работа с учебником. Ответьте на вопрос: Почему в Северном Казахстане было развито земледелие и рыболовство?
В регионе много рек и пресных озер, поэтому население с древности занималось рыболовством и земледелием.
Объяснение учителя: Особенностью структуры стада было наличие крупного рогатого скота. В I тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни. Господствующим типом хозяйства было кочевое и полукочевое скотоводство. В стадах преобладали лошади и овцы. Периодически были джуты.
Работа с термином. Найдите определение:
Джут – массовый падеж скота от бескормицы и голода.
Проблемный вопрос: Что такое звериный стиль? У каких племен он был развит? Когда распространился?
Объяснение учителя: Предметы искусства жителей Северного Казахстана относятся к «звериному стилю». Культура племён Северного Казахстана в I тысячелетии до н.э. имела много общего с культурой сакских племён юга Казахстана.
Проблемный вопрос:Какая культура распространена в Центральном Казахстане?
Объяснение учителя: На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала Тасмолинская культура. Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру.
Задание. Составить кластер:
Хорошо исследованы курганы Бирлик, Алыпкаш, Покровка, Бектениз, Карлыга, Борки, Кеноткел, а также остатки городища на правом берегу Есиля (Ишима) Актау. Обнаруженные в Северном Казахстане железные изделия датируются III-I вв. до н.э., что на два-три века ранее, чем аналогичные металлические предметы, изготовленные в соседних регионах: Западной Сибири, Урала. Предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной Европе, на Кавказе и датируются III-I вв. до н.э. Таким образом, в период раннего железа Северный Казахстан стал связующим звеном между металлургическими центрами Казахстана и Сибири с Восточной Европой.
Подведение итогов. Учащиеся на оценку учатся делать вывод.
6. Закрепление: Составление теста по параграфу.
7. Домашнее задание: § 26, читать, отвечать на вопросы после параграфа, записи выучить.