Просмотр содержимого документа
«Роль краеведческой работы в формировании образовательных компетенций»
«Роль краеведческой работы в формировании образовательных компетенций».
учитель истории МБОУ Одинцовская сош № 1
Зайцева О.Б.
«Без краеведения нет России».
Шмидт С.О., академик.
Задачи исторического образования в основной школе, поставленные ФГОС.
17 декабря 2010 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Образовательные стандарты нового поколения призваны стать основой процесса модернизации общего образования. В концепции стандартов констатируется, что «цель общего образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач».
Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.
Согласно ФГОС ООО предметные результаты изучения истории должны отражать:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Реализация нового стандарта, ориентированного на развитие личности ребенка, предполагает формирование универсальных учебных действий (УУД). Функции УУД состоят в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Кроме того, речь идёт о создании условий для развития личности и её самореализации в системе непрерывного образования, формирования толерантных установок личности, обеспечивающих её жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности. Важным является успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Краеведение на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Одной из важнейших задач современного образования и всего общества является формирование патриотизма у подрастающего поколения.
ФГОС ООО ориентированы на воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. «Портрет выпускника основной школы» ориентирован на становление таких личностных характеристик как любовь к своему краю и Отечеству, уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям, активность и заинтересованность в познании мира, умение учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, социальная активность, уважение закона и правопорядка, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством.
Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.
Нельзя не согласиться со словами председателя Союза краеведов России С.О.Шмидта: «...Возрождение краеведения вообще и изменения качества школьного краеведения и уровня его преподавания - один из очень знаменательных показателей положительных перемен страны... Я хотел бы, чтобы школьники сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, чтобы они сумели испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и страшим товарищам. В этом - суть их становления...»
Краеведение – это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края.
Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний. Методист-историк А.И.Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории. Краеведческая работа может проводиться как на уроках, факультативных занятиях, так и во внеклассной и внешкольной работе.
Краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Кроме этого, используя краеведческий материал на уроках истории, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников.
Главной целью моей работы по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край. На достижение этой цели направлена реализация следующих задач:
- формирование компетентностного подхода в обучении;
- расширение и углубление общеисторических знаний учащихся через изучение краеведческого материала;
- развитие умений и навыков работы с разнообразными источниками знаний;
- на доступном для учащихся материале воспитать любовь к своему краю, малой родине, интерес к истории.
Краеведческий материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока («Родной край в ___ веке») или же являться его элементом («Участие жителей Одинцово в обороне Москвы в 1941 г.»).
Можно привести примеры использования мной краеведческого материала на уроке истории при изучении определенных тем курса.
6 класс. Изучая тему «Культура Руси XIII - XV вв.», обязательно рассматриваются постройки Саввино-Сторожевского монастыря, выявляется роль Андрея Рублёва в становлении русской иконописи.
Изучая тему «Правление Ивана IV», предлагаю найти информацию о постройках, исторических личностях, проживавших в XVI в. на современной территории Одинцовского района.
Знакомясь с событиями Смутного времени, рассказываю о партизанском движении в нашем районе против польских интервентов.
7 класс. Изучая тему «Культура XVIII в.» предлагаю подготовить сообщения о сохранившихся усадьбах XVIII в. в Одинцовском районе, об их архитектурных особенностях, об их владельцах.
8 класс. Тема «Отечественная война 1812 г.» предоставляет много возможности для привлечения краеведческого материала, т.к. именно по Смоленской дороге шли войска Наполеона на Москву. Учащиеся с большим интересом готовят доклады, презентации о Фигнере, Давыдове, партизанах, легенде о Богарне, разрабатывают тесты, ребусы, проблемные задания по данной теме.
9 класс. Наиболее востребованы темы, посвящённые Великой Отечественной войне. В рамках изучения битвы под Москвой, учащиеся работают презентациями, сообщениями, проектами по темам «Власиха – Ставка Западного фронта», «Имена участников ВОВ в названиях улиц Одинцово», «Роль жителей Одинцово в обороне Москвы», «Памятники ВОВ в Одинцовском крае» и др.
Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, потребовали новых методов обучения. Опыт моей работы показывает, что одной из перспективных технологий краеведческой работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации, реализацию принципов личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. Это позволяет формировать не просто умения, а компетенции т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
И, наконец, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. При выполнении краеведческого задания, творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов школьники учатся работать с информационными каталогами и медиаресурсами школы, получать информацию из сети Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами, создают электронные хронологические таблицы, слайды, где наглядно демонстрируют исторические события, выполняют работу с исторической картой.
Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на уроках истории, тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах в школе, районе.
Например, учащимися 9 класса был подготовлен проект «Виртуальная экскурсия по моему родному городу». Учащиеся 5-6 классов изучали историю названий улиц г. Одинцово «О чём рассказала улица».
Интересные исследовательские работы были разработаны учащиеся по таким темам как: «Мои земляки – участники локальных вооруженных конфликтов», «Демографический портрет Одинцовского района», «Звенигород - святое место Одинцовского края и России», «Усадьба Большие Вязёмы» и др.
Другим направлением краеведческой работы в школе является внеурочная деятельность.Очень эффективны экскурсии в краеведческий музей. Одинцовский историко-краеведческий музей включает в себя 5 разделов. Первый зал рассказывает об истории Одинцова, начиная с археологических находок и заканчивая XIX веком. Два зала посвящены Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Литературный зал знакомит с заповедными местами одинцовской земли, связанными с именами А.С. Пушкина, А.П. Чехова, М.М. Пришвина и др.. Завершающая экспозиция представляет Одинцово в XX веке, показывает развитие культуры и спорта. В музее ученики погружаются в атмосферу действительности, становятся как бы очевидцами далёких событий. Благодаря этому историческое прошлое приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью.
Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это, например, участие школьников в различных делах, акциях: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, участие в уборке захоронений солдат, погибших от ран в Одинцово в 1941 г. и др.
Таким образом, школьное историческое краеведение может способствовать формированию образовательных компетенций. Рассмотрим каждую группу компетенций и их реализацию.
Компетенции
Реализация компетенций
Ценностно-смысловые:
- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
- уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
- выбор темы для исследовательской работы;
- постановка цели и определение направления своих действий и поступков;
- определение логики, последовательности выполнение работы
Учебно-познавательные:
- ставить цель, организовывать её достижение;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
- выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;
- описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации) и др.
- участие в районном торжественном митинге, посвящённом Дню памяти жертв политических репрессий;
- проведение внутришкольных краеведческих конференций и «круглых столов»;
- проведение фестиваля исследовательских работ на темы «Моя родословная», «Великая Отечественная война глазами моей бабушки (моего дедушки)» и др.;
- участие в районных и областных краеведческих конференциях.
Общекультурные компетенции:
- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
- владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
- владеть эффективными способами организации свободного времени;
- иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя и др.
- изучение традиций, игр, русских народных песен и народов России;
- экскурсии по историческим местам Одинцовского района;
- экскурсии краеведческий музей;
- проведение традиционных русских праздников (Масленица, Колядки, рождественские театрализованные представления, и др.)
- работа школьного краеведческого кружка «Живые истоки»
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми,событиями;
- выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебн. диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; и др.
- сбор материала для школьной краеведческой экспозиции
- подготовка и проведение костюмированных школьных мероприятий
- работа исследовательских групп участников школьного краеведческого кружка «Живые истоки»
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона и др.
- подготовка и демонстрация мультимедийных презентаций по истории города, области на уроках и внеклассных мероприятиях (проекты: «Одинцовский край в годы Великой Отечественной войны», «Партизанское движение 1812 г.», «Современность: Одинцово и города-побратимы», «Современность: Почётные граждане города Одинцово», «Школьная летопись»)
- участие в Интернет-конкурсах и олимпиадах
Социально-трудовые компетенции:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; - уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
- действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых, гражданских взаимоотношений.
- районные Олимпиады по основам избирательного законодательства
- районный конкурс социальной рекламы «Мы за жизнь!»
- ежегодный «Марш добра» (сбор игрушек и школьных принадлежностей для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации)
Компетенции личностного самосовершенствования:
- ценностно-смысловая ориентация в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии);
- способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения);
- владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения
- ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет;
- развитие навыков самоконтроля
Таким образом, краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение.
Занятие краеведением сближает историю страны с историей области, города, семьи. Знакомит ученика не с отвлеченными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше осмыслить события, происходившие в стране, понять их истинный смысл, воспитывает чувство гордости как за всю страну, так и за конкретный уголок, где живет ученик, способствует развитию творческих, поисково-исследовательских способностей.
Нужно отметить, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Это не только способ сохранения и освоения исторического опыта, но и обретение личного опыта, возможность социализации подростка, вовлечение ребёнка в деятельность наравне с взрослыми. Другими словами, это способ сохранения и освоения исторического опыта. В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей «малой родине». Краеведение позволяет приблизить историю страны к уровню зримых, конкретных её проявлений о родном крае, наполнить, её персоналиями, показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории, воспитывать уважение к истокам нашим, родной земле, языку, народным преданиям, обрядам и традициям. Поэтому введение краеведческого материала в программу средней школы приобщает учащихся к историческому процессу, является школой познания и методики мышления, школой воспитания историей и культурой, школой экологического образования.