"Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств школьников"
"Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств школьников"
Данный материал является моей выпускной работой, которую я запщищала на курсах повышения квалификации.Изучение краеведческого материала издавна было одним из способов формирования представления об истории, как о живом процессе, придания историческим знаниям большой конкретности и личной значимости, пробуждения интереса к прошлому. Изучение истории края делает зримой связь региональной истории с историей России, помогает школьникам ощутить смысл понятия «историческое пространство» и очень важно при формировании патриотических чувств у подрастающего поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств школьников" »
ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра гуманитарных дисциплин
Тема: «РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ШКОЛЬНИКОВ»
Выполнена:
Артищевой Надеждой Сергеевной
учителем истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 15 ст. Лысогорской
Георгиевского района
Руководитель:
Масюкова Наталья Георгиевна, руководитель
кафедры гуманитарных дисциплин
г. Ставрополь, 2014
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие, воспитание личности школьника, способного к самоидентификации, определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Изучение краеведческого материала издавна было одним из способов формирования представления об истории, как о живом процессе, придания историческим знаниям большой конкретности и личной значимости, пробуждения интереса к прошлому. Изучение истории края делает зримой связь региональной истории с историей России, помогает школьникам ощутить смысл понятия «историческое пространство» и очень важно при формировании патриотических чувств у подрастающего поколения.
Тема воспитания патриотизма в нынешнее время, когда на фоне кризисных явлений в стране происходит утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, когда во многом искажены истинное значение и роль интернационализма, снизили свое воспитательное воздействие российская культура, искусство и образование как важнейшие факторы формирования патриотизма, приобретает особую актуальность.
Цель данной статьи – подчеркнуть роль регионального компонента в осмыслении социально-нравственного опыта предшествующих поколений, в определении своей позиции и ответственного поведения в современном обществе; показать возможности для решения задач патриотического воспитания, которые дает история каждого края, села, где проживает ребенок; предложить возможные средства формирования патриотизма.
В мотив исторических знаний необходимо включать особенности своей малой Родины. Патриотизм, прежде всего, начинается с любви к своей местности, к своей семье, своему дому. С возрастом она становится любовью к родной природе, к своим землякам, а потом становится сознательной и крепкой любовью к своей стране и ее народу.
Основную работу в сборе материала по истории станицы Лысогорской в разные периоды, о земляках выполняют сами учащиеся. Они с удовольствием занимаются поисково-исследовательской деятельностью, сбором информации. Встречи с интересными людьми, беседы, экскурсии – все эти формы сбора краеведческого материала вырабатывают навыки и приемы исследовательской деятельности, воспитывают уважение к историческому факту.
Ребята смогли найти уникальный документальный материал об истории нашей станицы, множество редких фотографий, предметы, сделали записи воспоминаний старожилов-земляков. Использование этого материала на уроках вызывает повышенный интерес к теме, мотивирует ребят к познанию.
Я предлагаю опыт изучения регионального компонента в сочетании с поисково-исследовательской работой учащихся о своей малой Родине при изучении истории России ХХ века в 9 и 11 классах, а также на факультативных занятиях.
При изучении ряда тем использую учебники по краеведению под редакцией В.П. Невской, А.И. Кругова, разнообразную литературу с краеведческой тематикой, а также материал, собранный ребятами в документах, фотографиях, воспоминаниях. Так, при изучении темы «Социально-экономическое развитие России на рубеже 19-20 вв.» глубокий интерес у ребят вызывают записи из дневника старейшего казака Польчина М.В., сделанные 100 лет назад. Этот дневник ребятам отдала его племянница Польчина А.Г., а также она поделилась воспоминаниями о том далеком от нас времени. Этот интерес побудил группу ребят осуществить проектную работу «Моя улица», что позволило им решить ряд творческих задач, представить результаты своей деятельности и обосновать перед администрацией станицы необходимость благоустройства некоторых улиц.
На уроках по темам «Русско-японская война 1904-1905 гг.», «Первая русская революция 1905-1907 гг.», «Россия в Первой мировой войне» ребята делают сообщения из истории Ставропольского края, а также о земляке Леоне Завершенском, награжденном за мужество и храбрость орденом Святого Георгия в русско-японской войне 1904-1905 гг. Интересные факты об этих событиях изложены в дневнике Польчина М.В.
Есть в станице улицы имени Русанова К.М., Полежакиной Е.П., Меркушина М.С. Выполняя большую исследовательскую работу «Их именами названы улицы станицы» ребята собрали материал об этих людях. В их биографиях отражена и революция 1917 года и жестокое время гражданской войны. Впечатляет найденная запись на странице блокнота, повествующая о том времени, когда в станицу вошли белые и какие совершили злодеяния.
30 апреля 1965 года в станице был открыт памятник лысогорцам, погибшим при установлении Советской власти Русанову К.М., Меркушину М.С. и Полежакиной Е.П. Скульптор изобразил их втроем, в середине Елена Полежакина с книгами в руке, вся ее фигура как бы устремлена вперед, к новой жизни. Он был сооружен в знак любви к товарищам, погибшим за народное дело в разные годы. «Вечная слава борцам, павшим за власть Советов 1918-1922 гг.». Эти слова высечены на памятнике, а ниже 15 фамилий земляков: Потапов М.И., Шишкин В.С., Борщаков В.М., Баша Я., Бурцев В.И., Харин А.В., Русанов К.М., Меркушин М.С., Водобшин Е.В., Полежакина Е.П., Рысенко Д.Я., Павлов А.П., Левчанский И.Ф., Бессалов Х.Н., Рыбинцов В. Пятнадцать фамилий – пятнадцать разных страничек жизни.
В 1970 году, когда был открыт мемориал «Матери-Родине», останки героев Гражданской войны были перезахоронены в братскую могилу к героям Великой Отечественной войны у ограды лысогорского кладбища. Изучение данного периода нашей истории побудило группу учащихся оформить в школьном музее стенд «Их именами названы улицы станицы».
Старые фотографии, странички из дневников, публикации из газет убедительно повествуют о тех суровых событиях и создают особый эмоциональный настрой на уроках «Переход власти к партии большевиков», «Гражданская война и интервенция».
Достаточно далеко от нас ушли в прошлое 30-е годы. Ребятам трудно представить станицу, жизнь людей в то время. Фотографии и воспоминания жителей помогают это сделать. Наш фотоархив пополнился фотографиями церковного хора 1925 года и первого библиотекаря в станице Стафарандовой Марии Тимофеевны. Ребята с удивлением узнают, что в 1927 году в сторожке церкви была открыта первая маленькая библиотека. В 1942 году во время оккупации немцы в здании библиотеки организовали госпиталь, а книги выбросили на улицу. Жители подобрали книги, спрятали до «лучших времен». В январе 1943 г. Станица была освобождена от фашистов, а после войны библиотека была возрождена силами читателей. И вновь работать в ней стала Мария Тимофеевна. С огромным чувством гордости ее правнучка, учащаяся нашей школы сообщила одноклассникам более подробные сведения о прабабушке, подготовив презентацию «Кем мы гордимся в нашей семье».
В 1930 году на территории станицы Лысогорской был образован колхоз, которому дали имя В.И. Ленина. Несколько десятилетий слава об этом хозяйстве гремела на весь край. 41 год бессменно руководил колхозом фронтовик, участник Сталинградской битвы Педченко Владимир Григорьевич. Преображалась, благоустраивалась станица стараниями этого человека. Своими делами он сохранил добрую память нескольких поколений. С интересом ребята слушают о том, что Владимир Григорьевич сразу после войны начинал работать агрономом в МТС, рассматривают фотографию, на которой изображены первый председатель колхоза Ефанов Д.А., агроном Педченко В.Г., Шошин В.Н. – секретарь парткома, получивший в годы Великой Отечественной войны за героизм и мужество звание Героя Советского Союза. В одном из сочинений на тему «Выдающиеся люди нашей станицы» старшеклассник от души написал теплые слова благодарности Владимиру Григорьевичу Педченко за то, что сделал этот замечательный человек для жителей станицы. В память о нем его именем названа одна из улиц станицы, а школьный музей пополнился стендом, посвященным его жизни и служении людям.
Вызывает чувство гордости у ребят рассказ о земляках – тружениках сельского хозяйства, а колорит того времени передают уникальные фотоснимки, сделанные в Москве на 2-ом Всесоюзном съезде колхозников-ударников в 1935 году. В составе Северо-Кавказской делегации были наши станичники Стафарандов Дмитрий и Ефанова Александра. Показатели работы колхоза за 1940 год из дневника Польчина М.В. позволяют провести сравнение с достижениями сельского хозяйства в наши дни. Эти материалы заинтересовали учащихся, ими была организована встреча с земляками, строителями колхозной жизни и подготовлены рефераты «Колхозное строительство и моя семья».
Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» невозможно изучать без фамилий земляков-лысогорцев. В Великой Победе 1945 года есть частица наших отцов и дедов. 315 лысогорцев погибло на фронтах Великой Отечественной войны, отстаивая свободу нашей Родины. В летопись ратных подвигов накрепко вписаны имена трех Героев Советского Союза. Не каждая станица имеет столько благодатного материала для военно-патриотического воспитания. В 1970 году 9 мая у подножья горы Лысой возле кладбищенской стены был открыт памятник погибшим лысогорцам в гражданской и Великой Отечественной войнах. На обелиске выбиты 15 фамилий участников гражданской войны и 315 фамилий лысогорцев, погибших в Великой Отечественной войне. На открытие памятника в родную станицу приезжал Герой Советского Союза Александр Захарович Потапов, чье имя теперь носит Лысогорская СШ №15. Результатом поисково-исследовательской работы стали фотоматериалы историко-литературной экспедиции «Памятник погибшим лысогорцам». К 65-летию Великой Победы ребята приняли участие в закладывании капсулы с посланием потомкам в основание мемориала «Аллея Памяти и Славы». Ко Дню Победы в Великой Отечественной войне учащиеся 11 класса участвовали в конкурсе «Человек и война. Цена победы». Ими были подготовлены исследовательские работы о боевом пути и судьбе фронтовиков Фролова А. Н. и Комарова В. С. Ученица 9 класса приняла участие в конкурсе работ, посвященных 70-летию Курской битвы, подготовила презентацию «Мой дед – участник Прохоровского сражения».
Благородную задачу выполняют учащиеся, создавая архив устной истории. В результате бесед, интервьюирования собран интересный материал о нашем земляке Н. Наконечном, погибшем в 1942 году под Ленинградом. Тело летчика через полвека было обнаружено. Его боевой самолет стал «саркофагом» для летчика, пролежавшим до наших дней в болотах Ленинградской области.
Эмоциональный отклик у ребят вызвал материал о нелегкой судьбе двух наших земляков, бывших узников концлагеря.
На нашей лысогорской земле прошло детство и юность известного российского поэта, настоящего патриота своей станицы, Ставрополья В. В. Ходарева. В своих поэмах, стихах, песнях о станице поэт сердечно и нежно, с любовью воспевает земляков, прошлое и настоящее своей малой родины, отдает дань станичникам за все доброе, что сохранили они в своей душе. В. Ходарев – терский казак, и казачья тема ему близка и любима. Он инициатор возрождения казачества на Ставрополье, активный участник казачьего движения. На мемориальной плите, установленной на Крепостной горе в Ставрополе, написаны строки из его стихотворения:
Память о казачестве бессмертна,
Подвиги казачества в сердцах.
О жизни и творчестве этого замечательного земляка была подготовлена работа «Мне нарекли астрологи поэтом быть…» и успешно представлена на конкурсе «Движение. Отечество. Культурное наследие». А после недавней смерти В.В. Ходарева ребята предложили ежегодно проводить в школе Ходаревские чтения.
Божественным талантом наградила родная земля самобытного художника, живописца от Бога, бывшего учителя словесности Комарова Василия Стефановича. Мир художника – родная русская природа в ее неброском очаровании и гармонии цвета. Он не устает писать эту природу, постоянно любуясь и восхищаясь ею, давая возможность окружающим увидеть то, что скрыто от неискушенного взгляда. Он находит новые мотивы в том, что происходит перед его глазами, порой достаточно вида из окна, чтобы получился великолепный пейзаж. Этому пожилому человеку с тяжелой судьбой посвящены теплые слова Бориса Арзуманова.
Но след твой на земле останется навеки,
Твои творенья – души зеркальные осколки.
И будут помнить о художнике и человеке
С любовью в сердце благодарные потомки.
Встречи с этими талантливыми земляками – станичниками, знакомство с их творчеством создают для учащихся эмоциональное благо. «Родные мотивы» - так назван сборник репродукций с картин Комарова В.С. - дают возможность для эстетического и нравственного отдыха, обогащают духовно, воспитывают уважение к культуре своего и других народов, приближают к осознанию своей идентичности как гражданина страны.
В 1960-1970 годы развитие науки связано с научно-техническим прогрессом и с освоением космоса. В результате поисковой работы фотоархив пополнился фотографиями, на которых запечатлены первая женщина-космонавт В.В. Терешкова и космонавт А.Г. Николаев, приезжавшие на отдых в нашу станицу во время реабилитации в г. Кисловодске. Демонстрация этих фотографий сопровождается рассказом-воспоминанием жителей станицы.
Уникальный материал для изучения элективного курса «Костюм – как символ» нашли учащиеся школы. Некоторые предметы ткачества пришли к нам в школу из 19 века (бердо, ничинки, челнок, гребень). По программе данного курса проведено занятие «Народные промыслы Ставрополья» с использованием этих редких предметов.
Наша станица казачья, ей более 150 лет. В народе говорят: наше житье стоит на памяти. Крепки житейской памятью казаки, интересны их нравы, обычаи, традиции.
Казачеству, интереснейшему военно-крестьянскому сословию, был посвящен семинар «Слава тебе, Господи, что мы – казаки…». Для его подготовки широко использовался местный материал о прошлом и настоящем казачества. Каждая творческая работа приносит детям ощущения самовыражения, радости, открытия.
Работа с краеведческим материалом дает ребятам возможность на деле показать свою любовь к близким, своей станице, краю, осознать собственную значимость, сопричастность к делам своего народа. Атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия способствуют воспитанию творческой инициативы учащихся, развитию познавательных интересов, становлению активной жизненной позиции. А чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примером увлекательной деятельности, высветит и все остальные позитивные качества растущего человека – любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру, стремление к деятельности на благо Отечества.
Список литературы
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. – М., 1999.
Ермолова Л. К. Изучение истории своего края: проблемы и подходы к их решению. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 3В
Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотизм на службе России. // Воспитание школьников. – 2006. - № 3.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. Я. Данилюк, В. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2010
Федеральная целевая программа развития образования на 2011- 2015гг.
Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования/ официальный сайт [электронный ресурс], - режим доступа: http://www.staviro.ru