Список источников и литературы_____________________________12
” Советское образование - лучшее в мире.
Мы должны многое из него взять.
СССР выиграл космическую гонку за школьной партой”
Джон Кеннеди
Введение
Общество не стоит на месте. В современной России происходят изменения, которые затрагивают абсолютно все сферы жизнедеятельности общества - экономическую, политическую, социальную и др. Развивающееся общество требует перемен и в системе образования. Произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения в области реформирования системы образования. В современных же условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности, поэтому была принята Концепция модернизации российского образования, наметившая основные направления изменения системы образования, с учетом происходящих в обществе изменений. Целесообразность проведения целого ряда намеченных мероприятий вызывает сомнения у многих исследователей, много споров в научной и педагогической среде. С одной стороны, необходимость реформ назрела уже давно, но, с другой стороны, имеет место постоянная критика проводимой реформы образования. Подобное положение в области образования, характеризующееся противоречивостью подходов к реформированию образования, поиском новых путей и программ образования, сложилось ещё в начале прошлого века с приходом к власти большевиков. С 1917 по 1930 год были заложены основы для создания советской системы образования, намечены цели и ориентиры, которых придерживалось государство при формировании советской школы.
В связи с проводимыми в данное время реформами системы образования актуально изучение опыта новаторства, который имеет наша страна в этой области.
Основной целью исследования является выяснение эволюции школьной системы в 20-30 гг.
Реформа школы 20-30-х гг. - это начальный и основополагающий период в строительстве системы образования ХХ века, поэтому задачей нашей работы было выявить, каковы были основные пути преобразования школьной системы 1920-1930-х гг. Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать следующие аспекты: структурно-организационный, кадровый, классовый, идеологический, содержательный и методический.
В данной работе раскрыты и проанализированы структурно-организационный и кадровый аспекты. Тема остается открытой для дальнейшего более глубокого изучения.
Структурные изменения в системе образования
Структурно-организационный аспект реформирования школьного образования в 1917-1930 гг. касался, в первую очередь, поиска новой структуры для среднего образования. Разработкой основ строительства новой системы народного образования занялась Государственная комиссия по просвещению, организованная Декретом от 9 ноября 1917 года.
Провозглашались право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке, безусловность светского обучения, обучение на основе соединения с производительным трудом. На смену введенным еще Александром I церковно-приходским школам, уездным училищам и гимназиям приходят новые учреждения, дореволюционная структура школьного образования была фактически ликвидирована.
В результате к середине 1920-х годов в РСФСР сложилась следующая система школьного образования: 1. начальная школа (1-я ступень) с четырехлетним сроком обучения;
2. семилетняя школа как фундамент всей школьной системы;
3. школа 2-й ступени (девятилетняя средняя школа); 4. фабрично-заводские семилетки - разновидность семилетней школы в промышленных центрах и районах; 5. школа крестьянской молодежи, являющаяся продолжением школы 1-й ступени для сельской молодежи; 6. школа фабрично-заводского ученичества преимущественно для рабочих-подростков с профессиональной установкой, но с сохранением общеобразовательных знаний в объеме семилетней школы; 7. рабочий факультет, дававший среднее образование рабоче-крестьянской молодежи, поступающей затем в своем большинстве в высшие учебные заведения.
Положительной стороной этой школьной системы было то, что каждый концентр, представляя ступень, ведущую вверх по общеобразовательной школьной лестнице, являлся в то же время и основанием для дальнейшего профессионально-технического образования. Школа I ступени являлась базой для школ низшего профессионального образования: профшкол, фабзавуча, учебно-производственных мастерских и т.п.; семилетняя школа - для средних и профессионально-технических учебных заведений: индустриальных, сельскохозяйственных, педагогических и других техникумов; девяти-, десятилетняя школы служили основой для дальнейшего, высшего образования.
Введение всеобщего обязательного начального обучения и его последствия
14 августа 1930 года ЦИКом и СНК СССР было принято постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Согласно ему, нужно было принять в школу всех детей, которые до настоящего времени не обучаются в школе независимо от возраста. Для детей постарше организуются ускоренные специальные двухгодичные и одногодичные школы-курсы и группы при школах. Обязанность посылать в школу детей, для которых введено обязательное обучение, возлагается на их родителей, а также на тех лиц и на те учреждения, на попечении которых находятся дети.
Вышеуказанная реформа привела к тому, что школа пополнилась тысячами новых учеников. Возникла проблема их размещения, а также проблема нехватки педагогических кадров.
С данными проблемами советская власть справилась, об этом говорит тот факт, что за короткий период, в стране выросло число школ.
Всего в 1938/39 гг. количество учащихся в СССР во всех школах увеличилось до 31 517 375 в 1938/39 гг. Из них:
в начальных школах 10 646 115 уч.
в неполных средних школах 11 712 024 уч.
в средних школах 9 028 156 уч.
Количество учителей увеличилось до 1 027 164
В целом, были достигнуты значительные успехи в народном образовании. Так, количество учащихся в СССР за 20 лет после октябрьской революции в 1937 году по сравнение с предвоенным 1914 годом увеличилось в 3,5 раз (в средних школах в 20,2 раз).
Школы района имени Лазо
Данная динамика была характерна и для района имени Лазо, в подтверждение мы приводим следующую аналитическую таблицу, составленную на основе паспортов школ за 1939 год.
Название школы
Год основания
Кол-во классов
Кол-во учителей
Кол-во учеников
1
Антуньская неполная средняя школа
1937
6
4
115
2
Аргунская неполная средняя школа
1919
7
5
70
3
Бичевская неполная средняя школа
1934
7
9
367
4
Васильевская начальная школа
1918
4
2
67
5
Весело-Кутская начальная школа
1909
4
2
20
6
Возрожденская начальная школа
1938
4
2
78
7
Георгиевская неполная средняя школа
1908
7
11
427
8
Гродековская неполная средняя школа
1923
5
5
158
9
Гвасюгинская средняя школа
1935
5
5
58
10
Дрофинская начальная школа
1937
4
2
66
11
Дурминская начальная школа
1930
4
4
141
12
Екатеринославская начальная средняя школа
1905
4
5
148
13
Змейковская начальная школа
1927
4
4
103
14
Змейковская неполная средняя школа
1927
5
9
139
15
Каменец – Подольская начальная школа
1910
4
2
64
16
Кедрачевская Начальная школа
1933
4
6
95
17
Киинская начальная школа
1925
4
2
66
18
Кондратьевская начальная школа
1935
4
4
60
19
Красно-октябрьская начальная школа
1923
4
2
42
20
Кутузовская начальная школа
1924
4
1
41
21
Марусинская начальная школа
1908
4
2
65
22
Матайская начальная средняя школа
1932
6
3
65
23
Михайловская начальная школа
1911
4
3
40
24
Могилёвская начальная школа
1906
4
4
117
25
Начальная Школа 19 км Оборсая ветка
1939
4
2
24
26
Начальная школа34-ой клетки
1929
4
3
40
27
Начальная школа 47 км Оборсой ветки
1938
4
28
Начальная школа 52 км Оборской ж.
1935
4
4
117
29
Начальная школа лесо-уч. 3-й Сплавной
1937
4
2
32
30
Начальная школа п. 29 км
1931
4
1
24
31
Начальная школа Святогорского мех пункта
1938
4
3
26
32
Начальная школа участка 64 км
1938
6
2
86
33
Начальная школа участка 68 км
1936
4
3
45
34
Невельская школа
1925
4
2
60
35
Неполная средняя школа
1938
6
3
86
36
Ново-советская школа
1902
4
1
19
37
Ново-Хорская школа
1907
4
2
28
38
Оборская средняя школа
1933
10
21
987
39
Павленковская начальная школа
1935
4
2
60
40
Переяславская средняя школа
1922
10
24
912
41
Петровическая начальная школа
1908
4
6
89
42
Полетнинская средняя школа
1914
9
11
494
43
Прудковская начальная школа
1909
4
6
83
44
Святогорская неполная средняя школа
1936
7
8
313
44
Ситинская школа
1928
8
10
293
45
Соколовская начальная школа
1928
4
2
67
46
Хорская начальная школа
1937
4
12
466
47
Хорская средняя школа
1934
9
29
33
48
Черняевская начальная школа
1911
4
3
25
49
Шаповаловская начальная школа
1938
4
2
23
50
Школа 3 –ей Пятилетки
1938
4
2
61
51
Школа 26 км
1938
4
3
73
52
Юмовска н.с. школа
1935
7
6
97
ВСЕГО
281
7276
В результате проведенных реформ в системе образования количество школ и учеников увеличилось в разы. Наша страна нуждалась в образованных и грамотных людях, которые были готовы трудиться на благо отечества. Результаты не заставили себя долго ждать: мы славились своими учеными, техниками, космонавтами. Наше образование было одним из лучших в мире, а разработки наших ученых обгоняли свое время.
Нужно учиться у истории. Она полна смысла.
Заключение
Советская Система Образования считается одной из лучших в мире, не случайно американский президент Джон Кеннеди сказал: ”Советское образование - лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой”. Таким образом изучив данную тему мы пришли к выводу, что принципы, заложенные советским правительством в основу образования в 20-30-х гг. прошлого века целесообразно применить и в школе нашего времени. Практически вся система образования строилась заново, отвергая традиции школы ХIX века. Декларации, постановления ЦК ВКП(б) носили новаторский характер, они создавали школу, в которой воспитывался и развивался человек новой эпохи, более грамотный, культурный, воспитанный на основах всеобщего равенства и любви к родине. Среди главных достижений советской педагогики можно отметить принцип всеобщего и обязательного начального обучения, стремление связать теорию с практикой. Не меньшее внимание уделялось проблеме педагогических кадров. По всей стране создавались сети пединститутов, техникумов для подготовки молодых специалистов; учитель признавался центральной фигурой учебного процесса.
Список источников и литературы
Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. Под. ред. А.Н. Алексеева, Н.П. Щербова. Сост. и авт. вводных очерков М.И. Анисов. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение.
Сектор по делам архивов администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Ракунов В. А. Государственная политика в сфере школьного образования в 1920-30-х годах // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 1.
«Народное образование в СССР». / Под ред. М. А. Прокофьева и др. «Просвещение», М., 1967 г.
Колыхалов Д. В. Введение всеобщего обязательного начального обучения в Советской России в 1923—1941 гг. // Палладиум. 2010.
История России XX — начала XXI века / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин, С. В. Воронкова; под ред. Л. В. Милова — М.: Эксмо, 2006.