kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реформа системы школьного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа на тему реформа образования на территории района имени Лазо Хабаровского края

Просмотр содержимого документа
«Реформа системы школьного образования»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Могилевка

Районная научно-практическая конференция

«Шаг в будущее» секция история







Исследовательская работа

Реформа системы школьного образования в СССР в 20-30-х гг.







Работу выполнила: Сапрыкина Ольга

Анатольевна

Ученица 7 класса, МБОУ СОШ с. Могилевка



Руководитель: Кружаев Александр

Владимирович, учитель истории и

обществознания, МБОУ СОШ с. Могилевка







Могилевка, 2017

ПЛАН.

Введение__________________________________________________3

Структурные изменения в системе образования _________________5

Введение всеобщего обязательного начального

обучения и его последствия __________________________________7

Школы района имени Лазо ___________________________________8

Заключение________________________________________________11

Список источников и литературы_____________________________12
















Советское образование - лучшее в мире.

Мы должны многое из него взять.

СССР выиграл космическую гонку за школьной партой”

Джон Кеннеди

Введение

Общество не стоит на месте. В современной России происходят изменения, которые затрагивают абсолютно все сферы жизнедеятельности общества - экономическую, политическую, социальную и др. Развивающееся общество требует перемен и в системе образования. Произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения в области реформирования системы образования. В современных же условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности, поэтому была принята Концепция модернизации российского образования, наметившая основные направления изменения системы образования, с учетом происходящих в обществе изменений.
Целесообразность проведения целого ряда намеченных мероприятий вызывает сомнения у многих исследователей, много споров в научной и педагогической среде. С одной стороны, необходимость реформ назрела уже давно, но, с другой стороны, имеет место постоянная критика проводимой реформы образования. 
Подобное положение в области образования, характеризующееся противоречивостью подходов к реформированию образования, поиском новых путей и программ образования, сложилось ещё в начале прошлого века с приходом к власти большевиков. С 1917 по 1930 год были заложены основы для создания советской системы образования, намечены цели и ориентиры, которых придерживалось государство при формировании советской школы.

В связи с проводимыми в данное время реформами системы образования актуально изучение опыта новаторства, который имеет наша страна в этой области.

Основной целью исследования является выяснение эволюции школьной системы в 20-30 гг.

Реформа школы 20-30-х гг. - это начальный и основополагающий период в строительстве системы образования ХХ века, поэтому задачей нашей работы было выявить, каковы были основные пути преобразования школьной системы 1920-1930-х гг. Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать следующие аспекты: структурно-организационный, кадровый, классовый, идеологический, содержательный и методический.

В данной работе раскрыты и проанализированы структурно-организационный и кадровый аспекты. Тема остается открытой для дальнейшего более глубокого изучения.
















Структурные изменения в системе образования

Структурно-организационный аспект реформирования школьного образования в 1917-1930 гг. касался, в первую очередь, поиска новой структуры для среднего образования. 
Разработкой основ строительства новой системы народного образования занялась Государственная комиссия по просвещению, организованная Декретом от 9 ноября 1917 года.

Провозглашались право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке, безусловность светского обучения, обучение на основе соединения с производительным трудом. 
На смену введенным еще Александром I церковно-приходским школам, уездным училищам и гимназиям приходят новые учреждения, дореволюционная структура школьного образования была фактически ликвидирована.

В результате к середине 1920-х годов в РСФСР сложилась следующая система школьного образования: 
1. начальная школа (1-я ступень) с четырехлетним сроком обучения;

2. семилетняя школа как фундамент всей школьной системы;

3. школа 2-й ступени (девятилетняя средняя школа); 
4. фабрично-заводские семилетки - разновидность семилетней школы в промышленных центрах и районах; 
5. школа крестьянской молодежи, являющаяся продолжением школы 1-й ступени для сельской молодежи; 
6. школа фабрично-заводского ученичества преимущественно для рабочих-подростков с профессиональной установкой, но с сохранением общеобразовательных знаний в объеме семилетней школы; 
7. рабочий факультет, дававший среднее образование рабоче-крестьянской молодежи, поступающей затем в своем большинстве в высшие учебные заведения. 

Положительной стороной этой школьной системы было то, что каждый концентр, представляя ступень, ведущую вверх по общеобразовательной школьной лестнице, являлся в то же время и основанием для дальнейшего профессионально-технического образования. Школа I ступени являлась базой для школ низшего профессионального образования: профшкол, фабзавуча, учебно-производственных мастерских и т.п.; семилетняя школа - для средних и профессионально-технических учебных заведений: индустриальных, сельскохозяйственных, педагогических и других техникумов; девяти-, десятилетняя школы служили основой для дальнейшего, высшего образования.






















Введение всеобщего обязательного начального обучения и его последствия

14 августа 1930 года ЦИКом и СНК СССР было принято постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Согласно ему, нужно было принять в школу всех детей, которые до настоящего времени не обучаются в школе независимо от возраста. Для детей постарше организуются ускоренные специальные двухгодичные и одногодичные школы-курсы и группы при школах.
Обязанность посылать в школу детей, для которых введено обязательное обучение, возлагается на их родителей, а также на тех лиц и на те учреждения, на попечении которых находятся дети.

Вышеуказанная реформа привела к тому, что школа пополнилась тысячами новых учеников. Возникла проблема их размещения, а также проблема нехватки педагогических кадров.

С данными проблемами советская власть справилась, об этом говорит тот факт, что за короткий период, в стране выросло число школ.

Всего в 1938/39 гг. количество учащихся в СССР во всех школах увеличилось до 31 517 375 в 1938/39 гг. Из них:

  • в начальных школах 10 646 115 уч.

  • в неполных средних школах 11 712 024 уч.

  • в средних школах 9 028 156 уч.

Количество учителей увеличилось до 1 027 164

В целом, были достигнуты значительные успехи в народном образовании. Так, количество учащихся в СССР за 20 лет после октябрьской революции в 1937 году по сравнение с предвоенным 1914 годом увеличилось в 3,5 раз (в средних школах в 20,2 раз).













Школы района имени Лазо

Данная динамика была характерна и для района имени Лазо, в подтверждение мы приводим следующую аналитическую таблицу, составленную на основе паспортов школ за 1939 год.




Название школы


Год основания

Кол-во классов

Кол-во учителей

Кол-во учеников

1

Антуньская неполная средняя школа

1937

6

4

115

2

Аргунская неполная средняя школа

1919

7

5

70

3

Бичевская неполная средняя школа

1934

7

9

367

4

Васильевская начальная школа

1918

4

2

67

5

Весело-Кутская начальная школа

1909

4

2

20

6

Возрожденская начальная школа

1938

4

2

78

7

Георгиевская неполная средняя школа

1908

7

11

427

8

Гродековская неполная средняя школа

1923

5

5

158

9

Гвасюгинская средняя школа

1935

5

5

58

10

Дрофинская начальная школа

1937

4

2

66

11

Дурминская начальная школа

1930

4

4

141

12

Екатеринославская начальная средняя школа

1905

4

5

148

13

Змейковская начальная школа

1927

4

4

103

14

Змейковская неполная средняя школа

1927

5

9

139

15

Каменец – Подольская начальная школа

1910

4

2

64

16

Кедрачевская Начальная школа

1933

4

6

95

17

Киинская начальная школа

1925

4

2

66

18

Кондратьевская начальная школа

1935

4

4

60

19

Красно-октябрьская начальная школа

1923

4

2

42

20

Кутузовская начальная школа

1924

4

1

41

21

Марусинская начальная школа

1908

4

2

65

22

Матайская начальная средняя школа

1932

6

3

65

23

Михайловская начальная школа

1911

4

3

40

24

Могилёвская начальная школа

1906

4

4

117

25

Начальная Школа 19 км Оборсая ветка

1939

4

2

24

26

Начальная школа34-ой клетки

1929

4

3

40

27

Начальная школа 47 км Оборсой ветки

1938


4


28

Начальная школа 52 км Оборской ж.

1935

4

4

117

29

Начальная школа лесо-уч. 3-й Сплавной

1937

4

2

32

30

Начальная школа п. 29 км

1931

4

1

24

31

Начальная школа Святогорского мех пункта

1938

4

3

26

32

Начальная школа участка 64 км

1938

6

2

86

33

Начальная школа участка 68 км

1936

4

3

45

34

Невельская школа

1925

4

2

60

35

Неполная средняя школа

1938

6

3

86

36

Ново-советская школа

1902

4

1

19

37

Ново-Хорская школа

1907

4

2

28

38

Оборская средняя школа

1933

10

21

987

39

Павленковская начальная школа

1935

4

2

60

40

Переяславская средняя школа

1922

10

24

912

41

Петровическая начальная школа

1908

4

6

89

42

Полетнинская средняя школа

1914

9

11

494

43

Прудковская начальная школа

1909

4

6

83

44

Святогорская неполная средняя школа

1936

7

8

313

44

Ситинская школа

1928

8

10

293

45

Соколовская начальная школа

1928

4

2

67

46

Хорская начальная школа

1937

4

12

466

47

Хорская средняя школа

1934

9

29

33

48

Черняевская начальная школа

1911

4

3

25

49

Шаповаловская начальная школа

1938

4

2

23

50

Школа 3 –ей Пятилетки

1938

4

2

61

51

Школа 26 км

1938

4

3

73

52

Юмовска н.с. школа

1935

7

6

97


ВСЕГО



281

7276



В результате проведенных реформ в системе образования количество школ и учеников увеличилось в разы. Наша страна нуждалась в образованных и грамотных людях, которые были готовы трудиться на благо отечества. Результаты не заставили себя долго ждать: мы славились своими учеными, техниками, космонавтами. Наше образование было одним из лучших в мире, а разработки наших ученых обгоняли свое время.

Нужно учиться у истории. Она полна смысла.




Заключение

Советская Система Образования считается одной из лучших в мире, не случайно американский президент Джон Кеннеди сказал: ”Советское образование - лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой”.
Таким образом изучив данную тему мы пришли к выводу, что принципы, заложенные советским правительством в основу образования в 20-30-х гг. прошлого века целесообразно применить и в школе нашего времени. Практически вся система образования строилась заново, отвергая традиции школы ХIX века. Декларации, постановления ЦК ВКП(б) носили новаторский характер, они создавали школу, в которой воспитывался и развивался человек новой эпохи, более грамотный, культурный, воспитанный на основах всеобщего равенства и любви к родине.
Среди главных достижений советской педагогики можно отметить принцип всеобщего и обязательного начального обучения, стремление связать теорию с практикой.
Не меньшее внимание уделялось проблеме педагогических кадров. По всей стране создавались сети пединститутов, техникумов для подготовки молодых специалистов; учитель признавался центральной фигурой учебного процесса.































Список источников и литературы

  1. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. Под. ред. А.Н. Алексеева, Н.П. Щербова. Сост. и авт. вводных очерков М.И. Анисов. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение.

  2. Сектор по делам архивов администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края.

  3. Ракунов В. А. Государственная политика в сфере школьного образования в 1920-30-х годах // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 1.

  4. «Народное образование в СССР». / Под ред. М. А. Прокофьева и др. «Просвещение», М., 1967 г.

  5. Колыхалов Д. В. Введение всеобщего обязательного начального обучения в Советской России в 1923—1941 гг. // Палладиум. 2010.

  6. История России XX — начала XXI века / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин, С. В. Воронкова; под ред. Л. В. Милова — М.: Эксмо, 2006.

26



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Реформа системы школьного образования

Автор: Кружаев Александр Владимирович

Дата: 06.03.2017

Номер свидетельства: 398086

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В  МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ"
    ["seo_title"] => string(79) "obnovlieniie-sodierzhaniia-shkol-nogo-obrazovaniia-v-malokompliektnykh-shkolakh"
    ["file_id"] => string(6) "282006"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453636524"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) ""Новой  школе - новый  учитель",  районный конкурс "Учитель года -2014" "
    ["seo_title"] => string(65) "novoi-shkolie-novyi-uchitiel-raionnyi-konkurs-uchitiel-ghoda-2014"
    ["file_id"] => string(6) "129653"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415731992"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Повышение профессиональной компетентности в работе учителя - логопеда в условиях ФГОС."
    ["seo_title"] => string(87) "povyshieniieprofiessionalnoikompietientnostivrabotieuchitielialoghopiedavusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "285737"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454241483"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Доклад "Обновленная программа:надежды и опасения""
    ["seo_title"] => string(54) "doklad_obnovliennaia_proghramma_nadiezhdy_i_opasieniia"
    ["file_id"] => string(6) "398492"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1488991880"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Методические материалы для занятий с родителями "
    ["seo_title"] => string(56) "mietodichieskiie-matierialy-dlia-zaniatii-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "156562"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421438332"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства