kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие критического мышления школьников на уроках истории в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы применения некоторых методов технологии развития критического мышления школьников на уроках истории в 5 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления школьников на уроках истории в 5 классе»

Развитие критического мышления школьников на уроках истории в 5 классе

Ахатова С.А., учитель истории и обществознания

МБОУ « Гимназия №8» г.Можги Удмуртской Республики

Мир современный быстро меняется, развивается : рынок, конкурентная борьба, информационные войны… Меняется и система образования, на смену «знаниевому» подходу приходит «компетентностный» . Мы должны научить детей работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях. Для этого необходимо вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем каждый ребенок должен понимать каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

В 5-ый класс приходят дети от 10 до 12 лет, это ранний подростковый возраст и мы знаем, что в этот период происходит переход ведущего вида деятельности от учебы к общению. Важно не упустить момент и поддерживать желание детей учится, узнавать новое, добывать знание, уметь грамотно отстаивать свою точку зрения. Что значит развивать критическое мышление у школьников? Это значит развивать умственную деятельность, заключающуюся в познании сущности вещей, явлений, связей между ними; учить детей сомневаться в истине предложенной информации; искать факты и аргументы и иметь свою точку зрения на определенное историческое событие или явление; применять полученные результаты к стандартным и нестандартным ситуациям. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятие и представления; объективной материальной формой – язык; основным условием возникновения – практическая деятельность. Вот к ней-то мы и обратимся. Хочу предложить вашему вниманию конкретные приемы, которые я использую на уроках истории в 5-ом классе.

На первом уроке истории при знакомстве с учеником я объясняю, что читая параграф дома, учащиеся будут выделять для себя информацию следующих видов: непонятную, вызывающую большое сомнение и ту, которую дети посчитают неполной. «Непонятную» информацию учитель объяснит в начале следующего урока до проверки домашнего задания. Если есть информация, вызывающая большое сомнение, то ученик должен объяснить причины сомнения, несогласия с авторами учебника, при этом подкрепить мысль фактами, мнением других историков или ученых. Такое выступление, согласитесь, достойно похвалы и оценивания. «Неполную» информацию ученики дополняют интересными сообщениями, в том числе и из личного опыта. Например, при изучении культуры Древнего Египта дети могут рассказать о своих впечатлениях при посещении Луксорского храма и комплекса пирамид в Гизе, показать фотографии из личного семейного архива. При этом учащиеся чувствуют свою сопричастность к мировой истории, развивается речь. Такие выступления также достойны оценивания. Так я знакомлю учащихся с разными версиями происхождения людей : религиозной, версией палеовизита, естественно – научной. При этом объясняю, что история – это наука и поэтому авторы учебника берут за основу естественно – научные теории. Для чего это нужно? Не только для того, чтобы школьники знали о разных версиях, но еще и потому, что появляется возможность выбора, а значит происходит личностное развитие, кроме того, всегда найдется в параллели 5-го класса пара-тройка детей, получающих в семье религиозное воспитание, а значит и их чувства не будут оскорблены.

Как известно, в технологии развития критического мышления урок строится по схеме: «Вызов» - «Осмысление» - «Рефлексия». Стадия вызов должна мотивировать (побуждать к работе с новой информацией, стимулировать интерес к постановке и способам реализации цели), информировать (вызывать на «поверхность» имеющихся знаний по теме) и способствовать коммуникации (бесконфликтному обмену мнениями). На стадии «Вызова» я использую следующие приемы :





















  1. «Кластер» (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

    Особенности духовной и материальной культуры древних жителей

    Как зародилось государство в междуречье?

    Каковы были предпосылки возникновения цивилизации?

    Можно ли назвать Междуречье цивилизацией?

    Как была устроена система власти?

    Какие существовали законы и была ли письменность?

Могут быть и другие вопросы, поставленные детьми. Этот прием я использую и на стадии «Осмысления».

  1. Прием «Таблица толстых и тонких вопросов».

Данный прием можно использовать на любой из трех фаз урока. На стадии «Вызова» - это вопросы до изучения темы. Тонике вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Например, при изучении темы «Первые люди» могут быть заданы «тонкие» вопросы: «Когда появились первые люди?», «Что если первобытные люди?», «Как одевались первобытные люди?» и другие. «Толстые» вопросы: «Каким образом люди появились на нашей планете?», «где появились первые люди?», «Мы прямые потомки первых людей?» и другие.

  1. Прием «Таблица. Знаю. Хочу узнать. Узнал» (ЗХУ).

Ученикам до начала изучения темы предлагается вопрос: «Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?». Все предлагаемые формулировки записываются в столбик «Знаю» без корректировки и оценивания. Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?». В столбик «Хочу узнать» записываются и эти формулировки.

Записи остаются на доске до конца занятия. На стадии «Рефлексии» возвращаемся к стадии «Вызова»: вносим корректировки в первый столбик высказываний и проверяем ответы на второй столбик вопросов. Если некоторые вопросы второго столбика остаются без ответа, то поискать ответ предложите самостоятельно, используя другие источники.

  1. Прием «Дерево предсказаний».

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития определенных исторических событий. Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – «возможно» и «вероятно»(количество ветвей неограниченно и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения).

В качестве примера возьмем тему «Греко-персидские войны»(оформляется ствол дерева).

«Вероятно»: «Причиной войн стало экономическое соперничество греков и персов»(ветвь дерева).

«Листья»: «Персы контролировали Ближний Восток и мешали международной торговли греков», «Обе цивилизации находились в стадии экономического рассвета», «У греков не было единого государства, они жили в разных полисах», «Греки считали себя лучшими войнами, но они просчитались» и другие.

«Возможно»: «Греки напали на персов, но потерпели поражение»(ветвь дерева).

  1. Прием «Ромашка вопросов» или «Ромашка Блума».

«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса:

  1. Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?».

Например: «Как звали знаменитого древнегреческого поэта?»

  1. Уточняющие вопросы- вопросы, целью которых является предоставление школьнику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщение, но подразумевающейся.

Примеры: «То есть ты говоришь, что события Троянской войны описаны в поэме «Илиада»?», «Если я правильно поняла, то именно на острове Крит находится «Лабиринт Минотавра»?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали об археологе Г.Шлимане?» и другие.

  1. Интерпретационные вопросы (объясняющие). Обычно они начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему древнегреческий боевой строй «фаланга» считался непобедимым?». Если ответ на этот вопрос известнее, от он из «интерпретационного» превращается в простой.

  2. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы».

Примеры: «Что изменилось бы, если в Древней Греции не зародились Олимпийские игры?», «Что будет, если воспитание в Спарте станет либеральным?», «Как вы думаете, как будут развиваться события после гибели царя Леонида и 300 спартанцев?»

  1. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов.

Примеры: «Как вы относитесь к спартанскому воспитанию?», «Почему содружество Греческих полисов сыграло положительную роль?», «Как бы вы поступили на месте царя Леонида?»

  1. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

Примеры: «Как можно сегодня применить знания об Афинской демократии?», «Какую древнегреческую одежду можно смастерить, если у вас в наличии одна простыня?», «Где в современной жизни вы можете наблюдать эллинское наследие?».

  1. Прием «Верные и неверные высказывания».

Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста который они в дальнейшем будут изучать. После знакомства с основной информацией возвращаемся к данным утверждениям и школьники оценивают их достоверность.

  1. Прием «Корзина идей».

Это прием организации индивидуальной и групповой работы школьников на стадии «Вызова». На доске можно нарисовать корзину, в которую будем «собирать» информацию. Процедура:

  1. задается прямой вопрос о том, что известно обучающимся по проблеме урока, каждый ученик думает и записывает в свою тетрадь в течение 2-ух минут;

  2. в парах или группах происходит обмен информацией в течение 3-ч минут;

  3. каждая группа называет одно сведение или факт, не повторяясь;

  4. все сведения, даже ошибочные, учитель записывает в «корзину» ;

  5. все ошибки исправляются далее, составляются логические цепочки.

  1. Прием «Рассказ-предположение по «ключевым» словам».

По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Например, ключевые слова по теме «От республике к «цезарям»»: римская республика, Помпей, Цезарь, Рубикон, популярность, армия, сенат, власть, убийство.

Как показывает практика, фантазии детей здесь безграничны.

  1. Прием «Написание синквейна».

Этот прием я чаще всего использую на стадии «Рефлексии», так как он позволяет резюмировать учебный материал. «Синквейн» означает стихотворение из пяти строк: 1)записывается одно слово – существительное – тема синквейна; 2) два прилагательных раскрывающих тему синквейна; 3) три глагола, описывающих действия по теме синквейна; 4) фраза из нескольких слов, в которой школьник высказывает свое отношение к теме, это может быть и крылатое выражение; 5) слово – резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет высказать к ней личное отношение.

Синквейн по теме «Закат античного мира».

Закат!

Яркий и закономерный

Приходит, накрывает, растворяет

Все течет, Все меняется

Следующий!

  1. Прием «6 шляп критического мышления».

Этот прием применяется на стадии «Осмысления», он позволяет организовать работу с любым текстом, обменятся мнениями в непринужденной атмосфере. Важно придерживаться того направления, которое задаст каждая шляпа.

1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.

2-я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики.

3-я шляпа – черная: критическая, обращает внимание на то, что плохо чего не бывает.

4-я шляпа – желтая: апологетическая, обращает внимание на то, что хорошо.

5-я шляпа – синяя: апологетическая, поисковая.

6-я шляпа – зеленая: изобретательная, творческая.

В группе у каждого школьника шляпа своего цвета (символичные, делаем из цветной бумаги). Работая с одним текстом, школьники составляют по нему вопросы в зависимости от цвета своей шляпы. Это позволяет взглянуть на историческое событие, явление с разных сторон, развивать навыки критического анализа, делать выводы относительно точности и ценности. Затем идет поиск ответов по теме внутри группы, делается общее резюме.

Пока это все приемы технологии развития критического мышления, которые я применяю на практике. Технология, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом, вполне прижилась в российской образовательной среде. Самые главные ее достоинства, на мой взгляд, это повышение эффективности восприятия информации у школьников, повышение интереса к изучаемому материалу и самому процессу обучения, повышение качества образования учеников. А лучшей наградой учителю станут светящиеся живым интересом глаза его учеников.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие критического мышления школьников на уроках истории в 5 классе

Автор: Ахатова Светлана Алексеевна

Дата: 19.09.2016

Номер свидетельства: 344547

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Презентация на тему "Обучение критическому мышлению на уроках истории""
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiianatiemuobuchieniiekritichieskomumyshlieniiunaurokakhistorii"
    ["file_id"] => string(6) "268499"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450632420"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Мастер-класс: применение технологии  "Развитие критического мышления" в образовательном процессе"
    ["seo_title"] => string(112) "mastier-klass-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-1"
    ["file_id"] => string(6) "301617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456944706"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Выступление на тему: «Приёмы и методы работы с текстом с целью формирования познавательных УУД на уроках истории в 5 классах». "
    ["seo_title"] => string(136) "vystuplieniie-na-tiemu-priiomy-i-mietody-raboty-s-tiekstom-s-tsiel-iu-formirovaniia-poznavatiel-nykh-uud-na-urokakh-istorii-v-5-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "236039"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443949740"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "методическая работа «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории»"
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaiarabotaaktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsianaurokakhistorii"
    ["file_id"] => string(6) "287298"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454452095"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства