Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа СПО»
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Альметьевский профессиональный колледж»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании методической комиссии
Протокол №1
от «___»___2015
Зам. директор по ОД
_________ Хайруллина Н.А.
«_____»___________2015
рабочая программа
БД.4 «История»
по специальностям: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» .
Разработчик: преподаватель
истории Киселева А.В.
Альметьевск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
15
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
19
34
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Содержание учебной дисциплины «История» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «История» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС СПО
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
− становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
− готовность к служению Отечеству, его защите;
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• метапредметных:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
•предметных:
сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК) (Приложение 2):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
175
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
Практические занятия
39
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
58
Итоговая аттестация - дифференцированный зачёт
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины история
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Семестр 1
87/51
Вводное занятие
1-2 История в системе гуманитарных наук.
2
2
Содержание учебного материала
4
Раздел 1.Древнейшая стадия истории человечества
3-4
Происхождение человека. Люди эпохи палеолита.
2
2,3
5-6
Практическое занятие
Неолитическая революция и ее последствия.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение индивидуальных заданий по теме «Археологические памятники палеолита на территории России», «Неолитическая революция на территории современной России».
Подготовка рефератов по теме: «Происхождение человека: дискуссионные вопросы».
5
Раздел 2. Цивилизации Древнего мира.
Содержание учебного материала
4
7-8
Древнейшие государства. Великие державы Древнего Востока.
2
2,3
9-10
Практическое занятие
Культура и религия Древнего мира.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных заданий,
работа с дополнительной учебной и научной литературой :подготовка сообщений по темам: Древняя Греция, Древний Рим.
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века.
Содержание учебного материала
14
11-12
Практическое занятие
Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе.
2
2.3
13-14
Возникновение ислама. Арабские завоевания.
2
Практическое занятие.
Основы мусульманского вероучения.
15-16
Византийская империя.
2
Практическое занятие
Принятие христианства славянскими народами.
17-18
Восток в средние века.
2
19-20
Практическое занятие
Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
2
Основные черты западноевропейского феодализма.
21-22
Средневековый западно-европейский город.
2
Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы.
23-24
Зарождение централизованных государств в Европе
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной учебной и научной литературой по теме: «Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса». Выполнение сравнительной таблицы по теме: «Исламская и Христианская цивилизация», подготовка рефератов по теме: «Феномен западноевропейского Средневековья».
7
Раздел.4 От Древней Руси к Российскому государству.
Содержание учебного материала
10
25-26
Образование Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение.
2
2,3
27-28
Общество Древней Руси. Раздробленность на Руси.
2
29-30
Практическое занятие
Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
2
31-32
Монгольское завоевание и его последствия.
2
33-34
Практическое занятие
Начало возвышения Москвы. Образование единого Русского государства.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника, выделение основных причин образования Древнерусского государства.
Подготовка докладов по теме: «Происхождение Древнерусского государства».
6
Раздел 5.Россия в XVI –XVII веках: от великого княжества к царству.
Содержание учебного материала
8
35-36
Россия в правлении Ивана Грозного
2
2,3
37-38
Практическое занятие
Смутное время начала XVII века.
2
39-40
Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в ХVII веке.
2
41-42
Практическое занятие
Культура Руси конца XIII— XVII веков.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника (ответы на вопросы в конце параграфа)
Подготовка реферата по теме раздела: «Культура России в XVII веке».
Подготовка сообщения по теме: «Реформы патриарха Никона».
6
Раздел.6.Страны Запада и Востока в XVI –XVIII веках.
Содержание учебного материала
9
43-44
Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе.
2
2,3
Великие географические открытия. Образование колониальных империй.
45-46
Реформация и контрреформация.
2
Становление абсолютизма в европейских странах.
47-48
Англия в XVII— ХVIII веках. Страны Востока в XVI—XVIII веках.
2
Страны Востока и колониальная экспансия европейцев.
49-50
Международные отношения в XVII— XVIII веках.
2
Развитие европейской культуры и науки в XVII— XVIII веках. Эпоха просвещения. Война за независимость и образование США.
51
Французская революция конца XVIII века.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной учебной и научной литературой и подготовка сообщений по темам раздела: «Возрождение и гуманизм в Западной Европе», «Политические и культурные последствия Великих географических открытий», «Высокое Возрождение в Италии».
Раздел 7. Россия в конце ХVII—ХVIII веков: от царства к империи.
Содержание учебного материала
8
52-53
Практическое занятие
Россия в эпоху петровских преобразований.
2
2,3
54-55
Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения.
2
56-57
Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века.
2
58-59
Практическое занятие
Русская культура XVIII века.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Личность в истории: Петр I», «Преобразования Петра Великого».
Выполнение домашнего задания к Разделу 3. Составление таблицы: 1. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
4
Раздел 8. Становление индустриальной цивилизации.
Содержание учебного материала
6
60-61
Промышленный переворот и его последствия.
2
2,3
62-63
Международные отношения.
2
64-65
Политическое развитие стран Европы и Америки.
2
Развитие западноевропейской культуры.
Самостоятельная работа обучающихся
Ответить на вопросы: 1.Какие были социальные последствия промышленной революции? 2. Что такое индустриальное общество?
Подготовиться к индивидуальным сообщениям по темам: 1.Литература. 2. Изобразительное искусство.3.Музыка. 4. Романтизм, реализм, символизм в художественном творчестве.
5.Важнейшие научные открытия. Революция в физике. Влияние культурных изменений на повседневную жизнь и быт людей. Автомобили
и воздухоплавание
4
Раздел 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.
Содержание учебного материала
4
66-67
Колониальная экспансия европейских стран. Индия.
2
2,3
68-69
Практическое занятие
Китай и Япония.
Революция Мэйдзи и ее последствия.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной учебной и научной литературой, подготовка сообщений по теме: «Истоки модернизации в Западной Европе»
3
Раздел 10. Российская империя в ХIХ веке.
Содержание учебного материала
16
70-71
Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века.
2
2,3
72-73
Практическое занятие
Отечественная война 1812 года.
2
74-75
Практическое занятие
Движение декабристов.
2
76-77
Внутренняя политика Николая I.
2
Общественное движение во второй четверти XIX века.
78-79
Внешняя политика России во второй четверти XIX века.
2
Отмена крепостного права и реформы 60—70-х годов XIX века. Контрреформы.
80-81
Общественное движение во второй половине XIX века.
2
82-83
Экономическое развитие во второй половине XIX века.
2
Внешняя политика России во второй половине XIX века.
84-85
Практическое занятие
Русская культура XIX века.
Золотой век русской литературы.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над материалом учебника и выделение итогов движения декабристов.
Работа с дополнительной учебной литературой и определение места русской культуры в мировой культуре XIX века.
3
Раздел 11.От Новой истории к Новейшей.
Содержание учебного материала
12
2,3
86-87
Практическое занятие
Мир в начале ХХ века.
Пробуждение Азии в начале ХХ века.
2
88-89
Россия на рубеже XIX— XX веков.
2
Революция 1905—1907 годов в России. Россия в период Столыпинских реформ.
90-91
Практическое занятие
Серебряный век русской культуры.
2
92-93
Первая мировая война. Боевые действия 1914—1918 годов.
Первая мировая война и общество.
2
94-95
Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю.
Октябрьская революция в России и ее последствия.
2
96-97
Гражданская война в России.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка рефератов по темам (на выбор): «Россия ХIХ века: реформы или революция», «Наш край в ХIХ веке», «Мир начала ХХ века: достижения и противоречия», «Великая российская революция», «Между Первой и Второй мировыми войнами: альтернативы развития».
Эссе: 1. Начало первой мировой войны. 2. Мы этой памяти верны.
5
Раздел 12. Между мировыми войнами.
Содержание учебного материала
8
2,3
98-99
Европа и США. Недемократические режимы. Турция, Китай, Индия, Япония.
2
100-101
Международные отношения. Культура в первой половине ХХ века.
2
102-103
Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР. Индустриализация и коллективизация в СССР.
2
104-105
Советское государство и общество в 1920—1930-е годы. Советская культура в 1920—1930-е годы.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение задания по тем: сравнение развития западной и советской культуры ы 1920-1930-е годы, выявление черт их различия и сходства.
Сообщение, доклад, реферат: 1. Развитие науки и тенденции духовной жизни. 2. Литература и искусство. 3. За кем будущее России
3
Раздел 13. Вторая мировая война (1939 – 1945 гг.) Великая Отечественная война.
Содержание учебного материала
6
106-107
Практическое занятие
Накануне мировой войны.
2
108-109
Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане.
2
110-111
Второй период Второй мировой войны.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка домашнего задания в форме дискуссии: « Вторая мировая война».
Составление таблицы по теме: «Основные периоды, события и итого Второй мировой войны».
3
Раздел 14.Мир во второй половине ХХ века- начале XXI века.
Содержание учебного материала
6
2,3
112-113
Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны».
2
Сверхдержавы: США и СССР. Биполярная модель международных отношений.
114-115
Практическое занятие
Распад СССР.
2
Дифференцированный зачет
2
Итого
117
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоения программы учебной дисциплины «История» имеется, учебный кабинет, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне учебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) оснащен типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете есть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «История» входят:
-парты и стулья на 30 посадочных мест;
- рабочее место преподавателя;
-меловая доска;
-учебно-методический комплекс преподавателя;
-наглядные пособия : Карты:
1. Российская Федерация»
2. Феодальная раздробленность Руси в XII- первой четверти XII вв.
3. Российская империя 1800-1861 г.
4. Россия конца XIX- начало XX в.
5. Египет и Передняя Азия в древности. Древний восток. Индия и Китай.
6. Римская империя в 4-5 вв.
7. Византийская империя и славяне в VI-XIвв.
8. Гражданская война в США в 1861-1865 гг.
9. Территориально-политический раздел мира.
10. Киевская Русь в IX-XIIвв.
Плакаты:
1. «Готовимся к экзаменам»
2. «По страницам истории»
3. «Человек и общество»
Информационный стенд:
-Гимн РФ
-Герб Республики Татарстан
-Портреты Путина В.В., Минниханов Р.Н
-библиотечный фонд.
Технические средства обучения:
- Ноутбук Lenovo G580.
- Мультимедиа проектор, экран.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),обеспечивающие освоение учебной дисциплины «История», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «История» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по предмету, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.)
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
2. Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. История России: Учебник /. - 6-e изд., переработанная и дополнительная - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 608 с. http://znanium.com/shelf.php
4. Волобуев О.В. История. Россия и мир.10 класс. Базовый уровень, 2013 г. - 400с.
5. Земляницин В.А., Носков В.В. Всеобщая история. 10 класс. Климов О.Ю, Под ред. Мясникова В.С. 2013, 336с.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
7.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
9. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования”».
10. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров иДПОМинобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
11. Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. — М., 2015.
12. Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. — М., 2013.
13. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. — 2014. — № 13. — С. 10—124
9. www. bibliotekar. ru (Библиотекарь.Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
4.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности студентов(на уровне учебных действий)
Введение
Актуализация знаний о предмете истории.
Высказывание собственных суждений о значении исторической науки для отдельного человека, государства, общества. Высказывание суждений о месте истории России во всемирной истории
1. Древнейшая стадия истории человечества
Происхождение человека. Люди эпохи палеолита
Рассказ о современных представлениях о происхождении человека, расселении древнейших людей (с использованием исторической карты).
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «антропогенез», «каменный век», «палеолит», «родовая община».
Указание на карте мест наиболее известных археологических находок на территории России
Неолитическая революция и ее последствия
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «неолит», «неолитическая революция», «производящее хозяйство», «индоевропейцы», «племя», «союз племен», «цивилизация».
Раскрытие причин возникновения производящего хозяйства, характеристика перемен в жизни людей, связанных с этим событием. Называние и указание на карте расселения древних людей на территории России, территории складывания индоевропейской общности. Обоснование закономерности появления государства
2. Цивилизации Древнего мира
Древнейшие государства. Великие державы Древнего Востока. Древняя Греция. Древний Рим.
Локализация цивилизации Древнего Востока на ленте времени и исторической карте, объяснение, как природные условия влияли на образ жизни, отношения в древних обществах.
Характеристика экономической жизни и социального строя древневосточных обществ. Раскрытие причин, особенностей и последствий появления великих держав.
Указание особенностей исторического пути Хеттской, Ассирийской, Персидской держав.
Характеристика отличительных черт цивилизаций Древней Индии и Древнего Китая. Характеристика основных этапов истории Древней Греции, источников ее истории.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «полис», «демократия», «колонизация», «эллинизм».
Умение дать сравнительную характеристику политического строя полисов (Афины, Спарта).
Рассказ с использованием карты о древнегреческой колонизации, оценка ее последствий.
Раскрытие причин возникновения, сущности и значения эллинизма. Характеристика с использованием карты основных этапов истории Древней Италии, становления и развития Римского государства.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «патриций», «плебей», «провинции», «республика», «империя», «колонат». Раскрытие причин военных успехов Римского государства, особенностей организации римской армии
Культура и религия
Древнего мира
Систематизация материала о мифологии и религиозных учениях, возникших в Древнем мире. Раскрытие предпосылок и значения распространения буддизма, христианства.
Объяснение причин зарождения научных знаний.
Объяснение вклада Древней Греции и Древнего Рима в мировое культурное наследие
3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века
Великое переселение
народов и образование
варварских королевств
в Европе
Раскрытие оснований периодизации истории Средних веков, характеристика источников по этой эпохе. Участие в обсуждении вопроса о взаимодействии варварского и римского начал в европейском обществе раннего Средневековья
Возникновение ислама.
Арабские завоевания
Рассказ с использованием карты о возникновении Арабского халифата; объяснение причин его возвышения и разделения.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «ислам», «мусульманство», «халифат».
Характеристика системы управления в Арабском халифате, значения арабской культуры
Византийская империя
Рассказ с использованием карты о возникновении Византии; объяснение причин ее возвышения и упадка.
Рассказ о влиянии Византии и ее культуры на историю и культуру славянских государств, в частности России, раскрытие значения создания славянской письменности Кириллом и Мефодием
Восток в Средние века
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «хан», «сёгун», «самурай», «варна», «каста». Характеристика общественного устройства государств Востока в Средние века, отношений власти и подданных, системы управления. Представление описания, характеристики памятников культуры народов Востока (с использованием иллюстративного материала)
Империя Карла Великого и ее распад.
Феодальная раздробленность в Европе. Основные черты западноевропейского феодализма
Раскрытие сущности военной реформы Карла Мартелла, его влияния на успехи франкских королей. Рассказ о причинах, ходе и последствиях походов Карла Великого, значении образования его империи.
Объяснение термина каролингское возрождение.
Объяснение причин походов норманнов, указание на их последствия. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «феодализм», «раздробленность», «вассально-ленные отношения», «сеньор», «рыцарь», «вассал».
Средневековый западно-
европейский город
Католическая церковь
в Средние века. Крестовые походы
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «цех», «гильдия», «коммуна». Систематизация материала о причинах возникновения, сущности и значении средневековых городов.
Характеристика взаимоотношений горожан и сеньоров, различных слоев населения городов. Характеристика роли христианской церкви в средневековомобществе.
Рассказ о причинах и последствиях борьбы римских пап и императоров Священной Римской империи.
Систематизация материала по истории Крестовых походов, высказывание суждения об их причинах и последствиях.
Зарождение централизованных государств
в Европе
Средневековая культура
Западной Европы.
Начало Ренессанса
Раскрытие особенностей развития Англии и Франции, причин и последствий зарождения в этих странах сословно- представительной монархии. Характеристика причин, хода, результатов Столетней войны.
Систематизация знаний о важнейших событиях позднего Средневековья: падении Византии, реконкисте и образовании Испании и Португалии, гуситских войнах.
Показ исторических предпосылок образования централизованных государств в Западной Европе.
Рассказ о наиболее значительных народных выступлениях Средневековья. Подготовка сообщения, презентации на тему «Первые европейские университеты».
Характеристика основных художественных стилей средневековой культуры (с рассмотрением конкретных памятников, произведений).
Высказывание суждений о предпосылках возникновения и значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества.
4. От древне й Руси к Российскому государству
Образование Древнерусского государства
Крещение Руси и его значение
Характеристика территорий расселения восточных славян и их соседей, природных условий, в которых они жили, их занятий, быта, верований.
Раскрытие причин и указание времени образования Древнерусского государства.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «князь», «дружина», «государство». Составление хронологической таблицы о деятельности первых русских князей. Актуализация знаний о возникновении христианства и основных его постулатах.
Рассказ о причинах крещения Руси, основных событиях, связанных с принятием христианства на Руси.
Оценка значения принятия христианства на Руси.
Общество Древней Руси
Раздробленность на Руси
Характеристика общественного и политического строя Древней Руси, внутренней и внешней политики русских князей.
Анализ содержания Русской Правды.
Указание причин княжеских усобиц.
Составление характеристики личности, оценка, сравнение исторических деятелей (на примере князей Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха). Называние причин раздробленности на Руси, раскрытие последствий раздробленности.
Указание на исторической карте территорий крупнейших самостоятельных центров Руси.
Характеристика особенностей географического положения, социально-политического развития, достижений экономики и культуры Новгородской и Владимиро-Суздальской земель
Древнерусская культура
Рассказ о развитии культуры в Древней Руси. Характеристика памятников литературы, зодчества Древней Руси. Высказывание суждений о значении наследия Древней Руси для современного общества
Монгольское завоевание
и его последствия
Изложение материала о причинах и последствиях монгольских завоеваний. Приведение примеров героической борьбы русского народа против завоевателей.
Рассказ о Невской битве и Ледовом побоище.
Составление характеристики Александра Невского.
Оценка последствий ордынского владычества для Руси, характеристика повинностей населения
Начало возвышения
Москвы.
Образование единого
Русского государства
Раскрытие причин и следствий объединения русских земель вокруг Москвы. Аргументация оценки деятельности Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Раскрытие роли Русской православной церкви в возрождении и объединении Руси.
Раскрытие значения Куликовской битвы для дальнейшего развития России. Указание на исторической карте роста территории Московской Руси.
Составление характеристики Ивана III.
Объяснение значения создания единого Русского государства. Изложение вопроса о влиянии централизованного государства на развитие хозяйства страны и положение людей.
Изучение отрывков из Судебника 1497 года и использование содержащихся в них сведений в рассказе о положении крестьян и начале их закрепощения.
5. Россия в ХVI— ХVII веках : от великого княжества к царству
Характеристика внутренней политики Ивана IV в середине ХVI века, основных мероприятий и значения реформ 1550-х годов.
Раскрытие значения присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири к России.
Объяснение последствий Ливонской войны для Русского государства.
Смутное время начала
XVII века
Объяснение смысла понятий: «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национально- освободительное движение». Раскрытие того, в чем заключались причины Смутного времени.
Характеристика личности и деятельности Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II.
Указание на исторической карте направлений походов отрядов под предводительством Лжедмитрия I, И. И. Болотникова, Лжедмитрия II, направлений походов польских и шведских войск, движения отрядов Первого и Второго ополчений и др.
Высказывание оценки деятельности П. П. Ляпунова, К. Минина, Д. М. Пожарского. Раскрытие значения освобождения Москвы войсками ополчений для развития России
Экономическое и социальное развитие России
в XVII веке. Народные
движения
Становление абсолютизма в России. Внешняя
политика России
в ХVII веке
Использование информации исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII веке.
Раскрытие важнейших последствий появления и распространения мануфактур в России.
Раскрытие причин народных движений в России XVII века. Систематизация исторического материала в форме таблицы
«Народные движения в России XVII века». Объяснение смысла понятий: «абсолютизм», «церковный раскол», «старообрядцы».
Раскрытие причин и последствий усиления самодержавной власти.
Анализ объективных и субъективных причин и последствий раскола в Русской православной церкви. Характеристика значения присоединения Сибири к России. Объяснение того, в чем заключались цели и результаты внешней политики России в XVII веке
Культура Руси конца
XIII— XVII веков
Составление систематической таблицы о достижениях культуры Руси в XIII— XVII веках.
Подготовка описания выдающихся памятников культуры ХIII— XVII веков (в том числе связанных со своим регионом); характеристика их художественных достоинств, исторического значения и др.
Осуществление поиска информации для сообщений о памятниках культуры конца XIII— ХVIII веков и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона).
6. Страны Запада и Востока в ХVI—ХVIII веках
Экономическое развитие
и перемены в западноевропейском обществе
Объяснение причин и сущности модернизации.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мануфактура», «революция цен». Характеристика развития экономики в странах Западной Европы в ХVI— ХVIII веках.
Раскрытие важнейших изменений в социальной структуре европейского общества в Новое время.
Рассказ о важнейших открытиях в науке, усовершенствованиях в технике, кораблестроении, военном деле, позволивших странам Западной Европы совершить рывок в своем развитии
Великие географические
открытия. Образования
колониальных империй. Возрождение и гуманизм
в Западной Европе
Систематизация материала о Великих географических открытиях (в форме хронологической таблицы), объяснение, в чем состояли их предпосылки. Объяснение и применение в историческом контексте понятий:
«Возрождение», «Ренессанс», «гуманизм».
Характеристика причин и основных черт эпохи Возрождения, главных достижений и деятелей Возрождения в науке и искусстве.
Раскрытие содержания идей гуманизма и значения их распространения.
Подготовка презентации об одном из титанов Возрождения, показывающей его вклад в становление новой культуры
Реформация и контрреформация.
Становление абсолютизма в европейских странах.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация». Раскрытие причин Реформации, указание важнейших черт протестантизма и особенностей его различных течений. Характеристика основных событий и последствий Реформации и религиозных войн. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «абсолютизм», «просвещенный абсолютизм».
Раскрытие характерных черт абсолютизма как формы правления, приведение примеров политики абсолютизма (во Франции, Англии).
Рассказ о важнейших событиях истории Франции, Англии, Испании, империи Габсбургов.
Участие в обсуждении темы «Особенности политики “просвещенного абсолютизма” в разных странах Европы».
Англия
в XVII— ХVIII веках.
Страны Востока
в XVI— XVIII веках. Страны Востока и колониальная экспансия
европейцев
Характеристика предпосылок, причин и особенностей Английской революции, описание ее основных событий и этапов.
Раскрытие значения Английской революции, причин реставрации и «Славной революции».
Характеристика причин и последствий промышленной революции (промышленного переворота), объяснение того, почему она началась в Англии. Раскрытие особенностей социально-экономического и политического развития стран Востока, объяснение причин углубления разрыва в темпах экономического развития этих стран и стран Западной Европы.
Характеристика особенностей развития Османской империи, Китая и Японии. Рассказ с использованием карты о колониальных захватах европейских государств в Африке в XVI — XIX веках; объяснение, в чем состояли цели и методы колониальной политики европейцев.
Высказывание и аргументация суждений о последствиях колонизации для африканских обществ.
Описание главных черт и достижений культуры стран и народов Азии, Африки.
Международные
отношения
в XVII— XVIII веках. Развитие европейской
культуры и науки
в XVII— XVIII веках.
Эпоха Просвещения.
Систематизация материала о причинах и последствиях крупнейших военных конфликтов в XVII — середине XVIII века в Европе и за ее пределами.
Участие в обсуждении ключевых проблем международных отношений XVII — середины XVIII веков в ходе учебной конференции, круглого стола. Характеристика причин и основных черт культуры, ее главных достижений и деятелей в науке и искусстве.
Составление характеристик деятелей Просвещения.
Война за независимость
и образование США.
Французская революция
конца XVIII века
Рассказ о ключевых событиях, итогах и значении войны североамериканских колоний за независимость (с использованием исторической карты).
Анализ положений Декларации независимости, Конституции США, объяснение, в чем заключалось их значение для создававшегося нового государства.
Составление характеристик активных участников борьбы за независимость, «отцов-основателей» США. Объяснение, почему освободительная война североамериканских штатов против Англии считается революцией. Систематизация материала по истории Французской революции.
Составление характеристик деятелей Французской революций, высказывание и аргументация суждений об их роли в революции (в форме устного сообщения, эссе, участия в дискуссии).
Участие в дискуссии на тему «Является ли террор неизбежным спутником настоящей революции?».
7. Россия в конце ХVII— ХVIII веке : от царства к империи
Россия в эпоху петровских преобразований.
Систематизация мнений историков о причинах петровских преобразований.
Представление характеристики реформ Петра I:
1) в государственном управлении;
2) в экономике и социальной политике;
3) в военном деле;
4) в сфере культуры и быта.
Систематизация материала о ходе и ключевых событиях, итогах Северной войны.
Характеристика отношения различных слоев российского общества к преобразовательской деятельности Петра I, показ на конкретных примерах, в чем оно проявлялось
Экономическое и социальное развитие в
XVIII веке. Народные
Движения.
Характеристика основных черт социально-экономического развития России в середине — второй половине XVIII века.
Рассказ с использованием карты о причинах, ходе, результатах восстания под предводительством Е. И. Пугачева.
Внутренняя и внешняя
политика России в сере-
дине — второй половине
XVIII века
Систематизация материала о дворцовых переворотах (причинах, событиях, участниках, последствиях).
Сопоставление политики «просвещенного абсолютизма» в России и других европейских странах.
Характеристика личности и царствования Екатерины II. Объяснение, чем вызваны противоречивые оценки личности и царствования Павла I; высказывание и аргументация своего мнения.
Раскрытие с использованием исторической карты, внешнеполитических задач, стоящих перед Россией во второй половине XVIII века; характеристика результатов внешней политики данного периода
Русская культура
XVIII века
Систематизация материала о развитии образования в России в XVIII веке, объяснение, какие события играли в нем ключевую роль.
Сравнение характерных черт российского и европейского Просвещения, выявление в них общего и различного.
8. Становление индустриальной цивилизации
Промышленный переворот и его последствия
Систематизация материала о главных научных и технических достижениях, способствовавших развертыванию промышленной революции.
Раскрытие сущности, экономических и социальных последствий промышленной революции
Международные отношения
Систематизация материала о причинах и последствиях крупнейших военных конфликтов XIX века в Европе и за ее пределами.
Участие в обсуждении ключевых проблем международных отношений ХIХ века в ходе конференции, круглого стола, в том числе в форме ролевых высказываний.
Участие в дискуссии на тему «Был ли неизбежен раскол Европы на два военных блока в конце ХIХ — начале ХХ века»
Политическое развитие
стран Европы и Америки
Развитие западноевропейской культуры.
Систематизация материала по истории революций XIX века в Европе и Северной Америке, характеристика их задач, участников, ключевых событий, итогов.
Сопоставление опыта движения за реформы и революционных выступлений в Европе XIX века, высказывание суждений об эффективности реформистского и революционного путей преобразования общества.
Сравнение путей создания единых государств в Германии и Италии, выявление особенностей каждой из стран.
Объяснение причин распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения.
Составление характеристики известных исторических деятелей ХIХ века с привлечением материалов справочных изданий, Интернета. Рассказ о важнейших научных открытиях и технических достижениях ХIХ века, объяснение, в чем состояло их значение.
Характеристика основных стилей и течений в художественной культуре ХIХ века с раскрытием их особенностей на примерах конкретных произведений.
Объяснение, в чем выразилась демократизация европейской культуры в XIX веке
9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.
Колониальная экспансия европейских стран. Индия
Раскрытие особенностей социально-экономического и политического развития стран Азии, Латинской Америки, Африки.
Характеристика предпосылок, участников, крупнейших событий, итогов борьбы народов Латинской Америки за независимость, особенностей развития стран Латинской Америки в ХIХ веке.
Рассказ с использованием карты о колониальных захватах европейских государств в Африке в XVI— XIX веках; объяснение, в чем состояли цели и методы колониальной политики европейцев. Описание главных черт и достижений культуры стран и народов Азии, Африки и Латинской Америки в XVI— XIX веках
Китай и Япония
Сопоставление практики проведения реформ, модернизации в странах Азии; высказывание суждений о значении европейского опыта для этих стран
10. Российская империя в ХIХ веке
Внутренняя и внешняя
политика России в начале XIX века
Систематизация материала о политическом курсе императора Александра I на разных этапах его правления (в форме таблицы, тезисов и т. п.).
Характеристика сущности проекта М. М. Сперанского, объяснение, какие изменения в общественно-политическом устройстве России он предусматривал.
Представление исторического портрета Александра I и государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы (в форме сообщения, эссе, реферата, презентации).
Систематизация материала об основных событиях и участниках Отечественной войны 1812 года, заграничных походах русской армии (в ходе семинара, круглого стола с использованием источников, работ историков)
Движение декабристов
Характеристика предпосылок, системы взглядов, тактики действий декабристов, анализ их программных документов.
Сопоставление оценок движения декабристов, данных современниками и историками, высказывание и аргументация своей оценки (при проведении круглого стола, дискуссионного клуба и т. п.)
Внутренняя политика
Николая I.
Общественное движение во второй четверти
XIX века
Характеристика основных государственных преобразований, осуществленных во второй четверти XIX века, мер по решению крестьянского вопроса.
Представление характеристик Николая I и государственных деятелей его царствования (с привлечением дополнительных источников, мемуарной литературы).
Характеристика основных направлений общественного движения во второй четверти XIX века, взглядов западников и славянофилов, выявление общего и различного.
Высказывание суждений о том, какие идеи общественно-политической мысли России XIX века сохранили свое значение для современности (при проведении круглого стола, дискуссии)
Внешняя политика России во второй четверти
XIX века.
Отмена крепостного права и реформы 60—70-х годов
XIX века. Контрреформы
Составление обзора ключевых событий внешней политики России во второй четверти XIX века (европейской политики, Кавказской войны, Крымской войны), их итогов и последствий.
Анализ причин и последствий создания и действий антироссийской коалиции в период Крымской войны. Раскрытие основного содержания Великих реформ 1860-1870-х годов (крестьянской, земской, городской, судебной, военной, преобразований в сфере просвещения, печати).
Представление исторического портрета Александра II и государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы (в форме сообщения, эссе, реферата, презентации).
Характеристика внутренней политики Александра III в 1880—1890-е годы, сущности и последствий политики
контрреформ
Общественное движение во второй половине
XIX века
Систематизация материала об этапах и эволюции народнического движения, составление исторических портретов народников (в форме сообщений, эссе, презентации).
Раскрытие предпосылок, обстоятельств и значения зарождения в России социал-демократического движения
Экономическое развитие во второй половине
XIX века.
Внешняя политика
России во второй
половине XIX века.
Сопоставление этапов и черт промышленной революции в России с аналогичными процессами в ведущих европейских странах (в форме сравнительной таблицы).
Систематизация материала о завершении промышленной революции в России; конкретизация общих положений на примере экономического и социального развития своего края.
Объяснение сути особенностей социально-экономического положения России к началу XIX века, концу XIX века. Участие в подготовке и обсуждении исследовательского проекта «Русско-турецкая война 1877—1878 годов: военные и дипломатические аспекты, место в общественном сознании россиян» (на основе анализа источников, в том числе картин русских художников, посвященных этой войне).
Русская культура
XIX века
Раскрытие определяющих черт развития русской культуры в XIX века, ее основных достижений; характеристика творчества выдающихся деятелей культуры (в форме сообщения, выступления на семинаре, круглом столе).
Подготовка и проведение виртуальных экскурсий по залам художественных музеев и экспозициям произведений живописцев, скульпторов и архитекторов ХIХ века.
Осуществление подготовки и презентации сообщения, исследовательского проекта о развитии культуры своего региона в XIX века. Оценка места русской культуры в мировой культуре XIX
11. От Новой истории к Новейшей
Мир в начале ХХ века.
Пробуждение Азии
в начале ХХ века
Показ на карте ведущих государств мира и их колонии в начале ХХ века.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «модернизация», «индустриализация», «империализм», «урбанизация», «Антанта», «Тройственный союз». Характеристика причин, содержания и значения социальных реформ начала ХХ века на примерах разных стран.
Раскрытие сущности причин неравномерности темпов развития индустриальных стран в начале ХХ века. Объяснение и применение в историческом контексте понятия «пробуждение Азии». Сопоставление путей модернизации стран Азии, Латинской Америки в начале ХХ века; выявление особенностей отдельных стран.
Объяснение, в чем заключались задачи и итоги революций в Османской империи, Иране, Китае, Мексике
Россия на рубеже
XIX— XX веков.
Революция
1905—1907 годов
в России.
Россия в период столыпинских реформ
Объяснение, в чем заключались главные противоречия в политическом, экономическом, социальном развитии России в начале ХХ века.
Представление характеристики Николая II (в форме эссе, реферата).
Систематизация материала о развитии экономики в начале ХХ века, выявление ее характерных черт. Систематизация материала об основных событиях российской революции 1905—1907 годов, ее причинах, этапах, важнейших событиях (в виде хроники событий, тезисов).
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «кадеты», «октябристы», «социал-демократы», «Совет», «Государственная дума», «конституционная монархия».
Сравнение позиций политических партий, созданных и действовавших во время революции, их оценка (на основе работы с документами).
Раскрытие причин, особенностей и последствий национальных движений в ходе революции.
Участие в сборе и представлении материала о событиях революции 1905—1907 годов в своем регионе. Оценка итогов революции 1905—1907 годов. Раскрытие основных положений и итогов осуществления политической программы П. А. Столыпина, его аграрной реформы.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «третьеиюньская монархия».
Серебряный век русской
культуры
Характеристика достижений российской культуры начала ХХ века: творчества выдающихся деятелей науки и культуры (в форме сообщений, эссе, портретных характеристик, реферата и др.).
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «модернизм», «символизм», «декадентство», «авангард», «кубизм», абстракционизм, «футуризм», «акмеизм».
Участие в подготовке и презентации проекта «Культура нашего края в начале ХХ века» (с использованием материалов краеведческого музея, личных архивов)
Первая мировая война.
Боевые действия 1914—1918 годов. Первая мировая война и общество
Характеристика причин, участников, основных этапов и крупнейших сражений Первой мировой войны.
Систематизация материала о событиях на Западном и Восточном фронтах войны (в форме таблицы), раскрытие их взаимообусловленности.
Характеристика итогов и последствий Первой мировой войны. Анализ материала о влиянии войны на развитие общества в воюющих странах.
Характеристика жизни людей на фронтах и в тылу (с использованием исторических источников, мемуаров).
Объяснение, как война воздействовала на положение в России, высказывание суждения по вопросу «Война — путь к революции?
Февральская революция
в России. От Февраля
к Октябрю.
Октябрьская революция
в России и ее последствия.
Характеристика причин и сущности революционных событий февраля 1917 года.
Оценка деятельности Временного правительства, Петроградского Совета.
Характеристика позиций основных политических партий и их лидеров в период весны—осени 1917 года. Характеристика причин и сущности событий октября 1917 года, сопоставление различных оценок этих событий, высказывание и аргументация своей точки зрения (в ходе диспута). Объяснение причин прихода большевиков к власти. Систематизация материала о создании Советского государства, первых преобразованиях (в форме конспекта, таблицы). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «декрет», «национализация», «рабочий контроль», «Учредительное собрание».
Характеристика обстоятельств и последствий заключения Брестского мира.
Участие в обсуждении роли В. И. Ленина в истории ХХ века (в форме учебной конференции, диспута)
Гражданская война
в России
Характеристика причин Гражданской войны и интервенции, целей, участников и тактики белого и красного движения. Проведение поиска информации о событиях Гражданской войны в родном крае, городе, представление ее в форме презентации, эссе. Сравнение политики «военного коммунизма» и нэпа, выявление их общие черт и различий.
12. Между двумя мировыми войнами
Европа и США. Недемократические
Режимы. Турция, Китай, Индия,
Япония
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Версальско-Вашингтонская система», «Лига Наций», «репарации», «новый курс», «Народный фронт».
Систематизация материала о революционных событиях 1918 -начала 1920-х годов в Европе (причин, участников, ключевых событий, итогов революций).
Характеристика успехов и проблем экономического развития стран Европы и США в 1920-е годы.
Раскрытие причин мирового экономического кризиса 1929—1933 годов и его последствий.
Объяснение сущности, причин успеха и противоречий «нового курса» президента США Ф. Рузвельта. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мировой экономический кризис», «тоталитаризм», «авторитаризм», «фашизм», «нацизм».
Объяснение причин возникновения и распространения фашизма в Италии и нацизма в Германии. Систематизация материала о гражданской войне в Испании, высказывание оценки ее последствий. Характеристика опыта и итогов реформ и революций как путей модернизации в странах Азии. Раскрытие особенностей освободительного движения 1920—1930-х годов в Китае и Индии.
Высказывание суждений о роли лидеров в освободительном движении и модернизации стран Азии. Высказывание суждений о причинах и особенностях японской экспансии
Международные
Отношения. Культура в первой половине ХХ века.
Характеристика основных этапов и тенденций развития международных отношений в 1920—1930-е годы.
Участие в дискуссии о предпосылках, характере и значении важнейших международных событий 1920—1930-х годов. Характеристика основных течений в литературе и искусстве 1920—1930-х годов на примерах творчества выдающихся мастеров культуры, их произведений (в форме сообщений или презентаций, в ходе круглого стола).
Сравнение развития западной и советской культуры в 1920—1930-е годы, выявление черт их различия и сходства
Новая экономическая
политика в Советской
России. Образование СССР.
Индустриализация
и коллективизация в СССР
Участие в семинаре на тему «Нэп как явление социально-экономической и общественно-политической жизни Советской страны». Сравнение основных вариантов объединения советских республик, их оценка, анализ положений Конституции СССР (1924 года), раскрытие значения образования СССР. Раскрытие сущности, основного содержания и результатов внутрипартийной борьбы в 1920—1930-е годы. Представление характеристики и оценки политических процессов 1930-х годов. Характеристика причин, методов и итогов индустриализации и коллективизации в СССР. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «пятилетка», «стахановское движение», «коллективизация», «раскулачивание», «политические репрессии», «враг народа», «ГУЛАГ». Проведение поиска информации о ходе индустриализации и коллективизации в своем городе, крае (в форме исследовательского проекта)
Советское государство
и общество в 1920—1930-е годы.
Советская культура
в 1920—1930-е годы
Раскрытие особенностей социальных процессов в СССРв 1930-е годы.
Характеристика эволюции политической системы в СССР в 1930-е годы, раскрытие предпосылок усиления централизации власти.
Анализ информации источников и работ историков о политических процессах и репрессиях 1930-х годов, оценка этих событий. Систематизация информации о политике в области культуры в 1920 — 1930-е годы, выявление ее основных тенденций.
Характеристика достижений советской науки и культуры. Участие в подготовке и представлении материалов о творчестве и судьбах ученых, деятелей литературы и искусства 1920—1930-х годов (в форме биографических справок, эссе, презентаций, рефератов).
Систематизация информации о политике власти по отношению к различным религиозным конфессиям, положении религии в СССР
13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война
Накануне мировой войны
Характеристика причин кризиса Версальско-Вашингтонской системы и начала Второй мировой войны.
Приведение оценок Мюнхенского соглашения и советско-германских договоров 1939 года
Первый период
Второй мировой войны.
Бои на Тихом океане.
Второй период
Второй мировой войны
Называние с использованием карты участников и основных этапов Второй мировой войны.
Характеристика роли отдельных фронтов в общем ходе Второй мировой войны.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «странная война», «план “Барбаросса”», «план “Ост”», «новый порядок», «коллаборационизм», «геноцид», «холокост», «антигитлеровская коалиция», «ленд-лиз», «коренной перелом», «движение Сопротивления», «партизаны».
Представление биографических справок, очерков об участниках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла.
Раскрытие значения создания антигитлеровской коалиции и роли дипломатии в годы войны.
Характеристика значения битвы под Москвой. Систематизация материала о крупнейших военных операциях Второй мировой и Великой Отечественной войн: их масштабах, итогах и роли в общем ходе войн (в виде синхронистических и тематических таблиц, тезисов и др.).
Показ особенностей развития экономики в главных воюющих государствах, объяснение причин успехов советской экономики.
Рассказ о положении людей на фронтах и в тылу, характеристика жизни людей в годы войны с привлечением информации исторических источников (в том числе музейных материалов, воспоминаний и т. д.).
14. Мир во второй половине ХХ — на чале ХХI века
Послевоенное устройство
мира. Начало «холодной
войны»
Представление с использованием карты характеристики важнейших изменений, произошедших в мире после Второй мировой войны.
Раскрытие причин и последствий укрепления статуса СССР как великой державы.
Характеристика причин создания и основ деятельности ООН. Объяснение причин формирования двух военно-политических блоков
Сверхдержавы: США и СССР. Биполярная модель международных отношений.
Характеристика этапов научно-технического прогресса во второй половине ХХ — начале ХХI века, сущности научно-технической и информационной революций, их социальных последствий.
Раскрытие сущности наиболее значительных изменений в структуре общества во второй половине ХХ — начале XXI века, причин и последствий этих изменений (на примере отдельных стран).
Представление обзора политической истории США во второй половине ХХ — начале XXI века.
Высказывание суждения о том, в чем выражается, чем объясняется лидерство США в современном мире и каковы его последствия.
Раскрытие предпосылок, достижений и проблем европейской интеграции
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных, практических занятий, тестирования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения
1. Ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире,
2. Выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте;
Оценка выполнения задания в форме итогового тестирования по всем темам курса (итоговое занятие).
Усвоенные знания:
1. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.);
2. Сущность и причины локальных, региональных межгосударственных конфликтов в конце XX -начале XXI в.;
3. Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
4. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
5. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
6. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Оценка результатов письменного опроса в форме тестирования.
Оценка результатов устных ответов.
Оценка результатов выполнения творческих заданий.
Оценка результатов письменного опроса в форме тестирования.
Оценка выполнения заданий по сравнению достижений ведущих стран мира в области науки, культуры.
Оценка результатов выполнения проблемных заданий.
Технология формирования ОК
Название ОК
Технология формирования ОК
(на учебных занятиях)
ОК 1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.;
Технология педагогического общения
Гуманно-личностная технология
Предметно-ориентированные технологии обучения
Технология постановки цели
Технология педагогического процесса по С.Д. Шевченко
Технология концентрированного обучения
Личностно-ориентированные технологии обучения
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Технология педагогического общения
Гуманно-личностная технология
Предметно-ориентированные технологии обучения
Технология постановки цели
Технология полного усвоения
Личностно-ориентированные технологии обучения
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Технология педагогического общения
Гуманно-личностная технология
Технология постановки цели
Технология полного усвоения
Технология педагогического процесса по С.Д. Шевченко
Личностно-ориентированные технологии обучения
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Предметно-ориентированные технологии обучения
Технология постановки цели
Технология полного усвоения
Технология концентрированного обучения
Личностно-ориентированные технологии обучения
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Технология педагогического общения
Предметно-ориентированные технологии обучения
Технология постановки цели
Технология полного усвоения
Технология педагогического процесса по С.Д. Шевченко
Технология концентрированного обучения
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Технология педагогического общения
Гуманно-личностная технология
Технология постановки цели
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Технология педагогического общения
Гуманно-личностная технология
Предметно-ориентированные технологии обучения
Технология постановки цели
Технология полного усвоения
Технология педагогического процесса по С.Д. Шевченко
Технология концентрированного обучения
Личностно-ориентированные технологии обучения
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
Технология педагогического общения
Гуманно-личностная технология
Предметно-ориентированные технологии обучения
Технология постановки цели
Технология полного усвоения
Технология педагогического процесса по С.Д. Шевченко
Технология концентрированного обучения
Личностно-ориентированные технологии обучения
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
Технология педагогического общения
Гуманно-личностная технология
Предметно-ориентированные технологии обучения
Технология постановки цели
Технология полного усвоения
Технология педагогического процесса по С.Д. Шевченко
Личностно-ориентированные технологии обучения
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).