kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по истории средних веков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:

  • . Учебник «История Средних веков»: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений/ Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе.  –М.: Просвещение, 2013;

. Учебник  «История России с древнейших времен до конца XVI века» для 6 класса  учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века», М., Просвещение, 2013 г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории средних веков »

Рабочая программа по истории 6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования .Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основании следующих документов:

  • Закон РФ «Об образовании» от 21.12.2012 г. № 273 – ФЗ.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 № 1897.

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, 2007 г.

  • Примерная программа основного общего образования по истории./ Примерная программа по учебным предметам. История . 5-9 классы: М.: Просвещение, 2010.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014 – 2015 уч.г.»

  • Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012 г. № 320 – Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».

  • Региональный базисный план и примерные учебные планы образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, 2012 г.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 9 г. Ульяновска.

  • Учебный план МБОУ СОШ № 9 на 2014 – 2015 г.

Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:

  • . Учебник «История Средних веков»: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений/ Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. –М.: Просвещение, 2013;

. Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века» для 6 класса учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века», М., Просвещение, 2013 г.

  • .Рабочая тетрадь. История России с древнейших времён до конца XVI века. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина., М., Просвещение, 2013 г





Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.


Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (35 учебных недели, 2 часа в неделю) включает материал по истории России и истории Средних веков. На изучение истории России отводится 34 часов, а истории Средних веков (всеобщей) – 32 часа что соответствует БУП и не противоречит примерной программе по истории.

4 часа –итоговое обощение


Распределение часов по разделам



тема

Кол.часов

1

Становление средневековой Европы

6

2

Византия и VI-XI вв.

3

3

Арабский мир в VI – XI вв.

1

4

Феодалы и крестьяне

2

5

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

3

6

Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы

2

7

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.)

7

8

Славянские государства и Византия в XIV - XV вв.

2

9

Культурное наследие Средневековья

3

10

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XVвв.)

2

11

Вводные уроки

2

12

Русь Древняя

9

12

Русские земли и княжества в начале удельного периода вторая половина XII – начало XIII в.

9

13

Русь Московская в 14-16 в.в.

15

14

Итоговое и обобщение

4



Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Цель изучения курса «История Средних веков»:

  • освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.


Задачи обучения.

Предметные задачи:

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

Межпредметные задачи:

  • овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.

Личностные задачи:

  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.

Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой,обществознанием, естествознанием.

В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.

.


В курсе «Истории средних веков» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии     взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.


Основу курса составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика.

3. Историческое движение:

  • эволюция трудовой деятельности людей, развитие техники;

  • изменение характера экономических отношений;

  • формирование и развитие человеческих общностей;

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

  • эволюция и механизмы смены власти;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

  • становление религиозных учений и мировоззренческих систем;

  • научного знания, духовной и художественной культуры;

  • вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность);

  • проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, человек в истории, предполагает характеристику:

а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи;

б) их потребностей, интересов, мотивов действий;

в) восприятия мира, ценностей.



Результаты обучения и усвоения содержания курса


Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и Традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.). Следует иметь в виду, что предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.


Личностные результаты:

1.осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

2.осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;


3.понимание культурного многоо воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

4.осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

5.усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

6., уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.


Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать .современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет- ресурсов;

  • владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


Требования к уровню подготовки учащихся к концу 6 класса.

В результате изучения истории в ос­новной школе учащиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей исто­рии;

  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последова­тельность и длительность исторических событий.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических со­бытий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориен­тироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

  • осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изо­бразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

Описание (реконструкция):

  • последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов, электронных изданий, интернет - ре­сурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, па­мятников.

Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие яв­ления;

  • различать причину и следствие исторических событий, явлений;

  • \выделять характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях историче­ских событий.

Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) своё отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).


Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;

  • способность анализировать графическую, статистиче­скую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;

  • способность выстраивать ответ в соответствии с задани­ем, целью (сжато, полно, выборочно);

  • способность развёрну­то излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответ­ствии с возрастными возможностями;

  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин­формации в соответствии с целью;

  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публич­но выступать с докладом, защитой презентации;

  • способность организовывать свою деятельность и соот­носить её с целью группы, коллектива;

  • способность слышать, слушать и учитывать мнение дру­гого в процессе учебного сотрудничества;

  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом


. Технологии, используемые в учебном процессе:

1.Здоровьесберегающие технологии

2. Компьютерные технологии

3. Метод проектов

4. Модульные технологии

5. Игровые технологии

Средства обучения:

  • тестовые задания;

  • раздаточный материал;

  • ИКТ;

  • интерактивная доска;

  • УМК.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемное изложение;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский;

  • деятельностный;

  • эвристический;

  • экспериментальный.

Формы организации учебной деятельности:

  • практикумы,

  • сюжетно-ролевые игры,

  • беседы,

  • лабораторные работы,

  • дискуссии.


Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.

Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).

Критерии оценки знаний учащихся таковы:

1. глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

2. твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

3. неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

4. наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

5. отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)*.


Литература для учащихся:

1.. Учебник «История Средних веков»: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений/ Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. –М.: Просвещение, 2013;

2. Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века» для 6 класса учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века», М., Просвещение, 2013 г.

3..Рабочая тетрадь. История России с древнейших времён до конца XVI века. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина., М., Просвещение, 2013 г

4.. Атлас и контурные карты по истории Средних веков. 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.


Литература для учителя


1.Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2011


2.«История России с древнейших времен и до конца 16 века». Учебник для 6 класса /Данилов А.А., Косулина Л.Г. Издательство «Просвещение» – Москва, 2010


3.Колесниченко Н. Ю. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной 6 класс». Волгоград: «Учитель», 2008.


4.Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVI в. (К учебнику А.А. Данилова Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века».) Волгоград, «Учитель», 2009.


5.Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по Истории отечества с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.–М.:«ВАКО», 2007.–176 с.


6.Степанищев А.Т. Опорные конспекты по Истории России: 6-11 кл.: пособие для учителя.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2007.–128 с., ил.


7. А.Н.Сахаров, В.В.Артемов. Поурочные рекомендации. М.: Просвещение, 2005.


8.А.Н. Сахаров. История России с древнейших времен до конца XVI в. М.: Просвещение, 2004.


9.. В.В.Сухов, А.Ю.Морозов. История России с древнейших времен до конца XVIII века. Дидактические материалы.6-7 классы. М.: Дрофа, 2002.


10.М.Ю. Брандт. Тесты и задания по истории средних веков. М.: Школьная пресса, 2005.В.А.Ведюшкин, Н.И.Шевченко. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2005.


11.Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. М.: Айрис-пресс, 2004.


Настенные исторические карты

(некоторые карты взаимозаменяемы)

1.Европа XVI в.,2. Арабы в VII – IXв., 3.Индия и Китай в средние века., 4. Франкское государство в эпоху Каролингов., 5. Западная Европа в XI - начале XIII в., 6. Крестовые походы., 7. Столетняя война 1337 – 1453 гг., 8. Итальянские государства в XIV – XV вв., 9. Важнейшие географические открытия и колониальные захваты., 10. Мир в XVII – XVIII вв., 11. Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в., 12. Византийская империя в IX в первой половине XI в.





Список образовательных цифровых и интернет - ресурсов по истории Древнего мира.

Интернет – ресурсы.


http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения Дополнительные Интернет-ресурсы

http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен»

http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории»

http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

http://www.hrono.info/literatura.html - библиотека Хроноса

http://www.ihtik.lib.ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам

http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



История средних веков ( 30 ч)

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. 1 ч.

Становление средневековой Европы. 5ч.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Византийская империя. 1ч.

Территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабы в VI - XI вв. 1ч.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Феодалы и крестьяне. 1 ч.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

Средневековый город. 1ч.

Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии

Римско-католическая церковь в средневековье. Крестовые походы 2 ч.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Образование двух ветвей христианства ­– православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) 6 ч.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Германия и Италия в XII - XV вв. 1 ч.

Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. 2 ч.

Культура Западной Европы в XI - XV вв. 4ч.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья. 3

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Культурное наследие Средневековья 1ч.



ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI в. (34ч)

Введение. (1ч)

ТЕМА 1. Русь Древняя ( 9 ч)

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на терри­тории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на тер­ритории нашей страны в древности. Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX — начало XII в.)

Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие хрис­тианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Русская Правда. Русь и наро­ды Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

ТЕМА 2. Политическая раздробленность на Руси. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII — первая половина XIII в.) (9ч.)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положе­ние, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новго­род Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское кня­жества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Проис­хождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоева­ния. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоева­телями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Послед­ствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для даль­нейшего развития нашей страны.

Предпосылки образования Российского государства (вторая половина XIII — середина XV в.)

Русские земли во второй половине XIII — первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого кня­жества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, по­мещичье и черносошное землевладение. Города к их роль в объедине­нии русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Моск­вы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в обществен­ной жизни. Сергий Радонежский.

ТЕМА 3. Русь Московская.

Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в. (14 ч.)

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Свер­жение ордынского ига. Василий III. Распад Золотой Орды. Присоеди­нение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Mнoгoнaцuoнaлlьный состав населения страны. Становление централь­ных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIIIXV в.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Кули­ковская победа и подъем русского национального самосознания. Москва — центр складывающейся культуры русской народности. От­ражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев. Развитие страны в XVI в.: территория, население, характер эконо­мики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установ­ление царской власти. Реформы 50—60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств. Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавия. сословно-представительная монархия.

Русская культура XVI в.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицисти­ка. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домо­строй».

Повторение 4































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по истории средних веков

Автор: Земцова Раиса Павловна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166792

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа. История средних веков.История России. "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-istoriia-sriednikh-viekov-istoriia-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "112204"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408430975"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа по истории. 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-po-istorii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "116150"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412272257"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая  программа и ктп по истории Средних веков 6 класс "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-istorii-sriednikh-viekov-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234435"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443448994"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса. Базовый уровень. "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-po-istorii-sriednikh-viekov-dlia-6-klassa-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "129826"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415780763"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Календарно-тематическое планирование по истории России с древнейших времен и истории средних веков для 6 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "kaliendarno_tiematichieskoie_planirovaniie_po_istorii_rossii_s_drievnieishikh_vr"
    ["file_id"] => string(6) "385015"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1485670884"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства