Рабочая программа и ктп по истории Средних веков 6 класс
Рабочая программа и ктп по истории Средних веков 6 класс
Рабочая программа рассчитана на 28 часов, 1 час в неделю. Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников Агибалова Е. В. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. — М.: Просвещение, 2013.
Рабочая программа предполагает изучение курса Истории Средних веков 6 класс в рамках изучения курса всеобщей истории. Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего (полного) общего образования, конкретизирует основные положения его фундаментального ядра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и ктп по истории Средних веков 6 класс »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оконешниковская средняя школа»
Согласовано
Руководитель МО
__________ Ф.М. Ибрагимова
(ФИО)
Протокол № ___________
От «___ » ________________2015 г.
Согласовано
Заместитель руководителя по УВР
МБОУ «Оконешниковская СШ»
_____________ Е.А. Гармс
(ФИО)
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МБОУ «Оконешниковская СШ»
Протокол № ___________
От «___ » _____________2015 г.
Утверждено
Руководитель
МБОУ «Оконешниковская СШ»
_____________ В.Р. Захаров
Приказ № _______
От«___»______________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории Средних веков
6 класс
по программе А.А.Вигасин – О.С.Сороко-Цюпы
Подготовила:
Бережная Ирина Алексеевна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
МБОУ «Оконешниковская СШ»
2015- 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Источники составления программы:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/
Примерная программа по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).
Примерное тематическое планирование. История. 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. – Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011.
Поурочное тематическое планирование курса всеобщей истории для 5-9 классов. История Древнего мира 5 класс. - Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011.
Дидактическая оснащенность курса всеобщей истории в основной школе - Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ. Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2012 году. http://www.alleng.ru/d/hist/hist_gia_shkala.htm
Рабочая программа рассчитана на 28 часов, 1 час в неделю. Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников Агибалова Е. В. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. — М.: Просвещение, 2013.
Рабочая программа предполагает изучение курса Истории Средних веков 6 класс в рамках изучения курса всеобщей истории. Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего (полного) общего образования, конкретизирует основные положения его фундаментального ядра.
Знание национальной и мировой истории – современный показатель общей культуры человека. Главная задача школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления, как основы гражданской идентичности ценностно - ориентированной личности. Реализация этой задачи лежит в основе современных образовательных программ по истории.
Рабочая программа предполагает изучение курсов всеобщей истории в 5-9 классах общеобразовательной школы. Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего (полного) общего образования, конкретизирует основные положения его фундаментального ядра.
Программа по всеобщей истории определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса для 5-9 классов. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает оптимальное распределение учебных часов по разделам курсов: «История Древнего мира» (5 класс), «История Средних веков» (6 класс), «История Нового времени» (7-8 классы), «Новейшая история» (9 класс), определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Программа обеспечивает реализацию единой концепции исторического образования, при этом учитывает возможности для вариативного построения курсов истории. Программа ориентирована на учителей истории, которые преподают курсы всеобщей истории в основной школе.
Программа по всеобщей истории реализует три основные функции:
- информационно-ориентированную функцию, обеспечивающую и масштабность образовательного поля предмета, его место в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости курса всеобщей истории;
- организационн-методическую функцию, которая позволяет с учётом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение качества освоения учебного содержания; решать задачи социализации учащихся средствами учебного предмета «История»;
- социализирующую функцию, которая предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей всеобщей истории человечества.Это знание подготавливает школьника к восприятию, пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта человечества и создающей новый опыт на основе прежнего.
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004г. и авторской программы под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2011г., опирается на Стандарт основного общего образования по истории, Федеральную примерную программу по истории и ООП школы. В программе отражена специфика преподавания предмета в условиях введения нового государственного стандарта.
Цели и задачи учебного предмета:
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Цель изучения курса «История Средних веков»:
освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Общие задачи изучения предмета «История Средних веков» следующие:
- формированиеморально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации 6-классников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;
- овладение знаниями социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья;
- овладение учащимися знаний об истории отдельных стран Западной Европы в V –XV веках в их социальном, экономическом и политическом контексте, о месте и роли России во всемирно–историческом процессе в период Средневековья и его значения для современного Отечества;
- воспитание толерантности, уважение к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;
- развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма. Выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;
- формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми. Сословиями, от дельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.
Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учётом особенностей эволюции средневековой личности.
Общая характеристика программы курса всеобщей истории
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе
обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Изучение курса истории в 5-9 классах основывается на проблемно- хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач.
Посредством программы реализуются три основные функции истории:
- познавательно, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;
- практическо- политическая функция, состоящая в том , что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;
- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.
Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие.
Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа основной образовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации.
Содержание программы выстраивается на основе трёх основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия – человек, личность в истории.
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития. Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для 5—9 классов основной школы и в поиске общих закономерностей исторического процесса, цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, (здесь учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями).
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития. Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для 5—9 классов основной школы и в поиске общих закономерностей исторического процесса, цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, (здесь учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями).
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
- деятельностныйподход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностныйподход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
- личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явлениеследует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
- принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых(в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметныхсвязей (обществознание, МХК).
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
В преподавании используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся: самостоятельная работа, проблемные, практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа и т.п.
Основные ценностные ориентиры программы
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира -гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
научиться пользоваться информацией;
научиться общаться;
научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
Место предмета «Всеобщая история» в учебном плане
Сроки реализации данной программы: 2014-2015 учебный год
Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «История»: Базисный учебный план (БУП) для, образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 196 ч на изучение всеобщей истории в 5—9 классах основной школы; для обязательного изучения учебного предмета «История Средних веков» в 6 классе — 32 ч и не менее 28 ч (1ч в неделю).
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио
Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории
Ставится оценка:
«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок
«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов
«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории
% выполнения
0-27
28-52
53-77
78-100
Отметка
«2»
«3»
«4»
«5»
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории
Отметка Содержание
2
3
4
5
1.Общая информация
Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.
Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.
Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.
Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.
2.Тема
Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.
Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.
Сформулирована и раскрыта тема урока.
Ясно изложен материал.
Сформулирована и раскрыта тема урока.
Полностью изложены основные аспекты темы урока.
3.Применение и проблемы
Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.
Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.
Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.
Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.
Критерии оценки мультимедийнойпрезентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ
Максимальное количество баллов
Оценка группы
Оценка учителя
Титульный слайд с заголовком
5
Минимальное количество – 10 слайдов
10
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)
5
СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации
15
Вставка графиков и таблиц
10
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных
10
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов
5
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы
10
Слайды представлены в логической последовательности
5
Красивое оформление презентации
10
Слайды распечатаны в формате заметок.
5
ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка:
90
Результаты обучения и усвоения содержания курса всеобщей истории
Личностные результаты:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
· активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Показатели освоения курса
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей
- способность осуществлять поиск нужной информациипо заданной теме в источниках различного типа;
- способность выделять главное в тексте и второстепенное;
- способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
- способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать
свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
- способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин
формации в соответствии с целью;
- способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
- способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
- способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
История Средних веков (28 часов)
Введение. Живое Средневековье (1 ч.)
Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. Источники, по которым ученые изучают историю Средних веков.
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) 9 5 ч.)
Древние германцы и Римская империя. Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятие и образ жизни германцев. Выделение знати и изменение отношений среди германцев. Верования германцев.Ослабление и падение римской империи. Падение Западной римской империи. Территории расселения германских союзов на бывшей территории Западной Римской империи.
Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. образование варварских государств. Франки. Хлодвиг. Складывание государства у франков. Сближение образа жизни и культур германцев и римлян. Налоги, суд и военная организация у франков. Складывание крупного землевладения и новых взаимоотношений у франков. Раздел Хлодвигом франкского королевства, Хлодвиг и церковь. Усобицы потомков Хлодвига.
Образование государства пап римских – Папская область.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.
Новый король и династия королингов. Карл Великий. Папа римский и великий король франков. Внешняя политика Карла Великого. Образование и распад империи Карла Великого. Образование Лотарингии, Франции, Германии-Верденский договор. Структура франкского общества. Положение социальных слоев.
Западная Европа IX-XI вв. Франция в IX-XI вв. слабость королингов. Король и феодалы. Владения короля-его домен.
Германия в IX-XI вв. внешняя опасность, как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство.
Англия в IX-XI вв. легенды и реальность о короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов.
Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Утверждение христианства в раннее Средневековье. Мировоззрение средневекового европейца. Учение Пифагора. Уровень грамотности населения Европы. Вспышка Королинского возрождения. Влияние античности на архитектуру. Открытие школ при монастырях. Семь свободных искусств. Обучение в средневековой школе. Развитие рукописного искусства. Появление новых жанров в литературе. Особенности национального эпоса.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане (2 ч.)
Борьба империи с внешними врагами. Образование Восточной Римской империи – Византии. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь – столица на перекрестке цивилизаций и торговых путей. Византия – единоемонархическое государство. Император – правитель новой империи Византия при Юстиниане. Реформы Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории. Византии. Борьба империи с внешними врагами.
Культура Византии. Византия – наследница Античности и стран Востока. Рост потребности в грамотности и решение этого вопроса изменения в архитектуре. Изменение в значение храма. Появление и развитие иконописи. Византия – центр культуры Средневековья. Влияние Византии на культуру других стран.
Образование славянского государства. Направления продвижения славян и территория их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни славян. Вождь и дружина. Объединение славян. Образование государства у южных славян – Болгария. Соперничество Византии и Болгарии. Болгарское государство и его достижение. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Образование Киевской Руси. – государства Восточных славян. Образование Чехии и Польши.
Тема 3. Арабы в VI-XI вв. (2 ч.)
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Аравия – родина исламской религии. География, природные условия, образ жизни жителей Аравийского полуострова. Мухаммед – проповедник новой религии. Возникновение и распространение ислама. Образование Арабского государства. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов покоренных арабами.
Арабский халифат. Халиф – заместитель пророка. Завоевательная политика Арабского халифата.
Культура стран халифата. Арабский язык. Образование. Медресе – высшая мусульманская школа. Научные знания арабов. Архитектура. Мечеть. Значение культуры халифата.
Контрольная работа
Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 ч.)
В рыцарском замке. Период расцвета и зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Архитектура, устройство и значение рыцарского замка. Рыцарь. Кодекс чести рыцаря.
Средневековая деревня и ее обитатели. Земля – феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне крестьяне. Зависимость и повинности крестьянства. Община, средневековая деревня. Натуральное хозяйство.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч.)
Формирование средневековых городов. Развитие ремесла. Обработка железа. Причины возникновения городов. Город – поселение земледельцев и торговцев. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник. Объединение купцов. Развитие торговых отношений. Строительство дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки. Этапы появления банков.
Горожане и их образ жизни.
Особенности города. Управление городом. Городская знать. Структура и особенности жизни горожан. Обустройство средневекового города. Город – центр культуры. Университеты как явление городской среды. Развлечение горожан.
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2ч.)
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трех сословий. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых источников дохода. Усиление власти короля. Церковь – крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви. Разделение церквей. Ослабление власти и авторитета папы римского. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики.
Крестовые походы. Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия первого крестового похода. Значение и итоги крестовых походов.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (6 ч.)
Как происходило объединение Франции. Экономические успехи французского государства. Объединение городов и крестьян-землевладельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Франция – централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции.
Что англичане считают началом своих свобод. Король Англии – Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей – конституция сословно-феодальной монархии. «Бешеный совет». Парламент – сословное собрание.
Столетняя война. Столетняя война: причины, повод. Готовность к войне, вооруженность армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. Сражение при Азенкуре. Карл VII – новый король Франции. Партизанская война. Жанна д’Арк. Признание подвига национального геройства. Завершение Столетней войны.
Крестьянские восстания во Франции и в Англии. «Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: ее победы и последствия. ГильомКаль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание УотаТайлера в Англии. Итоги и значение восстания.
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции. Усиление власти французского короля. Завершение объединения Франции. Установление единой власти во Франции. Последствия объединения Франции. Междоусобная война Белой и Алой розы в Англии итоги и последствия. Усилений власти английского короля.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания - процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия – многоцветие культур и переплетение религию многовековая Реконкиста Испании. Завоеванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр европейской культуры и мусульманской Испании: расцвет и трагедия сословно – монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого испанского государства. Изабелла и Фердинанд.
Контрольный тест
Тема 8. Германия и Италия в XII – XV вв. (1 ч.)
Усиление власти князей в Германии. Подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности в Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Ослабление внутренних связей между княжествами. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.
Расцвет итальянских городов. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоеванная свобода. Коммуна – средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в ряде городов Италии. Тирания Медичи во Флоренции
Тема 9. Славянские государства в Византии в XIV – XV вв. (2 ч.)
Гуситское движение в Чехии. Возвышение ролиЧехии в Священной Римской империи.
Экономический подъем чешского государства. Прага - столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальный настрой в обществе. Ян Гус – критик духовенства. Гуситское движение в Чехии. Итоги и последствия.
Завоевание турками – османами Балканского полуострова. Балканские народы накануне завоеваний освобождение болгар от власти Византии. Усиление и распад Сербии. Вторжение турок в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи.
Тема 10 Культура Западной Европы в XI-XV вв. (2 ч.)
Образование и философия. Расширение границ мира средневекового человека. Рост его активности в освоении окружающего мира. Путешествие Марко Полдо. Складывание центров перевода греческой литературы. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Логические рассуждения и оказательства как способ укрепления веры, познания Бога и мира. Спор между церковью и философами. Рационализм и мистицизм. Фома Аквинский – философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Опыт и наблюдение – методы познания природы в учении Роджера Бэкона. Роль философии в средневековую эпоху.
Средневековая литература и искусство. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Крутуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою – королю Артуру. Сказачно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Влияние рыцарской литературы на развитие светской средневековой культуры. Влияние школьного и университетского образования на формирование городской культуры. Городская литература – литература, создаваемая на национальных языках. Ваганты. Данте Алигьери. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Образы средневекового изобразительного искусства – памятники церковной архитектуры. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.
Культура раннего Возрождения в Италии. Торговые связи итальянских городов со странами Европы и Востока. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Критика духовенства. Отказ от религиозного и аскетического мировоззрения. Воспитание нового человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. СандроБоттичелли.
Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (3 ч.)
Средневековый Китай. Империя Тан – единое государство. Император – «Сын неба». Население страны – подданные одного господина – императора. Внешняя политика. Образование крупных поместий. Развитие феодальных отношений. Социальное напряжение. Борьба за право на землю. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сунн в период зрелого феодализма. Монгольская опасность. Завоевание Китая монголами. Приобретение независимости. Хозяйственный подъем.
Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщенности Индии. Культура – основа единства. Установлении феодальных отношений. Раджи. Особенности религии. Кастовое устройства общества. Междоусобные войны. Ослабление страны. Образование самостоятельных государств на территории страны. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Медицина. Архитектура, скульптура, живопись.
Государства и народы доколумбовой Америки. Население и занятия жителей Северной и Южной Америки. Территория расселения. Образ жизни. Достижения в хозяйстве, изучение природы. Устройства общества. Города и культура. Уникальность культуры доколумбовой Америки.
Африка. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахара. Государства Африки, их устройство и культура. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.
Наследие Средних веков в истории человечества. Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.
Контрольная работа
Календарно - тематическое планирование курса «История Средних веков»
(28 часов)
Класс
Программа
Учебник
УМК
6 класс
Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. – Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011.
Всеобщая история. История Средних веков.: класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. – М.: Просвещение, 2012. – 288 с.
Для учителя:
1. История Средних веков. 6 класс: поурочные разработки по учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского: / авт.-сост. Н.Ю.Колесниченко, - 2-еперераб. И доп. – М.: ВАКО, 2011. – 512 с.
2. Повторение и контроль знаний. Всеобщая история, Средние века. 6 класс. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания, Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. А.О.Мартьянова. – М.: Издательство «Глобус». 2010.-320 с.
3. МандановаЕ.С. Тематический контроль по истории Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 128 с.
4. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания / авт.- сост. С.Н.Степанько. - Волгоград: Учитель, 2012. – 153 с.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
(тип урока)
Планируемые результаты
Характеристика деятельности обучаюшихся
Система
оценки
Дата проведения
Личностные
Метапредметные
Р - регулятивные
П - познавательные
К - коммуникативные
Предметные
План
Факт
научится
получит возможность научиться
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
1/1
Введение.
Живое Средневековье
(урок изучения нового материала)
Понимают культурное многообразие жизни. Уважительное внимательное отношение к одноклассникам.
Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.
П - выделяют и формулируют познавательную цель; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
К - оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра; вступают в коллективное учебное сотрудничество
Определять происхождение и смысл понятия «Средние века»
Описывать картину, получать историческую информацию из различных источников
Исследуют место эпохи Средневековья в истории с помощью ленты времени. Изучают историческую карту мира Средневековья
Текущий -составить рассказ.
Самопроверка
ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ VI – XI ВВ. (5 ч)
2/1
Древние германцы и Римская империя
(урок изучения нового материала)
Понимают важность исполнения роли хорошего ученика, важность учёбы и познания нового
Р – учатся в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
П – сопоставляют и отбирают информацию полученную из разных источников, в том числе и из справочного аппарата учебника.
К – читают вслух и про себя текс учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы и ищут ответы, проверяют себя)
Владеть навыками устного объяснения процессов и явлений
Давать характеристику общественного строя Римской империи
Исследуют место эпохи Средневековья в истории с помощью ленты времени. Изучают историческую карту мира Средневековья
Текущий -устный опрос,
игра.
Самоконтроль
3/2
Королевство франков и христианская церковь
в VI-VIII веках
(комбинированный)
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу
Р – выделяют то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качества и уровня усвоения. П – устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям.
К – планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром
Давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям
Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках
Показывают карте территорию расселения германцев, кельтов, славян. Рассказывают об образе жизни, традициях и верованиях варваров. Сравнивают действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи. Выявляют различия в образе жизни, отношениях внутри германских племен в 4-6 вв. Называют причины падения империи
Текущий – беседа.
Самоконтроль
4/3
Возникновение и распад империи Карла Великого.
Феодальная раздробленность
(комбинированный)
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности
Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.
П - выявляют особенности объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; формулируют проблему;
К - взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения
Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории
Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий
Рассказывают о складывании государств у варваров. Объясняют своеобразие складывания государства у франков.
Поясняют значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщают события франков и выделять ее этапы. Объясняют особенности и роль монастырской жизни
Текущий –интеллектуаль-ная разминка.
Самоконтроль
5/4
Западная Европа в IX-XI веках. Культура Западной Европы в раннее Средневековье
(урок систематизации знаний)
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу
Р - самостоятельно формулируют задание; определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения;
различают способ и результат действия;
П - работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки при помощью учителя.
К – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки
Проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения
Объясняют причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью карты рассказывают о внешней политике Карла Великого. Сравнивают политику Карла и Хлодвига. Комментируют последствия Верденского раздела
Текущий –карточки.
Самоконтроль
ТЕМА 2. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ В VI – XI ВВ. (2 ч)
6/1
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
Культура Византии
(комбинированный)
Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи
Р – осуществляют индивидуальную образовательную траекторию; оценивают свою работу на уроке.
П - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.
К - вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия
Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.
Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории
Составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение
Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами.
Доказывать, что Византия - наследница Античности и стран Востока.
Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры
Р - удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
П – структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.
К - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга
Локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития государств
Систематизировать информацию, предоставленную в учебнике, на карте, дополнительных источниках информации
Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Сравнивать управление государством у западных, южных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств
Текущий -карточки, кроссворд.
Самоконтроль
ТЕМА 3. АРАБЫ В VI – XI ВВ. (2 ч)
8/1
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Культура стран халифата
(урок систематизации знаний)
Понимание культурного многообразия
мира
Р - удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
П - структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.
К - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга
Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры
Составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение
Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей , отличие их от европейцев. Называть различия между христианством и исламом.
Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, Составлять развернутый план параграфа
Текущий –исторический диктант.
Самоконтроль
9/2
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Раннее Средневековье»
(применение знаний и умений
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений
Р – осуществляет индивидуальную образовательную траекторию.
П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
К - вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия
Давать оценку происходящим событиям, объяснять смысл основных понятий и терминов, описывать памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории
Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира
Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий.
П - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
К - адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другую позицию и другое мнение
Проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
Сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия
Доказывать, что с11по13 вв. в Европе наблюдается расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений, анализировать роль замка в культуре Средневековья.
Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях
Текущий –экспресс-опрос.
Самоконтроль
11/2
Средневековая деревня и её обитатели
(комбинированный)
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
Р - удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
П – структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.
К - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга
Составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых общества,
Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения
Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, ч то отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа
Текущий –проверка таблицы.
Самоконтроль
ТЕМА 5. СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ (1 ч)
Р - удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
П – самостоятельно ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.
К - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга
Составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых общества,
Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения
Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу. Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений. Выделять условия возникновения и развития городов. С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Анализировать факторы, определявшие жизнь в средневековом городе
Текущий -устный опрос.
Самоконтроль
ТЕМА 6. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XI – XIII ВВ. (2 ч)
13/1
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики
(урок изучения нового материала)
Освоение гуманистических традиций и ценностей. Уважение прав и свобод человека. Внимательное отношение к одноклассникам
Р - удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
П – самостоятельно ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.
К - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга
Характеризовать положение трех основных сословий. Раскрывать характерные и существенные черты религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире
Сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия
Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью
Текущий -карточки, кроссворд.
Самоконтроль
14/2
Крестовые походы
(урок изучения нового материала)
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе
Р – самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.
П – работают по плану, сверяют свои действия и при необходимости исправляют ошибки.
К – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события поступки
Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий
Сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия
Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников походов. Сравнивать итоги Первого, Второго и Третьего походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе Барбароссе, Филиппе II Августе
Текущий -карточки, кроссворд.
Самоконтроль
ТЕМА 7. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (XI – XV ВВ.) (6 ч)
15/1
Как происходило объединение Франции
(урок рефлексии)
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе
Р – самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.
П – работают по плану, сверяют свои действия и при необходимости исправляют ошибки.
К – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события поступки
Обсуждать в группах состояние экономики страны, ее социальные эффекты
Давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья
Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.
Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом, папе БонифацииVIII. Составлять вопросы и задания к п.4 «Генеральные штаты»для дальнейшей совместной работы в группах
Текущий -устный опрос.
Самоконтроль
16/2
Что англичане считают началом своих свобод
(урок систематизации знаний)
Понимание культурного многообразия мира
Р – самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.
П – работают по плану, сверяют свои действия и при необходимости исправляют ошибки.
К – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события поступки
Использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах государств в Средние века
Давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья
Рассказывать о причинах утверждения норманнской династии на английском троне. Группировать материал с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появления и значение Великой хартии вольностей. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства
Текущий -решение исторических задач. Самоконтроль
17/3
Столетняя война
(урок изучения нового материала)
Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений. Освоение гуманистических традиций и ценностей
Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.
П – сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы.
К – сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации
Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий
Сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия
Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Ж. д Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон
Р - принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий.
П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
К – участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра
Использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах государств в Средние века
Сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия
Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян. Характеризовать социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты. Оценивать поступки лидеров восстаний
Текущий –составление таблицы + тест.
Самоконтроль
19/5
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии
(комбинированный)
Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу
Р – осуществляет индивидуальную образовательную траекторию.
П – самостоятельно ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.
К - вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия
Локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития государств
Давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья
Рассказывать о последствиях Столетней войны. Выделять особенности завершения объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти французском государстве. Анализировать процессы объединения в Англии и Франции
Текущий –проверка схемы и таблицы + диктант понятий.
Самоконтроль
20/6
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове
(урок изучения нового материала)
Контрольный тест
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе
Р - принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.
П – устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям.
К – планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром
Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий
Сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия
Объяснять причины и особенности реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравниватькортесы с Генеральными штатами, парламентом
Текущий –
контрольный тест
ТЕМА 8. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII – XV ВВ. (1 ч)
21/1
Анализ контрольного теста Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов
(урок систематизации знаний)
Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения
Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность. Вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей.
П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.
К – принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Объяснять причины и следствия ключевых событий всеобщей истории Средних веков
Группировать информацию из текста учебника, дополнительных источников, комментировать понятия
Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы.
Определять причины ослабления императорской власти.
Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др.
Текущий – устный опрос.
Самоконтроль
ТЕМА 9. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ В XIV – XV ВВ. (2 ч)
Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке.
П – сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы.
К – сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации
Характеризовать Чехию в 14 в. Рассказывать об отношениях общества к католической церкви
Давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья
Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения.
Текущий –проверка таблицы.
Самоконтроль
23/2
Завоевание турками-османами Балканского полуострова
(комбинированный)
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе
Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.
П – выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
К - взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения
Использовать историческую карту как источник информации о направлениях крупнейших передвижений — походов и завоеваний
Сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия
Объяснять, почему болгары не смогли остановить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов.
Называть последствия падения Византии
Текущий –
блиц-опрос.
Самоконтроль
ТЕМА 10. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XI – XV ВВ. (2 ч)
24/1
Образование и философия.Средневековое искусство
(урок систематизации знаний)
Понимание культурного многообразия мира
Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.
П - выявляют особенности объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
К - взаимодействуют в ходе групповой работы вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
Объяснять причины изменения представлений у средневекового человека о мире
Составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение
Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры.
Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Комментировать поэзию, роман эпохи Ср.
Текущий –интеллектуальная разминка.
Самоконтроль
25/2
Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения
(комбинированный)
Понимание культурного многообразия мира
Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.
П - выявляют особенности объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
К - взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения
Составлять описание памятников материальной и художественной культуры
Работать со справочным аппаратом книги.
Сопоставлять свидетельства разных исторических источников
Составлять рассказ-описание по картине художника. Объяснять понятия: гуманизм, Возрождение Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека с позиции Петрарки
Текущий –интеллектуальная разминка.
Самоконтроль
ТЕМА 11. НАРОДЫ АЗИИ, АМЕРИКИ И АФРИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА (3 ч)
26/1
Средневековый Китай. Индия. Государства и культура
Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.
П – выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
К – учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве
Раскрывать характерные, существенные черты:
а)экономических и социальных отношений и политического строя государств
Составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение
Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения искусства в паре, малой группе. Называть особенности буддизма
Р - принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.
П – устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям.
К – планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, принимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром
Раскрывать характерные, существенные черты: а)экономических и социальных отношений и политического строя государств
Давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья
Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков, показывать ее уникальность
Текущий –решение познавательных заданий.
Самоконтроль
28/3
Повторительно- обобщающий урок по теме «Наследие Средних веков в истории человечества»
Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность. Вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей.
П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.
К - умеют контролировать действия партнера
Объяснять причины и следствия ключевых событий всеобщей истории Средних веков
Давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья
Объяснять смысл понятия Средневековье. Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Ср. Объяснять какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи
Итоговый - тестирование,
исторический диктант
к концу 6 класса
Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и истории России, предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории
Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир (католическая цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.
Относить разные средневековые народы и государства, существовавшие на территории современной России, к различным цивилизациям Средневековья.
Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Средних веков: в хозяйственной жизни – феодальные отношения; в общественном делении – сословия, церковь; в государственной жизни – раздробленность и централизация; в культуре – язычество и мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.
Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.
Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл Великий, Мухаммед и др.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.
При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы и т.д., выявлять гуманистические нравственные ценности
Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средних веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Форма
промежуточной аттестации
График прохождения промежуточной аттестации
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего
Контрольный тест
1
1
-
-
2
Контрольная работа
1
-
-
1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект
Содержание Программы по истории средних веков последовательно детализируется в учебнике «История Средних веков» авторов Агибаловой Е. В., Донского Г. М.
Освоение программы реализуется посредством УМ К (учебно-методический комплект), электронных (CD) ресурсов и ресурсов интернет-сети. УМК по истории Средневековья составляют:
Раздел рабочей программы по всеобщей истории: «История Средних веков»;
АгибаловаЕ. В. История Средних веков: учебник для 6 кл. / Е. В. Агибалова., Г. М. Донской / под ред. А. А. Сванидзе. — М.: Просвещение, 2009;
КрючковаЕ. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой, Г.М.Донского «История Средних Веков»: 6 класс — М.: Просвещение, 2009.
Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Средневековья.
Списокобразовательныхинтернет-ресурсовпо истории Средневековья