kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программы по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по школьному предмету «История» для 5 класса. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программы по истории»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



Рассмотрена на заседании ШМО _________________________

_________________________

_________________________

Протокол № ____________________

_______________________________


СОГЛАСОВАНО

ЗД по УВР:__________________

___________________________




УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________________

Приказ №__________________________

От_________________________________




Рабочая программа

по предмету:

«История»

базовый уровень, 5 класс

2016/2017 учебный год











Составитель:

Калиниченко Яна Сергеевна

учитель истории и обществознания











2016

Пояснительная записка

Рабочая программа по школьному предмету «История» для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273

3. ПисьмоМинобрнауки России от 28.10.2015 № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов»

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011.

6. Историко-культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // http://school.historians.ru/wp-content/uploads

Рабочая программа рассчитана на реализацию разработанного Министерством образования РФ концентрического подхода к школьному историческому образованию.

Программа составлена в соответствии с учебником, что облегчает учащимся 5 класса ориентироваться в материале. Кроме этого дается дополнительная информация в форме презентации, схем, карт, видео-пособий, домашних заданий сверх материала, который есть в учебнике.

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Цели и задачи обучения, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета «История»

1-2. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

3. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

4. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

5. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.

Состав участников образовательного процесса - одновозрастные, состоящие из обучающихся примерно одинакового уровня подготовки.

Методическая система достижения целей направлена на:

формирование исторических знаний;

формирование знаний способа усвоения информации;

организацию усвоения опыта творческой деятельности и благодаря этому творческое применение и усвоение знаний;

формирование умений решению исследовательской задачи;

формирование цепи рассуждений, изложение материала для раскрытия проблемы;

формирование представления об истории как научной дисциплине.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

• формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

• образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

• история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Программа является систематическим научным курсом истории. Учащиеся узнают о далеком прошлом человечества, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории которые определены стандартом.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.






























Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших программу по истории.

Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по истории, основных видов деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Курс должен:

Сформировать историческое мышление.

Дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;

Показать отличия Древнего мира от мира современного.

В соответствии с этим поставлены следующие цели изучения Истории в 5 классе:

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5 классов включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).





































Содержание учебного предмета «История»

История древнего мира, 5 класс

Введение (1час)

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Счет лет в истории. Хронология – наука об измерении времени. Опыт, культура счета по годам в древних государствах. Изменение счета времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счет лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 часов)

Глава1. Первобытные собиратели и охотники.

Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди – наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота – способы добывания пищи. Первое великое открытие человека – овладение огнем.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный. Родовые общины.

Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Глава2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремесел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Глава3. Счет лет в истории.

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (21 часов)

Глава 4. Древний Египет.

Государство на берегах Нила. Местоположение и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель.

Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельможи. Отношения фараона и его вельможей.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Главные города Древнего Египта: Мемфис, Фивы. Появление наемного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мертвых»: мумии, гробница, саркофаг. Фараон – сын солнца. Безграничность власти фараона.

Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры. Экспозиция древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний. Математика, астрономия. Изобретение инструментов отсчета времени: солнечный календарь, водяные часы, звездные карты. Хранители знаний – жрецы.

Глава 5. Западная Азия в древности.

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт ЮжногоДвуречья. Ирригационное земледелие. Схожесть времени возникновения государств в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон – главный в Двуречье. Законы царя Хаммурапи. Принцип талиона.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Виды ремесел. Развитие торговли в городах Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит.

Библейские сказания. Ветхий завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племен. Переход к единобожию. Библия и Ветхий завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Библейские мифы и сказания кА исторический и нравственный опыт еврейского народа.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские сказания о героях.

Ассирийская держава. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство – одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Ниневия – столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшрбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды. Образование персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Город Персеполь – столица великой державы древности.

Глава 6. Индия и Китай в древности

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Деревни среди джунглей. Развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Религия жителей Древней Индии. Древнейшие города.

Индийские касты. Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество: Варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Знания. Книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царем Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Завоевательные войны, расширение территории Китая. Великая китайская стена. Деспотия ЦиньШихуана. Свержение наследников ЦиньШихуана. Открытия китайцев: шелк, чай, бумага, компас. Великий шелковый путь.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 часов)

Глава 7. Древнейшая Греция.

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Кносский дворец. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы о Тесее и Минотавре, Дедале и Икаре.

Микены и Троя. «Архитектура великанов». Каменные львиные ворота. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне. Поэмы «Илиада» и «Одиссея». Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя Одиссея. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Миф о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов – городов-госдарств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милеет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Местоположение и природа Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, виноградарство, оливководство. Знать и демос в Афинском полисе. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстает против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Черного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада – колыбель греческой культуры.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия – город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Вторжение персов в Элладу. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром персов при Платеях. Причины победы греков.

Глава 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии.

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление вполиса власти демоса – демократии.

В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Район Керамик. Посуда с краснофигурными и чернофигурными рисунками. Агора – главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Скульптура. Обучение красноречию.

В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V в. до н.э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета Пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла.

Глава 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э.

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции – македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Аристотель – учитель Александра. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Первые победы: река Граник. Победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы А.Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (17 часов)

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение и природа Италии. Пестрота населения Древней Италии.

Древний Рим. Легенда об основании Рима. Ромул – первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятие римлян. Верования. Управление ранним Римом. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы – ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебеи – полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы.

Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах. Тактика Ганнибала и тактика римлян. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима во всем восточном Средиземноморье. Рост римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа. Смерть Ганнибала. Средиземноморье – провинция Рима.

Рабство в древнем Риме. Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, быту римлян. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры.

Глава 13. Гражданские войны в Риме.

Возобновление и обострение противоречий между различными группами и римским обществом после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потери имущества бедняками. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Гракха. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших. Оформление армии восставших. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Брут и Цезарь Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антонио и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Превращение римского государства в империю.

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры.

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов.

Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед богом.

Расцвет римской империи во II веке. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян. Переход к обороне границ римской империи.

Вечный город и его жители. Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

Римская империи при Константине. Укрепление границ империи. Вторжение варваров. Рим и варвары. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столица за счет архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи.

Взятие Рима варварами. Разделение римской империи на два самостоятельных государства. Вторжение готов в Италию. Взятие Рима Аларихом – вождем готов. Падение Западной Римской империи. Конец эпохи античности.

























Тематический план

В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:


Учебная тема

Количество часов

всего

теоретические

Повторительно - обобщающие уроки


История древнего мира

68



1

Введение

1


-

2

Жизнь первобытных людей.

7

6

1

3

Древний Восток

21

17

3

4

Древняя Греция

21

19

2

5

Древний Рим

17

16

1

6

Итоговое повторение

1









Всего

68

63

7






























МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



Рассмотрено на заседании ШМО___________________

________________________

________________________

Протокол №_____________

от _____________________

СОГЛАСОВАНО

ЗД по УВР:______________

________________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Приказ №________________

от_______________________








Календарно - тематическое планирование

по истории для 5 класса

на 2016-2017 учебный год





Составитель:

Калиниченко Яна Сергеевна

учитель истории и обществознания













2016

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Форма работы

Планируемые результаты

УУД

Формы контроля достижения планиру-емых результатов

Дата проведения

Предметные

Метапредме-тные

Личностные

По плану

Фактически

1.

Введение. Что такое история. Ключи к познанию прошлого

Комбинированный урок

Первоначаль

ное представление о предмете истории

Умеет организовы-вать и регулировать свою учебную деятельность

Получит первоначаль

ное представление о культурном многообразии мира

(П): умение давать определение понятий, история, исторический источник. использует прием ознакомительного чтения;

(Р): умение ставить цель;

(К): умение работать в группе,

сотрудничать с учителем и сверстниками;



Беседа



Раздел 1. Жизнь первобытных людей (7часов)

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники

2.

Древнейшие люди

Изучение нового материала

Умеет изучать и системати-зировать информацию

Умеет работать с учебной информацией

Определяет свою позицию к образу жизни первобытного человека

(П): умение давать определение понятиям, объясняет явления и процесс общественной жизни первобытного общества;

(Р): умеет ставить цель и планировать свои учебные действия;

(К): устанавливает сотрудничество, рабочие отношения в группе.



Беседа

Практиче-ское задание

















3.

Родовые общины охотников и собирателей

Комбинированный

Формулирует несложные выводы

Умеет самостоятельно составлять рассказ

Проявляет уважительное отношение к сверстникам

(П): умение устанавливать причинно-следственные связи, строит логические рассуждения;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

(К): умение высказывать свое мнение;

Творческая работа



4.

Возникновение религии и искусства

Комбини-рованный

Умеет работать с истории-ческими источниками

Умеет анализировать и обобщать факты

Сознает положительное отношение к культурному наследию прошлого

(П): умение устанавливать причинно-следственные связи, строит логические рассуждения;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;


Система практических заданий



Глава2. Первобытные земледельцы и скотоводы

5.

Возникновение земледелия и скотоводства

Изучение нового материала

Умеет применять прием исторического анализа

Умеет решать творческие задачи и оценивать правильность решения задач

Осмысливает социальный опыт предшеству-ющих поколений

(П): осуществляет поиск необходимой информации для выполнения заданий;

(К): умение аргументировать свою точку зрения



Практиче-ское задание



6.

Появление неравенства и знати

Комбинированный

Умеет пересказывать содержание текста учебника

Умеет анализировать и обобщать факты

Умеет сотрудничать со сверстниками

(П): умение давать определение понятиям, объясняет явления и процесс общественной жизни первобытного общества;

(Р): умеет ставить цель и планировать свои учебные действия;

(К): устанавливает сотрудничество,



Решение творческих задач



Глава3. Счет лет в истории

7.

Счет лет в истории

Урок-практикум

Умеет работать с хронологией, устанавливает последовате-льность событий

Умеет выбирать эффективные способы решения задач

Проявляет уважительное отношение к сверстникам

(П): умение решать творческие задачи, выстраивает последовательность описываемых событий;

(К): умение сотрудничать с соучениками

Практикум



8.

Повторительно-обобщающий урок по разделу I

«Жизнь первобытных людей»

Обобщение, повторение

Умеет характери-зовать события, группировать факты по признакам, анализировать события

Умеет осуществлять контроль своей деятельности

Осознает первичную культурную идентичность на основе усвоения представлений людьми о прошлом

(П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Тестирова

ние



Раздел 2. Древний Восток (21час)

Глава 4. Древний Египет(8часов)


9

10

Государство на берегах Нила.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Изучение нового материала

Умеет работать с исторической картой, текстом учебника и историче-скими источниками

Умеет анализировать и обобщать факты

Осмысливает социальный опыт предшеству-ющих поколений

(П): строит логически обосно­ванные рассу-ждения на простом и сложном уровне;

(Р): планирует учебную деяте-льность;

(К):корректирует своё мнение под воздействием контраргументов;


Беседа,

работа с истории-ческим источником



11

Жизнь египетского вельможи

Комбинированный

Умеет изучать и систематизировать информацию из различных источников

Умеет осуществлять контроль своей деятельности,

умеет сотрудничать со сверстни-ками

осознает целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабаты­вает собственные мировоззрен ческие позиции.

Практиче-ское задание



12

Военные походы фараонов

Комбинированный

Умеет правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общест-венных групп, использует документы как источник знаний

Умеет анализировать и обобщать факты

Осмысливает социальный опыт предшеству-ющих поколений

(П): умение устанавливать причинно-следственные связи, строит логические рассуждения;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

(К): умение высказывать свое мнение;

Дискуссия, творческое задание




13

Религия древних египтян

Комбинированный

Умеет анализировать исторические факты, формирует несложные выводы, пересказывает содержание текста учебника

Умеет выбирать эффективные способы решения задач

Проявляет уважительное отношение к сверстникам

(К):умение работать в паре, группе (самосто-ятельно опреде-лять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

(Р): умение работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. са­мостоятельно, используя ИКТ;

(Л):аргуме-нтирование оцени-вать свои и чужие поступки в однозначных и неод­нозначных ситуациях




Решение творческих задач



14

Искусство Древнего Египта

Комбинированный

Умеет определять назначение пирамид,

Умеет выражать свои чувства и мысли

Понимает культурное многообразие мира

П):классифи-цирует(группи-рует, устанавли-вает иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным осно-ваниям; устана-вливает причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне.

(К):излагает своё мнение (в моноло-ге, диалоге), аргументируя его, под­тверждая фактами, выдвигая контр-аргументы в дискуссии;

(Р):определяет цели, проблемы в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской (в т.ч. в своих

Беседа,

сообщения по теме



15

Письменность и знания древних египтян

Комбинированный

Умеет применять знания для сохранения

исторических и культурных памятников

Способен представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, сообщение, презентация и т.д.)

Уважает культуру своего и другого народа, толерантность


Беседа,

сообщения по теме



16

Повторительно-обобщающий урок по разделу 2

«Древний Египет»

Обобщение, повторение

Умеет характери-зовать события, группировать факты по признакам, анализировать события

Умеет осуществлять контроль своей деятельности

Осознает первичную культурную идентичность на основе усвоения представлений людьми о прошлом

(П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Тестирова

ние



Глава 5. Западная Азия в древности (8часов)

17

Древнее Двуречье

Изучение новой темы

Умеет сравнивать географическую среду Египта и Междуречья, анализировать исторический документ, работать с исторической картой

Формирует навык работы с исторической картой, составляет рассказ, используя изученный материал

Опыт творческого отношения к фактам прошлого

(П): классифи-цирует (группи-рует, устанавливает иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным осно-ваниям; устана-вливаетпричинно-следственные связи на простом и сложном уровне.

(К):излагает своё мнение (в моноло-ге, диалоге, поли-логе), аргуме-нтируя его, под­тверждая фактами, выдвигая контр-аргументы в дискуссии;

(Р):определяет цели, проблемы в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской (в т.ч. в своих проектах);

(Л):осознает целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывает собственные мировоззрен-ческие позицииавливает

Беседа, работа с исторически источниками



18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Комбинированный

Умеет анализи-ровать фрагмент исторического источника; высказывает свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян

Развивает навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь

Отрабатывает навык самостояте-льного поиска и анализа информации из различных источников

.

Беседа, работа с текстом



19

Финикийские мореплаватели

Изучение новой темы

Умеет правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний

Навык смыслового чтения и анализа текста

Потребность в расширении своего исторического кругозора

(П):умение

сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям;

(К): умение создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения;

(Р):умение

выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индиви-ду­ально;

(Л):аргументиро-вание оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неод­нозначных ситуациях, опира-ясь на общечело-веческие нрав­ственные ценно-сти;




Работа с историчес-кимидокумен-тами, работа с текстом учебника



20

Библейские сказания

Изучение новой темы

Умеет давать развернутый ответ и отзыв на него, работать с различными источниками информации

Навык смыслового чтения и анализа текста

Проявляет уважительное отношение к сверстникам

Беседа, работа с текстом учебника



21

Древнееврейское царство

Комбинированный

Понимание смысла библейских сказаний

Умение работать с информацион

ными технологиями

Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения

Беседа, работа с текстом учебника



22

Ассирийская империя

Комбинированный

Умеет работать с исторической картой, историческими документами

Умение работать с тестовым материалом

Навык самостояте-льного поиска, анализа информации

(П): умение находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

(К):умение преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на си­туацию с позиции другого;

(Р):умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально;

(Л): умение

выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб­лемы) и отвечать за свой выбор.

Беседа, работа с исторически источником, тест












23

Персидская держава «царя царей»

Изучение новой темы

Умеет показы-вать на карте расположение Персидской державы; раскрывать особенности государственно-админи-стративного устройства; сравнивать политический строй древних государств




Умения проводить поиск основной и дополните-льной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете,

Умеет аргументи-ровать свое мнение



Работа с историчес-кими докумен-тами, работа с текстом учебника



24

Повторительно-обобщающий урок

Обобщение темы

Умеет характери-зовать события, группировать факты по признакам, анализировать события

Умеет осуществлять контроль своей деятельности

Умеет проследить взаимосвязь между хозяйственным и духовным развитием стран

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля, умение работать в группе

Работа с историчес-кими докумен-тами, работа с текстом учебника



Глава 6. Индия и Китай в древности (5часов)

25

Природа и люди Древней Индии

Изучение новой темы

Умеет характе-ризовать природные условия, занятия населения

Развивает навык выстраивания предположений и формулиро-вание выводов по тексту из учебника

Формирует устойчивое убеждение о ценности человеческой жизни

(П): умение классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям,

задач;

(К): умение излагать своё мнение, аргуме-нтируя его, под­тверждая фактами;

(Р):умение опре-делять цель, проблему в деятельности;

(Л): осознавать мотивацию учения

Индивидуальная работа по карточкам



26

Индийские касты. Новая религия

Комбинированный

Умеет характе-ризовать религиозные верования и деление на касты; анализировать фрагмент исторического

документа


Формирует навык работы с истории-ческой картой, развивает умение искать, анализировать информацию по теме

Уважение к народам мира, формирование толерантности

Вид контроля:

Выборочное оценивание

Измери-тели:

Ответы на вопросы

Задания с кратким ответом.



27

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Комбинированный

Умеет определять особенности географиче-ских и приро-дных условий Китая, особенности занятий населения; называет предпосылки образования империи Цинь; сравнивает учения Будды и Конфуция; высказывает свое суждение о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая;


Отрабатывает навык оценивания достижений древности опираясь на свой жизненный опыт

Отрабатывает навык самостояте-льного поиска и анализа информации из различных источников

(П): умение

устанавливать причинно-следственные связи;

(К):умение различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории.

(Р):умение определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской;

(Л): умение самостоятельно исправлять ошибки

Вид контроля:

Проверочная работа

Измерители:

Тест



28

Первые властители единого Китая

Комбинированный

Развивает умение искать, анализировать информацию по теме

Потребность к расширению исторического кругозора

Беседа, работа с текстом учебника, практиче-ские задания



29

Повторительно- обобщающий урок по разделу II «Древний Восток»

Урок обобщения и повторения

Умеет опреде-лять общие черты и осо-бенности;
работать с исторической картой


Навыки самостояте-льной и групповой работы

Целостное представление об историче-ском развитии древних цивилизаций

(П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Контрольная работа



Раздел 3. Древняя Греция (21час)

Глава 7. Древнейшая Греция

30

Греки и критяне

Изучение нового материала

Умеет харак-теризовать природные условия и за-
нятия насе-ления Древней Греции; определяет признаки цивилизации, находит подтверж-дение их наличия.

Критически анализирует информацию историче-ского источника


Освоение гуманисти-ческих традиции и ценности, становление которых началось в Древнем мире,

(П): строит логически обосно­ванные рассу-ждения на простом и сложном уровне;

(Р):планирует учебную деяте-льность;

(К):корректирует своё мнение под воздействием контраргументов;

):осознает целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабаты­вает собственные мировоззре-нческие позиции.

Вид контроля:

Выборочное оценивание

Измерители:

Тест

Ответы на вопросы




31

Микены и Троя

Комбинированный

Умеет читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древней Греции

Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуника-тивную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой

Освоение гуманистиче-ских традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире

Взаимо-контроль, ответы на вопросы



32

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Комбинированный

Представление об мифах как органичной форме мышления

и познания людей в Древнем мире и специфи-ческом историческом источнике для изучения прошлого

Умеет проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете

Освоение гуманисти-ческих традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов

Задания с кратким ответом



33

Религия древних греков

Комбинированный

Выделяет важные характеристики исторических событий, природных явлений и определяет их отражение в мифологии

Умеет аргуме-нтированно

доказывать своё мнение, определяет нравственные ценности изучаемой эпохи и сравнивает их с совре-менными


Освоение гуманисти-ческих традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов

Решение творческих задач



Глава 8. Греческие полисы и их борьба с персидским нашествием

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Изучение новой темы

Умеет

рассказывать о жизни и занятиях населения греческих полисов

Способность планировать и организовы-вать свою учебную и коммуника-тивную деятельность

Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения

(П): умение находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

(К):умение преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на си­туацию с позиции другого;

(Р):умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально;

(Л): умение

выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб­лемы) и отвечать за свой выбор.

Выборочный контроль, ответы на вопросы, работа с текстом учебника



35

Зарождение демократии в Афинах

Комбинированный

Знает

значение слов демократия, полис, архонт

Умеет проводить поиск основной и дополните-льной инфо-рмации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, и представить ее в виде сравни-тельной таблицы


Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения


Работа с исторически документом, с текстом учебника



36

Древняя Спарта

Изучение нового материала

Умеет

находить сходства и различая в устройствах полисов

Обрабатывает самостоятельно информацию и представляет ее в виде презентаций


Осознание ценности человеческой жизни, его прав и свобод

Выборочное оценивание, тест



37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Комбинированный

Умеет выяснять главные причины и определять основные направления греческой колонизации

Способность планировать и организовы-вать свою учебную и коммуника-тивную деятельность

Осознание, что определяющую роль в успешном развитии колоний сыграли добрые отношения между колонистами и местным населением

Выборочный контроль, ответы на вопросы, работа с текстом учебника и картой



38

Олимпийские игры в древности.

Комбинированный

Понимание культурного многообразия мира

Готовность формулиро-вать и высказывать публично собственное мнение

Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов

(П): умение давать определение понятий, история, исторический истчник. использует прием ознакомительного чтения;

(Р): умение ставить цель;

(К): умение работать в группе,

сотрудничать с учителем и сверстниками;

Беседа, работа с текстом учебника, ответы на вопросы



39

Начало Греко-персидских войн. Битва при Марафоне

Изучение нового материала

Умеет рас-крывать при-
чины победы греков в Марафонской битве, послед ствия побед Афин над персами; рассказывает о наиболее крупных сражениях; показывает на исторической карте места основных

сражений

Навык публичного выступления

Представление о видах иде-нтичности, актуальных для стано-вления чело-века и обще-ства

(П): умение классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям,

задач;

(К): умение излагать своё мнение, аргуме-нтируя его, под­тверждая фактами;

(Р):умениеопре-делять цель, проблему в деятельности;

(Л): осознавать мотивацию учения

Сообщение, ответы на вопросы, работа с текстом учебника



40

Нашествие персидских войск на Элладу

Комбинированный

Умеет раскры-вать значение культурных достижений Греции, определять их место в мировой куль-

туре; излагать свои суждения о вкладе дре-внегреческих ученых в мировую

культуру


Развитие навыков работы с картой, работа с учебной литературой, обработка ее и представление в виде таблиц

Овладение чувствами патриотизма на примере героизма греков в борьбе с персами

Составление таблицы, беседа, работа с истории-ческими документами



41

Повторительно-обобщающий урок по главам 7 и 8

Обобщение, повторение

Умеет опреде-лять общие черты и осо-бенности;
работать с исторической картой


Навыки самостояте-льной и групповой работы

Целостное представление об историче-ском развитии древних цивилизаций

Решение творческих задач



Глава 9. Возвышение Афин в Vв. до н.э. и расцвет демократии

42

В гаванях афинского порта Пирей

Комбинированный

Умение выявлять причинно- следственные связи, обрабатывать учебную и дополните-льную информацию и представлять ее в виде схемы, а также приемы творческой реконструкции прошлого

Владение умениями работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты

Осмысление социально-нравственного опыта предшеству-ющих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

(П): строит логически обосно­ванные рассу-ждения на простом и сложном уровне;

(Р):планирует учебную деяте-льность;

(К):корректирует своё мнение под воздействием контраргументов;

):осознает целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабаты­вает собственные мировоззре-нческие позиции.

Дискуссия, творческое задание




43

В городе богини Афины

Комбинированный

Умеет обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее в виде схемы

Владение навыками составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формули-ровать и обосновывать выводы

Освоение гуманистиче-ских традиций и ценностей, уважение к личности, правам и свободам человека

Составление таблицы, ответы на вопросы, работа с текстом учебника



44

В афинских школах и гимнасиях

Комбинированный

Рассказывает о важных событиях, используя основные и дополните-льные источники информации, а также приемы творческой реконструкции образов прошлого

Представляет результат своей деятельности в виде группового творческого проекта(образование, наука, философия)

Представление о видах идентичности, актуальных для становления человека и общества, для жизни в современном поликуль-турном мире

(П): умение устанавливать причинно-следственные связи, строит логические рассуждения;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

(К): умение высказывать свое мнение;

Составление творческого проекта



45

В афинском театре

Комбинированный

Рассказывает о важных событиях, используя основные и дополните-льные источники информации, а также приемы творческой реконструкции образов прошлого

Представляет результат своей деятельности в виде группового творческого проекта

Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения обществе, уважение к культурному наследию прошлого

Дискуссия, творческое задание



(П): умение давать определение понятий, история, исторический истчник. использует прием ознакомительного чтения;

(Р): умение ставить цель;

(К): умение работать в группе,

сотрудничать с учителем и сверстниками;

Беседа, работа с текстом учебника, ответы на вопросы



46

Афинская демократия при Перикле

Комбинированный

Умение выявлять причинно- следственные связи, представлять их в виде схемы

Способность планировать и организо-вывать свою учебную и коммуни-кативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории

Осмысление социально-нравственного опыта предшеству-ющих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

Фронтальный опрос, работа в парах



Глава 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.

47

Города Эллады подчиняются Македонии

Изучение нового материала

Умения датировать важнейшие события и процессы, характери-зовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития древних цивилизаций

Проводить поиск основной и дополни-тельной информации в учебной и научно-популярной литературе

Осознание своей иденти-чности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности

(П): умение находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

(К):умение преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на си­туацию с позиции другого;

(Р):умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально;

(Л): умение

выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб­лемы) и отвечать за свой выбор.

Работа с картой, работа с текстом учебника



48

Поход Александра Македонского на Восток

Комбинированный

Умения читать историческую карту с опорой на легенду

Представляет результаты своей творческо-поисковой работы презентации с использо-ванием ИКТ


Осмысление социально-нравственного опыта предшест-вующих поколений

Индивидуальная работа



49

В Александрии Египетской

Комбинированный

Умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами

Владеть умениями работать с учебной информацией, способность решать творческие и проблемные задачи


Понимание культурного многообразия мира

Индивидуальная работа по карточкам, дискуссия, ответы на вопросы



50

Повторительно-обобщающий урок по разделу 3 «Античность. Древняя Греция»

Урок повторения и обобщения

Умеет опред-лять общие черты и осо-бенности;
работать с исторической картой; срав-нивать разви-тие разли-чных регион-ов, выделять признаки для сравнения

Формулирует и высказывает публично собственное мнение, выслушивает и обсуждает разные взгляды и оценки исторических фактов

Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Лабора-торная работа



Раздел 4. Древний Рим

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

51

Древнейший Рим

Изучение нового материала

Умения комплексно характеризо-вать важные факты из истории Древнего Рима, характер событий и процессов, классифи-цировать и группировать их по предло-женным в заданиях признакам

Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуни-кативную деятельность в соответствии с задачами


Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения

(П): умение

устанавливать причинно-следственные связи;

(К):умение различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории.

(Р):умение определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской;

(Л): умение самостоятельно исправлять ошибки

Индивидуальная работа по карточкам



52

Завоевание Римом Италии

Комбини-рованный

Беседа, практичес

кое задание



53

Устройство Римской республики

Комбини-рованный

Способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего Рима

Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и приемы

Осознание своей идентичности как гражданина страны

Решение проблемных, творческих задач



Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

54

Вторая война Рима с Карфагеном

Изучение новой темы

Умеет давать развернутый ответ и отзыв на него, работать с различными источниками информации

Формирует навык работы с историче-ской картой, составляет рассказ, используя изученный материал

Способность представлять свое собственное мнение, аргументиро-вать свою позицию, опираясь на дополнитель-ную и учебную информацию

(П): осуществляет поиск необходимой информации для выполнения заданий;

(К): умение аргументировать свою точку зрения

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

(Л):осознает целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывает собственные мировоззрен-ческие позиции

Система практиче-ских заданий



55

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

Комбинированный

Умеет обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее в виде схемы

Способность решать творческие и проблемные задачи

Осмысление социально-нравственного опыта предшест-вующих поколений

Решение творческих задач



56

Рабство в Древнем Риме.

Восстание Спартака.

Комбинированный

Умеет объяснить источники рабства в Древнем Риме и его последствия

Формулирует и высказывает публично собственное мнение, выслушивает и обсуждает разные взгляды и оценки исторических фактов

Уважение к личности, правам и свободам человека

Беседа,

Тестирова

ние



57

Повторительно-обобщающий урок по главам 11и 12

Урок повторения и обобщения

Умеет опред-лять общие черты и осо-бенности;
работать с исторической картой; срав-нивать разви-тие различных регионов, выделять признаки для сравнения

Формулирует и высказывает публично собственное мнение, выслушивает и обсуждает разные взгляды и оценки исторических фактов

Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов


Тестирова

ние



Глава 13. Гражданские войны в Риме

58

Земельные реформы братьев Гракхов

Изучение нового материала

Умеет изучать и систематизировать информацию

Умеет работать с учебной информацией

Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов

(П): умение

устанавливать причинно-следственные связи;

(К):умение различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории.

(Р):умение определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской;

(Л): умение самостоятельно исправлять ошибки

Дискуссия, индивидуальная работа по карточкам



59

Единовластие

Цезаря

Комбини-рованный

Яркие образы и картины, связанные с ключевыми, личностями

Обрабатывает самостоятельно информацию и представляет ее в виде презентаций


Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения

Фронтальная работа,

Индивидуальная работа



60

Установление

империи

Изучение нового материала

Умеет обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее в виде схемы

Умеет работать с учебной информацией

Осознание ценности человеческой жизни, его прав и свобод

(П): умение находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

(К): умение преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на си­туацию с позиции другого;

(Р): умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально;

(Л): умение

выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб­лемы) и отвечать за свой выбор.

Индивиду-альная работа по карточкам, составление таблицы



Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры


61

Соседи Римской империи

Изучение нового материала

Осмысление жизни и деятельности народов

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие мира

Беседа,

работа по карте



62

В Риме при императоре Нероне

Изучение нового материала

Яркие образы и картины, связанные с ключевыми, личностями

Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций


Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения

Беседа, ответы на вопросы



63

Первые христиане и их учение

Комбинированный

Умеет изучать и систематизировать информацию

Обрабатывает самостоятельно информацию и представляет ее в виде презентаций


Умеет составлять рассказ

Дискуссия, ответы на вопросы



64

Расцвет империи

во II в. н.э.

Комбинированный

Умеет работать с исторической картой, историческими документами

Умеет организовы-вать и регулировать свою учебную деятельность

Проявляет уважительное отношение к сверстникам

П): умение давать определение понятиям, объясняет явления и процесс общественной жизни первобытного общества;

(Р): умеет ставить цель и планировать свои учебные действия;

(К): устанавливает сотрудничество, рабочие отношения в группе.


Беседа, ответы на вопросы



65

Вечный город и его жители

Комбинированный

Умеет выявлять причинно- следственные связи, обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее в виде схемы

Владение навыками составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы

Освоение гуманисти-ческих традиций и ценностей, уважение к личности, правам и свободам человека

Индивиду-альная работа по карточкам



Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

66

Римская империя при Константине

Изучение нового материала

Выявляет причинно- следственные связи

Представляет собственное мнение на основе изученного материала и дополнитель-ной литературы

Осваивает гуманистиче-ские традиции и ценности, уважение к личности, правам и свободам человека

(П): умение классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям,

задач;

(К): умение излагать своё мнение, аргуме-нтируя его, под­тверждая фактами;

(Р):умение опре-делять цель, проблему в деятельности;

(Л): осознавать мотивацию учения

Решение проблемных задач



67

Взятие Рима варварами

Комбинированный

Способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников их анализа

Формулирует, высказывает публично собственное мнение по причинам упадка Западной Римской империи, выслушивает и обсуждает разные взгляды и оценкиисторических фактов

Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения



Беседа, ответы на вопросы



68

Историческое и культурное наследие Древнего мира

Итоговый урок обобщения и повторения

Умеет работать с лентой времени и схемами; срав-нивать цивилизации, находить общие и различные черты их развития; оперировать терминами и понятиями раздела

Навыки самостояте-льной и групповой работы, способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и приемы

Целостное представление об историческом развитии древних цивилизаций, опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

практиче-ские задания, сообщения,

защита проектов














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программы по истории

Автор: Калиниченко Яна Сергеевна

Дата: 09.09.2016

Номер свидетельства: 343012

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа (история 5-9 классы) ФГОС"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-istoriia-5-9-klassy-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "249349"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446888275"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа. История 8 класс ( 3 ч/н) к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной"
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-istoriia-8-klass-3-ch-n-k-uchiebniku-a-a-danilova-l-g-kosulinoi"
    ["file_id"] => string(6) "259195"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448686325"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Методическая разработка познавательно-развлекательной программы «История авиации»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_poznavatiel_no_razvliekatiel_noi_proghrammy_istoriia"
    ["file_id"] => string(6) "417682"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1495460741"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 6 класс."
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia_programma_istoriia_rossii_vseobshchaia_istoriia_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "569543"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610122495"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа История Казачества"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_programma_istoriia_kazachestva_1"
    ["file_id"] => string(6) "543264"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1584532070"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства