Практическое применение технологии проблемного диалога на уроках истории
Практическое применение технологии проблемного диалога на уроках истории
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе. Об этом говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте, который определил приоритетные направления развития образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практическое применение технологии проблемного диалога на уроках истории»
Практическое применение технологии проблемного диалога на уроках истории
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе. Об этом говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте, который определил приоритетные направления развития образования
В своей педагогической практике я столкнулся с определенными трудностями: во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных по истории знаний вне класса, учащиеся, теряют интерес к ее изучению; во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться.
Таким образом, целью моей педагогической деятельности стало стремление повысить качество обучения, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж, обратиться к реальным запросам ученика.
Для реализации моей цели я решил обратиться к проблемному методу обучения на своих уроках.
2.Использование технологий проблемного обучения на уроках истории
Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Что же предполагает данная цель? Развитие личности предполагает:
• формирование творческого мышления,
• способности критически анализировать прошлое и настоящее,
• делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников.
История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Всему этому способствует технология проблемного обучения.
Данная технология ориентирована на личностную структуру обучения. Преобладающий метод обучения – проблемный. Обучение по данной технологии способствует активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это методы, основанные на решении проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся. В результате использования такой технологии, деятельность учащихся направлена на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализ и умение видеть за отдельными фактами явления или законы.
Отработка учебного материала осуществляется активнее и эффективнее, если во главу угла поставлен продуктивный анализ и синтез исторических фактов, событий, личностей, основанный на проблемном методе обучения. При таком обучении в основе познавательной деятельности лежит важная психологическая закономерность – проблемный характер мышления.
2.1.Основная цель проблемного обучения – вызвать к действию внутренние побуждения учащихся, потребность к поиску как необходимому условию в формировании нового отношения к деятельности, подвести их к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность.
2.2.Актуальность данной технологиизаключается в том, что сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить учащихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.
2.3.Сложности данной технологии. Научить всех всему тому, о чем сказано выше, в короткий срок нереально. Необходима длительная и кропотливая работа с учетом индивидуальных особенностей детей и оказание им дифференцированной помощи в преодолении трудностей. На начальной стадии проблемного обучения учащимся необходимы точные указания, где они могут найти дополнительные сведения, что с чем следует сопоставить. Наиболее сильные ученики активно включаются в поиск. Намечают и применяют различные пути подхода к разрешению вопроса. Им не нужно частое вмешательство учителя, они стремятся к самостоятельности.
Ученики со средними учебными возможностями, в отличие от сильных учеников, нуждаются в большей помощи. Главная их трудность – правильно определить этапы действия по проблеме, последовательно и логично раскрыть содержание задачи. Задача учителя –довести до сознания учеников, что является причиной, а что следствием. Это и является основой строгой логической последовательности.
Ученики со слабыми учебными возможностями на первых порах теряются и часто отказываются от самостоятельного познавательного поиска. Для таких учащихся необходимо расписать весь ход действий и указать источники, к которым следует обратиться. Этих учащихся надо учить процессу доказательства.
При постановке проблемы необходимо учитывать объем работы, темп и дать необходимые инструкции и разъяснения, зачем нужна данная работа. Зачастую такая работа требует показа образца.