Методические рекомендации по выполнению практических работ обеспечивают реализацию рабочей программы по основам история Донского края.
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей деятельности и жизни.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода заданий.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
В результате выполнения практических работ обучающихся решаются задачи:
1.Пробудить интерес к истории и культуре родного края
2.Формировать эстетическое и нравственное их восприятие
3.Воспитывать гражданскую позицию, патриотизм на примерах истории и культуры Дона бережное отношение к культурному наследию своего края, своей малой Родины, гордости за свой край.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практические работы по истории Донского края»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К основным видам учебных занятий наряду с другими относится практическая работа, которая направлена на формирование практических умений и освоение общих и профессиональных компетенций.
Учебная дисциплина УДп.20 История Донского края изучается обучающимися на 3-м курсе. Методические рекомендации по выполнению практических работ обеспечивают реализацию рабочей программы по основам история Донского края.
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей деятельности и жизни.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода заданий.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
В результате выполнения практических работ обучающихся решаются задачи:
1.Пробудить интерес к истории и культуре родного края
2.Формировать эстетическое и нравственное их восприятие
3.Воспитывать гражданскую позицию, патриотизм на примерах истории и культуры Дона бережное отношение к культурному наследию своего края, своей малой Родины, гордости за свой край.
Необходимые структурные элементы практической работы:
1.Инструктаж, проводимый преподавателем;
2.Самостоятельная деятельность обучающихся;
3.Обсуждение и оценивание результатов выполнения работы
Перед выполнением практической работы проводится проверка знаний обучающихся - их теоретической готовности к выполнению задания.
Форма организации обучающихся для проведения практических работ-групповая (парная) и индивидуальная -определяется преподавателем, исходя из темы, цели, порядка выполнения работы.
1.При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется обучающимися по 2-5 человек.
2.При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.
Оценки за выполнение практической работы являются показателями текущей успеваемости обучающихся по учебной дисциплине.
Перечень практических работ
№
п/п
Наименование темы
Кол-во уроков
Географическое положение и природа Ростовской области
1
Население и хозяйство Ростовской области
1
Донское казачество
1
Развитие культуры, науки и образования на Дону
1
Памятники истории и культуры Дона (Ростова-на-Дону)
1
Памятники истории города Таганрога
1
ИТОГО
6
Практическая работа №1
Тема: Географическое положение и природа Ростовской области
Цель: Определить географическое положение Ростовской области. Выделить отличительные черты природных богатств Донского края
Время выполнения 45 минут
Методическое обеспечение занятия: раздаточный материал
Литература: М.И. Мартынова, В.Н. Алексеенко «География Ростовской области» Ростов-на-Дону 2012 г. (больше не переиздавался)
Методические указания
Задание 1.
Используя карту, найдите территорию Ростовской области.
Определить с какими государствами, краями и областями граничит Ростовская область на севере, юге и западе и востоке.
Задание 2.
Какие преимущества географического положения Ростовской области для развития экономики?
Найдите на карте Ростовской области город Таганрог. Охарактеризуйте географическое положение Таганрога.
Задание 3.
Назовите главные полезные ископаемые Ростовской области.
Какие полезные ископаемые имеют энергетическое значение, какие используются как химическое сырьё и в качестве строительных материалов.
Задание 4.
Охарактеризуйте географические особенности Таганрогского залива.
Как используют озера области?
Какие функции выполняют пруды и водохранилища в Ростовской области?
Задание 5.
Какие животные обитают в районе Ростовской области.
Какие рыбы водятся в местных водоёмах? Какие из них имеют промысловое значение?
Что представляет собой растительный покров Ростовской области?
Контрольные вопросы
Дата образования Ростовской области
Назовите самые крупные реки и озера Ростовской области.
В какой природной зоне располагается территория Ростовской области
Какие из млекопитающих имеют промысловое значение.
Какие из рыб имеют промысловое значение.
Практическая работа №2
Тема: Население и хозяйство Ростовской области.
Цель: Определить роль и значение Ростовской области в социальной и экономической жизни России.
Время выполнения 45 минут
Методическое обеспечение занятия: раздаточный материал.
Литература: М.И. Мартынова, В.Н.Алексеенко География Ростовской области Ростов-на-Дону 2012 г (больше не переиздавался)
Вопросы и задание №1
Используя статистику, в какие периоды население Ростовской области росло более интенсивно? С чем это связано?
Как в последнее время изменилась возрастная структура населения? Какие причины этому способствовали?
Вопросы и задание №2
Из каких отраслей состоит социальная инфраструктура Ростовской области?
Вопросы и задание №3
Чем можно объяснить современную специализацию промышленности Ростовской области? Как менялась специализация промышленности региона с развитием экономики? С чем это связано?
Какие отрасли промышленности Ростовской области имеет общероссийское значение? Какую продукцию они производят?
Вопросы и задания №4
Какое направление имеет сельское хозяйство Ростовской области? Какими факторами оно определяется?
Какое направление имеет растениеводство Ростовской области. Чем оно объясняется?
Какое направление у животноводства Ростовской области? Чем оно объясняется?
Вопросы и задания №5
В каких направлениях от Ростова-на-Дону проходят железнодорожные и автомобильные пути через Ростовскую область?
Какие грузы перевозят из населенных пунктов Ростовской области по Волго-Донскому судоходному каналу?
Какую роль играет таганрогский порт?
Контрольные вопросы
Почему в Ростове-на-Дону «дневная» численность населения выше, чем «ночная»?
Назовите самые крупные промышленные центры Ростовской области, укажите их специализацию.
Охарактеризуйте транспортно-географическое положение вашего города. Какие транспортные пути связывают его с Ростовом-на-Дону?
Практическая работа №3
Тема: Донское казачество
Цель: Закрепить знания о культуре, обычаях, общественном устройстве казаков.
Время выполнения 45 минут.
Методическое обеспечение: раздаточный материал
Литература:
История Донского края Астапенко Е.М., Астапенко М.П. Ростов-на-Дону (переиздан 2018 г.)
Статьи из интернета
Задание №1.
Продолжи поговорку:
1)Казак с конём…….
2)Не конь красит казака….
3)………………..а друг в беде.
4)Казак дружбу соблюдает……….
5)……………………..и конь не бежит.
6)………………………тот умеет веселиться.
(упал казак духом, и ночью и днём, конь познаётся в езде, коня в беде не бросает, кто умеет трудиться, а казак коня)
Задание №2.
Замените старые казачьи слова на современные.
чувяки-
хворать-
цибарка-
гутарить-
батя-
нехай-
вечерять-
буханка-
Задание №3.
Казак не мог и не может считать себя казаком. Если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Они всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера лежала двойственность; то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. (Борисов Д.)
О чём напоминают данные морально-нравственные устои?
Не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести,, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай Отчество.
О чём это свидетельствует?
«Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего — Я Господь Бог ваш».
С чего начинался этап воспитания казака?
Что клали после крестин казачонку?
Когда казачонка вели к первому причастию?
Когда казачонка впервые сажали на коня?
До какого возраста казачонок жил на женской половине куреня?
Что такое шашка?
Какую роль играл конь для казака?
Что означают кресты и медали на груди казака?
Что означают лампасы на форме казака?
Контрольные вопросы:
1. Как называлась первая столица донских казаков?
2. Как называлась первая столица Области Войска Донского?
3. Когда появились первые казачьи городки?
4. Что означает слово «казак»?
5. «В куль да в воду»- с каким обычаем на Дону связано это выражение?