Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология
Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология
В 2013 году наша школа получила статус «Казачья школа здоровья». В связи с этим я обратилась к такой инновационной педагогической технологии, как музейная педагогика. Эта интегрированная и качественно новая сфера образовательной деятельности уроков технологии стала необходимой составляющей полноценного отношения моих учеников к окружающему миру, ведь уникальные предметы культуры и быта жителей Донского края, представленные в экспозициях моего пока еще небольшого музея, позволяют приобщать учащихся к истокам народной культуры, традициям и обычаям народов Донского края.
Еще на организационном этапе я изучала методику работы по проблеме, приемы использования форм и методов музейной педагогики на уроках технологии и во внеурочной деятельности, обращалась к литературным источникам по истории Донского края, истории казачества, собирала материал для будущих экспозиций.
Второй этап был практическим. Я разработала алгоритм по созданию музея:
1.Выбор темы для мини-музея.
2.Выбор дизайна оформления.
3.Планирование экспозиций.
4.Подбор экспонатов.
5.Оформление визитной карточки и паспорта музея.
Третий этап стал презентационным. В него вошла разработка форм экспозиций и ознакомительных экскурсий по музею. И, конечно же, на этом этапе проходили презентации, где все желающие могли ознакомиться с экспозициями. При этом мы с ребятами создавали и мультимедийные презентации.
Четвертый этап – деятельностный. Конечно же, это самый важный этап в деятельности музея, т.к. он позволяет ученикам быть не просто созерцателями, но и соавторами, творцами экспозиций, участниками творческого процесса.
В результате проделанной работы был создан небольшой музейный фонд, который я разместила в кабинете технологии. В первую очередь, это экспозиции, созданные на основе интеграции школьных дисциплин:
Технология:
«Костюмы», «Обычаи и быт Донского казачества», «Чудесная вышивка»
Изобразительное искусство:
«Пейзажи Донского края», «Донские узоры»
Музыка:
«Песни Донского края», «Донской фольклор»
Литература:
«Наш край Донской – крупиночка России» (детское литературное творчество)
История:
«История Донского края»
Представлены в музее и экспонаты - каждый со своей историей и происхождением: прялка, скатерти, иконы, посуда, коромысло, доска для стирки, рядно, утюг угольный, рубель, сундук-скрыня и многое другое.
В фондах музея есть и фотографии, и документы – все, как в настоящем краеведческом музее. К урокам технологии ученики готовят тематические слайд-презентации, которые также передаются в музей.
Я уверена, что на уроках технологии можно с большей степенью эффективности использовать такие базовые формы культурно-образовательной деятельности музея, как лекции, консультации, конференции, творческие конкурсы, театрализованные представления, дидактические выставки, семинары, т.е. включить их в образовательный процесс.
Таким образом, музей в школе является средством творческой самореализации личности, маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. А это и есть цель музейной педагогики, вошедшей в практику уроков технологии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология »
Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология
В 2013 году наша школа получила статус «Казачья школа здоровья». В связи с этим я обратилась к такой инновационной педагогической технологии, как музейная педагогика. Эта интегрированная и качественно новая сфера образовательной деятельности уроков технологии стала необходимой составляющей полноценного отношения моих учеников к окружающему миру, ведь уникальные предметы культуры и быта жителей Донского края, представленные в экспозициях моего пока еще небольшого музея, позволяют приобщать учащихся к истокам народной культуры, традициям и обычаям народов Донского края.
Еще на организационном этапе я изучала методику работы по проблеме, приемы использования форм и методов музейной педагогики на уроках технологии и во внеурочной деятельности, обращалась к литературным источникам по истории Донского края, истории казачества, собирала материал для будущих экспозиций.
Второй этап был практическим. Я разработала алгоритм по созданию музея:
1.Выбор темы для мини-музея.
2.Выбор дизайна оформления.
3.Планирование экспозиций.
4.Подбор экспонатов.
5.Оформление визитной карточки и паспорта музея.
Третий этап стал презентационным. В него вошла разработка форм экспозиций и ознакомительных экскурсий по музею. И, конечно же, на этом этапе проходили презентации, где все желающие могли ознакомиться с экспозициями. При этом мы с ребятами создавали и мультимедийные презентации.
Четвертый этап – деятельностный. Конечно же, это самый важный этап в деятельности музея, т.к. он позволяет ученикам быть не просто созерцателями, но и соавторами, творцами экспозиций, участниками творческого процесса.
В результате проделанной работы был создан небольшой музейный фонд, который я разместила в кабинете технологии. В первую очередь, это экспозиции, созданные на основе интеграции школьных дисциплин:
Технология:
«Костюмы», «Обычаи и быт Донского казачества», «Чудесная вышивка»
Изобразительное искусство:
«Пейзажи Донского края», «Донские узоры»
Музыка:
«Песни Донского края», «Донской фольклор»
Литература:
«Наш край Донской – крупиночка России» (детское литературное творчество)
История:
«История Донского края»
Представлены в музее и экспонаты - каждый со своей историей и происхождением: прялка, скатерти, иконы, посуда, коромысло, доска для стирки, рядно, утюг угольный, рубель, сундук-скрыня и многое другое.
В фондах музея есть и фотографии, и документы – все, как в настоящем краеведческом музее. К урокам технологии ученики готовят тематические слайд-презентации, которые также передаются в музей.
Я уверена, что на уроках технологии можно с большей степенью эффективности использовать такие базовые формы культурно-образовательной деятельности музея, как лекции, консультации, конференции, творческие конкурсы, театрализованные представления, дидактические выставки, семинары, т.е. включить их в образовательный процесс.
Таким образом, музей в школе является средством творческой самореализации личности, маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. А это и есть цель музейной педагогики, вошедшей в практику уроков технологии.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(255) "Музейная педагогика как инновационная технология в системе обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(162) "muzieinaia-piedaghoghika-kak-innovatsionnaia-tiekhnologhiia-v-sistiemie-oboghashchieniia-poznavatiel-noi-i-ighrovoi-dieiatiel-nosti-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "221835"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1435602834"
}
}