Патриотическое воспитание процесс воздействия на обучающихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, нравственных качествах сынов Отечества. любви к символам страны, непримиримости к врагам России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание в современной школе»
Краснянский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения Креповская средняя школа
Реферат на тему:
«Патриотическое воспитание в современной школе».
Выполнила:
учитель истории, обществознания ,
русского языка и литературы
Мамонова Л.В.
хутор Красный, 2018г.
Содержание:
I.Введение
II. Патриотическое воспитание в современной школе.( на примере Краснянского филиала МБОУ Креповской СШ Урюпинского муниципального района Волгоградской области)
III. Заключение.
I.Введение
В настоящее время воспитание патриотизма и любви к Родине определяется Законом РФ об образовании в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. Выявление содержания данного принципа в современных условиях требует философского, психолого-педагогического анализа основных понятий: патриот, патриотизм, Родина, Отечество.
Патриотизм (от греч. Раtris - родина) - преданность и любовь к своему отечеству, своему народу, любовь к Родине.
Патриотическое воспитание - процесс воздействия на обучащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к символам страны, непримиримости к врагам России.
Актуальность и современность этой темы для современной России трудно оспорить. Наша страна переживает тяжелый идеологический кризис, связанный с крушением Советского Союза, реформами девяностых годов двадцатого века.
Многие причины этого кризиса лежат в истории России, ее прошлом. Россия потеряла целостную идеологию, целевые ориентиры (для чего живем, куда идти?!). Молодежь и дети пострадали особенно сильно, так как не подверглись воспитательному воздействию советской школы (при всех «минусах» было много и положительного). Школу захватили такие негативные явления, как вандализм, наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность», растет агрессивность школьников по отношению к своим сверстникам, учителям, родителям, окружающим. Молодежь эмоционально глуха к истинной культуре, слабо эстетическое начало, отсутствует чувство сострадания и милосердия. Человеку нужны не только знания, но и внутренняя нравственная опора, не только критическое мышление, но и любовь к богатствам культуры, уважение и почитание традиций. Общество, в котором нет надежных ценностных, ориентаций имеет и шаткое воспитание , оно обречено на поглощение более сильными культурами и растворение в них. Поэтому возрождение патриотизма, национально-культурного самосознания народа просто необходимы для будущего нашего государства. В России с древнейших времен патриотизм является одним из главных приоритетов. Чтобы понять это, достаточно вспомнить русский былинный эпос, сказания, произведения литературы.
Не случайно Правительство России неоднократно принимало документы, целью которых было патриотическое воспитание : Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», которая является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
Воспитание должно подготовить человека к одной из главной роли в жизни – к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей – чувства долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение Конституции государства, государственной символики, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к национальным и природным богатствам государства. Ситуация развития современного общества России на данный момент создаёт хорошие предпосылки для формирования активной гражданской позиции молодого поколения. Здесь важно, чтобы произошло принятие подростками нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей и убеждений. Помимо личных устремлений человека нужны общечеловеческие ценности и одним из них является чувство патриотизма. Именно восприятие патриотизма, толерантности и национального согласия противостоит таким понятиям как падение нравственности, «потеря поколения», чувству иждивенчества и направлено против социального безразличия, роста преступности и наркомании, поэтому основу воспитания гражданина России составляет патриотизм и национальное согласие. Патриотизм – это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Он является нравственной категорией, неотъемлемой от индивидуальных и гражданских качеств личности. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика, выражающаяся в мировоззрении человека, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Россия всегда была страной, где любовь к Родине стояла на первом месте, а предательство считалось страшным преступлением. Наши предки считали, что честь Родины выше личной жизни, и поэтому они были непобедимы.
Истоки такого понимания лежат в седой древности - языческой Руси. Богом-Вседержителем славянорусов был Род- батюшка, и все остальные боги были лишь его проявлениями, ипостасями. Родина была для них земным воплощением и проявлением Единого Бога - Рода, и поэтому защищать ее -было святым долгом любого русского человека. Отсюда и такие понятия, как природа - то, что окружает Рода, при нем, народ - ведущий свой род от Бога (славянорусы считали себя даждьбожьими внуками, сынами и дочерьми богов и богинь, своих предков), родичи, родник.
Такое понимание сохранялось в народе долго, и поэтому Киевская Русь при Ярославе Мудром стала самой могучей державой Европы.
В последующий период в период удельной раздробленности, «элитарусского общества» - князья и боярство, забыв о единой Русской земле растащили ее по частям. Появляются новые понятия: «новгородцы», «рязанцы», «москвичи» и так далее. Это привело к страшной катастрофе - нашествию хана Батыя (1237-1240 года), феодальным усобицам и войнам, игу Орды. Но в народе понятие «Русь, Русская земля» было живо, и это позволило московским князьям вести объединительную политику и создать новое единое государство. Патриотизм народа поддерживался героическими эпосами, песнями, былинами, сказаниями.
Это были не только былины и сказы эпохи становления Киевской Руси (об Илье Муромце, Добрыне, Алеше, Святогоре и многих других), но новый, творческий дух народа был жив. После каждой победы или поражения появлялись новые произведения - «Повесть о разорении Батыем земли Русской», о гибели Рязани, о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, «Задонщина» Софония (о Куликовской битве 1380 года), «Казанская история», песни и сказы о Ермаке Тимофеевиче, об осаде Пскова Стефаном Баторием, о народном герое Степане Разине, «История Свейской войны» (о Северной войне 1700 — 1721 годов) и многое другое.
Патриотизм поддерживался в народе в то время (большинство были неграмотными) народными сказками, где добро всегда побеждало зло, герои были справедливы и сильными духом; былинами, песнями, сказаниями. Именно через них русский народ сохранял любовь к Родине .
Церковь тоже внесла определенный вклад в патриотическое воспитание. Лучшие представители церкви всегда были с народом и поддерживали в нем дух патриотизма: это митрополит Алексий, воспитатель и соратник Дмитрия Ивановича (в будущем Донского) и Сергий Радонежский, духовно поддержавший русскую рать в противостоянии с Мамаем, и патриарх Гермоген — в годы Смуты.
В Российской империи 18 века патриотическое воспитание было довольно хорошо организовано, начало ему положил Петр Первый. Но слабостью его была ориентация России на Запад: в образовании , воспитании, науке, военном деле. В итоге дворяне, составлявшие офицерский корпус, французский и немецкий языки знали лучше русского, а зарубежную культуру лучше русской народной культуры. Французский язык вообще стал родным многим дворянам первой половины девятнадцатого века, позже, такое же положение занял английский язык и английская культура. С этим боролись, и небезуспешно: М.В.Ломоносов создал труд по русской истории, отвергнув изыскания германцев-«норманистов», заложил основу русской науке. Большой вклад в патриотическое воспитание внесли: князь М.М.Щербатов, фельдмаршал А.В.Суворов (основал русскую военную науку), адмирал Ф.Ф.Ушаков, М.И.Кутузов, А.С.Пушкин, «славянофилы» и многие другие. Все они понимали и пытались на уровне государства доказать, что патриотическое воспитание возможно только с опорой на народную культуру и традиции. Государственная власть, которая не учла это, получила сожженную Москву, Крымскую катастрофу, поражение в русско-японской войне (1904-1905годы),тяжелые поражения в Первую мировую и как итог, Российская империя перестала существовать, хотя был шанс стать после 1913 года мировым лидером, если бы в корне изменили систему воспитания и образования, сделав ее русской по духу.
Советская система воспитания имела положительные и отрицательные стороны. Большевики совершили «культурную революцию», после 1917 года они попытались построить «новый порядок», разом отмахнув все, что было до 1917 года и хорошее и плохое. Из учебников исчезли имена Александра Невского, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского и многих других. Но самые дальновидные понимали, патриотическое воспитание невозможно без опоры на прошлое, победы и поражения (для урока на будущее) императорской России, княжеской Руси. И поэтому с тридцатых годов двадцатого века в учебники возвращаются имена героев Руси -России: Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Петр первый, Иван Грозный, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, Багратион, М.И.Кутузов; имена цвета ее культуры и науки: М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой и другие.
А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть... патриотом». При этом он справедливо утверждал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках («героических вспышках»), а в «длительной, мучительной, нажимной работе, часто даже очень тяжёлой, неинтересной, грязной».
В СССР в 30-е годы прошлого века обратились к воспитательному потенциалу героического прошлого Отечества: выпускали книги, ставили спектакли, снимали фильмы, отражающие историю страны, восстановили исторические факультеты в университетах, институтах.
В период Великой Отечественной войны проблема патриотического воспитания населения приобрела ярко выраженный практический характер. Сформированные патриотические чувства обусловили массовое проявление героизма и патриотизма на фронте и в тылу.
Большое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания имеют работы В.А. Сухомлинского, полагавшего, что школа должна воспитывать у молодёжи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. В.А. Сухомлинский точно подметил, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества как к патриотической деятельности, причём сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина.
Особенно этот процесс усилился в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 года) и после нее, снимались фильмы патриотической направленности, писались книги, исследования. В этот период патриотическое воспитание достигло высокого уровня. В последующие годы (60-80-е) патриотическое воспитание идет по «затухающей», особенно на государственном уровне. Забыты золотые слова: «лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Безмерно дорога человеческая жизнь, но есть ценности, неизмеримо выше жизни моей и твоей — это жизнь нашего Отечества. Наша Родина живет и будет жить вечно, потому что миллионы героев пошли на смерть во имя ее чести и достоинства. Спасать свою жизнь ценой предательства уклоняться от опасности, когда для Родины наступает час тяжелых испытаний, - позорно и омерзительно».
Верхушка СССР это забыла или не знала, и поэтому Русская цивилизация потерпела страшное поражение в построении коммунизма: катастрофа 1990- 1991 годов.
Причины этой катастрофы лежат в системе воспитания и образования. Слишком много усилий было потрачено на помощь народам мира (Африка, Азия, Южная Америка, Восточная Европа), на развитие интернационализма, развитие окраин СССР, их инфраструктуры и культуры.
После развала СССР патриотическое воспитание переживало тяжелый кризис. Ценности, идеология Советского Союза были отвергнуты, а новые еще не сформировались. В некоторых кругах слово «патриот» стало ругательным, синонимом понятия «фашист» и «нацист». В России на рубеже двадцатого - двадцать первого веков учебники истории изобилуют искажением прошлого, принижением роли россиян в решении тех или иных глобальных задач, перечеркиванием некоторых достижений народа в различных сферах жизнедеятельности и так далее. Ни в одном из них не указаны даже праздники - государственные и воинской славы, которые во многих странах являются святыми днями, и вокруг которых ведется мощная патриотическая работа в школе* и на уровне государства (День Независимости в США, День взятия Бастилии во Франции и так далее). В девяностые годы двадцатого века это было связано с тяжелым положением Российской Федерации, которая фактически стала сырьевым придатком Запада. В начале двадцать первого века часть государственных деятелей видимо осознала, что «так жить больше нельзя», и предприняло некоторые шаги в патриотическом воспитании: пышно отмечено шестидесятилетие победы в Великой Отечественной войне, сняты новые фильмы на эту тему, прославляющие подвиги русских воинов. Сняты новые мультипликационные фильмы, направленные на восстановление национального самопознания: «Алеша Попович и Тугарин змей», «Князь Владимир».
Чтобы у России было будущее, как у свободной, процветающей, мирной державы, воспитание патриотизма необходимо, он должен стать стержнем новой идеологии России.
Новые социально-экономические условия жизни россиян, становление новой государственности, переход к рынку дали основание для пересмотра изучаемых понятий с позиций общечеловеческих интересов, ценностей и идеалов.
В конце ХХ века и в настоящее время проблеме патриотического воспитания молодежи уделяется значительно меньше внимания, что связано, на наш взгляд, с процессами, происходящими в обществе, изменением политических и экономических ориентиров в развитии страны и, следовательно, с изменением концептуальных основ воспитания и образования подрастающего поколения. Однако данная проблема не потеряла своего значения и в наше время. Более того, она приобретает особую актуальность, т. к. появление многопартийной системы в стране, демократизация общественной жизни привели к тому, что идеи патриотизма берутся на вооружение различными партиями и движениями самого разного, часто противоположного направления. Это приводит к тому, что понятия «патриотизм», «патриот» приобретают негативный оттенок. Кроме того, трактовка этих понятий с позиций коммунистической идеологии делает их с точки зрения некоторых исследователей устаревшими. С учетом этого в новых социально-экономических условиях проблема патриотического воспитания молодежи требует переосмысления.
Среди причин, обусловливающих необходимость активизации патриотического воспитания молодежи, можно выделить: развитие процессов деполитизации системы образования и демократизации общества, увеличение потока информации, сложность процессов преобразований, происходящих в обществе, расширение международных связей, усиление внимания к внутренним факторам развития личности в процессе воспитательной работы с подрастающим поколением и др.
Направления и цели патриотического воспитания на современном этапе могут рассматриваться как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотизма (патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриотического поведения).
Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого. Патриотическое воспитание, находясь в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательной работы, пронизывает, интегрирует их, осуществляется в целостном педагогическом процессе.
Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к патриотизму, что отражает сущность процесса воспитания – переход внешнего, объективного во внутреннее, субъективное.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Таким образом мы рассмотрели сущность понятие «патриотизм», на основе которого мы и будем строить дальнейшее воспитание подрастающего поколения .
II.Патриотическое воспитание в современной школе.( на примере МКОУ Краснянской ОШ Урюпинского муниципального района Волгоградской области)
Исходя из вышеизложенного, в МКОУ Краснянской ОШ разработана программа «Я – гражданин России».
Целью программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
При планировании учебно – воспитательной работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.
Программа включает в себя следующие направления:
1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя: формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества; воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
2. Культурно-историческое направление, предполагающее: воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям; вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России; формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм; развитие реально действующего школьного самоуправления.
4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя: изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; охранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Проведение памятных дней:
День Победы;
День вывода войск из Афганистана;
День защитников Отечества.
2. Участие в акциях:
«Солдатские письма»;
«Герои живут рядом»;
«От сердца к сердцу».
3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы;
«А ну-ка, парни!»;
«Веселые старты»;
«Папа, мама и я – спортивная семья!»;
смотр строя и песни;
проведение спортивных секций;
работа кружков «ЮИД», «Юные пожарные».
4. Участие в акции «Вахта памяти»:
встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;
линейки, посвященные памятным датам истории;
общешкольная линейка, посвященная Дню Победы;
организацию помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей;
проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.
5. Изучение родного края:
экскурсии в музеи;
туристические поездки;
экскурсии по родному краю;
изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
благоустройство территории школы;
уход за памятником;
создание школьного музея «Культура и быт родного края».
6. Организация конкурсов:
«Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека; конкурс чтецов;
конкурс патриотической песни;
конкурс сочинений «Слава защитникам Отечества»;
конкурс рисунков «Защитники Отечества».
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
В результате осуществления Программы ожидается: повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками; формирование гражданской грамотности обучащихся; внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы; возрождение духовных ценностей школьников улучшение условий для формирования патриотических чувств.
III. Заключение
Патриотическое воспитание учащихся осуществляется через глубокое изучение нашего прошлого.
Сегодняшние достижения обновляющейся России не так еще велики, чтобы вызвать у части учащихся и студентов высокий дух патриотизма. Прошлое же, несмотря на определенные ошибки (которые нужно не ретушировать, а выявлять и анализировать), не может не вызвать гордости за жизнь своих далеких и близких предков. В связи с этим, необходимо перестать быть «Иванами родства не помнящими» и ярко показывать все достижения языческой Руси - Киевской, Владимиро-Московской, Российской империи, СССР, Российской Федерации, а не отрицать все с 988 года - отвергнута высокая народная культура дохристианской Руси, с эпохи Петра первого -поворот к западным ценностям, с 1917 года - отвергнут «царизм» с его достижениями, с 1991 года- вся советская эпоха, полная борьбы, побед и свершений.
И не смогут тогда учащиеся не почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения действительно заслуживают огромного уважения.
Патриотическое воспитание должно осуществляться на примерах героической борьбы, подвигов, талантов нашего народа — прекрасных иллюстрациях для подражания.
Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Евпатий Коловрат, Степан Разин, Иван Сусанин, Багратион, Нестеров, герои-панфиловцы, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки и амбразуры, таранил вражеские самолеты к колонны танков, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны! Не хотели, но шли на смерть и пытки.
Известный педагог В.А.Сухомлинский писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя»*. Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко должны представляться борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения отечеству.
Патриотическое воспитание осуществляется на воспитании нетерпимости к недоброжелателям, врагам и предателям Отечества.
В этом отношении воспитание требует исправления ошибок, допущенных органами власти и средствами массовой информации, активно внушающими народу информацию об отсутствии у России врагов. Какие силы относятся к враждебным России? В условиях, когда нет открытых военных действий, таковыми являются те, кто всячески и всесторонне - экономически, политически, экологически, идеологически, информационно подрывают устои России, наносят ей непоправимый вред. Эту сторону патриотического воспитания нельзя забывать, здесь нет места христианскому смирению, от этого зависит будущее государства, ее народов.