kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

У России многовековая история, наполненная примерами патриотизма русского народа. На них выросли сотни поколений. Патриотизм и гражданственность, ярко выраженные в нашей истории, сыграли весьма существенную роль в определении судьбы России. На протяжении трех последних столетий нашей истории, патриотизм и гражданственность прошли сложный путь формирования и развития. Именно патриотизм и  гражданственность россиян является основой определения национальных целей и приоритетов России.

Особое значение имеет степень развитости патриотизма и гражданственности у современного поколения молодежи, силою обстоятельств, ставшей первым поколением новой России. И от того, насколько это поколение обретет и освоит патриотические и гражданские ценности, во многом будет зависеть будущее самой России как суверенного и самобытного цивилизационного государства, на протяжении тысячелетия сформировавшей уникальную культуру, добившейся многих высот в области науки и технике. Молодежь - носители будущего великого государства, каким только может быть Россия. Учитывая, что процесс становления и воспитания молодежи, происходит в условиях разнообразных кризисов, наблюдается неуклонный рост показателей патриотизма и гражданственности, потребности молодежи в проявлении социальной активности и молодежных организациях, которые защитили бы права молодых. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания" »

.

Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания.


« Любит ли свое дерево зеленый листок

Просто он лишь с ним связанный,-

Лишь ему принадлежит.

И пока связан, пока зелен, пока жив-

Должен верить в свое родное дерево».

(Михаил Осортин,1924 г.)


У России многовековая история, наполненная примерами патриотизма русского народа. На них выросли сотни поколений. Патриотизм и гражданственность, ярко выраженные в нашей истории, сыграли весьма существенную роль в определении судьбы России. На протяжении трех последних столетий нашей истории, патриотизм и гражданственность прошли сложный путь формирования и развития. Именно патриотизм и гражданственность россиян является основой определения национальных целей и приоритетов России.

Особое значение имеет степень развитости патриотизма и гражданственности у современного поколения молодежи, силою обстоятельств, ставшей первым поколением новой России. И от того, насколько это поколение обретет и освоит патриотические и гражданские ценности, во многом будет зависеть будущее самой России как суверенного и самобытного цивилизационного государства, на протяжении тысячелетия сформировавшей уникальную культуру, добившейся многих высот в области науки и технике. Молодежь - носители будущего великого государства, каким только может быть Россия. Учитывая, что процесс становления и воспитания молодежи, происходит в условиях разнообразных кризисов, наблюдается неуклонный рост показателей патриотизма и гражданственности, потребности молодежи в проявлении социальной активности и молодежных организациях, которые защитили бы права молодых.

Развитие патриотизма и гражданственности может блокировать негативные тенденции в сознании и поведении молодежи, в особенности такие, как преступность, экстремизм, ксенофобия, наркомания. И в этом значительную роль играет школа, как один из социальных институтов государства. История, обществознание и право – это те школьные предметы на которых успешно может решаться одна из важнейших государственных задач - «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (ст.2 Закона РФ «Об образовании»). Воспитать достойного гражданина своего Отечества без знания своей истории невозможно. Ведь прошлое нам дано для будущего, и как знать, может, падение России было бы менее болезненным, если б мы лучше знали и помнили свою историю.

На своих уроках я применяю все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помогая ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку мы вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а я не только обучаю, но и воспитываю, прививаю любовь к истории и не только России, но и к своей малой Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. “Знать – значит уметь действовать”, – утверждал Г.Спенсер. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому ребенка должна учить современная школа.

Мои предметы открывают широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего города, микрорайона, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это-история.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел “то поколение, у которого нет никаких идеалов”. Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но для меня однозначно одно – прежде всего это должен быть гражданин. Задача учителя – научить ребенка мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми. В моем понимании учитель – это не только человек, учитель – это мир, который нас окружает. Разве можно не назвать учителем край, в котором живет человек, природу окружающую его? И разве можно не назвать учителем нашу историю? Ее воспитательная роль неоспорима!

Я стараюсь, чтобы на мои уроки дети шли с удовольствием, а уходили с желанием скорее встретиться снова. И мы вместе с ними движемся вперед, пытаясь достичь каких-либо высоких результатов. И пусть это тихое, почти незаметное для других движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия. Такая работа учит детей доброте, вниманию, уважению и конечно – любви к самому дорогому, что их окружает: родители, близкие, любимые места.

Сейчас родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, родители пытаясь обеспечить материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому приходя в школу, дети ждут этого общения от своих учителей. Для того чтобы восстановить эту ниточку, задаю на дом задания, которые не возможно выполнить не поговорив с родителями. И все эти задания касаются опыта родителей, у которых своя «история». Но вышесказанное касается не только уроков истории. Курс обществознания позволяет учащимся успешно ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника…). Курс права направлен на формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом. Так воспитывается не просто гражданин, а настоящий патриота своей Родины. Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса. Инновационные технологии гражданского образования предусматривают групповую работу, ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, дискуссии, моделирование и т. д. Эффективное использование новейших педагогических технологий развивает личность школьника, способствует проявлению им собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению его социокультурного опыта. Формирование у детей гражданско-патриотических ценностей на моих уроках осуществляется в следующих формах: исследовательские работы,  правовые конкурсы знаний: «Конвенции о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», «Знатоки Конституции», «Символы государства», «Правовой возраст», «Я- гражданин» и.т.д ; презентации и дискуссии по актуальным проблемам действительности; в частности по темам «Идеология – за и против»; «Права ребенка в России», «Проблемы молодежи», «Неформалы»; правовые конференции и ролевые игры « Выборы», «Час суда», беседы и эссе по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Я и мой микрорайон», «Наши ветераны», «Моя родословная» и многое другое. Так строиться процесс воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. У учащихся появляется возможность соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их семьи, друзья, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, области и страны в целом.

. Свои уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления.

Призвание учителя – дать ребенку средства для обретения самого себя, создать условия, которые определила для развития того или иного возраста сама природа человека и природа в целом.

Только сотрудничество учителя и ученика смогут помочь воспитать гармонически всесторонне развитую личность, человека с высоким гражданским долгом и патриотическими чувствами, переживаниями за будущее своей Родины.

Фрагмент урока по обществознанию. 6 класс.

Тема: "Права детей. Международные документы о правах детей"

 

Цель: 1. Познакомить учащихся с международными документами, касающимися   защиты прав, формировать вдумчивое и ответственное отношение к процессу защиты своих прав; уделить внимание понятию обязанности и ответственности.

            2. Развивать аналитическое и критическое мышление.

            3. Воспитывать вдумчивое отношение и уважение к правам других.

Оборудование: набор карандашей, "Сокращенный вариант Конвенции о правах ребенка", жетоны.

 Ход занятия:

 1.    Организационный момент.

 2.    Разминка.

 

-        Для начала поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах - капитаны. (Учитель раздает количество карандашей, часть - у себя).

-        Игра началась! (Дети приходят в замешательство. Учитель через 30 с удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец  ряда по одному предмету.)

-        Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать  карандаши через левое плечо).

-        Снова играем! ( Опять останавливает игру и, по своему усмотрению, объявляет победителей).

-        Что вам не понравилось в ходе игры?

-        Почему вам показалась игра нечестной?

-        Что надо было изменить, чтобы  игра прошла успешно?

Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными. Они не должны меняться по ходу игры. ( На доске появляются слова: ясность, четкость, стабильность, равенство).

-Как вы думаете, почему наш урок мы начали с игры?

Что наша жизнь – игра… И на уроках обществознания вы знакомитесь с самыми важными правилами этой игры - законами. Именно закон отвечает этим  требованиям (ясность, четкость, стабильность, равенство). Закон регулирует все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре). На примере разминки в начале занятия, полагаю, мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших уроков.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания"

Автор: Ибагишева Эльвира Табрисовна

Дата: 12.05.2015

Номер свидетельства: 210644

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "статья"Гражданско- патриотическое воспитание на  уроках  истории, обществознания. (Из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-grazhdansko-patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-istorii-obshchiestvoznaniia-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "159262"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421862016"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "статья "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время для обучающихся с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(113) "stat-ia-patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-istorii-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-dlia-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "240670"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445087136"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Статья "Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и обществознания" "
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-patriotichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "105260"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402836549"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "«Использование краеведческого материала на уроках истории  с целью патриотического воспитания школьников»"
    ["seo_title"] => string(105) "ispolzovaniiekraieviedchieskoghomatierialanaurokakhistoriistsieliupatriotichieskoghovospitaniiashkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "280597"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453392801"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Презентация на тему "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_na_tiemu_grazhdansko_patriotichieskoie_vospitaniie_na_urokakh_is"
    ["file_id"] => string(6) "404667"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1490795356"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства