статья"Гражданско- патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания. (Из опыта работы)
Статья"Гражданско- патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания. (Из опыта работы)
В деятельности по приобщению школьника к высоким нравственным нормам поведения, образующим фундамент гражданственности, то есть деятельной любви к своей Отчизне, колоссальная роль отводится предмету «История».
Первостепенное значение, безусловно, имеют урок и сам учитель.
Урок истории- это всегда воспитание, потому что «история определяет шкалу ценностей» (С.О.Шмидт).История может быть и героической, и повседневной. На наш взгляд, именно от учителя зависит, будет ли ученик только гордиться славными страницами прошлого своей страны и ее героев или же у него сформируются стереотипы высоконравственного поведения в условиях повседневности. Очевидно, что, изучая историю, ребенок должен знакомиться как с примерами служения великих людей, совершающих великие дела, так и с примерами так называемых малых добрых дел.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья"Гражданско- патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания. (Из опыта работы) »
Гражданско- патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания. (Из опыта работы) Учитель: Горяева Б.Б.
В деятельности по приобщению школьника к высоким нравственным нормам поведения, образующим фундамент гражданственности, то есть деятельной любви к своей Отчизне, колоссальная роль отводится предмету «История».
Первостепенное значение, безусловно, имеют урок и сам учитель.
Урок истории- это всегда воспитание, потому что «история определяет шкалу ценностей» (С.О.Шмидт).История может быть и героической, и повседневной. На наш взгляд, именно от учителя зависит, будет ли ученик только гордиться славными страницами прошлого своей страны и ее героев или же у него сформируются стереотипы высоконравственного поведения в условиях повседневности. Очевидно, что, изучая историю, ребенок должен знакомиться как с примерами служения великих людей, совершающих великие дела, так и с примерами так называемых малых добрых дел.
Гражданско- патриотическое воспитание учащихся происходит постоянно на уроках истории и обществознания. Учителями кафедры проведены уроки, способствующие формированию чувства патриотизма, любви к Родине, сопричастности к историческим событиям.
1 «.Как получить гражданство РФ и США» (сравнительный анализ) – 7б класс- Берикова Н.Б.
2 «Боевой путь 28-ой Армии» -11а класс-ГоряеваБ.Б.
На уроках истории, изучая тему, мы останавливаемся на тех исторических личностях, которые способствовали процветанию России, и на их примерах учим детей. Патриотизм известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн, благородный гражданский и нравственный опыт людей прошлого и современности побуждает школьников следовать их примеру, формирует потребность в нравственном самосовершенствовании.
Считаем, что изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением и опираться на краеведение.
Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, республики дает возможность будить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. А это помогает становлению гражданина, патриота великой России, которая, по нашему мнению, обязательно станет таковой. Практическое воплощение на уроках:
-«Петр I и Аюка-хан: два исторических портрета на фоне эпохи»
- «Боевой путь 28-ой Армии»
- «Участие калмыков в Отечественной войне 1812 года»
- «Образование калмыцкого ханства»
- « 13 лет,13 дней» ( о депортации калмыцкого народа).
Учим детей понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм мнений, формирую интерес к своей Родине. Свои уроки пытаемся строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления.
Уроки обществознания, начиная с 5 класса, в воспитании всех перечисленных нами качеств, не менее благодатны, чем уроки истории.
Тема « Родина» в курсе обществознания проходит красной нитью во всех классах, и творчеству учителя и учеников ничто не препятствует. Тут и вырезки из газет и самостоятельный выбор рассказа ученика о современниках. Многие ребята рассказывают о своих близких, пишут мини-сочинения, рисуют рисунки. А на вопрос, что значит по-настоящему любить свою Родину, ученики 7 класса затрудняются ответить. Это и понятно. Наряду с положительными примерами ребята видят и слышат немало негативного. И это тоже Родина. Задача учителя - не заострять внимание на том, что есть в стране отрицательного, а настраивать учащихся на то, чтобы они в будущем не совершали ошибок, были стойкими и честными в делах, а не в словах. Особое внимание на уроках уделяется вопросам права и демократии. Лучше всего уроки по наиболее сложным вопросам гражданственности проводить в виде игры. Класс делится на 3-4 группы, каждая группа составляет список основных принципов демократии. После этого учащиеся должны создать на основе составленных принципов Права человека 21 века. На доске записываем направления, на которые делятся права человека: политические, гражданские, экономические, социальные. Выводами урока являются рассуждения учащихся об уровне развития прав в нашем государстве, что зависит от самого человека, а что от государства. Не менее важные вопросы в курсе обществознания – вопросы толерантности. Нас, обществоведов, радует то, что во время изучения тем «Родина – наш общий дом», ребята активны и правильно понимают, что для всех народов Россия – действительно, общий дом. Основы нашего многонационального государства корнями уходят к глубокой древности и все народы, несмотря на свои традиции, обычаи, всегда были едины в борьбе за сохранение страны. Доказательства тому – Отечественная война 1812 года, война 1941-1945 года. Задача учителя - на конкретных примерах показать, что за годы ВОВ за храбрость и мужество звания героев Советского Союза получили: 11603 представителей 100 национальностей нашей страны, 104 человека удостоились этого звания дважды. 22 героя Советского Союза – уроженцы Калмыкии.
Для формирования гражданственности нами используется весь арсенал методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка реферата. Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций - экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п.
Формирование гражданских и правовых компетенций может быть эффективным лишь при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям.
На уроке обществознания в 11 классе «Что важнее герой, вождь, толпа…» воспитательной целью урока является формирование отношения к политической элите и лидерам, формирование собственной позиции в политическом процессе.
В ходе урока учащиеся задумываются над вопросами: Какую роль играет человек в политической жизни общества? Способен ли он изменить ход событий? Чем объясняется различный объем участия граждан в политической жизни страны? Вместе исследовали функции, сущность и природу лидерства и те роли, которые он выполняет и отвечая на проблемный вопрос урока, пришли к выводу:
Образ лидера, его личность, его идеи не возникают из ничего, на пустом месте. Лидерство – отражение той эпохи, той страны, того народа, которые возносят лидера на политический олимп. Критикуя лидера или, напротив, прославляя его, народ прежде всего должен посмотреть на самого себя, постараться разобраться в себе.
В связи с обозначенными проблемами возникает необходимость в поиске путей их решения. Для решения их необходимо взаимодействие государства, семьи и школы. Каждое государство заинтересовано в воспитании настоящих граждан, патриотов своей страны, каждая семья стремится воспитать достойных детей. А сделать это можно путём воспитания и образования.