kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Одной из важных задач государства является патриотическое воспитание молодежи. В ее решении огромная роль принадлежит современному образовательному учреждению. Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями воспитания: гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим, что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение целого и части.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время»

IX Фестиваль педагогических идей «Вдохновение»





«Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время»







Автор: Макаров Николай Александрович,

учитель истории, обществознания, права

МКОУ Пановская СШ Палехского района











Палех, 2017



«Любовь к Отечеству - это и есть то

главное основание души любого истинного гражданина России.

Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,

делает ее великой, надежной

и который обязательно сделает ее процветающей»

(В. Путин).

 

Одной из важных задач государства является патриотическое воспитание молодежи. В ее решении огромная роль принадлежит современному образовательному учреждению. Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями воспитания: гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим, что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение целого и части.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального, основного и среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»), одним из пунктов которого являются: любовь своего края и своего Отечества, знание русского и родного языка, уважение своего народа, его культуры и духовных традиций.

Гражданско-патриотическое направление в МКОУ Пановской СШ является одним их основных в системе воспитательной работы с обучающимися. Цель данного направления – повышение чувства патриотизма, любви к своей Родине, укрепление знаний по истории России, знакомство с защитниками Родины и героическими подвигами Героев России.

История - это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека».

Уроки истории и обществознания открывают широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. В воспитании патриотизма уроки истории и обществознания играют большую роль.

На уроках истории я создаю условия для формирования у обучающихся патриотической компетенции. Это находит свое выражение в следующем:

- формировании патриотических и гражданских чувств у обучающихся через изучение героических страниц истории Отечества;

- изучении истории страны через историю своей семьи;

- применении на уроке и во внеурочной деятельности достижений музейной педагогики, изучении истории родного края через уроки истории в школьном краеведческом музее;

- наполнении задач по предмету «История» патриотическим содержанием;

- индивидуализации работы с одаренными детьми - организации исследовательской и творческой деятельности обучающихся через создание ученических проектов.

Основой формирования патриотической компетенции является урок. Наиболее подходящим материалом для формирования патриотической компетенции служат военные темы: сражения эпохи Александра Невского, борьба с монголо-татарами, Смутное время, Северная война, Отечественная война 1812 года, русско-турецкие войны, Великая Отечественная война.

Например, изучая тему «Внешняя политика Александра Невского», начинаю урок с простых вопросов: что вам известно о времени, в котором довелось жить князю Александру? Как вы понимаете слова Н.М. Карамзина: «В дни общих бедствий родилась слава Александра Невского»? Далее говорю о том, что слава великого полководца вдохновила композитора С. Прокофьева написать патриотическую кантату «Александр Невский» (прослушивание отрывка из кантаты «Вставайте люди русские»). Затем следует рассказ о Невской битве, состоявшейся в 1240 году, где раскрываются ее причины, ход, итоги, значение.

В 1241 году в новгородские земли вступили немцы, и вновь Александр спасает Отечество, разбив неприятеля в битве на льду Чудского озера. Это событие нашло отображение в художественной литературе. Проявленные мужество русских воинов и полководческий талант Александра Невского вдохновили К. Симонова написать поэтическое произведение «Ледовое побоище», в котором полнее предстает перед нами образ великого полководца. Обучающийся читает наизусть отрывок из поэмы К. Симонова «Ледовое побоище». Далее идет обсуждение по отрывку произведения: в чем проявилось полководческое искусство Александра Невского?

Германцы получили потрясающий урок. Летом в Новгород приехали послы из Ордена и просили у Александра Вечного мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда Александр произнес слова, ставшие на Русской земле пророческими «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

На примере Александра Невского учились военному искусству русские полководцы и военачальники, проявившие свой талант в годы суровых испытаний. В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, в борьбе с фашистской Германией был учрежден боевой советский орден Александра Невского, которым награждались офицеры и генералы, командиры от взводов до дивизий за успешно проведенные боевые операции, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.

В конце урока мы подходим к решению проблемной задачи: «Английский историк Д. Фенел, характеризуя победы русских под шведами на Неве в 1240 году и над немецкими рыцарями в 1242 году на льду Чудского озера, назвал их как две относительно мелкие победы, малозначительные столкновения».

Обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы: согласны ли вы с этой позицией? Обоснуйте свое мнение. В чем состоит значение Невской битвы и Ледового побоища?

Так, например, на уроке «Начало Отечественной войны 1812 года» подчеркиваю, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер. Убедительно звучат здесь слова одного из первых летописцев этих событий, будущего декабриста Ф. Глинки: «…наступают времена Минина и Пожарского!.. Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу военную».

Показываю мужество армий, шедших на соединение к Смоленску и героически защищавших города с ополченцами. Включаю в рассказ слова генерала Раевского, который, с двумя своими юными сыновьями став впереди солдат, воскликнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь». Обучающимся предлагаю называть нравственные черты, характеризующие этот подвиг.

В Смоленске среди других памятников есть памятник русскому генералу Антону Скалону. На нем, кроме даты гибели, высечены слова: «…похоронен в присутствии Наполеона со всеми воинскими почестями». Он возглавил контратаку русской кавалерии и был сражен наповал картечью. Тело попало в руки врагов, и Наполеон, видевший беспримерное мужество героя, поставил его в пример своим солдатам.

Домашнее задание по этой теме включает в себя создание проектов, примерную тематику которых определяю совместно со школьниками: «Кутузов - гений Отечественной войны 1812 года», «Война 1812 года в русской поэзии», «Война 1812 года в русской музыке», «Полководец Наполеон - герой Франции или узурпатор» и др.

В рамках работы гражданско-патриотического направления во внеурочное время в нашей школе проводятся следующие мероприятия:

- патриотические часы «День неизвестного солдата» и «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»;

- классные часы, посвященные «Дню Конституции Российской Федерации» и «Великим героям Отечества»;

- час истории «Дни воинской славы России»;

- праздничная программа «День защитника Отечества»;

- выставка рисунков «Мы помним! Мы гордимся!»;

- акции: «Сирень Победы», «Окна Победы»;

- интеллектуальная игра «По страницам истории».

Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играют уроки и мероприятия, посвященные Дню Победы. В ходе подготовки к этой дате дети проникаются чувством сопричастности к прошлому, состраданием, уважением к подвигу нашего народа. Каждый год в День Победы обучающиеся школы приходят к памятнику павшим воинам, где принимают участие в торжественном митинге, возлагают цветы, рассказывают стихи, стоят в почетном карауле.

Учащиеся школы участвуют в мероприятиях, посвященных Дню Победы 9 Мая: «Бессмертный полк», «Сирень Победы», «Георгиевская ленточка», «Ветеран живет рядом» и др. К этой памятной дате ученики школы готовят проекты: «Помним и чтим», «Листая Книгу Памяти», «Никто не забыт, ничто не забыто» (о героях – земляках, отдавших жизнь за свободу Родины). Ежегодно наша школа принимает участие в митинге у памятника-мемориала погибшим воинам. Именно такие мероприятия сплачивают нацию и формируют чувство патриотизма у подростков и молодежи.

Уроки мужества, вечера памяти, празднование памятных дат, проведение викторин, конкурсов - все это примеры воспитательной работы по формированию патриотических и гражданских чувств обучающихся.

Такая организация внеурочной деятельности обучающихся по истории помогает ребятам проникнуться чувством гражданственности и патриотизма, учит любить свою малую Родину, нашу Россию.

Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины - очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

И тогда для каждого нашего воспитанника главными станут слова А.С. Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время

Автор: Макаров Николай Александрович

Дата: 14.11.2021

Номер свидетельства: 591385

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Военно-патриотическое воспитание на уроках НВП и во внеурочное время" "
    ["seo_title"] => string(79) "voienno-patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-nvp-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "130299"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415876755"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "статья "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время для обучающихся с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(113) "stat-ia-patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-istorii-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-dlia-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "240670"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445087136"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "ПРОГРАММА  «Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО»   2013 – 2016 г. "
    ["seo_title"] => string(171) "programma-grazhdanskoie-i-patriotichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-v-ramkakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos-noo-2013-2016-gh"
    ["file_id"] => string(6) "226112"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440072868"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Приобщение школьников к исследовательской деятельности через краеведение, направленное на патриотическое воспитание учащихся. "
    ["seo_title"] => string(153) "priobshchieniie-shkol-nikov-k-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-chieriez-kraieviedieniie-napravliennoie-na-patriotichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "108676"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403802638"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Патриотическое воспитание  в  социализации школьников»"
    ["seo_title"] => string(58) "patriotichieskoie-vospitaniie-v-sotsializatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "267518"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450378890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства