Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время
Одной из важных задач государства является патриотическое воспитание молодежи. В ее решении огромная роль принадлежит современному образовательному учреждению. Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями воспитания: гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим, что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение целого и части.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время»
IX Фестиваль педагогических идей «Вдохновение»
«Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время»
Автор:Макаров Николай Александрович,
учитель истории, обществознания, права
МКОУ Пановская СШ Палехского района
Палех, 2017
«Любовь к Отечеству - это и есть то
главное основание души любого истинного гражданина России.
Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,
делает ее великой, надежной
и который обязательно сделает ее процветающей»
(В. Путин).
Одной из важных задач государства является патриотическое воспитание молодежи. В ее решении огромная роль принадлежит современному образовательному учреждению. Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями воспитания: гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим, что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение целого и части.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального, основного и среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»), одним из пунктов которого являются: любовь своего края и своего Отечества, знание русского и родного языка, уважение своего народа, его культуры и духовных традиций.
Гражданско-патриотическое направление в МКОУ Пановской СШ является одним их основных в системе воспитательной работы с обучающимися. Цель данного направления – повышение чувства патриотизма, любви к своей Родине, укрепление знаний по истории России, знакомство с защитниками Родины и героическими подвигами Героев России.
История - это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека».
Уроки истории и обществознания открывают широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции.
Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. В воспитании патриотизма уроки истории и обществознания играют большую роль.
На уроках истории я создаю условия для формирования у обучающихся патриотической компетенции. Это находит свое выражение в следующем:
- формировании патриотических и гражданских чувств у обучающихся через изучение героических страниц истории Отечества;
- изучении истории страны через историю своей семьи;
- применении на уроке и во внеурочной деятельности достижений музейной педагогики, изучении истории родного края через уроки истории в школьном краеведческом музее;
- наполнении задач по предмету «История» патриотическим содержанием;
- индивидуализации работы с одаренными детьми - организации исследовательской и творческой деятельности обучающихся через создание ученических проектов.
Основой формирования патриотической компетенции является урок. Наиболее подходящим материалом для формирования патриотической компетенции служат военные темы: сражения эпохи Александра Невского, борьба с монголо-татарами, Смутное время, Северная война, Отечественная война 1812 года, русско-турецкие войны, Великая Отечественная война.
Например, изучая тему «Внешняя политика Александра Невского», начинаю урок с простых вопросов: что вам известно о времени, в котором довелось жить князю Александру? Как вы понимаете слова Н.М. Карамзина: «В дни общих бедствий родилась слава Александра Невского»? Далее говорю о том, что слава великого полководца вдохновила композитора С. Прокофьева написать патриотическую кантату «Александр Невский» (прослушивание отрывка из кантаты «Вставайте люди русские»). Затем следует рассказ о Невской битве, состоявшейся в 1240 году, где раскрываются ее причины, ход, итоги, значение.
В 1241 году в новгородские земли вступили немцы, и вновь Александр спасает Отечество, разбив неприятеля в битве на льду Чудского озера. Это событие нашло отображение в художественной литературе. Проявленные мужество русских воинов и полководческий талант Александра Невского вдохновили К. Симонова написать поэтическое произведение «Ледовое побоище», в котором полнее предстает перед нами образ великого полководца. Обучающийся читает наизусть отрывок из поэмы К. Симонова «Ледовое побоище». Далее идет обсуждение по отрывку произведения: в чем проявилось полководческое искусство Александра Невского?
Германцы получили потрясающий урок. Летом в Новгород приехали послы из Ордена и просили у Александра Вечного мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда Александр произнес слова, ставшие на Русской земле пророческими «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».
На примере Александра Невского учились военному искусству русские полководцы и военачальники, проявившие свой талант в годы суровых испытаний. В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, в борьбе с фашистской Германией был учрежден боевой советский орден Александра Невского, которым награждались офицеры и генералы, командиры от взводов до дивизий за успешно проведенные боевые операции, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.
В конце урока мы подходим к решению проблемной задачи: «Английский историк Д. Фенел, характеризуя победы русских под шведами на Неве в 1240 году и над немецкими рыцарями в 1242 году на льду Чудского озера, назвал их как две относительно мелкие победы, малозначительные столкновения».
Обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы: согласны ли вы с этой позицией? Обоснуйте свое мнение. В чем состоит значение Невской битвы и Ледового побоища?
Так, например, на уроке «Начало Отечественной войны 1812 года» подчеркиваю, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер. Убедительно звучат здесь слова одного из первых летописцев этих событий, будущего декабриста Ф. Глинки: «…наступают времена Минина и Пожарского!.. Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу военную».
Показываю мужество армий, шедших на соединение к Смоленску и героически защищавших города с ополченцами. Включаю в рассказ слова генерала Раевского, который, с двумя своими юными сыновьями став впереди солдат, воскликнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь». Обучающимся предлагаю называть нравственные черты, характеризующие этот подвиг.
В Смоленске среди других памятников есть памятник русскому генералу Антону Скалону. На нем, кроме даты гибели, высечены слова: «…похоронен в присутствии Наполеона со всеми воинскими почестями». Он возглавил контратаку русской кавалерии и был сражен наповал картечью. Тело попало в руки врагов, и Наполеон, видевший беспримерное мужество героя, поставил его в пример своим солдатам.
Домашнее задание по этой теме включает в себя создание проектов, примерную тематику которых определяю совместно со школьниками: «Кутузов - гений Отечественной войны 1812 года», «Война 1812 года в русской поэзии», «Война 1812 года в русской музыке», «Полководец Наполеон - герой Франции или узурпатор» и др.
В рамках работы гражданско-патриотического направления во внеурочное время в нашей школе проводятся следующие мероприятия:
- патриотические часы «День неизвестного солдата» и «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»;
- классные часы, посвященные «Дню Конституции Российской Федерации» и «Великим героям Отечества»;
- час истории «Дни воинской славы России»;
- праздничная программа «День защитника Отечества»;
- выставка рисунков «Мы помним! Мы гордимся!»;
- акции: «Сирень Победы», «Окна Победы»;
- интеллектуальная игра «По страницам истории».
Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играют уроки и мероприятия, посвященные Дню Победы. В ходе подготовки к этой дате дети проникаются чувством сопричастности к прошлому, состраданием, уважением к подвигу нашего народа. Каждый год в День Победы обучающиеся школы приходят к памятнику павшим воинам, где принимают участие в торжественном митинге, возлагают цветы, рассказывают стихи, стоят в почетном карауле.
Учащиеся школы участвуют в мероприятиях, посвященных Дню Победы 9 Мая: «Бессмертный полк», «Сирень Победы», «Георгиевская ленточка», «Ветеран живет рядом» и др. К этой памятной дате ученики школы готовят проекты: «Помним и чтим», «Листая Книгу Памяти», «Никто не забыт, ничто не забыто» (о героях – земляках, отдавших жизнь за свободу Родины). Ежегодно наша школа принимает участие в митинге у памятника-мемориала погибшим воинам. Именно такие мероприятия сплачивают нацию и формируют чувство патриотизма у подростков и молодежи.
Уроки мужества, вечера памяти, празднование памятных дат, проведение викторин, конкурсов - все это примеры воспитательной работы по формированию патриотических и гражданских чувств обучающихся.
Такая организация внеурочной деятельности обучающихся по истории помогает ребятам проникнуться чувством гражданственности и патриотизма, учит любить свою малую Родину, нашу Россию.
Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины - очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
И тогда для каждого нашего воспитанника главными станут слова А.С. Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».