kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Патриотическое воспитание на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлена актуальная проблема патриотического воспитания учащихся старших классов, 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках истории»


В статье представлена актуальная проблема патриотического воспитания учащихся старших классов, которое рассматривается, как систематическое воздействие на личность с целью получить знания о прошлом нашей Родины, познать процесс развития нашего общества, борьбы и труда народа для создания условий свободного развития человека. Осмысливание взаимоотношений между людьми в прошлом поможет выработке своего отношения к нормам морали, в результате у учащихся появляется стремление к осмысливанию своего места в жизни, определению пользы, которую они могут принести своей Родине.
Примером приводится реализация данной задачи на уроке истории по теме «Великая Отечественная война (1941—1945 гг.)».


Патриотическое воспитание на уроках истории

О патриотизме русского народа писали многие поэты и писатели, такие, как А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский и многие другие. «Любить свою Родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому», — писал В. Г. Белинский.
На сегодняшний день вопрос патриотического воспитания как никогда актуален для нашей страны. Современное направление внешней политики государства имеет историческое обоснование, которое учителя истории обязаны передать молодому поколению.
В русском языке слово «патриот» впервые было введено Петром I. При его правлении идея службы Отечеству была очень сильна. В процессе развития идей патриотизма его толкование ширилось, связывалось не только с военным аспектом, но и с гордостью за свою страну, народ, успехи и его достижения. Его цель — развитие в детях отношений, которые соответствуют общепринятым моральным нормам. Квинтэссенцией нравственного и патриотического воспитания можно назвать совокупность нравственных отношений к обществу, Родине, природе, ко всем людям. Эти отношения развиваются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. Добро и зло- противоположные мировые ценности. В культурной и исторической сфере эти понятия употребляются для оценки хороших и плохих качеств. Общепринято, что добро обозначает честность и пользу, зло наоборот подразумевает подлость и негативные последствия.  Содержанием нравственного воспитания выступают такие качества личности, как гуманизм, коллективизм, патриотизм, отношение к труду. Основные пути осуществления нравственного воспитания: через содержание предмета, нравственное просвещение, создание воспитывающих ситуаций, ролевые игры, этические беседы, дискуссии, тематические вечера, встречи с интересными личностями, конференции.

Значимую роль в нравственном воспитании играет поддержка со стороны государства. Идея воспитания патриотизма в подрастающем поколении приобрела государственное значение. 5 октября 2010 г. принято постановление Правительства РФ «О государственной программе ‘‘Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы’’», которое является продолжением государственных программ на 2001—2005 и 2006—2010 годы.. Принятие закона способствует всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда. 

Обучение на уроках истории включает формирование нравственных качеств человека: потребность преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать ее величие и славу, свою духовную связь с ней, стрем­иться  беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.

На мой взгляд, наиболее удачным примером положительного отношения людей к своей Родине является один из уроков истории в 10 классе. Тема занятия «Великая Отечественная война(1941—1945 гг.)». Великая Отечественная война против нацизма занимает особое место в сердцах и памяти российского народа. Она оставила след в каждой семье: десятки тысяч наших земляков ушли на фронт защищать Родину, явив миру невероятную силу духа, мужества, отвагу. Каждый третий из них не вернулся домой, на сибирскую землю. Победа в Великой Отечественной войне досталось страшной, дорогой ценой, но она определила развитие будущего нашего государства и стала гарантом его независимости.

В качестве эпиграфа зачитываю строки В. Ключевского «В истории России войны- это тяжёлое испытание и труд для всего народа»

Задаю вопрос учащимся: «Какая мысль содержится в данных строках? Что хотел передать автор слушателю?». В дискуссии ребята приходят к выводу, что кровопролитная война перевернула жизнь всего населения СССР. Для всех слоев общества, для всех наций и народностей, для каждого гражданина она стала поистине Отечественной, священной. Война потребовала напряжения всех сил и ресурсов страны, подвергла жесточайшей проверке сознание народа. По ходу урока делаю акцент на внезапности и запланированном наступлении нацисткой Германии, подвожу к пониманию, что позиция нашей страны была оборонительной и войны мы не хотели. В ходе опроса ребята рассуждают, что война несёт смерть и горе, нищету, война разрушает судьбы не только отдельных людей, но и целых народов. Если вдуматься в эти слова, станет понятно, что война по сути своей – античеловеческое явление. Нет и не может быть никакого оправдания войне.

Сегодня знание истории чрезвычайно важно, особенно в условиях современных сложных политических процессах, которые происходят в мире. Эти знания позволяют сформировать систему взглядов, развивают у учащихся способность самостоятельно и масштабно мыслить, избегать субъективных выводов и оценок. К тому же одной из приоритетных государственных задач, осуществляемых школой, является воспитание высоконравственной, патриотичной личности, с четкими гражданскими позициями. Лев Толстой писал: « Русский человек способен быть действительным героем, но это не выпячивает ему груди и не заставляет таращить глаза. Он смотрит на геройство без панибратства и, очевидно, понимает, что это совсем не такая заурядная вещь, которую можно всегда носить с собою».






Козлов, В. И. Патриотическое воспитание учащихся на уроках в общеобразовательных учреждениях / В. И. Козлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 108-111. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28269/ (дата обращения: 13.03.2023).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Патриотическое воспитание на уроках истории

Автор: Непомнящая Анастасия Сергеевна

Дата: 16.03.2023

Номер свидетельства: 627605

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Содоклад на тему "Воспитание патриотических чувств учащихся на уроках истории" "
    ["seo_title"] => string(89) "sodoklad-na-tiemu-vospitaniie-patriotichieskikh-chuvstv-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "224003"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438315306"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Приобщение школьников к исследовательской деятельности через краеведение, направленное на патриотическое воспитание учащихся. "
    ["seo_title"] => string(153) "priobshchieniie-shkol-nikov-k-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-chieriez-kraieviedieniie-napravliennoie-na-patriotichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "108676"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403802638"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Патриотическое воспитание  в  социализации школьников»"
    ["seo_title"] => string(58) "patriotichieskoie-vospitaniie-v-sotsializatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "267518"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450378890"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Опыт патриотического воспитания в деятельности детских общественных организаций. "
    ["seo_title"] => string(96) "opyt-patriotichieskogho-vospitaniia-v-dieiatiel-nosti-dietskikh-obshchiestviennykh-orghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "193142"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427573476"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Основные направления патриотического воспитания в школе "
    ["seo_title"] => string(64) "osnovnyie-napravlieniia-patriotichieskogho-vospitaniia-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "213621"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432107509"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства