Просмотр содержимого документа
«"Патриотическое воспитание на уроках Истории"»
«Патриотическое воспитание студентов в рамках преподавания истории».
Н. В. Новичкова
ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий»
Воспитание гражданина и патриота всегда было и остается важной задачей государства. Эта задача четко определена в рамках целей исторического образования в Федеральном государственном образовательном стандарте: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества", стандартом так же определяются и ценности, значимые для всех россиян: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Сегодня исторические знания чрезвычайно важны, особенно в условиях современных сложных геополитических процессов, экономической ситуации которые происходят в нашей стране и мире. История охватывает все стороны жизнедеятельности человека и общества, поэтому позволяют сформировать стройную систему взглядов, развивают у студентов способность самостоятельно и масштабно мыслить и в целом формируют мировоззрение человека.
Н.М. Карамзин утверждал: «Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».
Отечественная история включает в себя огромный воспитательный потенциал, который преподаватель реализует в рамках образовательного процесса, однако реализовать его возможно только путём применения системного, комплексного подхода.
В системе работы по формированию патриотизма на уроках истории можно выделить следующие направления:
Обязательное использование краеведческого материала в контексте изучения истории России, так как любовь к отечеству начинается с любви к своей малой родине своей семье.
Анализ исторических фактов и событий должен отличаться объективностью и оцениваться в контексте исторической эпохи и мировой истории. Например: нельзя говорить одинаково о ценности гражданских прав, уважения к человеческой личности, гуманизме с позиций 18 и 20 века. Говоря о человеческих жертвах, терроре гражданской войны необходимо пояснять, что подобные события сопровождали почти все революции и гражданские войны и т. д.
Вовлечение студентов в активную познавательную деятельность. Здесь особенно хочется отметить проектную деятельность студентов как реализацию творческого потенциала. Именно проектная деятельность позволяет повысить познавательную активность студентов через определение сферы их интересов (связь с профессией, изучение истории своей семьи, изучение интересующих вопросов и т. д. примеры)
Организация внеурочной деятельности для углубления изучения истории: мероприятия, олимпиады, всероссийские и международные проекты- неотъемлемая часть нашей работы со студентами. Из числа последних можно выделить: «Исторический диктант», «Этнографический диктант», «Большая история», онлайн-квест «За пределами».
Личный пример преподавателя и личное отношение к фактам и событиям. Нельзя воспитать патриотизм, если ты сам не патриот.
Развитие коммуникативных навыков у студентов: неумение работать в группе и в коллективе, слушать и слышать собеседника, учитывать мнение других, все это является на сегодняшний день серьезной проблемой. Коммуникативные навыки учат взаимной ответственности и взаимоуважению.
Формирование нравственных ценностей на основе примеров деятельности отдельных личностей, оценки опыта других народов и эпох.
На основе примеров прошлого создания образа русского человека как высоконравственной, патриотичной, самобытной, цельной личности. За примерами такого образа мы обращаемся к героическим страницам: Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Сусанин и т. д. Особенно важно подчеркнуть, что подобные качества были характерны для представителей разных классов и сословий.
С чего начинается воспитание патриотизма? С определения значения этого термина. Существует множество определений понятия патриотизма, например «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» (Большая советская энциклопедия, 1975) Но при анализе все эти определения сводятся к одному - патриотизм рассматривается и как принцип, и как чувство, и как обязанность, и как сознание, и как действие личности.
Таким образом, в воспитании патриотизма на уроках истории можно выделит следующие этапы:
1)Определение значения данного пониятия - что есть патриотизм и для чего он нужен.
2)Формирование патриотического сознания.
3) Патриотическое поведение.
Писарев Д.И. писал: «Патриотизм для народа есть то же самое, что инстинкт самосохранения для отдельной личности; человеку свойственно любить и защищать тех людей, ту землю, тот склад жизни, к которой он привык и привязался с первых дней своего детства».
Таким образом, уроки истории, организованные с учётом вышеперечисленных факторов, играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания, переходящего в убеждения, качества и деятельность каждой личности. Патриот – это носитель тех нравственных качеств, которые являются значимыми для всего общества.