kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме: "Фотосинтез" 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме: «Фотосинтез» 10 класс   Урок изучения нового материала.

Ключевые слова: фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл, световая фаза, темновая фаза.

Краткое описание: Цель урока сформировать у учащихся представление о механизме и значении фотосинтеза как одном из важнейших способов питания растений

Задачи:1.Рассмотреть условия, необходимые для протекания процесса фотосинтеза; 2.Изучить механизм протекания фотосинтеза; 3.Рассмотреть значение фотосинтеза в природе и жизни человека.

Методы: поисковый (самостоятельная работа с литературой); наглядно-образный (интерактивная презентация, видеофрагменты «Механизм фотосинтеза», «Значение фотосинтеза»)

Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: учебник, интерактивная презентация, у каждого обучающегося на столах рабочий лист.

Межпредметные связи: С историей – рассматривается история изучения фотосинтеза. С химией – рассматриваются химические реакции, протекающие при фотосинтезе. С физикой – рассматриваются физические процессы, протекающие при фотосинтезе. С экологией – рассматривается значение фотосинтеза.

Урок построен таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно обнаруживали и формулировали учебную проблему, определяли цель учебной деятельности, искали самостоятельно средства достижения цели, составляли индивидуально или в группе план решения поставленных задач, давали определения понятиям, могли объяснить процессы фотосинтеза, значение фотосинтеза, работать в группах – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Формы организации учебной деятельности на данном этапе урока.

Фронтальная беседа. (Учитель сообщает учащимся что сегодня на уроке мы познакомимся с одним биологическим процессом, уникальным по множеству позиций на нашей планете. Перечисляет факты  об этом процессе и обращается к учащимся с вопросом: О каком процессе идёт речь? Ответив на этот в

Фронтальная беседа. Учитель предлагает ученикам вспомнить определения терминов и понятий, изучаемых на прошлых уроках: метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, питание, гетеротрофы, автотрофы, хемотрофы, фототрофы

Этап 1.3. Целеполагание Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Фронтальная беседа. Побуждает учащихся к самостоятельному формированию цели, задавая вопросы. Цель урока: изучить механизм и значение фотосинтеза. Мы узнаем механизм протекания фотосинтеза, значение фотосинтеза.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

  1. решение первой задачи урока: Рассмотреть условия, необходимые для протекания процесса фотосинтеза.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с заданием); фронтальная (обсуждение выполненного задания). На основании выполненного задания и обсуждения учащиеся формулируют выводы, что такое фотосинтез, о том при каких условиях возможно протекание фотосинтеза.

  1. Решение второй задачи урока: Изучить механизм протекания процесса фотосинтеза.

Форма организации учебной деятельности: групповая (одна группа изучает световую фазу фотосинтеза, другая – темновую), фронтальная (обсуждение, представитель от группы рассказывает о результате работы), индивидуальная (учащиеся фиксируют в виде схемы изученный материал).

 Учащиеся просматривают видеофрагмент, слайды презентации, также пользуются материалом учебника.

  1. Решение третьей задачи урока: рассмотреть значение фотосинтеза в природе и жизни человека.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная. Выступление ученика с докладом на тему: «Значение фотосинтеза», демонстрация видеофрагмента «Значение фотосинтеза». В результате учащиеся должны самостоятельно заполнить схему «значение фотосинтеза»

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения. Индивидуальная (заполнение таблицы), фронтальная (обсуждение). 1.Сформулируйте определение фотосинтеза. 2.Сравните фазы фотосинтеза по следующим параметрам: место протекания процессов, что необходимо, процессы, происходящие на данном этапе, что образуется. Результаты оформить в виде таблицы.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная (обсуждение)

Учитель предлагает каждой группе выполнить задание.

Вспомните сказку. К. Чуковского “Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так

случилось. К чему это может привести? Отвечают на вопрос в группе, затем организуется выступление представителями групп.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подбираются соответствующие учебные задания

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Индивидуальная. Групповая (работа в парах) на этапе самопроверки. Критерии оценивания: Оценка «5» - нет ошибок, «4» - одна ошибка, «3» - две ошибки, «2» - три и более ошибок.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Учащимся предлагается высказать своё мнение об уроке или ответить на вопросы

Вам понравился сегодняшний урок?

Вы узнали что-то новое на уроке?

Что вам особенно запомнилось и понравилось?

Этап 5.2. Домашнее задание

Осуществляется дифференцировано, по выбору обучающегося: предлагается три варианта:

Изучить параграф учебника

1. -Выписать термины по теме «фотосинтез» и дать им определение.

2. – ответить на вопросы:

Придумайте способы борьбы с загрязнением воздуха.

- решите познавательную задачу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Фотосинтез" 10 класс»

Технологическая карта урока по теме: «Фотосинтез» 10 класс


1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Эркишева Елена Валерьевна

Место работы

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 6» города Ижевска Удмуртской Республики

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

второй урок в теме 4 «Жизнедеятельность клетки»

Тема урока

Фотосинтез.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока): урок освоения новых знаний и умений

урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные 

- формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе в процессе совместного выполнения учебных, познавательных задач;

- развитие самостоятельности, готовности к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными потребностями;

- формирование осознанной мотивации к выполнению задания; 

- формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);

-формирование умения сотрудничать в процессе совместного выполнения учебных, познавательных задач

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира

Метапредметные

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

  1. базовые логические действия:

— самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;

— использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);

- определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;

— использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;

— строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения;

— применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода, выявленных в различных информационных источниках;

— разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

— координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  1. базовые исследовательские действия:

— использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

— формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

— ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

— выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

— анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;

— уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

— уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

— выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;

  1. действия по работе с информацией:

— ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость;

— формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;

— приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий, совершенствовать культуру активного использования различных поисковых систем;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и др .);

— использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической информацией: применять химические, физические и математические знаки и символы, формулы, аббревиатуру, номенклатуру, использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности;

— владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности .

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

  1. общение:

— осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии);

— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, предпосылок возникновения конфликтных ситуаций; уметь смягчать конфликты и вести переговоры;

— владеть различными способами общения и взаимодействия; понимать намерения других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

— развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

  1. совместная деятельность:

— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении учебной задачи;

— выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

— принимать цель совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

— оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

— предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

— осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным . Овладение универсальными регулятивными действиями:

  1. самоорганизация:

— использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;

— выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

— самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

— самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

— давать оценку новым ситуациям;

— расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

— делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

— оценивать приобретённый опыт;

— способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

  1. самоконтроль:

— давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

— владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

— уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

— принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

  1. принятие себя и других:

— принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

— принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

— признавать своё право и право других на ошибки;

— развивать способность понимать мир с позиции другого человека .

Предметные

1) сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания естественных наук, в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения; о вкладе российских и зарубежных учёных-биологов в развитие биологии; функциональной грамотности человека для решения жизненных задач;

2) умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), ассимиляция, пластический обмен, диссимиляция, энергетический обмен, фотосинтез, фотолиз, фосфорилирование, переносчик протонов, хемосинтез .

3) умение описывать фотосинтез, процессы, протекающие в световой и темновой фазе, выделять особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, хемосинтеза; умение делать выводы на  основании полученных результатов;

4) умение выявлять причинно-следственные связи между поглощением солнечной энергии хлорофиллом и синтезом молекул АТФ;

5) умение сравнивать исходные вещества, конечные продукты и условия протекания реакций световой и темновой фазы фотосинтеза; сравнивать фотосинтез и хемосинтез;

6) умение оценивать значение фотосинтеза и хемосинтеза для жизни на Земле;

7) умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии .

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл, световая фаза, темновая фаза.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок изучения нового материала,

Цель урока сформировать у учащихся представление о механизме и значении фотосинтеза как одном из важнейших способов питания растений

Задачи:1.Рассмотреть условия, необходимые для протекания процесса фотосинтеза;

2.Изучить механизм протекания фотосинтеза;

3.Рассмотреть значение фотосинтеза в природе и жизни человека.

Методы: поисковый (самостоятельная работа с литературой); наглядно-образный (интерактивная презентация, видеофрагменты «Механизм фотосинтеза», «Значение фотосинтеза»)

Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: учебник, интерактивная презентация, у каждого обучающегося на столах рабочий лист.

Межпредметные связи: С историей – рассматривается история изучения фотосинтеза. С химией – рассматриваются химические реакции, протекающие при фотосинтезе. С физикой – рассматриваются физические процессы, протекающие при фотосинтезе. С экологией – рассматривается значение фотосинтеза.

Урок построен таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно обнаруживали и формулировали учебную проблему, определяли цель учебной деятельности, искали самостоятельно средства достижения цели, составляли индивидуально или в группе план решения поставленных задач, давали определения понятиям, могли объяснить процессы фотосинтеза, значение фотосинтеза, работать в группах – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Фронтальная беседа. (Учитель сообщает учащимся что сегодня на уроке мы познакомимся с одним биологическим процессом, уникальным по множеству позиций на нашей планете. Перечисляет факты об этом процессе:

1.Это единственный процесс на нашей планете, где происходит преобразование одного вида энергии в другую;

2.В результате этого процесса образуются сложные органические вещества;

3.Это единственный процесс, который снабжает кислородом атмосферу, а следовательно обеспечивает существование аэробных организмов;

4. О нём писал в своей книге «Солнце, жизнь, хлорофилл» К. А. Тимирязев.

и обращается к учащимся с вопросом: О каком процессе идёт речь? Ответив на этот вопрос, учащиеся называют тему урока.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Фронтальная беседа. Учитель предлагает ученикам вспомнить определения терминов и понятий, изучаемых на прошлых уроках: метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, питание, гетеротрофы, автотрофы, хемотрофы, фототрофы

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Фронтальная беседа. Побуждает учащихся к самостоятельному формированию цели, задавая вопросы. Цель урока: изучить механизм и значение фотосинтеза. Мы узнаем механизм протекания фотосинтеза, значение фотосинтеза.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


  1. решение первой задачи урока: Рассмотреть условия, необходимые для протекания процесса фотосинтеза.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с заданием); фронтальная (обсуждение выполненного задания). На основании выполненного задания и обсуждения учащиеся формулируют выводы, что такое фотосинтез, о том при каких условиях возможно протекание фотосинтеза.

Установите соответствие между рисунком или описанием опыта и тем, что этот опыт доказывает.

1


1771г. Английский химик Джозеф Пристли проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой.

2

Взяли веточки растения и поместим их в стеклянные сосуды, закрытые крышкой.

Наполи банки углекислым газом и плотно закроем.

Одну банку поставили в тёмный шкаф.

Другую банку выставили на яркий свет.

Через сутки открыли банки и опустим в них горящую лучинку.

Что мы видим? В банке, которая находилась в тёмном шкафу лучинка погасла.

В другой банке лучинка горит.

3

Вы­ставим на свет на куске стекла под стеклянным колпаком веточку зеленого растения. Края колпака смажем вазелином. Рядом с растением под колпак поставим стакан с раствором, едкой щелочи. Вскоре под колпаком углекислый газ будет поглощен едкой щелочью. Воздух, содержащий углекислый газ, про­никнуть под колпак не может, так как края его смазаны вазелином и плотно прижаты к стеклу. Через двое суток снимем колпак с растения, срежем один лист и проверим, образовался ли в его клетках крахмал. При обработке йодом лист не посинеет. Значит, крахмала в листе нет.

4

Комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте и прикрепляют с обеих сторон листа этого растения полоску чёрной бумаги. Затем выставляют растение на яркий свет. На следующий день срезают этот лист и обесцвечивают его. Промывают лист и капают капельку йода. Часть листа, закрытая полоской бумаги цвет не изменила. Часть листа, находившаяся на свету, окрасилась в синий цвет.

5

Опыт с комнатным растением геранью окаймлённой

Своё название это растение получило из-за белых, лишённых хлорофилла участков хлорофилла по краю листа.

Поставили растение на яркий свет. Через несколько часов срезали один из листьев и проанализировали его на содержание крахмала. Оказалось, что в белой каёмке листа крахмала нет.

А Органические вещества образуются только при наличии хлорофилла

Б Необходимость углекислого газа для фотосинтеза.

В Образование крахмала в листьях на свету.

Г Выделение растениями кислорода, необходимого для дыхания живых организмов.

Д Зелёные растения выделяют кислород только на свету.

1

2

3

4

5







  1. Решение второй задачи урока: Изучить механизм протекания процесса фотосинтеза.

Форма организации учебной деятельности: групповая (одна группа изучает световую фазу фотосинтеза, другая – темновую), фронтальная (обсуждение, представитель от группы рассказывает о результате работы), индивидуальная (учащиеся фиксируют в виде схемы изученный материал).

Учащиеся просматривают видеофрагмент, слайды презентации, также пользуются материалом учебника.

  1. Решение третьей задачи урока: рассмотреть значение фотосинтеза в природе и жизни человека.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная. Выступление ученика с докладом на тему: «Значение фотосинтеза», демонстрация видеофрагмента «Значение фотосинтеза». В результате учащиеся должны самостоятельно заполнить схему «значение фотосинтеза»

Планируемые результаты учебного задания:

Личностные: Ценности научного познания:

— понимание сущности методов познания, используемых в естественных науках, способность использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений; умение делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов; — способность самостоятельно использовать биологические знания для решения проблем в реальных жизненных ситуациях; — готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными потребностями.

Метапредметные:

Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация -самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; делать выбор и брать ответственность за решение.

Познавательные универсальные учебные действия:

Действия по работе с информацией:

— ориентироваться в различных источниках информации, анализировать информацию различных видов и форм представления

Предметные:

-сформированность знаний о вкладе российских и зарубежных учёных-биологов в развитие биологии;

- умение выявлять причинно-следственные связи

-умение обобщать биологическую информацию, грамотно использовать понятийный аппарат биологии.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Индивидуальная (заполнение таблицы), фронтальная (обсуждение). 1.Сформулируйте определение фотосинтеза.

2.Сравните фазы фотосинтеза по следующим параметрам: место протекания процессов, что необходимо, процессы, происходящие на данном этапе, что образуется. Результаты оформить в виде таблицы.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная (обсуждение)

Учитель предлагает каждой группе выполнить задание.

Вспомните сказку. К. Чуковского “Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так

случилось. К чему это может привести? Отвечают на вопрос в группе, затем организуется выступление представителями групп.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Плоды садовой земляники, созревшие в солнечную и пасмурную погоду, отличаются по вкусу. В чем заключается это отличие? Как вы можете объяснить возникновение таких отличий?

Ответ

1) плоды садовой земляники, созревшие в солнечную погоду, гораздо слаще, чем плоды, созревшие в пасмурную;

2) в солнечную погоду повышается интенсивность фотосинтеза, а тем самым синтез углеводов (глюкозы), имеющих сладкий вкус.


Планируемые результаты учебного задания:

Личностные 

- развитие самостоятельности, готовности к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными потребностями;

- формирование осознанной мотивации к выполнению задания; 

- формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);

-формирование умения сотрудничать в процессе совместного выполнения учебных, познавательных задач

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.

Метапредметные

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

— самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;

— использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);

— использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;

— строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

1) общение:

— осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии);

— владеть различными способами общения и взаимодействия; понимать намерения других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

— развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

Овладение универсальными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

— использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;

— давать оценку новым ситуациям;

— способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

Предметные

- умение выявлять причинно-следственные связи между поглощением солнечной энергии хлорофиллом и синтезом молекул АТФ;

- умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии .

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

В листьях растений интенсивно идет процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

Ответ:

1) фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;
2) по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.

Планируемые результаты учебного задания

Личностные

- формирование экологического мышления

- развитие самостоятельности, готовности к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными потребностями;

- формирование осознанной мотивации к выполнению задания;

- формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);

-формирование умения сотрудничать в процессе совместного выполнения учебных, познавательных задач

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира

Метапредметные

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

— использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);

— использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;

— строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения;

2) базовые исследовательские действия:

— осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

— уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

— выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;

3) действия по работе с информацией:

— ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

1) общение:

— осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии);

— развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

— использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;

— расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

— делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

— давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

— владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

3) принятие себя и других:

— принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

— принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

— признавать своё право и право других на ошибки;

— развивать способность понимать мир с позиции другого человека .

Предметные

-умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии .

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Какое событие в истории Земли назвали «великой кислородной революцией»?

Ответ: Использование живыми организмами кислорода для окисления органических веществ и получения энергии назвали «великой кислородной революцией». Этот процесс произошёл тогда, когда содержание кислорода в атмосфере достигло 1 %., т.к. называемая точка Пастера. Далее накопление кислорода в атмосфере привело к образованию озонового экрана и выходу живых организмов на сушу.


Планируемые результаты учебного задания:

Личностные

- формирование экологического мышления

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе в процессе совместного выполнения учебных, познавательных задач;

- развитие самостоятельности, готовности к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными потребностями;

- формирование осознанной мотивации к выполнению задания;

- формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);

-формирование умения сотрудничать в процессе совместного выполнения учебных, познавательных задач

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира

Метапредметные

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

— самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;

— использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);

- определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;

— использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;

— строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения;

2) базовые исследовательские действия:

— уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

3) действия по работе с информацией:

— ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

1) самоорганизация:

— использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;

— самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

— давать оценку новым ситуациям;

— делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

— оценивать приобретённый опыт;

— способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

2) самоконтроль:

— давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

— владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

— уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

— принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

3) принятие себя и других:

— принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

— принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

— признавать своё право и право других на ошибки;

— развивать способность понимать мир с позиции другого человека .

Предметные

- сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания естественных наук, в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения; о вкладе российских и зарубежных учёных-биологов в развитие биологии; функциональной грамотности человека для решения жизненных задач;

- умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии .

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Индивидуальная. Групповая (работа в парах) на этапе самопроверки. Критерии оценивания: Оценка «5» - нет ошибок, «4» - одна ошибка, «3» - две ошибки, «2» - три и более ошибок.

Тестовое задание.

1. В каких органоидах клетки осуществляется процесс фотосинтеза?

а) митохондрии, б) рибосомы, в) хлоропласты, г) хромопласты.

2. При расщеплении какого соединения выделяется свободный кислород при фотосинтезе?

а) CO2,б) H2O,в) АТФ.

3. На какой стадии фотосинтеза образуется свободный кислород?

а) темновая, б) световая, в) постоянно.

4. В течение какой стадии в хлоропласте образуется первичный углевод?

а) световая стадия ,б) темновая стадия.

5. Что происходит с АТФ в световую фазу:

а) синтез, б) расщепление

6. В хлоропласте световые фазы фотосинтеза протекают в:

а) строме; б) гранах и строме; в) гранах и тилакоидах; в) в мембранах тилакоидов


Планируемые результаты:

Личностные: Ценности научного познания:

— заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественно-научной грамотности как составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии;

— способность использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений; умение делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов;

Метапредметные:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

действия по работе с информацией:

— ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость;

совместная деятельность:

— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении учебной задачи;

— принимать цель совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

— оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

— использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;

— делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

— оценивать приобретённый опыт;

2) самоконтроль:

— давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

— владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

— уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

— принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

Предметные:

- умение описывать фотосинтез, процессы, протекающие в световой и темновой фазе, выделять особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, хемосинтеза; умение делать выводы на основании полученных результатов;

- умение выявлять причинно-следственные связи между поглощением солнечной энергии хлорофиллом и синтезом молекул АТФ;

- умение сравнивать исходные вещества, конечные продукты и условия протекания реакций световой и темновой фазы фотосинтеза; сравнивать фотосинтез и хемосинтез;

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Учащимся предлагается высказать своё мнение об уроке или ответить на вопросы

Вам понравился сегодняшний урок?

Вы узнали что-то новое на уроке?

Что вам особенно запомнилось и понравилось?

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Осуществляется дифференцировано, по выбору обучающегося: предлагается три варианта:

Изучить параграф учебника

1. -Выписать термины по теме «фотосинтез» и дать им определение.

2. – ответить на вопросы:

-Происходит ли фотосинтез у красных и бурых водорослей ?  Ответ поясните.

Придумайте способы борьбы с загрязнением воздуха.

- решите познавательную задачу:

Познавательная задача:

Известно, что 50 м2  зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?    

(ответ: 8 кг углекислого газа, 200 человек)

3.- выполнив его, вы сможете всех удивить на следующем уроке. 

-Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? Приведите доказательства своих выводов?  

-Составьте рассказ об особенностях строения листа, связанных  с осуществлением процесса фотосинтеза.  

-В чем сходство и различие процессов фотосинтеза и хемосинтеза?



5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме: "Фотосинтез" 10 класс

Автор: Эркишева Елена Валерьевна

Дата: 01.06.2024

Номер свидетельства: 651934

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Технологическая карта урока "Фотосинтез", 6 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_fotosintez_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "653241"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1718820780"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "технологическая карта урока в 6 классе по теме "Космическая роль растений""
    ["seo_title"] => string(74) "tiekhnologhichieskaiakartaurokav6klassiepotiemiekosmichieskaiarolrastienii"
    ["file_id"] => string(6) "274049"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452327616"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технологическая карта урока биологии "Испарение воды растениями""
    ["seo_title"] => string(67) "tiekhnologhichieskaiakartaurokabiologhiiisparieniievodyrastieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "310996"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459144654"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Технологическая карта урока биологии  по теме" Воздушное питание растений - фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(96) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-po-tiemie-vozdushnoie-pitaniie-rastienii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "193158"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427586274"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологическая карта урока по теме "Значение водорослей"  ОС "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-znachieniie-vodorosliei-os-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "145012"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418831510"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства