Технологическая карта урока по теме: «Фотосинтез» 10 класс Урок изучения нового материала.
Ключевые слова: фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл, световая фаза, темновая фаза.
Краткое описание: Цель урока сформировать у учащихся представление о механизме и значении фотосинтеза как одном из важнейших способов питания растений
Задачи:1.Рассмотреть условия, необходимые для протекания процесса фотосинтеза; 2.Изучить механизм протекания фотосинтеза; 3.Рассмотреть значение фотосинтеза в природе и жизни человека.
Методы: поисковый (самостоятельная работа с литературой); наглядно-образный (интерактивная презентация, видеофрагменты «Механизм фотосинтеза», «Значение фотосинтеза»)
Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: учебник, интерактивная презентация, у каждого обучающегося на столах рабочий лист.
Межпредметные связи: С историей – рассматривается история изучения фотосинтеза. С химией – рассматриваются химические реакции, протекающие при фотосинтезе. С физикой – рассматриваются физические процессы, протекающие при фотосинтезе. С экологией – рассматривается значение фотосинтеза.
Урок построен таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно обнаруживали и формулировали учебную проблему, определяли цель учебной деятельности, искали самостоятельно средства достижения цели, составляли индивидуально или в группе план решения поставленных задач, давали определения понятиям, могли объяснить процессы фотосинтеза, значение фотосинтеза, работать в группах – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Формы организации учебной деятельности на данном этапе урока.
Фронтальная беседа. (Учитель сообщает учащимся что сегодня на уроке мы познакомимся с одним биологическим процессом, уникальным по множеству позиций на нашей планете. Перечисляет факты об этом процессе и обращается к учащимся с вопросом: О каком процессе идёт речь? Ответив на этот в
Фронтальная беседа. Учитель предлагает ученикам вспомнить определения терминов и понятий, изучаемых на прошлых уроках: метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, питание, гетеротрофы, автотрофы, хемотрофы, фототрофы
Этап 1.3. Целеполагание Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
Фронтальная беседа. Побуждает учащихся к самостоятельному формированию цели, задавая вопросы. Цель урока: изучить механизм и значение фотосинтеза. Мы узнаем механизм протекания фотосинтеза, значение фотосинтеза.
БЛОК 2. Освоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
- решение первой задачи урока: Рассмотреть условия, необходимые для протекания процесса фотосинтеза.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с заданием); фронтальная (обсуждение выполненного задания). На основании выполненного задания и обсуждения учащиеся формулируют выводы, что такое фотосинтез, о том при каких условиях возможно протекание фотосинтеза.
- Решение второй задачи урока: Изучить механизм протекания процесса фотосинтеза.
Форма организации учебной деятельности: групповая (одна группа изучает световую фазу фотосинтеза, другая – темновую), фронтальная (обсуждение, представитель от группы рассказывает о результате работы), индивидуальная (учащиеся фиксируют в виде схемы изученный материал).
Учащиеся просматривают видеофрагмент, слайды презентации, также пользуются материалом учебника.
- Решение третьей задачи урока: рассмотреть значение фотосинтеза в природе и жизни человека.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная. Выступление ученика с докладом на тему: «Значение фотосинтеза», демонстрация видеофрагмента «Значение фотосинтеза». В результате учащиеся должны самостоятельно заполнить схему «значение фотосинтеза»
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения. Индивидуальная (заполнение таблицы), фронтальная (обсуждение). 1.Сформулируйте определение фотосинтеза. 2.Сравните фазы фотосинтеза по следующим параметрам: место протекания процессов, что необходимо, процессы, происходящие на данном этапе, что образуется. Результаты оформить в виде таблицы.
БЛОК 3. Применение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная (обсуждение)
Учитель предлагает каждой группе выполнить задание.
Вспомните сказку. К. Чуковского “Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так
случилось. К чему это может привести? Отвечают на вопрос в группе, затем организуется выступление представителями групп.
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Подберите соответствующие учебные задания
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Подбираются соответствующие учебные задания
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
Индивидуальная. Групповая (работа в парах) на этапе самопроверки. Критерии оценивания: Оценка «5» - нет ошибок, «4» - одна ошибка, «3» - две ошибки, «2» - три и более ошибок.
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы.
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
Учащимся предлагается высказать своё мнение об уроке или ответить на вопросы
Вам понравился сегодняшний урок?
Вы узнали что-то новое на уроке?
Что вам особенно запомнилось и понравилось?
Этап 5.2. Домашнее задание
Осуществляется дифференцировано, по выбору обучающегося: предлагается три варианта:
Изучить параграф учебника
1. -Выписать термины по теме «фотосинтез» и дать им определение.
2. – ответить на вопросы:
Придумайте способы борьбы с загрязнением воздуха.
- решите познавательную задачу.