«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Современный урок– это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и учащегося.
Главная цель урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир.
Задача любого педагога - сделать все возможное для того, чтобы развить ребенка как личность способную к самообразованию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ» »
Публикация работы над проблемной темой в международный справочник
ВКО г.Риддер КГУ «Школа-гимназия» учитель истории Алмуратова А.В.
С 2012 года работаю над проблемной темой
«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
На сегодняшний день общество предъявляет достаточно серьёзные требования к выпускнику школы. Он должен:
уметь самостоятельно приобретать знания;
применять их на практике для решения разнообразных проблем;
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Специфика работы в гимназии заставила меня пересмотреть свои позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?» Эти вопросы я задаю себе постоянно.
Я убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир.
Моя задача как педагога сделать все возможное для того, чтобы развить ребенка как личность способную к самообразованию.
Гипотеза: я предполагаю, что организация самостоятельной работы на уроках истории и обществознания способствует активизации учебной познавательной деятельности учащихся.
Современный урок–это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и учащегося.
В связи с чем возникает закономерный вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить весь этот объем?
Для меня стало очевидно, что:
у большинства детей потерян интерес к учебе;
дети плохо читают, запоминают;
их внимание неустойчиво;
низок уровень самостоятельности мышления;
недостаточно развиты творческие способности;
снижается грамотность и культура речи учащихся.
Мой опыт направлен на преодоление этих затруднений и поиск путей повышения эффективности обучения.
Свои уроки я строю так, чтобы каждому ребенку было интересно учиться, чтобы как можно полнее раскрывались его творческие способности, умственный потенциал.
Самостоятельная работа, на мой взгляд, позволяет:
вести обучение с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся;
осуществлять переход от простых знаний к более сложным;
развивать мышление и творческие способности каждого учащегося;
овладеть определенными познавательными умениями и навыками.
При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:
по форме задания (узнавание, воспроизведение, преобразование, выбор);
по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически, проект, презентация);
по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);
по месту выполнения (на уроке, вне урока);
по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один учащийся).
Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем, на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщитьего и сделать выводы.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:
Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.
Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ребята выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый учащийся выполняет особое задание).
В качестве форм и методов контроля самостоятельной работы учащихся могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др. Например, урок истории по теме «Традиционные общества Востока» планируется мною в форме конференции. В силу объёмности изучаемого материала, учащиеся готовят заранее в группах иллюстративно-доказательный материал в форме презентации. Урок- семинар по теме «Казахстан в первой четверти 20 века» проводится на основе сообщений из дополнительной литературы по заранее установленным вопросам.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы учащегося являются:
уровень освоения учащимися учебного материала;
умение учащимися использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общих компетенций;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Успешности и результативности своей работы достигаю за счёт того, что, наряду с традиционными формами проведения уроков, практикую нетрадиционные, при этом учитываю возрастные особенности учащихся.