КЛЮЧИ
Школьный этап
Всероссийской олимпиады школьников
по истории для 7-го класса.
2014-2015 учебный год.
Задание 1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (По 2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл - 6)
1. Закупы, рядовичи, смерды. (Категории зависимого населения Киевской Руси)
2. 1478 г., 1485 г., 1514 г. (Завершение объединения русских земель: 1478 г. - присоединение Новгорода, 1485 г. - Твери, 1514 г. - возвращение Смоленска)
3. Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский. (Руководители опричнины)
Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. (По 2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл - 6)
1. Древляне, бужане, вятичи, дреговичи, поляки, кривичи.
2. 1552 г., 1556 г., 1581 г., 1589 г.
3. Рюрик, Радим, Синеус, Трувор.
Задание 3. Расположите в хронологической последовательности. (5 баллов за правильный ответ, при наличии ошибок - 0 баллов)
А. Восстание под предводительством Ивана Болотникова (1606-1607 гг.).
Б. Царствование Бориса Годунова (1598-1605 гг.).
В. Избрание Михаила Романова царём (1613 г.).
Г. Период «семибоярщины» (1610-1612 гг.).
Д. Царствование Лжедмитрия I (1605-1606 гг.).
Задание 4. За каждый термин - 2 балла, за каждое определение - 2 балла; максимальный балл - 8.
1. Иго - система зависимости покорённой Батыем Руси от ханов Золотой Орды
2. Местничество - порядок назначения на высшие государственные должности в соответствии с родовитостью и службой предков, а не за личные заслуги.
Задание 5. (Максимальный балл - 17)
1. Укажите с точностью до полувека период, описываемый в источнике.
Первая половина XVII века (1 балл)
2. Назовите имена «первого» и «второго» государей, упоминаемых в тексте.
«Первый» государь – царь Михаил Федорович, «второй» государь – патриарх Филарет (Ф.Н. Романов). (2 балла)
3. Следствием каких событий стало вступление на престол «первого государя»?
Избрание его на царство Земским собором 1613 г. (2 балла)
4. Напишите значение выделенных понятий.
4.1. Глава православной независимой церкви. (3 балла)
4.2.Высший совещательный орган при государе. (3 балла)
4.3. Собрание представителей всех сословий. (3 балла)
4.4. Временное осуществление полномочий главы государства при малолетстве наследника престола. (3 балла)
Задание 6. За правильно определенную пару и наименование изображений – 2 балла. За обоснование по 1 баллу. Всего за задание - 12 баллов.
| № | Название экспонатов | Что их связывает? |
1 пара | 1 | Колумб | Великие географические открытия |
5 | Каравелла |
2 пара | 2 | Собор Святой Софии в Киеве | Храм был построен в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым |
8 | Ярослав Мудрый |
3 пара | 4 | Шапка Мономаха | В 1547 году в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана IV |
7 | Успенский Собор в Москве |
4 пара | 3 | Осада Константинополя турками-османами | В 1453 году столица Византийской империи, Константинополь, была захвачена турками-османами под предводительством султана Мехмеда II |
6 | Собор Святой Софии в Константинополе |
Принимаются иные содержательно правильные объяснения, что связывает экспонаты.
Задание 7. Максимальный балл - 6.
Событие: Ледовое побоище (4 балла)
Номер иллюстрации: 2 (2 балла)
Задание 8. По 1 баллу за каждое правильно написанное слово; итого - 10 баллов.
1. Ордынский выход, бесермены, баскаки, ярлык, нойон.
2. Реформация, кальвинизм, протестантство, лютеранство, иезуиты.
Задание 9. По 2 балла за каждый правильный ответ, итого - 10 баллов:
1. Как называлось наследственное земельное держание?
а) поместье; б) удел; в) вотчина; г) домен.
2. Укажите годы Ливонской войны.
а) 1558-1583 гг.; б) 1555-1575 гг.; в) 1547-1552 гг.; г) 1505-1533 гг.
3. Какое название получила монета в результате денежной реформы Елены Глинской?
а) деньга; б) копейка; в) рубль; г) пуло.
4. Какое государство было первым исследователем новых земель?
а) Португалия; б) Англия; в) Россия; г) Испания.
5. В переводе с испанского «конкистадор» означает:
а) завоеватель; б) пират; в) авантюрист; г) рыцарь.
Задание 10. Творческое задание оценивается по указанным критериям:
Назовите описываемое событие;
укажите период (век, год) истории России, когда оно произошло;
назовите не менее двух участников события;
опишите произошедшее событие;
объясните, в чём его значение для истории русского государства.
Максимальный балл за задание -20
Всего за работу - 100 баллов.
КЛЮЧИ
Школьный этап
Всероссийской олимпиады школьников
по истории для 8-го класса.
2014-2015 учебный год.
Задание 1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (По 2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл - 6)
1. 1816-1818 гг., 1818-1821 гг., 1820 г., 1821-1825 гг., 1825 г. (Деятельность тайных обществ декабристов)
2. Фаворит, кондиции, «бироновщина», гвардия. (Эпоха дворцовых переворотов)
3. А. Е. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, П.А. Строганов. (Члены Негласного комитета)
Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. (По 2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл - 6)
1. Ф.А.Головин, Ф.Я. Лефорт, Б.П.Шереметев, А.Л. Левенгаупт, А.С.Шеин.
2. Гросс-Егерсдорф, Цорндорф, Кунерсдорф, Белград, Берлин.
3. Коллегии, ассамблеи, министерства, Синод, Сенат.
Задание 3. Расположите в хронологической последовательности. (5 баллов за правильный ответ, при наличии ошибок - 0 баллов)
А. Бородинское сражение (26 августа 1812 г.).
Б. Венский конгресс (1814 г.).
В. Тарутинский манёвр (октябрь 1812 г.).
Г. Смоленское сражение (начало августа 1812 г.).
Д. Совет в Филях (1 сентября 1812 г.).
Задание 4. За каждый термин - 1 балл, за каждое определение - 2 балла; максимальный балл - 6.
4.1. Меркантилизм - экономическая политика, запрещающая купцам вывозить из страны деньги, полученные за проданные ими иностранные товары, и обязывающая их тратить эти средства на покупку местных изделий.
4.2. Негласный комитет - неофициальный орган при Александре I, созданный императором для разработки планов основных преобразований, необходимых России.
Задание 5. Найдите в тексте ошибки, подчеркните их, поставьте номер и дайте правильный вариант под текстом. (По 1 баллу за каждую исправленную ошибку, всего - 10 баллов)
Важным фактом русской истории XVI века (XVII) был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Аввакума (Никона). Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении религиозных обрядов. Наиболее существенными из нововведений, принятых Церковным собором 1554 (1654 г.) года, была замена крещения тремя (двумя) перстами двоеперстием (троеперстием), произнесение славословия Богу «Аллилуйя!» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу солнца, а против него. Все они касались существа православия (чисто обрядовой стороны), а не его обрядовой стороны (существа православия). Однако именно обряд трактовался в традиционной русской культуре как «вера». Поэтому перемены вызывали широкий протест. Несогласных ждала жестокая расправа. В 1582 году (1682 г.) погиб на костре вождь старообрядцев протопоп Никон (Аввакум). Старообрядцы, пытаясь сохранить свою веру, уходили на юг, бежали за границу (уходили на Север, Урал, в Сибирь).
Задание 6. По 1 баллу за каждое правильно написанное слово; итого - 8 баллов.
1. Секуляризация, коллегии, меркантилизм, ассамблеи.
2. Мисти цизм, континентальная блокада, адъютант, флеши.
Задание 7. За правильно определенную пару и наименование изображений – 3 балла. За обоснование по 1 баллу. Всего за задание - 16 баллов.
| № | Название экспонатов | Что их связывает? |
1 пара | 2 | Варфоломеевская ночь | Религиозный войны закончились восшествием Генриха Наваррского на французский престол и изданием Нантского эдикта (1598). |
3 | Генрих Наваррский подписывает Нантский эдикт |
2 пара | 4 | Берестяная грамота | Берестяные грамоты были широко распространены в Новгородской земле |
7 | Схема средневекового Новгорода |
3 пара | 8 | Рисунок летательного аппарата Леонардо да Винчи. | Эпоха Возрождения |
5 | Книга «Утопия» Т. Мора. |
4 пара | 6 | Ассамблея в эпоху Петра I. | Период правления Петра I |
1 | Бородовой знак. |
Принимаются иные содержательно правильные объяснения, что связывает экспонаты.
Задание 8. По 1 баллу за каждую правильную позицию, всего - 18 баллов.
Цифровое обозначение на карте | Место сражения | Год | Буквенное обозначение портрета | Имя полководца | Текстовый фрагмент |
I | Измаил | 1790 | А | А.В.Суворов | 2 |
II | Калиакрия | 1791 | В | Ф.Ф.Ушаков | 3 |
III | Чесма | 1770 | Б | А.Г.Орлов | 1 |
Задание 9. По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего - 5 баллов.
Задание 10. Творческое задание оценивается по указанным критериям:
Назовите описываемое событие;
укажите период (век, год) истории России, когда оно произошло;
назовите не менее двух участников события;
опишите произошедшее событие;
объясните, в чём его значение для истории русского государства.
Максимальный балл за задание - 20.
Всего за работу - 100 баллов.