Задание 3. Расположите в хронологической последовательности. (5 баллов)
А. Восстание под предводительством Ивана Болотникова.
Б. Царствование Бориса Годунова.
В. Избрание Михаила Романова царём.
Г. Период «семибоярщины».
Д. Царствование Лжедмитрия I.
1
2
3
4
5
Задание 4. Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам. (Максимальный балл - 8)
1. От, хан, покорённый, Батый, Русь, система, Орда, зависимость, Золотая.
Задание 5.Проанализируйте отрывок из сочинения В.О.Ключевского.
«Воротившийся из плена отец государев, возведённый в сан патриарха (1) и второго государя, твёрдою рукою взялся за кормило правления и не всегда смотрел на боярские лица; но управление до конца жизни патриарха велось совместными силами обоих государей при участии Боярской думы (2) и Земского собора (3). Это двоевластие было сделкой семейных понятий и политических соображений: родителю неловко было стать просто подданным своего сына, а сын нуждался в постоянном регентстве (4), которое всего естественнее было поручить отцу с титулом второго государя. В одном местническом случае вопрос, который из государей больше или меньше другого, решён был так: «каков он, государь, таков же и отец его государев; их государское величество нераздельно».
Ответьте на вопросы. (Максимальный балл -17)
1. Укажите с точностью до полувека период, описываемый в источнике.
Задание 6. Перед вами 8 музейных экспонатов, рассказывающих о страницах российской и европейской истории. Разбейте представленные экспонаты на 4 пары, пояснив, каким сюжетом они между собой связаны. Назовите представленные ниже экспонаты, ответ внесите в таблицу в соответствующие графы. (Максимальный балл - 12)
1
2
3
4
5
6
7
8
№
Название экспонатов
Что их связывает?
1 пара
2 пара
3 пара
4 пара
Задание 7. Какому историческому событию соответствует карта-схема? Напишите событие и номер соответствующей иллюстрации. (Максимальный балл - 6)
Задание 3. Расположите в хронологической последовательности. (5 баллов).
А. Бородинское сражение.
Б. Венский конгресс.
В. Тарутинский манёвр.
Г. Смоленское сражение.
Д. Совет в Филях.
1
2
3
4
5
Задание 4. Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам. (Максимальный балл - 6)
Задание 5. Найдите в тексте ошибки, подчеркните их, поставьте номер и дайте правильный вариант под текстом. (10 баллов)
Важным фактом русской истории XVI века был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Аввакума. Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении религиозных обрядов. Наиболее существенными из нововведений, принятых Церковным собором 1554 года, была замена крещения тремя перстами двоеперстием, произнесение славословия Богу «Аллилуйя!» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу солнца, а против него. Все они касались существа православия, а не его обрядовой стороны. Однако именно обряд трактовался в традиционной русской культуре как «вера». Поэтому перемены вызывали широкий протест. Несогласных ждала жестокая расправа. В 1582 году погиб на костре вождь старообрядцев протопоп Никон. Старообрядцы, пытаясь сохранить свою веру, уходили на юг, бежали за границу.
Задание 7. Перед вами 8 музейных экспонатов, рассказывающих о страницах российской и европейской истории. Разбейте представленные экспонаты на 4 пары, пояснив, каким сюжетом они между собой связаны. Назовите представленные ниже экспонаты, ответ внесите в таблицу в соответствующие графы. (16 баллов)
1
2
3
4
5
6
7
8
№
Название экспонатов
Что их связывает?
1 пара
2 пара
3 пара
4 пара
Задание 8. Перед вами карта, на которой обозначены крупнейшие сражения второй половины XVIII в. (18 баллов)
8.1. Цифрами обозначены места сражений. Внесите названия этих мест в таблицу под
соответствующим номером. В следующем столбце запишите год сражения.
8.2. Соотнесите имена полководцев с названными вами сражениями и внесите их буквенные обозначения в таблицу. В соответствующей колонке запишите имя полководца.
8.3. Впишите цифровые обозначения текстовых фрагментов в соответствии с названными
вами сражениями.
А Б В
1. Президент Адмиралтейств-коллегий по итогам этого сражения получил следующее донесение: «Честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский военный флот... атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем архипелаге... господствующими».
2. «Я с войсками сюда прибыл. 24 часа на размышление для сдачи – и воля; первые мои выстрелы – уже неволя; штурм – смерть. Что ставлю вам на рассмотрение».
3. «Великий! Твоего флота больше нет», - доложили турецкому султану. Тот был настолько напуган увиденным зрелищем и известием о сокрушительном поражении своего флота, что немедленно поспешил заключить мир с Россией».
Цифровое
обозначение на карте
Место сражения
Год
Буквенное
обозначение
портрета
Имя полководца
Текстовый фрагмент
Задание 9. Соотнесите литературные направления и их представителей. (5 баллов)
Направление
Представители
А
Классицизм
1
А.П.Сумароков
2
Д.И.Фонвизин
Б
Реализм
3
Н.М.Карамзин
4
Г.Р.Державин
В
Сентиментализм
5
А.Д.Кантемир
1
2
3
4
5
Задание 10. Напишите заметку в журнал «Дилетант» о наиболее значимом событии истории России. (20 баллов)
Назовите описываемое событие;
укажите период (век, год) истории России, когда оно произошло;
назовите не менее трёх участников события;
опишите произошедшее событие;
объясните, в чём его значение для истории русского государства.